УП рассчитана на 70 аудиторных часов, исходя из 1 часа в неделю. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

УП рассчитана на 70 аудиторных часов, исходя из 1 часа в неделю.

2017-11-16 205
УП рассчитана на 70 аудиторных часов, исходя из 1 часа в неделю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.П. Лимушин

Учебная программа курса «Обществознание» для 8-9-х классов

 

Вид программы: рабочая/базовый уровень

Форма обучения: очная

Объем в часах: всего ― 70 часов;

в том числе: лекции ― 46 часов;

практические занятия ― 24 часов

Формы итоговой аттестации:

Екатеринбург

Лимушин В. П. Учебная программа курса «Обществознание» для обучающихся 8-9-х классов СУНЦ УрФУ: материалы к лекциям-беседам. ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2017. 31 с.

 

Учебная программа курса «Обществознание» для обучающихся 8-9- В. П. Лимушина, доцента кафедры гуманитарного образования СУНЦ УрФУ, УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФУ от 10 сентября 2016 г. ПРОТОКОЛ № 1

 

 

Рецензенты: Герт В.А., декан факультета социологии УрГПУ, кандидат философ. наук, доцент; Прямикова Е.В., зав. кафедрой социологии и политологии факультета социологии УрГПЦ, доктор соц. наук, профессор

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обществознание ― интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук, ― наук о человеке и обществе, обучающиеся получили системное/целостное знание об обществе.

Первыми среди равных из более 200 наук о человеке и обществе являются, философия, социология, социальная психология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе и имеет ряд особенностей.

Прежде всего, обществознание рассматривает общество как социальную среду обитания человека, как институциональное выражение и закрепление внутренней сути человека, как исторически сложившийся способ коллективного общежития с целью удовлетворения фундаментальных потребностей человека.

Но изучение человека и общества невозможно с помощью методов т очных и естественных наук. Здесь инструментом познания выступают абстракции ― то есть отвлеченные понятия, основанные на рассуждении о целом на основе вычленения его частей и, наоборот, вычленения части на основе ее связей с целым. Любое понятие ― абстракция. И здесь уместно обратиться к словам американского философа Уильяма Джеймса, писавшего так: «Когда люди думают серьезно, они думают абстрактно; они оперируют с упрощенными картинками действительности, которые зовутся концепциями, теориями, моделями, парадигмами». Если нет такого интеллектуального материала, то остается лишь «цветущая неразбериха». Следовательно, второй особенностью овладения обществознанием является умение оперировать понятиями исходя из того, что мыслить абстрактно ― не значит мыслить только обобщенно. Конкретное есть единство многообразного. Именно так можно понять общество, когда, изучая отдельные его стороны, только и можно постичь его целостно, системно.

Таким образом, знание обществознания предполагает умение оперировать понятиями для выявления реальных проблем развития общества. Проблема ― это сущностный вопрос. Иначе на него ответить невозможно. То есть ответить можно, но ― не на поставленный вопрос.

И, наконец, важно научиться делать выводы из той точки зрения, которая отстаивается и носит как личностное, так и мировоззренческое значение.

Из сказанного вытекает, что:

основной стратегической целью Учебной программы (УП) по предмету «Обществознание» является формирование у обучающихся научной картины мирацелостной системы представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемой в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Научная картина мира конструируется посредством системы фундаментальных категорий, представлений и принципов науки, прошедших через процедуру эмпирического обоснования;

основополагающей задачей ― условием достижения стратегической цели ― является формирование у обучающихся мировоззрения ― совокупности взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее в и дение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение. Актуальность формирования мировоззрения состоит в том, что именно в форме мировоззрения общественное сознание в целостном виде воздействует на индивида, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в способ жизнедеятельности, в смысловую жизненную позицию.

Содержание и структура программы курса позволяет осознать и закрепить на практике все четыре компонента структуры мировоззрения:

познавательный ― базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний складывается конкретно-научная и универсальная картина мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

ценностно-нормативный включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные программы и т.д., выполняющие функции социальных регуляторов общественного и индивидуального поведения.

эмоционально-волевой социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе интериоризации (перехода извне внутрь), превращения в личные взгляды, убеждения, верования, знания, ценности, идеалы, нормы того или иного сообщества, народа, эпохи.

практический выражающийся в актуализации обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей, идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельства;

смысловые установки при изучении содержания предмета «Обществознание» связаны с раскрытием содержания (распредмечивания) знак ового выражения понятий, символов, научного языка науки;

― в процессе обучения обучающиеся получат необходимые основания для суждений о системе ценностей, которые складываются в том или обществе, а именно:

смысложизненных ценностях (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

витальных, или жизненных, ценностях (здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т.д.);

общественного признания ценностях (социальное положение, неформальное лидерство и т.д.);

межличностного общения ценностях (честности, бескорыстия, доброжелательности, ответственности, организованности и т.д.);

демократических ценностях (свободы слова, совести; национальный суверенитет и т.д.);

утилитаристских ценностях (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т.д.).

Сказанное соотносится:

1) с Примерной основной образовательной программе основного общего образования по обществознанию, утвержденной Министерством образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. №1/15;

2) с прописанным в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» третьим основным принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно которому констатируется: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования »;

3) с «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения государственной итоговой аттестации по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ».

К компетенциям, которые планируется сформировать в период процесса обучения по данной УП, мы относим:

предметную компетентность («научиться быть»), основанную на системно-личностном подходе и направленной на формирование способностей формулировать и аргументировать критичные оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, духовных, экологических и этических аспектов в контексте общественных норм;

методическую компетентность («научиться делать), базирующуюся на деятельностно ориентированном обучении и направленной на формирование способностей решать возникающие в социальной, экономической, правовой, политической и духовной сферах проблемы путем привлечения обществоведческих знаний, умений, собственного опыта и опыта других;

коммуникативную компетенцию («научиться жить вместе»), формируемой в процессе выработки умений и навыков раскрытия научных смыслов понятий, категорий, анализа процессов и явлений в обществе как условия ведения диалога без семантических противоречий;

социальную компетенцию («научиться быть ответственным), формируемой путем обучения с применением активных методов обучения и направленной на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в социально-экономических процессах;

образовательную компетенцию («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную социальную информацию из различных ее носителей (материалов СМИ, интернета, учебного текста и других адаптированных источников). При этом особое внимание мы обращаем на формирование умения «читать» таблицы, диаграммы, схемы, то есть на умения извлекать из количественных показателей/характеристик социально-экономических процессов и явлений «смысловое поле» их интерпретации ― формулировать качественные по своему основанию закономерности динамики функционирования/развития конкретного объекта или предмета обществоведческого познания.

УП состоит из 6 модулей (модуль 1. «Человек и общество», модуль 2. «Экономическая сфера жизни общества», модуль 3. «Социальная сфера жизни общества», модуль 4. «Сфера политики и социального управления общества», модуль 5. «Правовая сфера жизни общества», модуль 6. «Сфера духовной культуры жизни общества»), взаимосвязанных единым объектом обществоведческого познания ― обществом с его основополагающим субъектом ― человеком.

В данной УП представлены следующие педагогические функции образования в образовательной области «Обществознание»:

― познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте содержательных мотивов каждого из модулей в становлении смыслов обществоведческих концепций и понятий;

― познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение у обучающихся обществоведческих знаний и умений, формирование научной картины мира и мировоззрения как условия восприятия общества как системного явления и понимания взаимосвязи и взаимозависимости элементов общества, а также в и дения неразрывности теоретических положений общественных наук с практическими аспектами функционирования и развития социума;

функция систематизации обществоведческого обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способностей обучающихся к гуманитарным способностям;

― социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное обществоведческое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;

― воспитательная функция, которая предусматривает сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности основных учебных умений, а также таких предметных видов культур как политическая, правовая, экономическая, экологическая, языковая и коммуникативной, социально-трудовой, информационной компетенций;

― познавательно-деятельностная функция, которая предполагает стимулирование/мотивацию обучающихся использовать обществоведческие знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.

Обучающая цель УП ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами современного обществознания как науки и сформировать у них основы культуры гуманитарного мышления как компонента целостного, системного восприятия общества как социально-экономического института.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

изучение основ философии, социологии, социальной психология, политологии, правоведения, культурологии, экономической теории как базовых научных дисциплин для формирования гуманитарного мышления;

развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора, с целью выработки умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества;

овладение основами системного анализа обществоведческих понятий и социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, экономической, политической, правовой и духовной сферами общества;

сформировать у обучающихся умение анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

расширение возможностей обучающихся анализировать литературные, исторические, экономико-географические и публицистические тексты с позиций гуманитарного мышления.

Результаты освоения УП:

― личностными результатами при изучении курса «Обществознание» являются формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;

― метапредметные связи освоения УП проявляются в обращении к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам;

― предметные результаты на базовом уровне проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета, а именно:

• в сформированности научных знаний об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе;

• в понимании проблем человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем;

• в овладении основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами, с одной стороны, осмысления окружающей социально-экономической действительности, и, с другой стороны, для анализа социально значимой информации, умения делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, вырабатывать умения, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Решение поставленных цели и задач предполагает сочетание лекций-бесед с практикумами, чтением и анализом нормативно-правовых текстов, осмыслением конкретных социально-экономических явлений и ситуаций, сопровождающих обучающихся как дома, так и в социуме в целом.

Для реализации цели и задач УП обучающиеся должны:

А) в домашних условиях:

прочитать содержание раздела 2.3. настоящей УП «Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности» с целью знания цели, смысловых установок и технологий выполнения предлагаемых ниже домашних заданий и аудиторных контрольных работ;

― выполнить шесть домашних заданий (одно при изучении каждого из шести модулей), форма/вид которых прописаны в учебно-тематическом плане (УТП) УП;

прочитать, а при необходимости и прореферировать, указанные в УТП статьи соответствующих федеральных кодексов и законов, с целью презентации прореферированных источников во время учебного занятия. При выполнении данного домашнего задания обучающиеся должны знать, что для них это не единовременный акт: в 11 классе при скрупулезном познании проблем государства и права только постатейное знание федеральных нормативных актов станет необходимым условием для правильного оформления ответа при решении ситуационных задач;

осуществлять поиск социальной информации по проблемам: а) особенности подросткового возраста (модуль 1); б) дифференциация заработной платы в России и за рубежом (модуль 2); в) межнациональные отношения (модуль 3); г) участие граждан в политической жизни (модуль 4); д) особенности правового статуса несовершеннолетних (модуль 5); е) молодежные субкультуры (модуль 6) с целью презентации ее во время учебного занятия как дополнительного материала к основному учебному тексту;

Б) в аудиторных условиях:

написать итоговые контрольные работы по каждому модулю согласно предлагаемой матрице с целью оценивания у обучающихся сложившейся картины мира как методологической базы системного анализа обществоведческих понятий:

 

Сущность Содержание Формы Функции Оценка
Онтология Гносеология Морфология Праксиология Аксиология

 

Например, при системном анализе понятия «государство» это может выглядеть так:

•сущность (бытие): «государство элемент политической сферы общества, что вытекает из его определения (определение также должно быть представлено!)»;

•содержание (гносеология) нужно перечислить признаки государства;

формы (морфология) нужно прописать элементы формы государства, имея в виду, что форма государства― это определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способ образования и взаимодействие органов государственной власти, а также методы осуществления этой власти;

•функции (праксиология) нужно прописать содержание правовой, политической, организаторской, экономической, социальной, экологической, культурной, образовательной, внешнеполитической функций государства;

•оценка (аксиология) нужно ответить на вопрос: в чем ценность (важность, необходимость и т.п.) для социальной, экономической, правовой и духовной сфер жизни общества и личности: а) того или иного государственного устройства (унитарной формы, федеративной формы, конфедеративной формы, содружество), б) той или иной формы правления (монархия, республика), в) того или иного политического режима (демократии, авторитаризма, тоталитаризма);

написать три понятийных диктанта (по модулям 1 3);

контрольные работы в виде тестов и заданий на раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте (по модулям 1 3);

контрольные работы «Формулируем и аргументируем противоречие» (по модулям 1 3);

контрольная работа и задания на конкретизацию теоретических положений на примерах (по модулям 1 3) как итоговая контрольная работа в 8-м классе;

контрольные работы и задания по решению познавательных задач (по модулям 4 6);

контрольные работы и задания на составление простого плана к фрагменту текста (по модулям 4 6);

написание в 9-м классе мини-сочинения (эссе) как итоговой годовой контрольной работы.

МОДУЛИ СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование модулей и тем Аудиторные часы: Домашняя работа
всего лекции-беседы практикумы
8 класс
Модуль 1. Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей        
1.2 Взаимодействие общества и природы        
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь        
1.4 Биологическое и социальное в человеке        
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста       Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и его основные формы (труд, игра, обучение)       Прописать трудовую деятельность одного из родителей по следующим компонентам: а) цель труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) технология; д) трудовые операции.
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение        
1.8 Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 1 1   1  
Модуль 2. Экономическая сфера жизни общества
2.1 Экономика как наука и система хозяйствования        
2.2 Сравнительная характеристика различных экономических систем        
2.3 Основные характеристики рыночной экономики и рынка        
2.4 Как государство регулирует рыночную экономику        
2.5 Рынок и конкуренция        
2.6 Рынок услуг труда. Труд и доход. Социальная экономика и качество жизни       Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблеме дифференциации заработной платы в России и за рубежом
2.7 Предпринимательство как фактор производства. Бизнес        
2.8 Производство и потребление. Маркетинг        
2.9 Место и роль финансов и банков, бюджета и налогов в предпринимательской деятельности       1) В течение месяца провести мониторинг динамики доходной и расходной части семейного бюджета; 2) прочитать статьи 8, 11, «Глава 13. Налоговая декларация» (статьи 80,81) Налогового кодекса РФ, часть 1; 3) статьи 1―9 Бюджетного кодекса РФ
2. Менеджмент и менеджер        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 2 1   1  
Модуль 3. Социальная сфера жизни общества
3.1 Социальная структура общества        
3.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями        
3.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте        
3.4 Социальные ценности и нормы       Провести мониторинг видов социальных ценностей и норм, которым следуют семья и родственники обучающихся
3.5 Отклоняющееся (девиантное) поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни        
3.6 Межнациональные отношения       Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам межнациональных отношений
3.7 Социальные конфликты и пути их разрешения        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 3 1   1  
  Итоговая (годовая) контрольная работа (по модулям 1―3) 1   1  
  Итого в 8 классе:        
9 класс
Модуль 4. Сфера политики и социального управления общества
4.1 Власть. Роль политики в жизни общества       На конкретных примерах раскройте суть познавательной, интегративной, коммуникативной, регулятивной и воспитательной функций политической культуры
4.2 Понятие и признаки государства        
4.3 Разделение властей        
4.4 Формы государства        
4.5 Политический режим. Демократия        
4.6 Местное самоуправление       Прочитать в целом федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4.7 Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум        
4.8 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни        
4.9   Гражданское общество и правовое государство        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 4 1   1  
Модуль 5. Правовая сфера жизни общества
5.1 Право, его роль в жизни общества и государства        
5.2 Нормы права. Нормативный правовой акт.        
5.3 Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности        
5.4 Основы конституционного права       Реферативный обзор статей Конституции РФ, освещающих вопросы раздела 5.5. настоящей программы: статьей 1―15; 17―60; 66―70; 80―84; 93; 94―95;; 110―111; 118―123; 130―133.
5.5 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних       1) Реферативный обзор статей 1, 17―30 Гражданского кодекса РФ, часть 1; 2) подготовить презентацию результатов поиска информации по вопросу особенности правового статуса несовершеннолетних
5.6 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов       Прочитать «Всеобщую декларацию прав человека» и «Конвенцию о правах ребенка»
5.7 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителя       Прочитать федеральный закон «О защите прав потребителей»
5.8 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей       Реферативный обзор статей Главы 11. «Права несовершеннолетних детей» (статьи 54―60), и Главы 12. «Права и обязанности родителей» (статьи 61―79) Семейного Кодекса РФ
5.9   Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних       Реферативный обзор статей 265―271 «Главы 42 Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» Трудового кодекса РФ
5. Административные правоотношения, правонарушения и наказания        
5. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 5 1   1  
Модуль 6. Сфера духовной культуры жизни общества
6.1 Культура и духовная жизнь        
6.2 Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура       Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам молодежной субкультуры
6.3 Искусство, его формы, основные направления       Подтвердите конкретными примерами сходство и различие искусства и художественной культуры
6.4 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Социальная и личностная значимость образования        
6.5 Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Свобода совести        
6.6 Наука как: 1)форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2)система понятий о явлениях и законах действительности; 3)институт-организация        
6.7 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность        
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 6 1   1  
  Итоговая (годовая) контрольная работа (по модулям 4―6) 1   1  
  Итого в 9 классе        
  Итого по курсу в целом        

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Понятийные диктанты.

Данная форма организации контрольно-оценочной деятельности обучающихся связана с ролью понятия в теории и практике познания. Во-первых, напомним, что понятие ― это одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятием называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, общественно-экономические формации и др.) могут обобщаться в понятиях по разным совокупностям признаков; Во-вторых, одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас на практике и в познании предметов. Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенным предметом, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Сказанное актуально уже потому, что выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятия является необходимым условием познания законов природы. В-третьих, при помощи понятий происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования ее существенных сторон. Хотя в понятиях выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Но, поскольку оно отражает основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего понятия класса только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. В-четвертых, свободное оперирование обществоведческими понятиями дает возможность ориентироваться в содержательных тематических текстах, быть способным к продолжению образования в высшей школе. Знать основные обществоведческие понятия ― значит распознавать и правильно употреблять их в различных ситуациях

• Практикумы на раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте.

С 2014 года к данной модели практикума (задания) предъявляется требование сформулировать предложение о двух конкретных аспектах понятия.

Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки обучающихся: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определенных аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Модель задания предполагает определение понятия и составление с ним еще двух заданных условием информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные. «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса». Предложения должны демонстрировать знание обучающимся обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.

 

 

• Практикумы на конкретизацию теоретических положений на примерах.

Практикум предполагает проверку умения иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия, как социальных наук, изучающих общество и место человека в нем: ― культурологии, социологии, политологии, экономики, правоведения, экономической географии, этнологии, истории и др., так и гуманитарных наук, которые изучают самого человека и феномены, связанные с ним и порожденные им, ― языкознания, психологии, теории архитектуры и др.

«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Последние уже содержат определенный элемент обобщения. Положения или понятия, требующие конкретизации, как правило, носят общий характер, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). И содержательное расстояние между таким понятием и отдельным фактом очень далеко. Приходится идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявле


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.