Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.

2017-11-18 1770
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

 

Политические партии РФ

Политическая партия – это специализированная, организационноупорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иныхцелей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местныхорганизаций. История политических партий в современном понимании этого слованачинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазнойдемократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев кучастию в управлении государством. Первоначально политические партииформировались в результате объединения парламентских фракций с комитетамипо поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают врезультате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярнымии влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особойразновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся«снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют: 1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществлениясвоей программы; 2) социального представительства – каждая партия либо выра жает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либопытается создать себе прочную опору в обществе; 3) социальной интеграции – примирение интересов различных социальныхгрупп, достижение консенсуса в обществе; 4) политического рекрутирова-ния – подготовка и выдвижение кадров дляразличных политических институтов; 5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ; 6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях; 7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание. Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданскогообщества, осуществляющий связь между ним и государством. Существует несколько классификаций политических партий в соответствии сразличными критериями: 1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельностипартии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собойнемногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политическихдеятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированногочленства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационнаяструктура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях.Массовые же партии имеют сложную организационную струк- туру, многочисленны, основным источником их финансирования являютсячленские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов,не совпадающих с парламентскими фракциями; 2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической властипартии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными(деятельность которых разрешена государством и которые официальнозарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующиеподпольно); 3) по устойчивости существования политические партии подразделяются настабильные и неустойчивые; 4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (сосвободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии исложным механизмом приема); 5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся пореволюционные (выступают за коренное инасильственное преобразование существующего общественного строя),реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках),консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такиепреобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям безособых потрясений) и реакционные (вы ступают за восстановление старых, отживших общественных структур); 6) по месту в политическом спектре общества партии можно условноподразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся,социализацию производства, создание основ социалистического общества),правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности,основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские(пытаются примирить крайние интересы в политике). Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называетсяпартийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, какправило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либофункционируют под жестким контролем правящей. Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстведвух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могутпринимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическаяпартии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании).Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободногофункционирования и участия в политической жизни других партий (например,коммунистических). В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие имногопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. Внастоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, ноговорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многихпартий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сетипервичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полноймере.

 

 

Наука и общество

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды наокружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которойпервыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким онпредставляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход отступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактовокружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попалав зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однакопостепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы,а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв.появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории иинституты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени науканачинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь егоособым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать иобъяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известныеему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотретьявления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своемировоззрение; в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменятьокружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозироватьпоследствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могутпоказать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендациипо их преодолению. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом,наука испытывает на себе определенное воздействие последней. 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором,определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальномзаказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавлениячеловечества от рака и других тяжелых заболеваний). 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базыобщества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так,например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансированияфундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между темименно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многомопределяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачейкоторых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительнойсамостоятельностью. Выполняя социальный за каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так,например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которомурешение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае,если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если жетакового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 

ПРИРОДА и СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

При рассмотрении сущности человека именно как личности в философско-антропологическом знании обозначилось несколько подходов.

Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.

Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем - конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик.

Одно из первых определений личности как индивидуальности дал Боэций: «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция». На современном философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) - это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.

Индивидуальность как главное свойство личности рассматривали многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я, а И. Кант считал, что личностью становится тот человек, который «может обладать представлением о своем Я».

Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя «со стороны». Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения к самой себе и является образ Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.

В современной литературе можно встретить стремление рассматривать сущность личности через ее индивидуальную уникальность. В ряду основных причин, которые «делают каждого человека как личность неповторимыми и уникальными», называются: особенности психологического склада, опыт детства и воспоминания о детстве, особенности индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как признают сами авторы, «эта уникальность выражается в понятии Я», что в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией. Такой подход, являясь частным случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э. В. Ильенкова, «обессмысливает личность» (Ильенков Э. В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.), если неповторимость и индивидуальность берется на биологическом и психологическом уровнях.

Второй подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции человека как совокупности общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства. Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:

1. Личность несводима к биопсихосоциальным индивидуальным характеристикам. Любое их дополнение химико-физико-электро-механико-квантовыми и прочими характеристиками ведет в «дурную бесконечность». Поэтому сущность личности следует искать не в индивидуальном, а в общем. Таким «общим» для любой личности выступают общественные отношения. «Личность - явление только социальное», - утверждали многие последователи марксизма.

2. Личностные отношения возникают во взаимодействии «Я - вещь – Ты». Чтобы определить сущность личности, необходимо изучить социально-историческую обусловленность взаимосвязей элементов этой «триады»;

3. Индивидуальные биопсихологические качества проявляются и выражаются, прежде всего, как самосознание, самомнение, осознание своего Я и другие субъективные феномены. Понятно, что субъективные оценки не могут характеризовать сущность личности объективно. В то же время общественные отношения, будучи объективированными по своей природе, а для отдельного человека - объективными, могут дать и дают объективное понимание сущности личности.
Третий подход к рассмотрению сущности личности берет свое начало от Г. В. Ф. Гегеля и И. Бентама, которые подчеркивали дуализм личности. Причем это дуализм не души и тела, который рассматривался еще в эпохи античности и Средневековья, а индивидуального и социального, единичного и общего, индивидного и коллективного в личности. Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как «доверенное лицо Всемирного Духа». Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества.

Попытки «разведения» индивидуального и социального в личности предпринималась и в марксистской литературе. Так, например, С. С. Батенин отмечал, что «при определении личности как социальной единицы надо помнить замечание Маркса о том, что "человек как личность" - понятие более строгое и точное, чем понятие "личность". В первом понятии "личность" - это характеристика человека, всегда конкретного и качественно определенного в своих социальных чертах. Во втором понятии "личность" - это абстракция, синтезирующая определенные социально значимые качества социальной группы» (Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 129.).

В каждом из названных подходов к рассмотрению сущности личности есть свое рациональное зерно. Действительно, личность - это не социальная группа, а индивид. Действительно, личности различаются между собой не общими, а индивидуальными признаками. В то же время, как справедливо заметил Э. В. Ильенков, есть индивидуальность физиологическая, а есть человеческая.

 

43. Политические конфликты в современном мире

Здравствуйте. Сегодняшний урок посвящен политическим конфликтам. К сожалению, избежать их в современном мире пока не удается.

Конфликт – столкновение двух или более сил, преследующих несовместимые интересы.

Положительное (марксизм) и отрицательное (функционализм) отношение к конфликту. Функционализм – направление в философии, сторонники которого не признают позитивной роли социального конфликта и делают акцент на сотрудничество и стабильность. Революция как форма не только развития, но и конфликта. Технологическая революция – хорошо, а политическая –?

«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»

Изучением конфликтов занимается наука конфликтология.

Конфликты внутригосударственные и межгосударственные. Мы рассмотрим межгосударственные конфликты.

Принято делить все конфликты на политические, экономические, социальные и культурные, однако сейчас в большей степени, чем раньше, конфликты в социальной сфере имеют комплексный характер.

Пример: арабо-израильский конфликт считается политическим, однако он имеет также экономическое, социальное, культурное и религиозное содержание.

Такую комплексность можно считать одной из наиболее явных характеристик современных политических конфликтов.

Вторая характерная черта современных конфликтов – это их глобализация. Если раньше, как правило, субъектами конфликтов были две страны, то с начала XX века участие в конфликтах принимают целые группы стран – Антанта, Тройственный Союз, Организация Варшавского Договора, НАТО и другие. Поэтому почти любой современный политический конфликт затрагивает интересы многих государств. Антанта – военно-политический блок Англии, Франции и России (1904-1919), один из главных участников Первой мировой войны. Тройственный Союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и ряда других стран (1879-1918), принимавший участие в Первой мировой войне.

В свою очередь, глобализация конфликтов порождает необходимость их международного урегулирования. Различные группы стран создают совместные силы по осуществлению миротворческой деятельности.

Примером таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества (2001). ОДКБ (1992).

Конечно, наиболее важную роль в разрешении международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. СБ ООН может принять решение о создании в том или ином регионе миротворческой миссии и направлении туда «голубых касок» ООН.

Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами и недопущение перерастания споров в военные конфликты.

Третья особенность современных политических конфликтов заключается в том, что география их распространения существенно изменилась. Если на протяжении нового времени активные войны шли в европейских странах, то теперь, после 1945 года, развитые страны Запада практически не воюют между собой. «Торговые войны» между ними случаются, но они всегда завершаются путем переговоров.

Однако страны Запада в то же время столкнулись с другой проблемой, также имеющей международный характер. Это проблема международного терроризма – одна из наиболее острых глобальных проблем.

События 11.09.2001 в США.

Взрывы в Москве в 1999 году.

Этапы разрешения политических конфликтов:

- институционализация конфликта – признание его существования;

- легитимизация процедуры разрешения конфликта - принятие определенных правил разрешения конфликта и соблюдение их всеми участниками;

- структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта и их лидеров, формирование органов по разрешению конфликта.

В любом случае для разрешения конфликта необходим диалог между всеми его участниками. Если люди не хотят разрешить конфликт, он будет длиться вечно.

Кроме межгосударственных, существуют и внутригосударственные конфликты в виде борьбы за власть между различными политическими группами. В начале 1990х годов ареной наиболее активной борьбы за власть стала Россия. Об этом мы поговорим на следующем уроке. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Миротворческие операции ООН

На настоящий момент в мире проводится около 15 миротворческих операций ООН (всего более 60 миссий) (рис. 2). Наибольшее количество операций проводится в Африке (Судан, Дарфур, Зап. Сахара, Кот д’Ивуар, ДРК) и Азии (Израиль, Ливан, Кипр, Афганистан, индо-пакистанская граница, Восточный Тимор). В Америке проводится операция в Гаити. В Европе действует миссия ООН в Косово.

Солдаты миссий ООН неофициально называются «голубые каски» (рис. 3). В настоящее время в операциях участвует около 100 тысяч человек – большинство из стран-участниц конфликта. Максимальный российский контингент существовал в 1996 году и составлял 1600 человек (более 1300 – в Боснии). В настоящее время Россию представляют около 250 миротворцев.

«Банановая война»

В 1993 году между Европой и странами Америки разразился экономический конфликт, связанный с принятием ЕС общих правил импорта фруктов. Переговоры велись до 1999 года и завершились соглашением, согласно которому страны ЕС открывали свои рынки для фруктов изо всех стран мира и выплачивали пострадавшей стороне компенсацию.

Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила после очередного раунда переговоров: «Никогда в жизни я не думала, что потрачу так много времени на разговоры о бананах».

Единство права и морали.

Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.

  1. Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество, либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа – охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
  2. У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них – один и тот же объект, на который направлено воздействие – поведение людей в обществе.
  3. И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
  4. И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
  5. И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций.

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальной стратификацией (ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Варны Представители Цвет Ассоциируемая часть тела
Брахманы Ученые и жрецы Белый Уста
Кшатрии Воины и правители Красный Руки
Вайшьи Крестьяне и торговцы Желтый Торс
Шудры «Неприкасаемые», зависимые лица Черный Ступни

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

§ дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

§ духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

§ купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

§ крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

§ мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

§ в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;

§ в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;

§ в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);

§ в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

§ высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

§ средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и

§ нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ПРОВО СОБСТВЕННОСТИ

Понятие гражданского права означает одну из отраслей права, регулирующую имущественные и личные неимущественные гражданские правоотношения. Гражданское право – основа удовлетворения частных потребностей человека, а также нормального развития экономики страны. Государство является гарантом защиты гражданских прав.

Система гражданского права берет корни еще в римском праве (или цивильном праве) – системе регулирования имущественных отношений между гражданами Древнего Рима. Такой принцип гражданского права характерен для России и всей континентальной Европы, в отличие от англосаксонских стран (Великобритания, США, Канада, Австралия), где основойзаконодательства

стало не римское право, а принцип «прецедента».

Понятие собственности.

Понятие собственности в экономической теории – это исторически сложившиеся отношения распределения и присвоения, которые заключаются в том, что субъект собственности (человек или группа лиц) обладает правами на распоряжение и использование объекта собственности (имущество). Одна из особенностей в понятии собственности в том, что субъектов должно быть, как минимум два. Потерпевшему кораблекрушение на необитаемом острове, например, не с кем вступать в отношения по поводу сорванного кокоса: хотя кокос принадлежит ему, на него больше нет претендентов, и понятие собственности теряет практический смысл. Другое дело, если потерпевших двое. Тогда один из них может поделиться кокосом, подарить его или спрятать, чтоб конкурент его не нашел.

Формы собственности.

С точки зрения права, форм собственности существует множество. Основные формы собственности в экономике зависят отсубъекта собственности. Если речь идет о человеке или домохозяйстве, то это личная или частная собственность. Если же речь идет о группе лиц, то это может быть коллективная собственность, кооперативная, акционерная, общественная или государственная собственно


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.