Тема 9. Социальные группы в сфере физической культуры — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 9. Социальные группы в сфере физической культуры

2017-11-16 1404
Тема 9. Социальные группы в сфере физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекционный материал.

Характеристика основных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Социально-демографическая характеристика групп, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Социальный статус и формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом. Спортсмены-любители, спортсмены - профессионалы как социальные группы. Спортивная элита. Болельщики и зрители. Спортивные «фанаты». Вандализм футбольных болельщиков как социальный феномен.

Социальный статус специалиста в области физической культуры. Конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта в современном российском обществе и его социальная мобильность. Различия в уровне социальной мобильности студентов различных спортивных специализаций. Социальные группы в сфере профессионального физкультурного образования: преподаватели и студенты. Социальный портрет студентов ИФК. Академическая элита как особая социальная группа.

Проблема выявления референтных групп в сфере физической культуры и спорта. Управленцы и менеджеры в сфере физической культуры и спорта Академическая элита как особая социальная группа.

Самостоятельная работа.

Характеристика социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.

Спортивная элита. Академическая элита как особая социальная группа.

 

Планы семинарских занятий

 

Тема 1

1. Объект изучения социологии физической культуры.

2. Предмет изучения социологии физической культуры.

3. Значение социологической информации для развития физической культуры, для деятельности специалиста в сфере физической культуры.

Тема 2

1. Социально-философские истоки социологии спорта.

2. Актуальные социологические проблемы физической культуры и спорта.

3. Социокультурное содержание физической культуры и спорта как социального феномена.

Тема 3

1. «Культурно-обусловленная социализация» и физическая культура.

2. Карьера и посткарьера в спорте.

3. Особенности социализации в спорте и через спорт.

4. Самоидентификация.

Тема 4

1. Социальная мобильность и физическая культура.

2. Физическая культура в образе жизни разных социальных групп.

3. Формирование интересов в сфере спортивной деятельности.

4. Социальная дифференциация и поведение в сфере физической культуры и спорта.

5. Особенности развития физической культуры и спорта в условиях рынка (характеристика существующего социального спроса в сфере физкультурных услуг).

Тема 5

1. Категория «социальное самочувствие» (сущность и операционализация).

2. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальное самочувствие спортсменов-любителей.

3. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальное самочувствие спортсменов-профессионалов.

 

Тема 6

1. Спорт как вид экстремальной деятельности.

2. Экстремальные виды спорта и их привлекательность.

3. Экстремизм как разновидность девиантного поведения, и его проявление в сфере спорта.

4. Физическая культура и спорт как средства социальной профилактики девиантного поведения.

Тема 7

1. Социальные предпосылки феминизации спортивной деятельности в современном обществе.

2. Гендерные отношения в спорте и стереотипы.

3. Гендерные проблемы профессиональных отношений в спорте.

4. Самоидентификации женщин в современном обществе и физкультурная деятельность.

Тема 8

Занятие 1

1. Физкультурное образование как социальный институт.

2. Возникновение и развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования.

3. Содержание категорий «физкультурное образование» и «физическое образование».

4. Социальные проблемы физкультурного образования.

Занятие 2

5. Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе

6. Современная модель высшего профессионального физкультурного образования. Социологическая характеристика.

7. Социальные функции современного высшего профессионального физкультурного образования.

8. Виды физкультурного образования.

Тема 9

1. Характеристика профессиональных спортсменов как особой социальной группы.

2. Особенности спортсменов как социальной группы (по результатам конкретных социологических исследований).

3. Формальные и неформальные группы в сфере физической культуры.

 

3.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Анализ концепций социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых.

2. Анализ игровой теории Й. Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре». Элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета.

3. Анализ понятий «фитнес», «физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».

4. Социализации в сфере спорта высших достижений (на примере известной спортивной личности).

5. Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации.

6. Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта.

7. Cамооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.

8. Спорт и социальное неравенство (гендерные проблемы).

9. Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.

10. Университетская модель высшего профессионального физкультурного образования в обществе.

11. Социальные проблемы физкультурного образования.

12. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.

3.2.2. Методические указания к видам контроля самостоятельной

работы студентов и критерии их оценивания

 

Часть времени курса отводится на самостоятельную работу студентов и написание письменных работ с использованием первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов направляется программой дисциплины, заданиями лектора к семинарам, примерными темами рефератов.

Преподаватель на семинарском занятии задает текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления (как правило, вопросы носят остро социальный характер и служат для формирования мировоззрения студентов). Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы (реферата).

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). За выполнение каждой самостоятельной работы студент получает 3 балла (баллы текущего контроля). В случае углублённой работы над учебным материалом студент может выполнить либо два сообщения в форме доклада, либо четыре реферата, либо одно сообщение в форме доклада и два реферата для получения дополнительных баллов.

Устный опрос.

Тема сообщения указывается преподавателем и соответствует плану семинарских занятий.

Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.

При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме, социологические исследования).

Знакомство с оригинальными текстами (социологического направления), изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами.

Сообщение об известной спортивной личности (по выбору студентов) должно обязательно включать следующие пункты:

1) Биографические данные (где и когда жил, где и кем работал или чем занимался).

2) У кого учился, с кем работал, кто были последователями, каких правил и ценностей придерживался; к какому направлению относится.

Название основных этапов творчества и/или спортивной карьеры.

Вклад в социологию физической культуры: что нового сказал, решение каких проблем предложил, какие вопросы поднял.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Одно сообщение с последующим моделированием дискуссии стоит 10 баллов. В течение семестра студент может сделать 2 сообщения.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.