Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)



 

Контрольные вопросы по курсу:

 

1. Исторические формы и типы мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.

2. Условия и причины появления философии.

3. Основные области философского знания: онтология, гносеология, аксиология.

4. Философия, религия и наука; проблема научности философии.

5. Античная философия как первая форма теоретического отношения к миру.

6. Бог и человек в религиозной философии средневековья.

7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени.

8. Агностицизм И. Канта.

9. Абсолютный идеализм Гегеля.

10. Основные направления современной философии от середины XIX в. до конца XX в.

11. Рассудочный и разумный виды мышления: единство и различие.

12. Чувственное и мыслящее познание: их сущность, формы, границы, достоверность.

13. Рационализм и иррационализм.

14. Познавательное отношение и его стороны: субъект и объект познания.

15. Познание как «отражение» и как «конструирование» предметной сферы. Субъективное и объективное в познании.

16. Знание и мнение: проблема достоверности знания.

17. Соотношение веры и мыслящего познания. Вера, знание, истина.

18. Истина как цель и результат познания. Учения о критериях истины.

19. Философские учения о причинах и началах сущего.

20. Категориальные структуры мышления и бытия. Категориальные законы (законы диалектики).

21. Философские понятия пространства и времени.

22. Понятие и образ природы в философии и науке.

23. Понятие закона природы. Закон природы и закон общества.

24. Метафизические и гносеологические основания концепций происхождения жизни: эволюционизм, креационизм.

25. Природные и культурно-исторические факторы антропосоциогенеза.

26. Человек как биосоциальное существо.

27. Сознание, самосознание, психика; сознание и бессознательное.

28. Сознание, язык, речь.

29. Понятие личности; личность и общество.

30. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность.

31. Наука как специфическая форма познания.

32. Субъективное и объективное в научном познании.

33. Методы научного познания.

34. Эволюция и революция в науке.

35. Классический и неклассический идеалы рациональности.

36. Методологические основы естественных и гуманитарных наук.

37. Сциентизм и антисциентизм.

38. Природное и социальное в общественной жизни.

39. Понятие общественного прогресса: основные концепции.

40. Основные концепции исторического процесса.

 

 

Кадровое обеспечение

2.2.1.Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины



К чтению лекций должны привлекаться преподаватели философии, имеющие ученую степень и/или ученое звание, имеющие опыт планирования и организации учебного процесса.

 

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Для преподавания настоящей дисциплины вспомогательный персонал не требуется.

 

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Не предусмотрено

Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.

Аудитории и помещения, предназначенные для проведения занятий по данной дисциплине должны отвечать санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета.

 

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в т. ч. к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

 

Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение в данном курсе не используется.

 

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

 

Специализированное оборудование не требуется

 

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

 

Специализированное программное обеспечение не требуется.

 

 

2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов

Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.

 

Информационное обеспечение

2.4.1. Список обязательной литературы.

1. Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

 

2.4.2. Список дополнительной литературы по темам:

ТЕМА 1.

1. Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002.



2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

3. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь

4. А.Н. Леонтьев. Мышление

5. Бибихин Н.А. Язык философии. М., 1993.

6. Вазюлин В. А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания

7. Волчек Е.З. Философия. Минск, 1998.

8. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? — Работы разных лет в 2 т. М., 1970. Т.1.

9. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1975.

10. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

11. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

12. Кант И. Пролегомены. М., 1993.

13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

14. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

15. Лоу С. Философский тренинг. М., 2007.

16. Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994.

17. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

18. Наука. Философия. Религия. Кн. 2. М., 2007.

19. Никифоров А. Природа философии: основы философии. М., 2001.

20. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

21. Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М.: ИФ РАН, 2008.

22. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. М., 2002.

23. Хайдеггер Мартин «Что такое метафизика?»

24. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

25. Статьи в журнале «Вопросы философии»:

№ 8-1990 г. Макс Планк. Религия и естествознание.

№ 7-1992. Бибихин В.Ф. Философия и религия.

№ 5-1996. Вайнгартнер Г. Сходство и различие между науч. и религиоз. верой.

26. Лосский Н.О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

 

ТЕМА 2.

1. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.

2. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. М., 1985.

4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVI века. М.,1974.

5. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч., т. 2, М., 1990.

7. Рассел Б. История западной философии.: в 2-х т. М., 1993.

8. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

9. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1991.

11. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

12. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

13.

14. Шестов Лев Memento mori // Соч., т.1, М., 1993.

15. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.

ТЕМА 3-4.

1. Абачиев С. К. Эволюционная теория познания: опыт систематического построения. — М., 2004.

2. Абрамова Н.Т. О природе и статусе перцептивного строя сознания

3. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. М., 1991

4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания \\ Сочинения. М., 1978. (Введение).

5. Борчиков С.А. Что значит знать "знать"

6. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

7. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования). М., 2008.

8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

9. Горелов, А.А. Истина и смысл. М., 2010.

10. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: итоги тысячелетия. Бишкек, 1997.

11. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы — 2-е издание. — М., 2010.

12. Ильин В. В. 2 // Теория познания. Эпистемология — М., 1994.

13. Исторические типы рациональности/ Отв.ред. В.А.Лекторский. - Т.1.

14. Конструктивизм в теории познания. М., 2008.

15. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974.

16. Краевский В. Три ступени познания и спор реализма с анти-реализмом

17. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

18. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. М.: Наука, 1967.

19. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.— М.: Медиум, 1995.

20. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.— М.: АСТ, 2001.

21. Лакатос И. Избранные произведение по философии и методологии науки — М., 2008.

22. Лебедев С.П. Идеализм. История и логика генезиса. СПб., 2008.

23. Левинас Э. Философская интуиция

24. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

25. Логика и теория познания. Л.,1990.

26. Лосский Н.О. Интуитивизм. М., 1992.

27. Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984

28. Меркулов И.П. Когнитивные способности. М., 2005.

29. Мистицизм: теория и история. М.: ИФ РАН, 2008.

30. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание

31. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное - философская проблема

32. Мышление

33. Митрошенков О. А.. Философия: учебник. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Многообразие форм знания

34. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

35. Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии //Философские исследования. — 1993. — № 1. — С.61-70.

36. Павлов К.А. О природе логических рассуждений. М., 2010.

37. Познание, понимание, конструирование. М.: ИФ РАН, 2008.

38. Проблема истины в познании

39. Пружинин Б.И. Рациональность и единство знания

40. Райл Г. Категории

41. Тулмин С. Человеческое понимание. М, 1984.

42. Фарман И.П. Воображение в структуре познания

43. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания

44. Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. — 1991. — № 8. — С.34-50.

 

ТЕМА 5.

 

1. Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат

2. Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. М., 2000.

3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

4. Аскольдов C.А. Время онтологическое, психологическое и физическое

5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

7. Вернадский В.И. Живое существо. М., 1978.

8. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

9. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник `88. М., 1988.

10. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.

12. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Москва-Иерусалим, 2000.

13. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

14. Жданов Г.Б. Объективна ли физическая реальность?

15. Иванов Е.М. Материя и субъективность

16. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

17. Куайн У.В.О. Вещи и их место в теориях

18. Куайн У.В.О. Онтологическая относительность

19. Куайн У. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986.

20. Кучевский В.Б. Анализ категории материя. М., 1983.

21. Метафизика. Бытие и познание. СПб., 2008.

22. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции пространства и времени в философии и физике. М., 1977.

23. Основы онтологии. СПб., 1997.

24. Никитин В.Е. Антропологический поворот в онтологии ХХ века // Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2000.

25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.

26. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

27. Романенко Ю.М. Бытие и естество: онтология и метафизика как типы философского знания. СПб, 2003.

28. Севальников А.Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. М., 2003.

29. Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994.

30. Ст. «Идеальное», «Психо-физическая проблема» – Филос. Энцикл. Т.т. 2 и 4.

31. Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009.

32. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2007.

33. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

34. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Тезис Канта о бытии. // Время и бытие. М., 1993.

35. Хайдеггер Мартин «Преодоление метафизики»

36. Херрман Фр.-В. фон. "Бытие и время" и "Основные проблемы феноменологии" // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

37. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера. СПБ, 2001

ТЕМА 6.

1. Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ). М., 2001.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

4. Гуревич П.С. Философия человека. — Ч. 2. М., 2001.

5. Деннет Д. Виды психики. М., 2003.

6. Духовные основания деятельности. М.: ИФ РАН, 2008.

7. Кришталева Л.Г. Философия и этика поступка. М., 2010.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974.

9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема.—«Вопр. Филос.» 1990, №10.

10. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

11. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

12. Самосознание: мое и наше. М., 1997.

13. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

14. Спектр антропологических учений. Вып. 3. М., 2010.

15. Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009.

16. Тейяр да Шарден. Феномен человека. М., 1987.

17. Тимофеев Ф. Загадка человеческого «Я». М., 1976.

18. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1981

ТЕМА 7.

1. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996.

2. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия. М., 2010.

5. Диалог цивилизаций. Повестка дня. М., 2005.

6. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. М., 1996.

7. Клягин Н.В. Человек в истории. М., 1999.

8. Культурные трансформации в современной России (соц.-филос. анализ). М.,

9. Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса. М., 2010.

10. Модернизация общества и экология. Ч. I. М., 2006.

11. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М., 2007.

12. Новые идеи в социальной философии. М., 2006.

13. Понятие истины в социогуманитарном познании. – М.: ИФ РАН, 2008.

14.

15. Рачков В.П., Новичкова Г.А., Федина Е.Н. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития. М., 1998.

16. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в XXI век: (социально-философский анализ и прогноз). М., 2000.

17. Спиридонова, В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. М., 2008.

18. Судьба государства в эпоху глобализации. М., 2005.

19. Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность русской философии. М., 1998.

Перечень других информационных источников

Сайты в Интернет-сети

www.gumfak.ru›Философия

www.i-u.ru/biblio/archive/mironov_filosofija

www.gumer.info›Философия

www.alleng.ru›

filosofia.ru

 

Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины.

Разработчик рабочей программы учебной дисциплины.

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность Контакты
Лебедев Сергей Павлович Доктор философских наук доцент Доцент философского факультета СПбГУ кафедры онтологии и теории познания +79217562212, lebedevsrg@rambler.ru

 

Рецензент:

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

 

Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)
Наименование кафедры Дата заседания № протокола
Кафедра онтологии и теории познания 20.09.2012
     
Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)
Зам. декана по УМР Дата приказа N приказа
Уполномоченный орган Дата принятия решения № документа
Методическая комиссия   Протокол №
         

 

Иные документы об оценке качества рабочей программыучебной дисциплины

Документ об оценке качества Дата документа N документа
     
     
Утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Уполномоченный орган Дата принятия решения N документа
Ученый совет философского факультета    
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения N документа
Методическая комиссия, зам. декана по УМР    
     
     
         

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     
     





Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.