Тема 1. Российская революция 1917 Г. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 1. Российская революция 1917 Г.

2017-11-18 211
Тема 1. Российская революция 1917 Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучая проблемы революции I917 г. в России, студентам необ­ходимо выяснить, в чем выразилась перегруппировка классово-политических сил в стране после свержения самодержавия. До Фев­ральской революции правый флангзанимал царизм и монархические организации, в центре находилась буржуазная оппозиция царизму (кадеты, октябристы), налевом фланге — революционная демокра­тия (социалистические партии: эсеры, большевики, меньшевики и др.). После Февральской революции царя не стало, монархические организации сметены и деморализованы, буржуазные партии оказа­лись у власти, переместились вправо, заняв правый фланг, револю­ционная демократия по существу распалась: умеренные социалисты (с-р, м-к) заняли место в центре и выступали за поддержку Времен­ного правительства, за что получили кличку 'соглашателей", на ле­вом фланге оставались большевики, другие леворадикальные орга­низации. Раскол революционной демократии определился к лету 1917 г.

Важно разобраться, как и почему после Февральской революции возникла ситуация двоевластия (т.е. параллельные центры власти -Временное правительство и его органы на местах и Советы рабочих и солдатских депутатов. В национальных регионах рядом с советами часто действовали и местные национальные политические центры) Некоторые историки считают, что двоевластия в шишом Смысле этого слова не было, а было многовластие, безвластие.

Важно понять, что ситуация двоевластия воплощала альтерна-
тивы дальнейшего пути развития России: I) реформистский капитализм, буржуазный парламентаризм; 2) социализм, идеалы общинной демократии: разобраться, какие силы и партии отстаивали эти аль­тернативы, показав, что в ходе развития революции сложилось два политических полюса (правый и левый), вокруг которых группиро­вались классы и партии: силы, которые поддерживали Временное правительство и те силы, которые боролись за передачу власти Со­ветам. На конкретных событиях важно показать, что вся политиче­ская история 1917 г. строилась вокруг вопроса о власти и в силу ряда причин (прежде всего, из-за затягивания правительством решения коренных вопросов российской действительности (война, аграрный, рабочий, национальный вопрос и др., ухудшения жизни народа, вы­звавших революционный взрыв в Феврале), развивалась от всеобщей эйфории и утопических надежд в первые недели после свержения са­модержавия на быстрое и справедливое их решение к нарастанию политического, а потом социального, силового противостояния. С возвращением Ленина в Петроград (3. 04. 1917 г.) партия большеви­ков берет курс на социалистическую революцию. Состояние двое­властия, наличие советов, политических свобод в стране, отсутствие давления на массы со стороны Временного правительства, по мне­нию Ленина, делали возможным мирное развитие революции (и да­же необходимым из-за доверия народа Временному правительству). Курс на социалистическую революцию вел к углублению классового противостояния в обществе, к гражданской войне.

Неспособность правительства справиться с нарастающими трудностями, его непоследовательная и противоречивая политика, вызывали недовольство народных масс, что явилось главной причи­ной политических кризисов (18-21 апреля, 18 нюня, 3-5 июля). Борь­ба разворачивалась под лозунгом 'Вся власть советам!", а власть пе­решла к Временному правительству, двоевластие кончилось в его пользу. События 3-5 июля 1917 г. — переломный момент в развитии революции: изменилось политическое положение, кончилось двое­властие, ускорилось нарастание поляризации политических сил. С лета и правые, и левые делают главную ставку на силу. Партия большевиков берет курс на подготовку вооруженного восстания (сначала агитационно-политическую, а потом практическую).

Студентам необходимо разобраться в замыслах мятежа генерала Корнилова 25-31 августа 1917 г, (установление твердой власти и прекращение анархии в стране), причинах его провала (у сторонни­ков мятежа не оказалось достаточной поддержки в стране, против угрозы военной диктатуры единым фронтом выступили Временное правительство и социалистические партии (м-к. б-к. с-р), и его по­следствиях, главные из них: "большевизация" — быстрое повеление масс, потеря Временным правительством поддержки справа, а потом и слева. Неспособность правительства стабилизирован, ситуацию, нарастание общенационального кризиса, "массовая политика" большевиков (их лозунги и требования масс совпадали, что нельзя сказать о целях) вело к росту влияния большевистской партии и. в конечном счете, к успеху Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. На II Всероссийском съезде Советов (25-26 октября 1917 г.) на котором преобладали большевики, была провозглашена передача власти в стране Советам, приняты Декрет о мире, Декрет о земле, избран ВЦП К. создано советское правительство — вр. СНК во главе с Лениным, состоящее только из большевиков. Студентам необходимо разобраться, в силу каких причин (поддержка первых декретов Советской власти, разобщенность сил ее противников и пр.) очень быстро и преимущественно мирным путем Советская власть распространилась по всей стране, хотя и не везде триумфаль­но, как утверждалось ранее. Шла борьба с местными органами са­моуправления (думы, земства), разворачивалась борьба внутри сове­тов (с с-р и м-к). Одновременно были предприняты первые попытки вооруженной борьбы с властью большевиков (поход Керенского-Краснова, мятеж юнкеров в Петрограде, каледнншина, дутовшина и др.). Они быстро провалились, т. к. противники большевиков не успели сорганизоваться, не обладали необходимыми силами и под­держкой в стране. Студентам следует внимательно изучить историю и особенности развития событий в революционном 1917 г. в Украине и Беларуси.

1-ое занятие

1. Расстановка классовых и политических сил в России после свержения самодержавия. Классы и партии.

2. "Двоевластие" или "многовластие"? Альтернативы историче­ского развития.

3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства, его первые мероприятия.

4. "Апрельские тезисы" В.И. Ленина — план борьбы за социали­стический выбор.

5. Политические кризисы.

2-ое занятие

  1. Нарастание поляризации классовых и политических сил после июльских событий.
  2. Государственное совещание. Корннловскнй мятеж, его последствия.
  3. Нарастание общенационального кризиса в стране в сентябре-октябре 1917 г. Обострение альтернатив

а)кризисные явления в народном хозяйстве:

б)социальные конфликты в городе, армии, деревне;

в)кризис власти. Директория. Всероссийское демократическое со-
вещание. Предпарламент.

3-е занятие

1. Куре большевиков на вооруженное восстание и его подготовка. Споры внутри партии по вопросу о восстании.

2. Вооруженное выступление большевиков в Петрограде. II Все­российский съезд Советов, его решения. Вопрос о власти на съезде.

3. Распространение Советской власти по стране и первые попытки вооруженной борьбы с нею.

4. Развитие революционных событий в Украине.

Источники

  1. Второй Всероссийский съезд Советов: Сб. документов и материалов. М., 1997.
  2. История Отечества в документах. 1917 -1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.
  3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  4. Керенский А.Ф. Воспоминания. М., 1996.
  5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1. Изд. 8-е. М., 1970. С. 484-491.
  6. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990.
  7. Набоков В.Д. Временное правительство. Воспоминания. М., 1991.
  8. Октябрьский переворот /Сост. Д.С. Аникеев. М., 1991.
  9. Октябрьская революция: Мемуары. М., 1990.
  10. Первое советское правительство (СНК). Окт. 1917-июль 1918 г. Науч. рук.

Н.Л. Ненароков М., 1991.

11. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. (Деникин,

Юденич, Врангель). СПб.-М., 1991.

12. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т. М., 1991.

13. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

14. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

15. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Учебники, учебные пособия*

  1. Боффа Дж. История Советскою Союза. Перев. с итал. М., 1990; 1996.
  2. Вернадский Г. Русская история. Учебник. Перев. с англ. М., 1997.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. 2-е нспр. изд. Перев. с фр. М., 1998.
  4. Геллер М. Некрич А. История России 1917-1995: в 4 т. Учебное пособие для студентов вузов. Утопия у власти. 1917-1945. Кн. I. Социализм в од­ной стране. М., 1996.
  5. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М., 1998.
  6. История России. П-я половина XIX–XX вв. Курс лекций / под ред. Б.В. Леванова. Брянск, 1992.
  7. История России. XХ в. / отв. Ред. В.п. Дмитренко. Учебное пособие для вузов. М., 1997, 1998.
  8. История россии. Учебное пособие: в 2 т. / под ред. А.а. Данилова. Т. 2. Россия в ХХ вв. М., 1995.
  9. История России (IX – XX вв.). Учебное пос. М., Ростов-на-Дону, 1999.
  10. Новейшая история отечества. Учебник для вузов: в 2 т. / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998.
  11. Отечественная история. XХ в. Учебное, пособие / под ред. А.В. Ушакова. М., 1997.
  12. Основы курса истории России / под ред. А.С. Орлова. М., 1997.
  13. Политическая история России / отв. Ред. В.В. Журавлев. М., 1998.
  14. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. В 2-х г. Т. 2. 1917-1996. М., 1996.
  15. Поцелуев В.А. История России. XХ ст. Основные проблемы. Учебное посо­бие для студентов вузов. М., 1997.
  16. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. 1917-1939. СПб., 1999.
  17. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999: Лекции но совет­ской истории. 1917-1940. М., 1995.
  18. Турчени Ф.Г.. Нов1тня история украины. К, 1994.
  19. Хоскинг Дж.. История Советского Союза. 1917-1991. Перев. с англ. М., 1995.
  20. Щетинов Ю.А. История России. XХ в. Учебное пособия для вузов. М.,1998.

Литература

  1. Злоказов Г.И. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК советов в 1917 г. М., 1997: переговоры об однородном социалистическом правительстве после октябрьской революции // Отечественная история. 1995. № 5.
  2. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского го­сударства. М., 1991.
  3. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
  4. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Т. 1. Т. 2. М., 1990.
  5. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // ПСС. Т. 32.
  6. Минц И.И. История Великого Октября. В 3-х т. М., 1961-79.
  7. Октябрь 1917 г.: величайшее событие или величайшая катастрофа? М., 1991.
  8. Политические деятели России в 1917 г.: Биографический словарь. М., 1993.
  9. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: в 2 т. Т. 2. 1917-1996. М., 1996.
  10. Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петро-
    граде. М., 1989; Кровавые дни: июльское восстание 1917 г. в Петрограде.
    Перев. с англ. М., 1992.
  11. Россия. 1917 г.: выбор пути. М., 1988.
  12. Старцев В.И. Крах керенщины. Л., 1982: Победа октябрьского воору­женного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. I987. № 12; Ленин в Октябре 1917 г. // Вопросы истории. 1987. № 10.
  13. Украина в 1917-1921 гг. Некоторые проблемы истории: Сб. Киев, 1991.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.