Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар – арабский писатель начала X века — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар – арабский писатель начала X века

2017-11-16 486
Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар – арабский писатель начала X века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Книга драгоценных сокровищ»

Из «Книги драгоценных сокровищ» Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста // (Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (с половины VII в. до конца X века по Р. Х.) / пер. А. Я. Гаркави. СПб., 1870. С. 265-268.

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян – страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается… Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники…

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свире­ли длиною в два локтя, лютня же их осьми-струнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников пре­даются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий: другого оружия не имеют.

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба пере­селяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.

 

1. Охарактеризуйте данный источник: когда он был написан, кто является автором и в чем его историческая ценность?

2. Выберите сведения о славянах X в. и заполните таблицу.

Природные условия Хозяйственная жизнь Быт Верования, обычаи и культура

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря начала XII века.

«Повесть временных лет»

Повесть временных лет. Ч.1 / пер. Д.С. Лихачева 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. С. 144.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки…

От этих же семидесяти двух язык про­изошел и народ славянский…

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки…

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назва­лись полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

 

1. Дайте характеристику историческому источнику.

2. Определите главный факт данного летописного фрагмента.

3. Обратите внимание на первые две фразы, назовите источник информации Нестора.

 

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Определите вклад древних цивилизаций в мировую культуру.

2. Определите особенности исторического сознания в древнем мире.

3. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств?

4. Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

5. Определите взаимосвязь особенностей хозяйственного уклада и верований восточных славян.

6. Когда начали складываться предпосылки образования государства у восточных славян и в чем они проявлялись?

Литература

Обязательная литература

Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.

Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.16-28.

Дополнительная

История России / П.С. Самыгин, К.С. Беликов, С.Е. Бережной, под ред. П.С. Самыгина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

 


Тема 3. Образование и расцвет Киевской Руси (IX–XI века)

Основные вопросы

1. Летописные сведения об образовании Древнерусского государства.

2. Теории образования государства у восточных славян (норманская, антинорманская, центристская).

3. Правление первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав), складывание государственного аппарата.

4. Княжение Владимира Святославича. Принятие христианства.

5. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. Первый свод законов «Русская правда».

6. Место Киевской Руси в системе цивилизаций Средневековья.

7. Культура Киевской Руси.

 

Содержание темы

Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования древнерусского государства. «Повесть временных лет» как основной письменный источник по истории образования древнерусского государства. Дискуссионность вопроса о влиянии варягов на культурное и политическое развитие восточных славян, норманская теория и ее опровержение. Этапы формирования древнерусской государственности, деятельность первых русских князей. Взаимоотношения князей и дружины. Контакты Древнерусского государства с соседними государствами и народами, влияние Византии и степи. Религиозные реформы, причины и значение принятия христианства из Византии. Роль церкви в древней Руси. Появление первого письменного закона на Руси (Русская Правда). Христианская культура и языческие традиции.

 

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы

1. Взаимоотношения славян и варягов.

2. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности.

3. Языческая реформа князя Владимира Святославича.

4. Искусство древней Руси до и после принятия христианства.

5. «Русская правда» как источник по социальной структуре славянского общества XI века.

 

Целевые задачи

Необходимо знать:

Ø источники и споры ученых об истоках государственности у восточных славян;

Ø процесс складывания и развития государства у восточных славян;

Ø значение и последствия принятия христианства на Руси;

Ø значение появления первого свода законов у восточных славян;

Ø особенности средневековья в Европе, место Киевской Руси в системе Восток-Запад.

Необходимо уметь:

Ø проследить этапы складывание Древнерусского государства и вхождение в мировой исторический процесс Киевской Руси;

Ø сформулировать выводы, провести аналогию развития западноевропейских обществ и Древней Руси (общее и особенное).

Объекты изучения:

Основные понятия

Византия – Византийская империя, Восточная Римская империя. Столица – Константинополь, основанная императором Константином (в русских источниках такое – Царьград). Империя, переживала взлеты и падения, просуществовала более тысячи лет. Особая роль государственных начал в византийском обществе получила теоретическое обоснование в православии. Византии удалось распространить православие в других землях, особенно широко в славянских.

Вотчина – в России наследственное землевладение. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне.

Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде» (пространная редакция) закупы получили от землевладельца орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с хозяином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от хозяина для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобой на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат свободы. Закупничество стало одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в зависимость.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа «кириллицей» в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава племени, союза племён, государства у славян и некоторых других народов. Князья, являющиеся главами государственных образований, назывались великими князьями. Позднее – дворянский титул.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Православие – одно из главных направлений в христианстве (ортодоксальное христианство). Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия). Окончательно как самостоятельная церковь сложилась в 1054 г. и постепенно разделилась на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей.

Челядь – название зависимого населения в Киевской Руси (в IX – XII вв. – рабы). С ХII в. Слово «челядь» относилось к части зависимого населения Руси, занятого в вотчинном хозяйстве.

 

Краткий конспект лекции

В начале IX столетия историками отмечается процесс складывания государственности. В 30-х годах IX века выделяют два очага формирования государственности. Первый находился в Поднепровье с центром в Киеве. Второй располагался на севере – Северное княжество с центром в Ладоге, а потом – Новгороде. Новгородцы, чтобы прекратить междоусобицы, пригласили в 862 году на Русь варяжский отряд во главе с Рюриком, ставшим основателем династии Рюриковичей. В исторической науке сложилось три основных теории возникновения у восточных славян государственности.

1. Славянская (антинорманнская). Не признает роли варя­гов в появлении древнерусского госу­дарства и приглашение их на княжение (М.В. Ломоносов – XVIII в.).

2. Норманнская. Исходит из того, что древнерусское государство образовалось исключительно благодаря призванным варягам (нор­маннам) (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер – XVIII в.).

3. Центристская (современная). Доказывает, что древнерусское госу­дарство сформировалось в процессе внутреннего общественного развития сла­вян, но и при уча­стии внешнего фактора – варягов, которые, очевидно, выполнили роль катализатора процесса становления государственности. Они были призваны как наемная дружина местным населением в Новгород, но достаточно быстро сосредоточили власть в своих руках и использовали ее для расширения своего влияния. Главные факторы образования государства связаны не с какой-либо личностью, а с объективными про­цессами, протекающими в политической и экономической жизни восточных славян.

Как гласит «Повесть временных лет» в 879 г. умер Рюрик, а его преемником стал Олег. Новгородский князь Олег благодаря походу в 882 г. после захвата Киева утвердил его столицей Древнерусского государства. Князь многое сделал для укрепления внешнеполитического положения Руси. Например, совершил в 907 г. удачный военный поход на Константинополь (Византия), в результате которого были заключены выгодные для Руси договоры (907 и 911 гг.).

Главными задачами для первых киевских князей стали отражение нападений кочевых народов, а также политика объединения славянских земель. После гибели в 945г. князя Игоря, власть перешла к его сыну Святославу (945 – 972), который практически всю свою жизнь провёл в военных походах. При нём фактической правительницей Киевской Руси являлась его мать – великая княгиня Ольга.

В период правления Владимира Святославича (980 – 1015 гг.) была проведена языческая реформа, призванная дополнить политическое единство молодого государства духовным. Однако попытка установления единого пантеона языческих богов во главе с Перуном окончилась неудачно, не приведя к ожидаемым результатам. В итоге, Русь в 988 г. принимает в качестве государственной религии христианство византийского типа. Князь Владимир, организовав ряд успешных военных походов против печенегов и поляков, проводил политику по дальнейшему укреплению и расширению государства.

Постепенно в ходе многочисленных войн и походов оформилась в основных чертах подвластная киевскому князю территория. Вслед за расширением земель государства встала острая задача укрепления его границ.

Древняя Русь являлась средневековой монархией, возглавляемой киевским великим князем. Отдельными территориями страны руководили родственники князя (часто сыновья). Показательным явлением политической и хозяйственной жизни древнерусского государства стало образование большого количества городов. Большую часть населения в них составляли торговцы и ремесленники. Первоначальный этап существования Руси характеризовался сохранением традиционно высокой роли вечевых органов власти в городах и свободных общин на селе. Например, го­родское вече решало вопросы, связанные с объявлением войны или мира, объ­являло сбор ополчения и существенно ограничивало власть князя. Стоит отметить, что право голоса на вечевых собраниях давалось далеко не всем, в основном боярам, богатым горожанам, иерархам церкви и купцам.

Расцвет Древнерусского государства связывают с правлением Ярослава Мудрого (1019 – 1054). При нём был создан свод законов государства «Русская правда», который закрепил, в частности, дифференциацию общества того времени, установив различные штрафы за убийство господина и холопа (80 и 5 гривен соответственно). Если же убийство раба совершал сам хозяин, то ему грозило лишь церковное покаяние. При Ярославе Мудром существенно возрос международный авторитет Руси. Этому способствовало установление широких династических связей с Византией и Европой, а также успешные военные походы в польско-литовские земли, в Прибалтику и окончательный разгром печенегов.

По своему геополитическому положению Древняя Русь занимала пространство на стыке западной и восточной цивилизаций, становление русской народности шло под воздействием разнонаправленных культур.

Развитие Древнерусского государства и Западноевропейских обществ имело свои различия. Во время Великого переселения народов племена Западной Европы соприкоснулись с высокоразвитой культурой античности. Славяне же, колонизируя восточно-европейские территории, сталкивались с племенами, которые находились на более низком уровне развития, чем они. Неблагоприятные природно-климатические условия, осложняя хозяйственную деятельность, влияли на социальную и политическую структуру социума, предопределяя его национальную специфику.

Культура Восточные славяне изначально оказались в обстановке культурно-исторического взаимодействия со скандинавами, кочевыми народами, населением Южной и Центральной Европы, Византии. Русь благодаря своему геополитическому положению стала местом встречи европейского и азиатского начал.

Истоки культуры Киевской Руси берут начало в традиционной культуре славянских племен, которая обогатилась влиянием византийской культуры. На Русь через Византию и Болгарию поступали античная и средневековая литература, переводимая на славянский язык монахами, которые были самыми образованными люди того времени. Эти книги, созданные в эпоху Киевской Руси на пергаменте, дошли до наших дней.

Славянская культура была основой для формирования культуры Древнерусского государства. Существенное влияние на творчество оказало становление древнерусского этноса в рамках Древней Руси, расширение границ государства, крещение Руси, успехи в борьбе с кочевниками.

Киевская Русь, приняв христианство в 988 году, тем самым не только приобщилась к искусству и культуре мировых цивилизаций, но и обогатила её своими собственными достижениями. На Руси по велению князя Владимира развернулось широкомасштабное строительство деревянных и каменных храмов. Это послужило серьёзной основой к развитию многих направлений в искусстве средневековой Руси. Иконопись, которой первоначально занимались лишь греческие мастера, стала прародительницей всей русской живописи. К сожалению, самые ранние памятники русской живописи до нас не дошли.

Значимым показателем культуры Древнерусского государства стало каменное зодчество. Примером крупнейших каменных сооружений того периода служат Десятинная церковь, Золо­тые ворота, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Уникальной чертой Новгорода являются деревянные мостовые. Соборы декорировались фресками и моза­икой. Эти произведения, заимствуя византийскую технику и сюжеты письма, свидетельствуют о высоком художественном уровне украшения.

Письменность и грамот­ность получили повсеместное распространение. Были внедрены применявшиеся в Византии способы изображения чисел, широко использовалась славянская азбука кириллица, разработанная на основе уставного греческого письма. В Киеве и Новгороде открылись школы. Ярославу Мудрому удалось собрать богатейшую библиотеку (1037 г.), в которой помимо современных ему рукописей хранились и древнегреческие сочинения.

Стали появляться первые летописи – погодные записи важных событий, с вложением документов и их комментариев. Самой древней летописью, дошедшей в списках до наших дней, считается «Повесть временных лет», автором которой является Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. В ней рассказывается об истоках зарождения и становления Древнерусского государства. Литературу того времени составляют такие труды, как «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона. Характерная черта древнерусского эпоса заключалась в том, что героями его являлись простые люди с их заботами и делами, а не бояре или князья.

Помимо грамотности и каменного зодчества христианство привило славянам отличающийся от прежнего взгляд на нравственность (например, устанавливалось единобрачие). В быту постепенно славянские имена стали замещаться именами святых православной церкви.

В итоге, благодаря синтезу различных жизненных укладов, взаимопроникновению культур народов, формирующихся основ государственности при активной экономической деятельности на территории Восточной Европы зарождается уникальный социум Древней Руси, ставший основой для формирования российского государства и русского этноса. Всё говорит о том, что Древняя Русь, развиваясь схоже с Западной Европой, достигла примерно одновременно с другими развитыми европейскими странами рубежа формирования средневекового государства.

В целом, культуру Древней Руси принято относить к традиционной или средневековой. Её отличительными чертами являются: существенное значение играли традиции, опыт предыдущих поколений; неспешность темпов развития; замкнутость, локальность, раздробленность славянских земель, связанная с отсутствием экономических стимулов при натуральном хозяйстве; культ смелого и сильного воина, патриотизм; глубокие нравственные устои; главенствующая роль религии; преобладание религиозного мировоззрения в идеологии. Тем не менее ход развития русской культуры протекал в общем русле европейской культуры.

Истоки зарождения отечественного здравоохранения уходят корнями в Древнюю Русь. На Руси с принятием христианства начала формироваться общественная система призрения. Прибывшие в русское государство из Византии монахи принесли представление об общественном призрении и о врачевании как обязанности церкви. В течение многих столетий монастыри и церковь были центром социальной помощи для нуждающихся.

В XI веке при монастырях появляются первые больницы в Киеве, Переяславле, позднее в Новгороде, Львове, Смоленске и других городах.

Ситуационная задача

Работа с источниками


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.