Священное в традиционной и современной культуре — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Священное в традиционной и современной культуре

2017-11-16 219
Священное в традиционной и современной культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элиаде М. Священное и мирское.

Введение; Гл. 1, разделы: Однородность пространства и иерофания, Теофания и знаки, Хаос и Космос; Гл. 2, разделы: Мирское течение времени и Священное время, Ежегодное повторение космогонии, Возрождение путем возврата к первичному Времени, «Праздничное» Время и структура празднеств, Вновь пережить мифы; Гл. 3, разделы: [введение], Десакрализация Природы; Гл.4, разделы: Существование, «открытое» Миру, Освящение Жизни, Человеческое тело - дом – Космос; Священное и мирское в современном мире

Вопросы:

  1. В чем различие «священного» и «мирского» по М. Элиаде? Какую функцию выполняет священное в культуре человечества?
  2. В чем особенность понимания пространства в традиционных культурах? Какова роль «центра мира»?
  3. Чем время праздника отличается от повседневного времени? Почему для человека традиционной культуры важно помнить «прошлое», «начало истории»?
  4. Как в сознании традиционного человека связаны представления о мире и человеческом теле?
  5. Какова судьба «священного» в современном мире?

 

Семинар 9.

Концепция «осевого времени»

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ч.I.

Вопросы:

1.Каков смысл понятия «осевое время», значимость осевого времени для развития человечества?

2. В чем различие доистории и истории?

3. Какова, по Ясперсу, роль коммуникации в истории человечества?

4. Какую интерпретацию получает у Ясперса история христианства в контексте концепции осевого времени?

5. Каким образом в концепции осевого времени решается проблема единства человеческой истории?

 

Один или несколько семинаров могут проходить в виде занятий в залах музея (например, Государственного Эрмитажа). Студенты должны заранее подготовить сообщения (мини-экскурсии) по экспонатам выбранного музея. При проведении подобного занятия баллы начисляются за развернутые сообщения по каждому экспонату (по 1 баллу), достаточно подробная биография автора или характеристика художественного направления оцениваются дополнительным баллом.

 

Предполагаемая тематика сообщений для посещения Эрмитажа:

1. Предпосылки и этапы развития древнеегипетской культуры.

2. Значение древнейших цивилизаций Междуречья для мировой культуры.

3. Общая характеристика культуры Древней Греции.

4. Важнейшие достижения древнеримской культуры.

5. История художественных стилей в эпоху европейского средневековья.

6. Искусство итальянского Возрождения.

7. Северное Возрождение. Германия, Нидерланды.

8. Французская школа живописи.

9. Основные стили европейского искусства XVIII-XIX вв.

10. Культура и искусство в Европе рубежа XIX-ХХ вв.

 

 

Темы для самостоятельного изучения:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

Культурология и история культуры.

Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Требования к написанию домашнего здания.

Письменное домашнее задание должно представлять описание и анализ произведения искусства (кроме художественной литературы) по выбору учащегося. В нем должны присутствовать следующие пять пунктов:

а) история создания или творческая биография автора,

б) описание произведения,

в) анализ произведения,

г) описание воздействия произведения на автора эссе,

д) сравнение его с другими произведениями того же автора, жанра или вида искусства.

В соответствии с этим выставляется оценка по 10-балльной шкале.

 

Примерные темы рефератов

1. Культурологическая теория П.А. Сорокина

2. Концепция "диалога культур" В.С. Библера

3. Учения о соотношении природы и социокультурной сферы (от античности до современности)

4. Антропологические проблемы культурологии: культура и человек

5. Проблема кризиса культуры

6. Проблема генезиса культуры и культурного прогресса в теориях представителей "франкфуртской школы"

7. Учение о культуре в модернизме рубежа XIX-ХХ вв.

8. Перспективы культуры в постиндустриальном обществе

9. Соотношение культуры и цивилизации в культурфилософских теориях

10. Проблема "Запад-Восток" в культурологии

11. Культура и ценности: аксиологический подход к пониманию культуры

12. Техника и индустриальные основы культуры

13. Концепция культуры информационного общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Эллюль)

14. Общество и культура: социальные детерминанты культурного процесса

15. Культура и религия: сакральное в культуре

16. Место религии в системе современной культуры

17. Миф в контексте современной культуры

18. Проблема взаимодействия культур

19. Язык и культура. Учение лингвистического релятивизма для понимания культуры

20. Этнос и нация. Этноцентризм и национализм.

21. Особенности русской культуры как культурно-исторического типа.

22. Культура мусульманского мира: духовные основания, структура, история, достижения.

23. Своеобразие античной культуры: возникновение, этапы развития, основные культурные категории, достижения.

24. Культура эпохи эллинизма: общая характеристика, особенности, духовные основания и достижения.

25. Европейское средневековье как тип культуры: характеристика, особенности, культурные категории, этапы развития.

26. Средневековая культура в работе Й. Хейзинги "Осень средневековья".

27. Культура эпохи Возрождения и ее место в культурной истории Европы.

28. Культура Нового времени: ее генезис, своеобразие, основные этапы, социокультурные варианты.

29. Проблема человека в постмодернизме.

30. Культура и искусство постмодернизма и постпостмодернизма

31. Воля и разум. Проблема желания.

32. Телесность как феномен культуры.

33. Специфика современного культурологического знания.

34. Соотношение и взаимодействие культурологии и истории культуры.

35. Динамика культуры.

36. Язык и символы культуры.

37. Межкультурные коммуникации в современном мире.

38. Культурная самоидентичность.

39. Место и роль России в мировой культуре.

40. Культура и личность.

41. Культура и природа.

Реферат оценивается по 10-балльной шкале в соответствии с рекомендованными УМО ГУ-ВШЭ критериями оценки.

 

 

Примерные темы вопросов для зачета

1. Предмет культурологии. Субъект культуры

2. Теории происхождения и развития культуры.

3. Культура как система взаимоотношений человека с окружающим миром.

4. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

5. Культурология и история культуры.

6. Теоретическая и прикладная культурология.

7. Методы культурологических исследований.

8. Культурогенез и динамика культуры.

9. Представления о культуре в эпоху античности.

10. Представления о культуре в эпоху средневековья.

11. Представления о культуре в эпоху Возрождения.

12. Зарождение философии культуры в эпоху Нового времени.

13. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума.

14. Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств как доминанты европейской культуры XVII-XVIII вв.

15. Философское осознание культурно-исторического процесса. (Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций").

16. Философия истории и теория цивилизации у французских просветителей.

17. Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации в концепции О. Шпенглера).

18. Морфология культуры.

19. Функции культуры.

20. Многообразие культур.

21. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы.

22. Язык и символы культуры, культурные коды.

23. Культурная самоидентичность.

24. Локальные культуры.

25. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского.

26. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада.

27. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби.

28. Культура как деятельность в трудах К. Маркса.

29. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения".

30. Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода.

31. К. Ясперс: концепция "осевого времени".

32. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос.

33. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.

34. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.

35. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

36. Искусство и художественная культура.

37. В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства.

38. Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов.

39. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура.

40. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей.

41. Этапы развития и важнейшие достижения древнегреческой культуры.

42. Значение культуры Древнего Рима для позднейших культур.

43. Общая характеристика культуры европейского средневековья.

44. Основные доминанты русской культуры.

45. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в.

46. "Золотой век" русской культуры.

47. "Серебряный век" в России: культурный релятивизм.

48. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве.

49. Амбивалентные направления развития современной культуры: тенденции культурной универсализации, унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур, сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням.

50. Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира.

51. Межкультурные коммуникации.

52. Культурная модернизация.

53. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее.

54. Репрессивность культурных механизмов.

55. Социальные институты культуры.

56. Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры, восточные и западные типы культур, специфические и "серединные" культуры.

57. Место и роль России в мировой культуре.

58. Культура и природа.

59. Культура и общество.

60. Культура и глобальные проблемы современности.

61. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

 

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов трех типов (открытые, закрытые вопросы и задания на нахождение соответствия). К закрытым вопросам предлагается на выбор 4-6 вариантов ответа. Открытые вопросы требуют самостоятельно указать в ответе на такой вопрос те или иные художественные реалии, названия произведений искусства или персоналии (фамилии авторов).

Оценка за тест выставляется по 10-балльной системе (в зависимости от количества правильных ответов).

 

Пример закрытого вопроса:

 

Как в Древнем Риме понимали слово «cultura»? Это …

а) растения, выращенные человеком как результат обработки, улучшения

б) уровень развития человеческого общества

в) эталон, которому должен следовать каждый образованный человек

г) традиционные формы повседневного поведения римлян

(правильный ответ - а «растения, выращенные человеком как результат обработки, улучшения»)

 

Пример открытого вопроса:

 

Какой архитектурный стиль был распространен на территории Западной Европы в XII-XIV вв.?

(правильный ответ: «готический» или «готика»)

 

Пример вопроса на соответствие:

 

Соотнесите автора и название произведения

Фидий «Дорифор» (копьеносец)

Мирон «Диадумен» (юноша, завязывающий повязку)

Поликлет «Дискобол» (метатель диска)

статуя Зевса Олимпийского

статуя Афины Варвакейон

(правильные ответы: Фидий - статуя Зевса Олимпийского, статуя Афины Варвакейон; Мирон – «Дискобол»; Поликлет - «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, завязывающий повязку).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Базовый учебник:

Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006.

 

 

Основная литература (для обсуждения на семинарах):

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995. Главы 2,3,4,5.

5. Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003

7. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

9. Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

10. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента в культуре. - М., 1992.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993.

12. Элиаде М. Священное и мирское

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

 

 

Дополнительная литература:

1. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1998.

2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб.: Университетская книга, 1998.

3. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь/ Рос. независимый институт. – М.: Республика, 2001.

4. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.

5. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 1998.

8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1980.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.

10. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. 2-е издание. – СПб.: Петрополис, 2003.

11. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

12. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

13. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. – СПб.: Издательство Михайлова, 2001.

14. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999.

15. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.. 1981.

16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.

17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

18. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). 2-е изд. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.

19. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.

20. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб, 2001.

21. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002.

22. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры: В 2 ч. СПб., 1996.

23. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 2001.

24. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. Сборник. /Ред. Гальцева Р.А. – М.: Университетская книга, 2000.

25. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.

27. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб.: Алетейя, 1999.

28. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1996.

29. Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

30. Философия культуры: становление и развитие. - СПб.: Лань, 1995.

31. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1998.

32. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Будущее одной иллюзии. // Фрейд З. Избранное. Т.2. - М., 1990.

33. Фрейд З. Тотем и табу: Сборник. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

35. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

36. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.

37. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

38. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель - Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

39. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. – М.: Издательство «Смысл», 1997.

40. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1,2. - М.: Мысль, 1998.

41. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

42. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. /Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева. – М.: Экономика, 2001.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Факультеты социологический и юридический, отделение прикладной политологии

 

№ п/п Наименование тем Количество часов   Всего часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Предмет и структура культурологии. Культура и цивилизация        
2. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".        
3. Искусство и художественная культура.        
4. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет. Античная культура.        
5. Культура европейского средневековья и Возрождения. Культура Нового времени в Европе        
6. Русская культура XVIII-XX вв.        
7. Современная европейско-американская культура.        
  домашнее задание        
  контрольная работа        
  зачет        
Итого        

 

Экономический факультет

 

№ п/п Наименование тем Количество часов   Всего часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Предмет и структура культурологии. Культура и цивилизация        
2. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".        
3. Искусство и художественная культура.        
4. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет. Античная культура.        
5. Культура европейского средневековья и Возрождения. Культура Нового времени в Европе        
6. Русская культура XVIII-XX вв.        
7. Современная европейско-американская культура.        
  домашнее задание        
  контрольная работа        
  зачет        
Итого        

 

 

Факультет менеджмента

 

№ п/п Наименование тем Количество часов   Всего часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Предмет и структура культурологии. Культура и цивилизация        
2. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".        
3. Искусство и художественная культура.        
4. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет. Античная культура.        
5. Культура европейского средневековья и Возрождения. Культура Нового времени в Европе        
6. Русская культура XVIII-XX вв.        
7. Современная европейско-американская культура.        
  домашнее задание        
  контрольная работа        
  зачет        
Итого        

 

Автор программы: ____________________________/Ю.В. Иванова/

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.