Урок 4, 5. Среда программирования Turbo Pascal — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Урок 4, 5. Среда программирования Turbo Pascal

2017-11-16 282
Урок 4, 5. Среда программирования Turbo Pascal 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 
 

 


Строка статуса видна во время написания и редактирования программ. В ней отображается номер строки и номер позиции в строке, а также основные ошибки, обнаруженные при компиляции программы.

Строка меню является основным доступом ко всем командам меню.

Меню File:

New – создать новую программу

Open – открыть программу, записанную на диске

Save – сохранить программу

Save as – сохранить программу под другим именем/в другом месте

Exit – выход из среды Turbo Pascal for Windows

Меню Edit:

Undo – отменить последнее действие

Redo – вернуть последнее действие

Cut – вырезать выделенный фрагмент

Copy – скопировать выделенный фрагмент

Paste – вставить фрагмент из буфера обмена

Clear – удалить выделенный фрагмент

Меню Run:

Run – запустить программу

Меню Compile:

Compile – выполнить компиляцию программы

Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы Турбо Паскаль. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается таким образом, чтобы получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.

В начале программы находится заголовок, состоящий из зарезервированного слова program и имени программы, задаваемым программистом. После заголовка следует программный блок, состоящий в общем случае из четырех разделов: списка имен подключаемых библиотечных модулей, описания констант, описания переменных, операторов. Все описания объектов программы должны быть сделаны до того, как они будут использованы.

program Имя; {заголовок программы}

uses …; {список подключаемых библиотечных модулей}

const …; {описания констант}

var …; {описания переменных}

begin {начало программы}

операторы;

end. {конец программы}

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать.

Операторы выполняются строго последовательно в том прядке, в котором они записаны в тексте программы в соответствии с синтаксисом и правилами пунктуации.

Слова begin и end являются аналогом открывающей и закрывающей скобки.

Для лучшего понимания программы в ней записывается пояснительный текст – комментарий. Текст комментария ограничивается символами { } или (* *).

Правила пунктуации

При записи операторов необходимо соблюдать следующие правила пунктуации:

1. Точка с запятой не ставится в разделах описаний после зарезервированных слов uses, const, var и ставится после завершения каждого описания.

2. Точка с запятой не ставится после begin и перед end, т. к. эти слова являются операторными скобками, а не операторами.

3. Точка с запятой является разграничителем операторов, ее отсутствие между операторами вызывает ошибку компиляции.

4. В операторах цикла точка с запятой не ставится после while, repeat, do и перед until.

5. В условных операторах точка с запятой не ставится после then и перед else.

Оператор присваивания

Оператор присваивания (:=) предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу.

Формат:

Имя переменной:= выражение;

Пример: х:=2.7;

У:=a+b;

Вещественной переменной можно присвоить целое значение, но не наоборот!

Оператор вывода

Вывод данных на экран обеспечивает оператор Write (писать). Оператор может выводить значения констант, значения переменных, значения арифметических выражений, заключенные в апострофы тексты и символы, всевозможные комбинации из вышеперечисленного списка.

Формат:

Write (y1, y2, y3, …, yn);

Пример: Write (a+b-2); {выводится результат выражения}

Write (‘Результат вычислений =’, Rezult);

Оператор вывода Writeln аналогичен оператору Write, но после вывода последнего значения из списка текущего оператора происходит перевод курсора на новую строку.

Оператор Writeln, записанный без параметров, вызывает перевод строки.

Форматы вывода

Значение I Выражение Результат
  Write (I)  
  Write (I,I,I)  
511.04 Write (I) 5.1104000000E+02
511.04 Write (I:15) 5.110400000E+02
-511.04 Write (I:15) -5.11040000E+02
511.04 Write (I:8:4) 511.0400

 

Пример:

program DemoWrite; {заголовок программы}

uses wincrt; {подключение модуля очистки экрана}

const {описание констант a и b}

a=4; b=6;

var {описание переменных}

c, s: byte; {переменные c, s - целые}

begin {начало программы}

c:=5; {присваивание переменной с значения равного 5}

write (a:3); write (b:3); write (c:3); {вывод значений переменных a, b и c в каждую третью позицию строки экрана}

writeln; {перевод строки}

S:=a+b+c; {вычисление переменной S}

{вывод значений переменных a, b и c в столбик}

writeln (‘a=’, a);

writeln (‘b=’, b);

writeln (‘c=’, c);

writeln (‘Сумма ‘,a,’+’,b,’+’,c,’ равна ’, s) {вывод ответа}

end. {конец программы}

Результат выполнения:

4 6 5

a=4

b=6

c=5

Сумма 4+6+5 равна 15

Упражнение. Загрузите TPascal for Windows, введите текст программы, откомпилируйте и проверьте ее действие.

Оператор ввода

Обеспечивает ввод данных оператор Read (читать).

Формат:

Read (х1, х2, х3,…, xn);

Оператор Read останавливает работу программы и ждет, пока пользователь не введет с клавиатуры столько значений, сколько имен переменных указано в операторе. Значения набираются через пробел, а после набора данных нажимается клавиша Enter.

Оператор Readln аналогичен оператору Read, только после считывания последнего значения из списка текущего оператора, курсор переведется на новую строку.

Пример:

program DemoRead;

uses wincrt;

var x: word;

y: real;

Begin

write (‘Введите число х=’); {вывод на экран запроса о вводе числа}

readln (x); {ввод числа с клавиатуры}

y:=sqrt(x);

write (‘Квадратный корень из числа ’, x,’ равен ’, y)

End.

Упражнение. Загрузите TPascal for Windows, введите текст программы, откомпилируйте и проверьте ее действие.


Урок 6. Решение задач

1. Найдите ошибки в следующих программах:

а)program MyProgram begin; writeln (‘Здравствуй!’) end.   б)program First; begin y:=x+100 end г)program ошибки2; var x: integer; const v=4; j=5.6; begin x:=v*j; write (x) end.  
д)program MyProgram 2; begin var y: real; y:=2; writeln (‘y в квадрате =, у*у) end.  
в)program ошибки1; begin summa:=6+8; end;  

2. Напишите программу для вычисления и печати на экране значений выражений:

a) y= , а=1, b=-1;

b) z= ;

c) k= , x= , a=0,04, b=-1, c=a;

d) f=sin x cos y + sin y cos x, x= , y= .

3. Напишите программу, определяющую остаток от деления:

а) 45 на 13;

б) 123 на 14.

4. Напишите программу, определяющую целую часть от деления:

а) 125 на 12;

б) 24 на 5.

5. Программа запрашивает имя и затем приветствует его обладателя.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.