Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-11-16 | 281 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Термин " организация " употребляется в двух значениях:
1. устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;
2. функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.
Признаками организации являются:
1. наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации;
2. обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды;
3. разделение труда;
4. существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки;
5. саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания;
6. организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.
Любая организация обладает определенной структурой (совокупностью взаимосвязанных элементов), которая подразделяется на три составляющие:
Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Период функционирования предприятия на рынке образует жизненный цикл, состоящий из пяти этапов. Зарождение включает в себя принятие решения о создании фирмы, разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности. Рост фирмы - увеличение доли ее продукции на рынке. Развитие - это поиск новых направлений и форм деятельности параллельно с развитием уже существующих. Зрелость - это устойчивое существование предприятия без расширения и совершенствования деятельности. Завершение деятельности может быть связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей.
|
Внутренняя среда организации — все ее составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления.
На эффективность бизнеса любой организации, кроме внутренних факторов, существенное влияние оказывают внешние. Различают факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия — это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. К ним относятся: трудовые ресурсы (рынок труда); поставщики; потребители; конкуренты; профсоюзы; законы и государственные органы.
Факторы косвенного воздействия — это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них. К ним относятся: • состояние экономики в стране; политические факторы; научно-технический прогресс; социально-культурные факторы; отношение с местным населением; международное окружение, в частности развитие экспорта и импорта.
Формальные и неформальные группы.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы:
Формальная группа имеет следующие особенности:
|
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным группам относятся:
· Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
|
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства организации и формальными постановлениями, а членами данной организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками. Данные группы существуют во всех компаниях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Понятие лидерства. Власть. Виды власти.
Лидерство - это важнейший механизм реализации власти
Лидерство - это способность эффективно использовать имеющиеся источники власти для достижения целей организации.
Руководитель, менеджер и лидер не являются синонимами, эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот.
Механизм лидерства может быть представлен тремя формами.
В формальной группе(организации) лидерство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.
В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:
|
· вносит вклад в выполнение задач группы;
· позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
· воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы);
· представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
· сглаживает все противоречия в группе.
·
В ласть- способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их свой воле.
Формы проявления:
Власть основанная на принуждении- в качестве основного инструмента использует влияние через страх. Исполнитель верит, что руководитель может наказать таким образом, что помешает удовлетворению потребности или причинит неприятности. Угроза различного рода санкциями: увольнение, лишение премии, понижение в должности и др. Для рядовых исполнителей эти санкции носят чаще всего материальный характер (штраф, лишение премии и др.) или административный (выговор, публичное замечание и др.
Другой формой проявления власти является вознаграждение - Это влияние на людей с помощью положительных мер воздействия. Обещание вознаграждения - один из самых старых и эффективных способов влияния на работников с целью достижения общих или собственных целей. Поскольку потребности каждого имеют уникальный характер, то и оценка вознаграждения варьируется для каждого человека индивидуально.
Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит со стороны подчиненных, снизу. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.
Экспертная власть (эталонная) предполагает способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также специальных знаний.
Власть примера. Характеристики поведения и черты характера руководителя настолько привлекательны для окружающих, что они хотят быть похожими на него.
Принуждение - это право менеджера влиять на поведение подчиненных посредством наказания, выговора, увольнения.
Власть над ресурсами- это влияние на людей через право контроля и распределения ограниченных реурсов (финанс-х, матер-ых).
Власть связей – это способность менеджера воздействовать на др. людей на основе связей с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.
|
Тема 1.3. «Планирование и организация в системе менеджмента»
Функции — это повторяющийся вид деятельности компании, а задачи — это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время.
Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
Функции организации разделяют на две группы функций — общие и специальные.
1. Общие функции управления (функции процесса управления) проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.
Большинство авторов выделяют четыре общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует: цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).
2. Особое место в системе управления занимают специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации).
В организации можно выделить следующие объекты управления:
• производство;• материально-техническое снабжение;• инновации;• маркетинг и сбыт готовой продукции;• кадры;• финансы;• учет и анализ хозяйственных процессов и т.д.
Планирование - функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планирование – одна из функций менеджмента. В ходе планирования разрабатываются планы.
План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Принципы планирования.
· yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;
· нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;
· гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;
· экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;
· oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми.
Методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия..
Виды планирования:
По широте охвата:
*корпоративное планирование (для всей компании в целом); планирование по видам деятельности (планирование производства); планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).
По функции:
*производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.
По временному периоду:
долгосрочное планирование - 5 лет и более; среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; краткосрочное планирование - до года.
По степени детализации планов:
стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование.
Главным содержанием этого плана является стратегия на обозримое будущее - три-пять лет и более. Стратегический план является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех других планов. Одновременно он служит и ограничением для принятия решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков.
Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.
Тактический план неразрывно связано со стратегическим планом, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактический план означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
Тактическое план — это детальное определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.
Понятие организационной структуры. Сущность и виды организационных структур управления.
Организационная структура управления — это совокупность упорядоченных звеньев организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели. Организационная структура связывает в единый процесс управленческие и предпринимательские функции, реализуемые персоналом предприятия.
Рассмотрим другие понятия (функция, звено управления, департамент, связи и т.п.), необходимые для раскрытия данной темы.
Функция — это деятельность. Выделяют бизнес-функции (основная и вспомогательная деятельность предприятия) и управленческие функции (деятельность по управлению).
Звено управления - отдельное подразделение или руководитель, выполняющие одну или несколько функций управления. В качестве звена управления обычно выступает отдельное подразделение, выполняющее одну или несколько функций управления. Всю совокупность звеньев, находящихся на одном уровне иерархии, обычно называют ступенью управления (например, на среднем уровне управления это могут быть производственные отделы).
Департаментизация -процесс деления организации на подразделения, отделы и т.п. выполняющие определенные функции. Отношения между департаментами поддерживаются на основе связей (взаимоотношений).
Связи принято подразделять на: горизонтальные (связи кооперации и координации равноправных звеньев (отделов, подразделений)) и вертикальные (связи руководства и подчинения). Связи также делятся на: линейные (связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции) и функциональные (связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления).
Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:
Основные законы рациональной организации:
Линейная структура
Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.
Линейная структура управления
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!