Современные проблемы в религиоведении. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Современные проблемы в религиоведении.

2017-11-16 210
Современные проблемы в религиоведении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религиоведение как наука. Предпосылки научного изучения религии. Становление религиоведения как отрасли знания. Методология религиоведения.

Возникновение религиоведения. Философские предпосылки возникновения религиоведения. Переход от теологической трактовки религии к философской. Влияние сравнительной мифологии и филологии на возникновение религиоведения. Распространение антиклерикальных идей как фактор зарождения религиоведения.

Проблемы становления разделов религиоведения.

Современное религиоведение: философия религии; проблема определения религии; социология религии; психология религии; история религии.

Дискуссия о предмете и структуре религиоведения.

Сравнительное религиоведение как направление в современном религиоведении.

Теоретическое и эмпирическое религиоведение.

Соотношение религиоведения и теологии.

История ислама в России.

Актуальность изучения истории ислама в россии. Основные проблемы и тематика курса. Источники и историография. Актуальность изучения взаимосвязей и взаимовлияния арабо-мусульманской цивилизации с историей мусульманского сообщества россии. Роль ислама в духовной жизни народов россии.

Социально-исторические предпосылки распространения и функционирования ислама в россии. Идеал знания и традиционно-познавательное отношение к действительности в исламе. Особенности мусульманской цивилизации. Гуманизм в средневековой мусульманской культуре. История конфессиональных отношений в россии до распространения ислама.

Распространение ислама на территории россии. Ислам и духовная культура волжской булгарии. Историография средневековой общественной мысли. Работы литераторов. Труды философов. Понятие средневековая общественная мысль (ix-xviii вв.). Четыре периода развития общественной мысли: раннесредневековый, золотоордынский, период казанского ханства, период в составе россии. Общетюркские средневековые литературные памятники ("кутадгу билиг" ю.баласагуни, "хикметы" а.ясави) источники тюрко-татарской общественной философской мысли. Распространение ислама на се6верном кавказе. Ислам в волжской булгарии. Языческая булгарская традиция. Культурно-историческое значение принятия ислама. "кысса-и йусуф" кул гали как памятник социально-философской мысли эпохи булгарского государства.

Ислам и духовная культура золотой орды и казанского ханства. Волжская булгария xiii- xv вв. Автономная часть золотой орды. Ислам в золотой орде. Развитие городов и городской культуры, распространение арабской письменности и литературы. "гулистан би-т-тюрки" сайф сараи, "хосров ва ширин" кутба, "мухаббат-наме" хорезми, "джумджума султан" хусама катиба, "нахдж ал-фарадис" махмуда булгарии памятники средневековой тюрко-татарской литературы и социально-философской мысли казань - центр духовной и материальной культуры татарского народа. Преемственная связь казанского ханства с булгарским государством. Поэмы "тухва-и мардан" и "нур ас-судур" мухаммадьяра образцы этико-дидактических сочинений жанра адаб.

Ислам на территории россии в xvi-xviii вв. Завоевание казани 1552 г. Усиление религиозного начала в жизни мусульман россии - как фактора сохранения самобытной культуры и этноса. Функционирование ислама на территории северного кавказа. Выступления мусульман за восстановление независимого государства (восстание муллы батырши и участие татар в пугачевском восстании). Охранительная функция ислама. Распространение суфизма. Маула колый - поэт суфий. "субат ал-гаджизин" аллахиара суфи, "рисаля-и газиза" таджаддина ялчыгола.

Типологическое сходство и различие религиозного реформаторства, западной реформации и арабо-мусульманского реформаторства. Цели мусульманского реформаторства (начальный этап реформировать религиозное сознание верующих и теологов без изменения системы догм), западной реформации (изменение догматики). Концепция всемирно-исторического процесса м.вебера процесс рационализации социального действия. Сходство и различие процесса рационализации европейской реформации и мусульманского реформаторства. А.утыз-имяни и а.курсави первые российские религиозные реформаторы.

Религиозное реформаторство xviii-xix вв. В наследии российских мусульман. Истоки религиозного реформаторства и его сущность. Критика традиционализма, обращение к раннему исламу, концепция "открытия дверей иджтихада". Мусульманское общество нового времени. А.утыз-имяни и а.курсави. Религиозное реформаторство 2-й половины xix в. Влияние идей нового времени. Приспособление "обновленной" религии к современному знанию. Ш.марджани идейный глава реформаторства. Утыз-имяни - поэт, приверженец морально-этических норм накшбандия. Движение против признания оренбургского духовного собрания мусульман. Концепция "открытия дверей иджтихада". Сочетание элементов салафизма и современного знания. А.курсави религиозный философ, мударрис. Образование. Разногласие с теологами бухары. Радикальность реформаторских воззрений концепция "открытия дверей абсолютного иджтихада". Взгляды курсави о сущности бога и его атрибутов. Проблема возникновения мира. Критика идей мутакаллимов. Противоречивость взглядов курсави. Ш. Марджани лидер реформаторства второй половины xix в. Религиозно-реформаторские взгляды марджани. Приспособление гражданско-административной и правовой области жизни мусульман к новой социокультурной ситуации в поволжье во второй половине xix в. Критика калама. Синкретизм мировоззрения марджани.

Ислам и просветительская мысль у мусульман россии. Просветительство xviii-xix вв. Как общекультурное движение. Педагогическая деятельность семьи хальфиных, вагапова, кукляшева. Просветительство второй половины xix в. Его особенности и типологическая общность с западноевропейским и русским просвещением. Х.фаизханов, ш.марджани, к.насыри родоначальники татарской просветительской идеологии. Основные этапы жизнедеятельности х.фаизханова. "школьная реформа" как предтеча джадидизма. "мухаррик ал-афкар" г.фаизханова. Просветительские идеи ш.марджани. Рационализм мировоззрения марджани. "фаваких ал-джуласа" к.насыри основной мировоззренческий труд ученого. Пропаганда светских знаний.

Джадидизм и кадимизм в российском обществе. Мусульманское образование в российской империи. Структура медресе. Система преподавания в кадимистских медресе. Изучаемые дисциплины. Деятельность ишми-ишана. Журнал "дин ва магишат". Роль кадимизма (традиционализма, таклида) в сохранении национальной идентичности татарского народа. Усул джадид новый метод, фонетический принцип в обучении. Джадидизм культурно-идеологическое движение татар на рубеже xix-xx вв. И.гаспринский основатель джадидизма. Газета "тарджиман" и медресе нового типа в бахчисарае. Два этапа джадидизма: 80-е гг. Xix в. 1905-1907 гг., 1905-1907 гг. Октябрь 1917 г. Джадидская школа. Известные медресе ("мухаммадия", "усмания", "хусаиния", "иж буби"). Педагогическая и публицистическая деятельность габдуллы буби. Репрессивные меры царского правительства против джадидских школ. Расхождение джадидизма и кадимизма.

Общественно-политическое движение мусульман россии в начале xx в. С.максуди, а.ибрагимов, ю.акчура. Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг. Редакторско-издательская деятельность а.баруди, г.баязитова, ф.карими, а.баттал-таймас. Революция 1905-07 гг. И создание национальных политических организаций. Всероссийские мусульманские съезды (i август 1905 г., ii январь 1906 г., iii август 1906 г.) Партия "иттифак ал-муслимин", уставные документы партии. Садри максуди и мусульманская фракция в государственной думе. Культурно-национальной автономии российских мусульман. Деятельность в эмиграции. Литературная и общественно-политическая деятельность г.исхаки. Ю.акчура и идеи пантюркизма, годы эмиграции.

Ислам за годы советской власти. Становление новых государственно-исламских отношений в 1920-1930 гг. Мусульманские учебные заведения и духовенство. Формирование конфессиональной политики. Ислам и мусульманское духовенство в ссср в 1940-1980-е гг. Ислам в годы великой отечественной войны. Хрущевская оттепель и формирование новых конфессиональных отношений. Ислам в конце 1980-х годов.

Исламское возрождение в россии. Основные этапы исламского возрождения в россии. Возникновение религиозных институтов. Мусульманское духовенство. Духовные управления мусульман россии. Мусульманские учебные заведения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.