Технология социально-культурной деятельности по месту жительства. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технология социально-культурной деятельности по месту жительства.



Благодатная почва для социально-культурной деятельности имеется по месту жительства, именно здесь проводят подростки и дети большую часть своего свободного времени. Именно здесь, на улицах, во дворах и подвалах, чаще всего со­вершаются преступления подростками из=за безнадзорности со стороны родителей. Именно здесь, по месту жительства, общаются подростки со своими друзьями, которые оказывают на них наиболее сильное влияние. Как показывают со­циологические данные, девяносто процентов подростков предпочитают прово­дить свое свободное время в кругу друзей, а в выборе видов деятельности руко­водствуются собственными интересами. Пятьдесят четыре процента опрошен­ных подростков предпочитают нерегламентированное общение. В результате этого формируются товарищеские отношения, создаются неинституциоиальиые объединения. Создание этих объединении необходимый этап социализации личности. У подростка чувство взрослости выражается в самоутверждении и са­мореализации в неинституционнльных объединениях. Фактически все подобные объединения являются реакцией на неудовлетворительную деятельность инсти­туциональных учреждений и организаций, в том числе и подростковых. Как показывает опрос, девяносто процентов подростков сдержанно относятся к клуб­ным учреждениям. Учитывая этот факт, было бы целесообразно использовать улицу, двор, подвал для организации игровых площадок, комнат игр, спортив­ных залов, красных уголков, где могли бы размещаться музыкальные гостиные, кружки и клубы по интересам. Средства могли бы выделить муниципалитеты, ДЭЗы и спонсоры Л для оборудования площадок и комнат можно было бы при­влечь самих жильцов, родителей и руководителей предприятий. Сравнительно неплохо решаются эти проблемы в молодежно-жилишных комплексах, где стро­ятся специальные комнаты и залы для культурного общения.

Хорошо было бы вернуться и к истокам традиционной народной культуры, возродив дворовые клубы, «пятачки», посиделки, народные игры. Нельзя забы­вать о том, что на «тусовках» и «пятачках» подростки проводят значительную часть свободного времени, гак как именно здесь они чувствуют себя свободными и раскрепощенными. Именно здесь чаще всего совершаются нарушения норм и правил морали. Контроль пат их поведением в этих местах обычно возлагается на правоохранительные органы и родительскую общественность. Это, конечно, не означает, что должна быть установлена строгая опека. Подростки особенно ревниво охраняют свою самостоятельность. Действия социального педагога и других работников должны быть разумными и тактичными. Подросток должен иметь поле для свободного проявления своих чувств и поступков, самовыраже­ния и самоутверждения. Главная задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку организоваться, решить материально-финансовые во­просы, то есть создать базу для досуга. Именно поэтому основной является ин­дивидуальная работа, чтобы дойти до ума и сердца каждого подростка. Эффек­тивность деятельности с неинституциональными группами подростков во мно­гом зависит oт учета характеристик групп, сохранения их структуры и создания условий для межличностного общения. А для этою необходимо изучить интере­сы и увлечения подростков, преодолеть психологический барьер осуждения и адаптировать их к условиям того или иного детского учреждения.



Начинать эту многогранную социально-культурную деятельность с детьми и подростками необходимо с составления социально-педагогического паспорта микрорайона, который позволяет учесть все факторы и условия, необходимые для работы по месту жительства.

Прежде всего, в этом паспорте необходимо указать территориальное расположение микрорайона, то же относится к поселку и селу.

Далее необходимо выявить демографическую ситуацию в микрорайоне: число жителей, их социальный и возрастной состав, демографические тенден­ции, положение семей, количество неблагополучных семей.

Затем необходимо уяснить социально-экономическое положение микрорай­она.. наличие предприятий, фабрик, заводов как потенциальных спонсоров.

Нужна также подробная характеристика социально-культурной сферы, то есть тех институтов, которые расположены в микрорайоне: учебных заведений, школ, техникумов, вузов, внешкольных и дошкольных учреждений, учрежде­ний культуры Особенно важна подробная характеристика детских учреждений: детских садов, школ искусств, центров детского творчества, детских библиотек, кинотеатров, музеев и т.д., а также их кадровый сослав, материально- техническая база.



Далее, необходима подробная характеристика детей и подростков этого микрорайона, их интересов и запросов.

Организационной формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками по месту жительства является детский (подростковый) клуб. По­ложение о детском клубе предусматривает организацию досуга детей и подро­ст ков, занятия техническим и художественным творчеством, опытнической и исследовательской работой, спортом и туризмом. Он создается на базе школы или другого учебного заведения профсоюзными комитетами предприятия или коммунально-бытовыми учреждениями совместно с органами народного обра­зования по месту жительства. Для размещения клубов, кружков и т.д. подростковые клубы используют помещения ДЭЗов, ЖЭКОВ И учреждений культуры. Подростковый клуб должен объединять не менее трехсот учащихся Число участников кружка должно составлять от пятнадцати до тридцати человек. Методическое руководство деятельностью подростковых клубов осуществляется ор­ганами народного образования. Детский (подростковый) клуб организует кол­лективы художественной самодеятельности, технического творчества, игроте­ки, пункты книгообмена. Особенно активно функционируют детские клубы в выходные и каникулярные дни. Руководит клубом директор. Он подбирает ру­ководителей кружков, концертмейстеров, аккомпаниаторов, тренеров и других специалистов. Директор клуба песет ответственность за состояние учебно- воспитательной и организационно-финансовой деятельности. Он разрабатывает планы, подбирает кадры, обеспечивает охрану труда и решает другие текущие и перспективные вопросы. Руководитель кружка, тренер-преподаватель комплек­туют кружок, секцию, проводят занятия, участвуют во всей воспитательной ра6oты. Концертмейстеры и аккомпаниаторы обеспечивают музыкальное сопро­вождение занятий и массовых мероприятий. В клубе создается педагогический совет, который участвует в разработке планов, рассматривает вопросы содер­жания и методики, организует изучение интересов детей и подростков, привле­кает актив родителей к работе клуба. Совет детского подросткового клуба соз­дается из числа членов кружков и секций, оздоровительных групп, любитель­ских объединений, молодежных организаций. Финансируется клуб предпри­ятиями, собственными доходами, спонсорскими организациями.

Координирует деятельность детских (подростковых) клубов и других соци­альных институтов социально-педагогический комплекс. Ведущая роль в нем принадлежит школе. Он включает в себя также учреждения культуры микрорайона: библиотеки, клубы, детские сады, спортивные залы, С1адионы, красные уголки, подростковые клубы. Руководит деятельностью комплекса межведомст­венный совет, в который входят руководители всех таких учреждений. Совет ор­ганизует массовые мероприятия в микрорайоне: праздники улиц, детские празд­ники, спортивные праздники, экскурсии, походы: содействуют организации дет­ских самодеятельных объединений клубов по интересам, кружков, секций и т.д. В своей деятельности совет руководствуется данными социально-педагогического паспорта микрорайона, в котором отражена характеристика со­става населения. Учет данных этого паспорта дает возможность привлечь к со­циально-культурной деятельности с детьми и подростками широкую общест­венность. Главное, чтобы велась эта работа не от случая к случаю, а системати­чески. Это возможно проиллюстрировать на примере одного социально- педагогического комплекса юрода Зеленограда. Об этом свидетельствует даже сам перечень тех мероприятий, которые проводятся ежегодно. Вот эти меро­приятия: спортивно-художественная программа «А ну-ка. парни!», «Примите наши поздравления», «Прекрасных женщин имена», «Новогодняя елка», «Про­воды зимы», «Наш микрорайон - наш дом», «безумству храбрых ноем мы пес­ню». В программу вошла также система спортивных праздников и соревнований молодежи микрорайона. Вторую часть программы мероприятий по месту жи­тельства составляет система детских художественных и cпopтивных праздников.

Таким образом, мы видим, что работа но месту жительства не ограничивает­ся эпизодическими массовыми мероприятиями, а ведется систематически в ху­дожественных и спортивных коллективах. Массовые мероприятия являются формой подведения итогов повседневной работы.

Формы работы с детьми и подростками по месту жительства довольно раз­нообразны. Здесь создаются клубные объединения под самыми различными на­званиями: «Мой край», «Тропой героев», «Плечо друга». «Романтик», «Путе­шественник» и другие.

Яркой формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками являются праздники микрорайона, улицы, дома. Приведем в качестве примера сценарный план праздника «Наш микрорайон - наш дом», который проводился в Зеленограде. Праздник жителей призван стать значительным событием, соци­ально-художественной акцией, способствующей пропаганде достижений мик­рорайона, общению и творческой активности масс, эффективной формой формирования общественного мнения и патриотического сознания.

В первой половине дня в учебных заведениях микрорайона, трудовых кол­лективах проходят мероприятия 1гз цикла «Высокое призвание гражданина» Это встречи с ветеранами войны и труда, выставки-продажи товаров повышен­ного спроса, книжные обозрения «Дорогая моя столица». Па спортивных пло­щадках проводятся состязания, соревнования но техническим, военно- прикладным видам спорта.

Эстафету праздника во второй половине дня продолжает разнообразная программа мероприятий в здании школы и на открытых площадках. В актовом чале школы проводятся представления «У нас во дворе», «Молодежный центр». В фойе первого этажа - книжное обозрение «Дорогая моя столица». В большой комнате - «Бюро добрых услуг». На открытых площадках - бал ветеранов, в березовой роще - детские городки и «Поляна мастеров». Центральным событием праздника является конкурсное театрализованное представление «У нас во дворе». Высоко в небо взмывают шары с эмблемами праздника. Далеко разносятся мелодии песен В. Питантера, В. Соловьева-Седого и других композиторов о Роди­не, о Москве. Ветераны войны поднимаются на крыльцо. Дети вручают им цветы. Выступают художественные коллективы. Завершается праздник фейерверком.

Таким образом, на примере многогранной деятельности Зеленоградского со­циально-педагогического комплекса можно увидеть вдумчивый подход к работе с детьми и подростками но месту жительства. Бросается в глаза чет кая целе­вая направленность этой деятельности, ее большой воспитательный заряд, мно­гообразие форм и средств, технологических приемов.

Особое место в социально-культурной деятельности с детьми и подростками занимает физкультурно-спортивная работа. Остановимся более подробно на ее организационно-методических основах. Как показывает опыт, для развития физкультурно-массовой работы по месту жительства можно использовать материально-финансовые возможности любо­го ведомства и организаций, расположенных в жилом микрорайоне. Важным истопником является предоставление многими предприятиями и учебными за­ведениями бесплатно своей спортивной базы для «групп здоровья», секций и команд спортивных клубов микрорайона, проведения спортивных соревнова­ний и массовых мероприятий В целях упорядочения учета и отчетности о вос­питательной работе с детьми и подростками по месту жительства педагог- организатор должен иметь сведения о количестве детей, проживающих в дан­ном микрорайоне, списки команд, секций, кружков и их руководителей, данные о материально-технической базе и другие материалы.

Организационным центром физкультурно-спортивной работы являются физкультурно-спортивные клубы, которые создаются на добровольных началах при органах местного самоуправления. Их основные задачи объединение де­тей и подростков в секции, группы, команды для проведения в них физкультур­но-оздоровительной и воспитательной работы, воспитание у них потребностей к повседневным занятиям физкультурой и спортом, организация соревнований, конкурсов, спортивных праздников. Во главе клуба стоит совет, а непосредст­венное руководство деятельностью клуба осуществляет педагог-организатор.

Итак, как показывает опыт paботa по месту жительства носит многоплановый, разносторонний характер. Физкультура и спорт занимают в ней достойное место. При этом надо иметь в виду одно обстоятельство: у ребенка и подростка формируется личность, развивается организм. Неосторожное применение таких мощных средств, как физкультура и спорт чревато серьезными последствиями. Применительно к детям целесообразно использование в основном физкультуры как средства физического развития. Спортом активно начинают заниматься подростки, но и по отношению к ним спорт необходимо использовать с осто­рожностью, с учетом заключения врачей.

При организации всей социально-культурной деятельности по месту жи­тельства необходимо учитывать природные факторы и условия, от которых бу­дет зависеть ее характер, система форм, средств и методов, вся технология.


14. Организация досуга детей и подростков в учреждениях дополнительного образования

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

(виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)

Детский парк

Музей (детского творчества, литературы и искусства).

Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).

Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.

База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).

Детская железная дорога

Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины,по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи.


Кризис перехода к юности.

Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте.

Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.

Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и количественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.

Неопределенность положения (в одних случаях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Наиболее изученной в психологии является ранняя юность - старший школьный возраст. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности , стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.

Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков, но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно. То обстоятельство, что юноша испытывает большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте не всегда отчетливо осознаваемых конкретных жизненных целях на ближайшее время, приводит иногда к внутреннему недовольству и метанию от одних целей к другим.

Возможность таких внутренних переходов, неожиданного бунта против принятых норм поведения, правил общения, желание стать в оппозицию к принятому, недоверие к суждению людей не исключены в этом возрасте.

Очень важной с точки зрения развития личности в юности является проблема вариантов взросления и соответственно личностного становления.

И. С. Кон выделяет типы взросления: у одних людей юность - период бури и натиска, протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности.

Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь. Юность - это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости.
16. Функции семьи и их реализация в сфере досуга

Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значи­тельная часть этих функций выполняет женщина.

Понятие функций семьи непосредственно связано с пониманием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения Н.А. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. В современ­ной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Репродуктивная функция

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определенную жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни.

Репродуктивная функция - это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.

Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание ... личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества». Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «рас­щепления» мотивационной целостности психической активности человеческой индивидуальности под влиянием требований современной постреформенной российской цивилизации.

Функция содержания детей

Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все более возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В среднем около 20% детей рождается у незамужних женщин, что составляет около 250 тысяч новорожденных в год. Например, в 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 тысяч женщин - это матери-одиночки .

Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и численность воспитываемых ими детей.

Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой за­висимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в России в 1993 году их было 16 тыс., в 1994 году стало более 420 тысяч детей-сирот и детей без попечения. К началу 1998 года эта цифра приближалась к числу 600 тысяч детей, к концу 1998 года их число увеличилось до 2 млн. детей. Аналогичное количество детей-сирот было в послереволюционные и послевоенные годы. Причем, в настоящее время только у 5% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.

Сексуальная функция

Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области интимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексуальной потребности подвержена общим закономерностям полового поведения. Одной из них является зависимость удовлетворенности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной функции, развития способности эффективно и искренне общаться. Данная способность с успехом может развиваться в процессе личностного консультирования, что может стать органичным элементом деятельности клуба семьи.

Семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Основным фактором сексуального поведения является полоролевая идентичность - культура сексуальных отношений. Данная роль является совокупностью психологических установок более или менее адекватных типичным, ожидаемым, принятым в обществе, которые были сформированы главным образом в родительской семье.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функции

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.

Хозяйственно-бытовая функция - удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получения их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье Хозяйственно-бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных по­требностей членов семьи, способствуя приумножению благосостояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов.

Благосостояние семьи зависит в современном обществе от уровня доходов и материальных потребностей, социального статуса и запросов ее членов. Последние варьируются в больших пределах, но в основном зависят от образа жизни, который прививается родителями и является устойчивым мотивационным и поведенческим стереотипом. Способность к труду зависит практически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспитательной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности. Реализация этой функции достаточно вариативна для различных семей. Для эффективно функционирующих семей привитие ценности труда своим членам не представляет большого труда. Для членов проблемных семей последовательный, систематический труд выпадает из разряда жизненных необходимостей и ценно­стей.

Это происходит по большей части в силу:

- слабости социальных связей и семейных коммуникаций;

- эмоциональной неуравновешенности;

- ряда социальных причин.

Воспитательная функция

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего по­коления, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как множество воздействий малой социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это постоянное взаимное влияние детей и родителей друг на друга. Семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несовершенным воспитательным воздействием родителей и семьи в целом. «Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, объективно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его...».

В последнее время в условиях все усложняющейся современной жизни увеличивается количество детей с нарушением поведения. Эти нарушения могут проявляться в высокой тревожности ребенка, отчуждении, эмоциональной непроникаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является нарушение внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям развития коммуникативных способностей ребенка.

Коммуникативная функция

Особую роль в жизни человека играет общение. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями, который включает в себя несколько функций: коммуникативную - обмен информа­цией, интерактивную - оценка и взаимодействие, и перцептив­ную - восприятие и понимание людей.

Общение является основой семейных взаимоотношений. Общение удовлетворяет потребность членов семьи в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании. Коммуникативная функция исполняет роль духовного и культурного общения. По многообразию и содержанию коммуникативная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемеиного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.

Межличностные отношения ~ это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействий, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Оптимальные возможности для интенсивного взаимодействия младшего и старшего поколений и взаимного развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим окружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Обще­ние с представителями разных категорий социума предъявляет многогранные требования к таким компонентам культуры лично­сти, как терпимость, доверие и вариативность в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых контактов. Другим фактором коммуникативности является наличие жизненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. наличие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие человеческих проявлений, как положительных, так и отрицательных, с целью обеспечения социализированного развития и становления молодого человека. При утрате доверия и откровенности между подростком и родителями коммуникативную функцию по отношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уважении, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей должна решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсировать методами социально-культурной деятельности.

Эмоциональная функция

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Взаимодействие в браке и семье происходило во все времена вне зависимости от социально-экономической ситуации, на глубокой эмоциональной основе. В народной мудрости бытует мнение, что браки заключаются на небесах, т.е. в душах, где правят чувства.

Великим чувством, которым живет человек, является любовь. Она дает ему решимость, силу, знания к изменению судьбы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в народном сознании не воспринимается как искренний и стабильный. Чувства обеспечивают членам семьи возможности к перенесению тягот приспособительного периода. Отсутствие этого психологического механизма компенсации ведет к неспособности поддержания стабильных и духовных отношений, проблемам в воспитании детей и ухода за престарелыми родителями. Эмоции имеют приспособительную природу происхождения. Их це­лью является устранение опасных для жизни человека состояний. «Отсутствие эмоциональных связей может иметь для чело­века фатальный исход». Без положительных стимулов невозможно становление человека, полноценного члена общества, достойного семьянина, супруга и родителя.

Чувственная основа человеческого бытия есть эффективный инструмент последующего общественного воспитания. Во многом они есть объект рекреативной деятельн






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.039 с.