Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и ее социальная миссия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и ее социальная миссия

2017-11-16 1196
Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и ее социальная миссия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индексы и индикаторы устойчивого развития

Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений), позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индексэто агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.

Индикаторы будущего являются обязательными для многих повседневных решений, но они, конечно, могут иметь недостатки, и даже при детальной проработке они будут оставаться несовершенными, ибо будущее – terra incognita.

Индикаторы нужны для:

1) Индикаторы используются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения.

2) Индикаторы помогают интерпретировать изменения.

3) Использование индикаторов позволяет выявлять недостатки в природопользовании.

4) Индикаторы позволяют облегчить доступ к информации для разных категорий пользователей.

5) Индикаторы облегчают обмен научно-технической информацией.

Являясь инструментом для поддержки решений и планирования, индикаторы также могут выполнять важную коммуникативную функцию. Так индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Это часто мобилизует людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частным компаниям.

Индикаторы устойчивого развития

Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:

1) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

· экологические,

· экономические,

· социальные,

· институциональные.

2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

· эколого-экономических,

· эколого-социально-экономических,

· экологических.

Системы индикаторов устойчивого развития

Экономическое неравенство

Положение любой страны на мировой экономической карте,т. е. в мировой системе экономических координат, определяется такими основными параметрами, как экономическая мощь страны (которая чаще всего измеряется величиной ВВП), эффективность использования этой мощи, уровень социально-экономического и научно-технического развития, качество населения, уровень и качество его жизни, многими другими характеристиками. Весьма важными показателями уровня социально-экономического развития являются ВВП в расчете на душу населения и на одного занятого в производстве, а также уровень народнохозяйственной эффективности, которая характеризуется, прежде всего, производительностью труда. ВВП - это стоимость конечной продукции, произведенной в течение определенного времени (чаще всего за год) на территории данной страны (вне зависимости от национальной принадлежности действующих здесь предприятий).

Страны, обладающие наибольшей экономической мощью — величиной ВВП (всего ВВП - США, Китай, Япония, Индия, Франц, Россия – 13 место; на душу нас – США, Япония, Франция, Германия, Россия – 10 место). Китай, занимая второе место по объему ВВП (после США), уступает им по среднедушевому ВВПпочти в 10 раз. Большое значение имеют различия между странами по структуре ВВП, т. е. по структуре народного хозяйства. В этом отношении можно (достаточно условно) выделить три основные группы стран.

Постиндустриальные страны, для которых характерна повышенная доля сферы услуг (свыше 60% стоимости ВВП) и пониженная доля сельского (и лесного) хозяйства (менее пяти процентов) Это страны Европы, Северной Америки и Япония.

Индустриальные страны — с высоким удельным весом промышленности (более 40%), средней долей сельского хозяйства (10—20%) и невысокой долей сферы услуг. Это большинство стран с переходной экономикой (постсоциалистические страны) и новы индустриальные страны Азии и Южной Америки.

Аграрные страны с долей сельского хозяйства свыше 40% и удельным весом промышленности менее 20%. К этой группе относятся подавляющая часть стран Африки, многие государства Азии и Южной Америки.

Следующая очень важная характеристика уровня социально-экономического развития — народнохозяйственная эффективность экономикитой или иной страны.

1. наиболее развитые страны по уровню производительности труда (с показателями от 51 до 40тыс. долл.) — входят 13 стран: США, Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония, Австралия, Франция, Норвегия, Бахрейн.

2. группа развитых стран (от 39 до 20 тыс. долл.) оказалось 21 государство среди них, наряду с Великобританией, Италией, Германией, присутствуют ОАЭ, Саудовская Аравия, Сингапур, Республика Корея и некоторые другие развивающиеся государства.

3. среднеразвитые страны (с показателями от 19 до 10 тыс. долл.) — включает 36 стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки, в том числе Белоруссию и Россию, занимавшую в первой половине 1990-х годов 70-е место (с 10 тыс. долл.).

4. 17 менее развитых стран (от 8,5 до 10 тыс. долл.).

5. 20 неразвитых стран (от 5 до 8 тыс. долл.), среди которых ряд стран СНГ и Китай.

6. Многочисленной оказалась последняя, шестая, группа самых отсталых стран (менее 4,5 тыс. долл.); она включает 36 государств (всего в классификации учтены 143 страны), в том числе такие многонаселенные, как Индия, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам.

7. Замыкают список африканские страны: демократическая Республика Конго, Буркина-Фасо, Эфиопия, Мали и Сомали, где производительность труда составляла 1,5—1,0 тыс. долл.

Данная классификация отчетливо отражает экономическое неравенство в современном мире: ведь самые отсталые страны уступают наиболее развитым по эффективности производства в 10 — 40 раз! В последние годы для сопоставления показателей социально-экономического развития стран мира все чаще используется так называемый индекс развития человеческого потенциала, или индекс человеческого развития (ИЧР), — комплексная характеристика, органически включающая: среднюю ожидаемую продолжительность жизни (как показатель здоровья населения), ВВП в расчете на душу населения (как показатель уровня жизни) и грамотность взрослого населения в сочетании со средним количеством лет обучения (как показатель образованности населения). ИЧР измеряется в величинах от 0 до 1, и на этой основе в ООН принята следующая классификация стран: страны с ИЧР менее 0,5 отнесены к группе с низким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,5 до 0,8 — к группе стран со средним уровнем и свыше 0,8 — с высоким уровнем развития.

По рейтингу 1994 г. к группе стран с высоким уровнем развития были отнесены 64 страны. Первую пятерку составили Канада, Франция, Норвегия, США и Исландия (ИЧР от 0,960 до 0,942), а замыкают эту группу Белоруссия, Белиз и Ливия (0,806—0,80 1). Группа стран со средним ИЧР включала 66 стран. В этой очень «разношерстной» группе «вверху> оказались Ливан, Суринам и Россия (0,792), замыкали Зимбабве (0,53) и Конго (0,500). Наконец, 45 стран имели низкий уровень развития. В этой группе сосредоточены государства Тропической Африки (ИЧР менее 0,2 имели Руанда и Сьерра-Леоне), а также ряд азиатских стран, включая Индию (0,446).Контрасты современного международного сообщества по этому важному синтетическому показателю пройденного той или иной страной пути социально-экономического развития, как видно, чрезвычайно велики. В последние десятилетия произошло некоторое уменьшение числа стран с низким ИЧР и одновременно пополнились ряды первой и второй групп стран, хотя только в немногих странах экономический рост сочетался с ростом качества человеческой жизни. Во многих развивающихся странах остается значительный удельный вес бедного населения. Мир действительно многолик и мозаичен. Его многообразие проявляется не только в социально-экономической жизни.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).

Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможен­ного контроля;

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).

Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парнико­вых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;

Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и ее социальная миссия

УР – такое развитие, которое удовлетворяет потребности развития настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

УР – экономическое развитие, которое не подрывает природную базу для будущих поколений и возрастает в расчете на душу населения.

УР – процесс гармонизации человечества и ОС, т.е. приводящие их к гармоничному взаимодействию.

УР – повышение качества жизни людей, проживающих в пределах поддерживающей емкости экосистем.

УР – такое развитие, которое выводит глобальные цивилизации за пределы хозяйственной емкости биосферы.

УР – такое развитие человека, при котором не разрушается природная база этого развития, т.е. воспроизводится пригодная для существования человека ОС, поддерживается достаточная ресурсная база, сохраняется геном человека.

УР – улучшение качества жизни людей, которое сохраняет потенциальную емкость экосистем, обеспечивающих жизнь.

Социально-экономические предпосылки возникновения концепции УР:

· Господство философии потребления (на протяжении множества веков ресурсный путь развития, «человек – царь природы»)

· Господство природоразрушающих технологий (приоритет экономической выгоды)

· Иллюзия неисчерпаемости ПРП

· Неадекватность механизма ценообразования

· Проблема север – юг

Социальная миссия – обеспечение выбора пути, который позволит человечеству выжить, развиваться, не погубив себя и не разрушив границы природной среды.

В последние два десятилетия как альтернатива парадигмам экономического роста и стереотипам потребительского общества стала формироваться концепция устойчивого развития. Идеи устойчивого развития, получившие широкое распространение после публикации в 1987 г. доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию “Наше общее будущее”, нашли практическое воплощение в социально-экономической и экологической политике многих государств. К 2007 г. стратегии или программы устойчивого развития приня­ли более 100 стран мира, в том числе США, Канада, страны ЕС, Япония, Китай, Индия и др. Принципы устойчивого развития легли в основу Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

К концу 1960-х гг. в мировом научном сообществе сложилось представление о нарастании экологической напряженности. Многие исследователи пытались заглянуть в будущее — выявить тенденции социально-экономического развития и возможные экологические последствия, как для отдельных регионов, так и для всего мира. В рамках этих тенденций стали разрабатываться глобальные и региональные модели развития. Две первые глобальные модели «Пределы роста» (автор д. Медоуз) и «Человечество на перепутье» (авторы М. Месарович, Е. Пестель) были разработаны в рамках проектов Римского клуба (международной неправительственной организации, созданной в 1968 г. по инициативе и на средства западных стран и занимающейся изучением общечеловеческих и глобальных проблем). В них прогнозировались вероятные состояния глобальной социально-экономической системы в целом и в макрорегиональном разрезе при сохранении современных систем ценностей, ведущих к росту численности населения Земли и увеличению объема производства материальных благ.

Результаты прогнозов по второй глобальной модели детализировали и подтвердили вывод, полученный с помощью первой модели: во всех регионах мира нагрузка на биосферу резко возрастает; необходимо принятие срочных мер по предотвращению прогрессирующего истощения природных ресурсов, как задержки могут привести не только к экономическим потерям, но и к разрушению среды обитания обширных территорий.

Результаты прогнозов, рассчитанные по первым моделям, несмотря на их жесткую критику, оказали значительное воздействие на мировое развитие.Из работ отдельных исследователей они были перенесены в официальные правительственные документы и материалы международных организаций. Резко возросли затраты на программы планирования семьи в развивающихся странах, энерго- и ресурсосберегающие технологии в развитых, рост производства в мировом сельском хозяйстве, общий переход к постиндустриальному, информационному обществу и становление стран новой индустриализации.

В 1972 г. в Стокгольме (Швеция) под лозунгом «Земля только одна» прошла Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которая подчеркнула, что сохранение биосферы — необходимое условие выживания и благополучия человека, а взаимозависимость — неизбежная реальность жизни. С тех пор дата ее открытия — 5 июня — отмечается как Международный день окружающей среды.

Конференция приняла Стокгольмскую декларацию по окружающей среде и план действий, который явился не только основной программой международного сотрудничества, но и ориентиром для разработки национальной стратегии по вопросам окружающей среды. План действий содержал 109 рекомендаций, функционально разделенных на три части: оценка состояния окружающей среды, управление окружающей средой и поддерживающие мероприятия. Поддерживающие мероприятия должны обеспечивать усиление человеческих ресурсов в этой области через образование, подготовку кадров, расширение взаимосвязей с экономикой.

За Стокгольмской конференцией последовала серия ей подобных, способствующих более тесному международному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды. В середине 70-х гг. М. К. Толба — директор — исполнитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), выступил с призывом добиваться «развития без разрушения», признающего возможности среды и их пределы.

В 1978 г. на ХIV Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы И ПРИРОДНЫХ ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы.Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условияхглобальное воздействие на биосферу неизбежно и реальная охраны природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области. Цель Всемирной стратегии — способствовать достижению стабильного экономического развития путем сохранения природных ресурсов.

В данном документе устойчивое развитие определяется как «модификация биосферы и применение человеческих, финансовых, живых и неживых ресурсов для удовлетворении человеческих потребностей и улучшения качества жизни». Отмечается также, что интеграция экономических и экологических интересов может быть достигнута за счет повышения эффективности извлечения благ при постоянных ресурсах. Стратегия придает большое значение развитию и эффективному применению правовых и административных рычагов в целях охраны живой природы в интересах всего человечества, совершенствованию государственного управления, законодательства и контроля в этой области. Она не только определяет главные трудности в деле охраны природы, но и предлагает некоторые пути к их преодолению.

В 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В сферу компетенции комиссии входили следующие задачи: вновь проанализировать ключевые проблемы окружающей среды и разработать реалистические предложения по их решению; предложить новые формы международного сотрудничества с целью решения этих проблем, которые позволят внести необходимые изменения в политику и ход событий; поднять уровень понимания этих проблем и готовность к решительным действиям у отдельных лиц, добровольных организаций, учреждений и правительств.

В 1987 г. МКОСР опубликовала доклад «Наше общее будущее» — итог научного анализа причин кризисной экологической ситуации в мире, поиска и выбора путей их устранения. В докладе в качестве основы обеспечения интегрированного подхода к разработке экономической политики на предстоящие тысячелетия была названа концепция экологически устойчивого развития.

Под развитием подразумевается не только экономический прогресс, развитие должно обеспечивать равные возможности людям ныне живущим, а также последующим поколениям. В докладе подчеркивается необходимость изменения существующей модели расточительного и неэффективного развития и потребления для обеспечения устойчивости процесса на основе гармоничного взаимодействия природы и общества, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов.

Устойчивое развитие предполагает создание такой социальной и экономической системы, которая обеспечивала бы на долгосрочной основе не только высокийуровень жизни, но и высокий уровень ее качества, т.е. рост реальных доходов, образовательного уровня, улучшения здравоохранения и т.д. Неразрывность экономики и экологии, их взаимозависимость — одно из основных условий гармонично развивающегося общества.

В 1992 г. (3—14 июня) в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государствв и правительств состоялась Всемирная конференция «Окружающая среда и развитие».Повестка дня конференции содержала более десятка вопросов, во внимание участников сосредоточилось на принятии трех важных решений: Декларации по окружающей среде и развитию («Декларация Рио»), долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на ХХI век») и Заявления с изложением принципов глобального консенсуса в отношении рачительного использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Были подписаны также две конвенции: Конвенция ООН о биологическом разнообразии (к ней не присоединились США) и Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

Декларация Рио-де-Жанейро — основополагающий политический Документ Конференции, содержащий генеральные принципы и обязательства по взаимодействию государств в экологической и экономической областях, способствующий устойчивому развитию. Имеется 27 основных принципов, среди них: право на развитие; принцип «виновник загрязнения платит»; «предупредительный принцип».

Повестка дня на ХХI век — программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на последующее столетие, включая пути и средства достижения целей, на основе предложенной Конференцией системы финансовых источников и механизмов распределения ресурсов на эту программу.

Принципы рационального использования и освоения лесов— документ, представляющий собой первую попытку на глобальном уровне достичь договоренности о сохранении лесов и лесных ресурсов планеты, обуздать неконтролируемую вырубку всех типов лесов и остановить процесс обезлесения.

Целями Конвенции ООН о биологическом разнообразииявляются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата— содержит общие предписания для государств и народов относительно поведения в условиях происходящих климатических изменений под влиянием человеческой деятельности.

Достижение устойчивого развития — это проблема общепланетарного масштаба, но уровень и степень ее решения в разных странах и регионах имеют определенные различия. Реализация решений Конференции в Рио предполагает сотрудничество между правительствами, межправительственными и неправительственными организациями (как на уровне отдельных регионов, так и мира) по следующим вопросам:

1 разработка политики, поддерживающей экологически и экономически устойчивое развитие;

2 усиление институциональных мер; совершенствование природоохранного законодательства, экологических норм и стандартов;

3 учет экологического фактора при выработке стратегии, планировании и принятии решений;

4 обеспечение проведение экологической экспертизы крупных инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации;

5 усиление научных исследований, направленных на разработку технологий и процессов, ориентированных на использование возобновляемых природных ресурсов;

6 обеспечение экономического стимулирования устойчивой производственной деятельности, повышения эффективности использования сырья и энергии в производственных процессах, снижения вредных выбросов (сбросов) и уменьшения отходов производства;

7 обеспечение и содействие экологической подготовке (обучении) кадров, занятых во всех производственно-технологических звеньях;

8 контроль соблюдения экологических стандартов, правил, норм и законов; национальных расчетов, позволяющих учитывать уровень истощения природных ресурсов и дающих более точное представление о формирование нового мировоззрения, новой экологической этики и др.

Аспекты УР:

· Экологический – УР окружающей среды подразумевает чистый воздух, воду, сохранение способности природы к самовосстановлению.

· Социальный – с социальной точки зрения УР предполагает объединение всех социальных, этнических, возрастных групп для участия в управлении развитием территории, справедливое распределение работы, дохода, социальных благ, обеспечение безопасности и благополучия.

· УР экономической системы включает использование эффективных методов управления и ведения хозяйства, направленных на повышения качества использования ресурсов. Ресурсосберегающие технологии, товары и услуги высокого качества.

Наибольшей устойчивостью обладает экологическая система, наименьшей – экономическая. Если берем приоритетом развития экономические цели, то ставим всю систему в неустойчивое состояние. Т.о УР социальной и экономической подсистем возможно только при условии поддержания УР экологической подсистемы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.