Организация и методика проведения игр. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация и методика проведения игр.

2017-11-16 288
Организация и методика проведения игр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сначала научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л. Б. Самбикин, I960).

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помо­щью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необ­ходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом сле­дует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственные ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, педагог должен: для слепых – использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидяших – подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используется красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

Прииспользовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предвари­тельно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо поль­зоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, ре­комендуется выбирать более темный мяч. Желательно исполь­зовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ре­бенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопас­ности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травя­ного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коври­ки, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие ре­льефные, осязательные обозначения). Такое оборудование иг­рового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помо­гает им избавиться от страха перед препятствиями. На пло­щадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность пло­щадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ори­ентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для без­боязненного передвижения по площадке.

Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяю­щий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

B связи с тем, что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон. Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий – незрячий; незрячий – слабовидящий; мама – незрячий ребенок и т.д. Вместо простого использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объяснив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.

В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Веду­щий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают све­тобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том» что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной ин­тенсивности продолжительностью пять секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

При проведении игр на местности с активным использова­нием слуха («Чем играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходи­мо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отне­сти звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет постоянное на­блюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутом­ления, ведущему необходимо знать основные данные о физи­ческом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

- рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педи­атра, психоневролога;

- общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);

- состояние опорно-двигательного аппарата и его на­рушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- состояние зрительного дефекта (устойчивая или не­устойчивая ремиссия);

- способность ребенка ориентироваться в пространстве;

- наличие предыдущего сенсорного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- состояние нервной системы.

При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы.

1. «Узнай фигуру» (картонные геометрические фигуры различной формы)

2. «Найди мячик» (озвученный мяч с бубенчиком внутри)

3. «Паровозик» (ФУ с хватом детей с боков за гимнастические палки)

4. «Попади в мишень» (озвученная мишень)

5. «Догони мяч» (озвученный мяч у водящего)

6. «Горячий мяч» (передача мяча)

7. «Волшебный мешочек» (на ощупь угадывание игрушек)

8. «Лучший нос» (одинаковые пакетики с пахучими веществами).

Психотехнические упражнения, задания, игры

Для слепых и слабовидящих

Слепые и слабовидящие дети при выполнении игровых действий сталкиваются с трудностями, связанными со слабой физической подготовкой, ориентировкой в пространстве, управлением двигательной сферой, информированностью, тактильно-мышечными восприятиями. Чтобы нивелировать эти трудности, требуется проведение специальной предварительной работы. Для этого разработана система специальных занятий с использованием психотехнических игр и корригирующих игровых упражнений и заданий.

Система предусматривает проведение педагогом 3-4 раза в неделю занятий для усвоения игровых упражнений. Игровые упражнения и задания в сочетании с приемами психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния, кинестетического воспитания движений) направлены на развитие у слепых и слабовидящих детей навыков и умений, необходимых в игре, на основе развития внимания и анализа своих движений, контроля за ними, регуляция двигательных действий в соответствии с воображаемой ситуацией. Важное условие при проведении специальных занятий с играми – это создание для детей эмоционального настроя на выполнение психотехнических упражнений и заданий.

Использование игровых упражнений и заданий и их выполнение ребенком с нарушением зрения позволяет ему сосредоточить свое внимание на выполнение одного отдельно взятого игрового действия, что обеспечит более высокое качество их выполнения и автоматизацию движений. Это особенно важно, так как в игре движения необходимо выполнять в динамике, при взаимодействии с другими партнерами по игре. Использование игровых упражнений и заданий позволяет ребенку усвоить двигательные компоненты игровой деятельности и преодолеть трудности активного включения в самостоятельную игру с другими детьми.

При выполнении упражнений должна быть создана непринужденная и доброжелательная атмосфера, что способствует качественному усвоению действий и дальнейшему их использованию в измененных условиях самостоятельной игры.

Психотехнические упражнения позволяют ребенку с дефектом зрения успешно овладеть моторикой своего тела и регулировать функциональное состояние организма, что способствует его психологической надежности во время участия в самостоятельной игре. Элементы психотехники помогают слепым справиться с чувством страха и неудачи в игре, преодолеть мышечную слабость и скованность, расстройство координации, ориентировки и других нарушений, снижающих игровую активность этих детей как результат их слепоты и слабовидения.

Психотехнические упражнения на релаксацию формируют способность у слепых и слабовидящих детей чувствовать и различать части тела, ощущать отдельные мышцы и мышечные группы, помогают концентрировать внимание на соответствующей группе мышц и отдельных двигательных действиях. У старших дошкольников и младших школьников эти упражнения совершенствуют пространственные представления и практическую ориентировку в помещении, вырабатывают умения словесного пояснения, описания пространственных перемещений, положений различных предметов и объектов в окружающей их обстановке.

Наряду с психотехническими игровыми упражнениями и заданиями необходимо использовать игровые упражнения и задания, направленные на коррекцию основных движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) и компенсацию их через активизацию сохранной анализаторной системы (слуховой, двигательной, кинестезию и др. анализаторы).

 

Упражнение «Лабиринт»

Цель: подготовить ребенка к правильным перемещениям в пространстве с корректировкой ориентировки в нем, а также овладению собственным телом и его расположением в окружающем пространстве, что способствует подготовке слепого и слабовидящего ребенка к жизни, формированию моторной памяти через сохранный слуховой анализатор к подвижным играм, играм-эстафетам, играм с элементами спорта и др.

Организация и методика проведения:

Группа слепых, частично видящих и слабовидящих младших дошкольников, старших школьников или детей старшего возраста разбиваются на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных команд-указаний «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, а также показывает своему «ведомому». Всего подается три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, - «прямо». Далее в зависимости от форм лабиринта следует команда «налево» или «направо», после которой идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя «лабиринт», «ведомый» должен развернуться на 180* и мысленно выйти из него по схеме, по которой он входил в воображаемый лабиринт, вслух сообщая обо всех своих перемещениях. В это время «выводящий» по своей схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и т.д. Затем партнеры меняются ролями.

Упражнение «Стена»

Цель: формирование у слепого и слабовидящего ребенка ощущения дистантного контакта между партнерами, что особенно важно в подвижных и спортивных играх, связанных перемещением в пространстве, сюжетно-ролевыми – при выполнении двигательных игровых действий. Кроме того, развивается кинестетическое и осязательное восприятие партнера.

Содержание упражнения:

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Размеры рамы подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока одновременно наносят «укол» указательным пальцем в разделяющую стенку. Цель – за максимальное количество попыток найти общую точку «укола», то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

Упражнение «Пальцы»

Цель: развитие внимания и самоконтроля, сосредоточенности и собранности, а также автоматизма движений.

Содержание психотехнического упражнения:

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Воспитатель предлагает переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем чтобы они не касались друг друга. Сосредоточив внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность - 5-15 мин.

 

Упражнение «Контраст»

Цель: формирование умения чувствовать различные части тела, ощущать отдельные мышцы и мышечные группы, развивать умение концентрировать внимание на мышцах руки, пальцев, плеч и т.д.

Содержание упражнения:

Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и получают задание от воспитателя: сжать правую руку в кулак, сжимать крепче, с максимальным усилием. Держать кулак сжатым и считать до десяти. Затем уронить руку на колено и с закрытыми глазами прислушаться к ощущениям руки. Затем то же проводят с левой рукой. После этого обе руки сжимаются одновременно, руки должны дрожать от напряжения. Счет до десяти. Затем расслабить одновременно обе руки и опустить их на колени. Участники делятся впечатлениями и ощущениями с воспитателем и другими участниками игры.

Игровое задание «Число»

Цель: развитие рефлексивного внимания, внимательности, интуиции.

Содержание и методика проведения:

Дети рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде воспитателя все «выбрасывают пальцы». Группа детей должна стремится к тому, что бы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещается договариваться, согласовывать свои действия. Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующее такте игры, участники после каждого «выбрасывания» фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

Игровое задание «Стыковка»

Цель: развитие рефлексивного мышления, чувства партнера, внимания и сосредоточения, умения чувствовать тело соперника.

Содержание и методика проведения:

Игровое задание проводится в четверках. Два участника садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – «космические станции» - вытягиваются навстречу друг другу. Два других игрока становятся позади сидящих. По сигналу воспитателя каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним игрока.

Игровое задание «Шеренга»

Цель: развитие внимательности, рефлексивного мышления, интуиции, ориентировки в пространстве.

Содержание и методика проведения:

Дети выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку воспитателя подпрыгивают и делают поворот. Повороты можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен, то есть на 90*, 180*. Задача участников – после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться лицом в одну и ту же сторону.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.