Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-18 | 214 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изучая проблемы гражданской войны в России, необходимо разобраться в имеющемся в исторической литературе понимании ее сущности (что это — период острых классовых столкновений, противостояния или способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженной силы?), причинах гражданской войны и иностранной интервенции, ее особенностях. Важно разобраться, в чем корни гражданской войны (прежде всего, в особенностях происшедшей в России революции, после которой противостояние не уменьшилось, а нарастало, лому содействовали и первые мероприятия большевиков, разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира, деятельность комбедов и т. д.).
Необходимо также разобраться в проблеме периодизации гражданской войны, выяснить ее хронологические рамки, рассмотреть имеющиеся в литературе точки зрения на этот вопрос, понять, что страна постепенно, рывками вползала в гражданскую войну. Опираясь на документы, следует дать характеристику основных этапов гражданской войны, военно-политического положения в период гражданской войны в Украине. Важно разобраться в характере антибольшевистского движения на различных этапах гражданской войны, причинах поражения сил контрреволюции. Необходимо также выяснить внутренние и внешние факторы, причины победы Красной Армии в гражданской войне, разъяснять основные из них. Сыграли свою роль: превращение страны в единый военный лагерь, система военного коммунизма, состояние Красной Армии, в конечном счете — поддержка большинства крестьянства и др.: определить последствия гражданской войны: (потери людские и материальные, деформация сознания, воздействие ''наработок" периода гражданской воины на последующее социально-политическое развитие и управление страной: негативны и внешнеполитические последствия: взаимное недоверие, подозрительность, изоляция страны.
|
Гражданская война — не только победа и героизм, но и необузданная жестокость и террор (белый и красный), эскалация жестокости, трагедия. Советская власть победила, но... из войны вышла "кровью умытая" (А. Веселый).
Ое занятие
1. Сущность и причины гражданской войны в России, се особенности.
2. Вопрос о периодизации гражданской войны в историографии.
3. Краткая характеристика этапов гражданской войны и противоборствующих сил.
4. Военная интервенция Антанты и развертывание гражданской войны (май - ноябрь 1918 г.).
5. "Демократическая контрреволюция".
6. Мероприятия советской власти по организации обороны.
Ое занятие
1. Борьба с интервенцией и внутренней контрреволюцией после аннулирования Брестского мира (ноябрь 1919 -март 1919 г.). "Белое дело".
2. Решающие сражения гражданской войны (разгром Колчака и Деникина).
3. Война с Польшей. Падение белого Крыма. Завершение гражданской войны в регионах (Закавказье. Средняя Азия, Дальний Восток).
4. "Третья сила" в гражданской войне
Е занятие
1. Военный коммунизм: политика и идеология.
2. Эскалация жестокости. Белый и красный террор в годы гражданской войны.
3. Характеристика белого движения (лидеры, их программы, причины поражения).
4. Причины победы большевиков в гражданской войне.
5. Итоги и последствия гражданской войны.
Источники
1. Директивы Главного Командования Красной Армии: Со. документов. 1917-1922. М., 1987.
2. Директивы командования фронтов Красной Армии. 1917-1922. М., 1987.
3. Из истории гражданской войны в СССР. 1918-1922. Сб. документов и материалов: В 3 т. М., 1960-1961.
4. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург. 1993.
5. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.
6. Ленин В. И. Военная переписка. 1917-1922. М,. 1966.
|
7. Ленин и ВЧК: Сб. документов. 1917-1922. М., 1987. S. Польско-советская война. 1919-1920. Ранее не опубликованные документы и материалы: В 2 ч. М., 1994. 9. РВСР (осень 1918-28 окт. 1923. М., 1997.
8. Слашев Я.А. Белый Крым. 1920 г. (Мемуары и документы). М., 1990.
9. Филипп Миронов. Тихий дон в 1917-1921 гг. Документы н материалы. М., 1997.
10. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
11. Хрестоматия по истории России. 1917-1945. М., 1996.
12. Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. М., 1962.
Литература
Тема 3. ПЕРИОД НЭПа.
При изучении данной темы важно понять, что переход к НЭПу был вызван экономическим и политическим кризисом, в котором оказалась страна в начале 1921 г., разобраться, что такое экономический кризис (угроза экономической катастрофы, что такое политический кризис (недовольство народа политикой власти), понять их взаимосвязь, показать, в чем конкретно они проявились. Кризис ставил под вопрос само существование Советской власти. Чтобы этого избежать, политика военного коммунизма была заменена новой экономической политикой (нэпом). Ленину, большевикам было откуда черпать идеи Нэпа (они в определенном смысле в работе Ленина "Очередные задачи Советской власти" (весна 1918 г.), предлагались меньшевиками и эсерами в годы гражданской войны, Троцким, Лариным, и др. в начале 1920 г.). Важно понять, почему тогда эти идеи были отброшены.
|
Необходимо разобраться в сущности Нэпа, его назначении как средства (лекарства) по выходу из кризиса. Позже Бухарин предлагал экономические пути построения социализма на основе Нэпа. Следует хорошо представить основные противоречия этой политики (I — между отступлением в области экономики и неготовностью идти на адекватное отступление в политической сфере; II — между сельским хозяйством и промышленностью (стремление изъять средства из с/х для развития промышленности).
Важно изучить комплекс мероприятий Нэпа в области с/х, промышленности, торговли, финансов, других сферах (социальной, политической, идеологической, военной), уметь найти причины кризисов и трудностей периода Нэпа, знать его успехи. Период Нэпа — это борьба между рыночной и административно-командной тенденциями в экономике, последняя в конечном счете взяла верх, что и определило судьбу Нэпа. С развертыванием индустриализации и обострением трудностей (амбициозные планы оказались не по средствам, эффективность нэповской экономики была ниже дореволюционной), нэп был отброшен. Это происходило в связи с кризисом хлебозаготовок 1927/28, 1928/29 гг.
1-ое занятие
1. Экономический и политический кризис весны 1921 г.
2. Поиск новой экономической политики (кто придумал Нэп?).
3. Переход к Нэпу, его сущность, противоречия.
4. Комплекс мероприятий Нэпа. Трудности и успехи.
5. Причины свертывания новой экономической политики.
Источники
1. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
2. История отечества в документах. 1917-1993: Хрестоматия: В 4 ч. М., 1994.
3. Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Антоновщина. Документы и материалы. Тамбов, 1994.
4. Кронштадт. 1921. M.., 1991.
5. Письма во власть. 1917-1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским властям. М., 1998.
|
6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
7. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
8. Хрестоматия по отечественной истории. 1914—1945. М., 1996.
Литература
1. Галкин В.В. Переход от политики военного коммунизма к Нэпу. М., 1994.
2. Голланд Ю.М. Кризисы, разрушившие Нэп. М., 1991.
3. Горин М.М. Нэп: поиски путей развития. M., 1990.
4. Дмитренко В.П. Четыре измерения Нэпа// Вопросы истории КПСС. 1991. № 3.
5. Виноградов СВ. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М.. 1996.
6. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Перев. с англ. М., 1990.
7. Ленин В.И. О продовольственном налоге // ПСС. Т. 43: О кооперации / ПСС. Т. 45.
8. Новая экономическая политика: Уроки хозяйственных реформ. М., 1989.
9. Нэп: приобретения и потери. М., 1994.
10. Нэп: завершающая стадия: Соотношение экономики и политики. М,. 1998.
11. Павлюченков СА. Крестьянский Брест или предыстория большевистского Нэпа. M., 1996.
12. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.
13. Секушин В.И. Отторжение: Нэп и командно-административная система. М., 1991.
14. Финансовое оздоровление экономики: опыт Нэпа. М., 1990.
15. Ханин Г.И. Почему и когда погиб Нэп //ЭКО. 1989. № 10; Родина. 1989. № 7.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!