Понятие политического развития и его критерии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие политического развития и его критерии.

2017-11-18 226
Понятие политического развития и его критерии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политический процесс связан с политическими изменениями в состояниях политической системы, которые обеспечивают цикл ее воспроизводства, – становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень.

Проблемы политического развития разрабатываются в рамках социологии развития, основы которой были заложены немецкими социологами и философами Фердинандом Тённисом (1855–1936), Максом Вебером (1864–1920), американским социологом ТолкоттомПарсонсом (1902–1979) в начале ХХ в. В рамках этой теории выделяют два основных типа общества:

1) Традиционное общество. Как правило, это аграрное общество, основанное на простом воспроизводстве, традиции, привычке, инерции. Оно относительно неподвижно. Современная наука относит к ним отсталые в экономическом и политическом отношении страны.

2) Современное (индустриальное и постиндустриальное) общество. Оно основано на рациональной организации власти. Это означает, что социальное поведение характеризуется сознательной постановкой целей и последовательностью их достижения с помощью соответствующих средств. Действия людей оцениваются не в зависимости от занимаемого ими социального статуса, а от результата.

Общество развивается следующим образом: оно возникает как традиционное, затем становится переходным и, наконец, современным (модерным). В переходный период всегда существует то или иное соотношение элементов традиционного и современного общества.

Переход от общества традиционного к современному в Северо-западной Европе происходил с начала XIV по конец XVIII вв. В это же время в наиболее развитых странах завершился первый этап промышленной революции и индустриально-капиталистический порядок стал необратим (к началу XIX в.).

Сейчас к переходным обществам принято относить развивающиеся страны, «новые демократии» Восточной и Центральной Европы, южно-европейский регион (за исключением Италии).

Преобразование традиционного общества бывает вызвано различными обстоятельствами. К ним относятся:

- войны и захваты (колонизация);

- торгово-экономические, информационные и иные контакты с более развитыми государствами;

- миграционные потоки с элементами «вестернизации»;

- появление «модернизаторских» элитарных групп, состоящих из людей, как правило, получивших образование в индустриально развитых странах и т.п.

Политическое развитие тесно связано с политическими изменениями. Они бывают вызваны следующими причинами:

• нарушением соотношением элементов политической системы, которое, тем не менее, не затрагивает основных структур общества и власти. Например, меняются политические лидеры, правительства, отдельные институты власти, но основополагающие ценности, нормы, способы осуществления власти сохраняются в прежнем виде;

• коренным изменением базовых институтов, норм, коммуникаций, в результате чего политическая система достигает нового качественного состояния.

Выделяют следующие идеальные типы политических изменений:

политическая реформа (эволюционное и ненасильственное изменение, переустройство в способе деятельности и в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры);

- революция (коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой, коренное качественное изменение в развитии общества);

- государственный переворот (внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты, не связанные с какими-либо коренными изменениями политического режима, социальных и экономических отношений);

- реставрация (возрождение способа правления, ранее свергнутого революцией или государственным переворотом;

- полный или частичный пересмотр конституции (политико-юридический инструмент, позволяющий начать процесс мирной отмены отжившего режима).

Важное значение для понимания сущности политического развития имеет вопрос о его критериях. К основным критериям политического развития относятся:

1) Структурная дифференциация институтов политической системы.

Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Для этого ей необходимы высокая структурная дифференциация и четкое разделение функций политических институтов.

Было замечено, что отличие традиционного общества от современного заключается в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам. В современных политических системах они более дифференцированы и взаимозависимы.

2) Возрастание способности системы к инновациям, мобилизации и выживанию.

Способность к инновации – это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.

Способность к мобилизации – это способность мобилизовать разнообразные ресурсы для решения стоящих перед обществом задач.

Способность к выживанию связана с формированием условий для выживания через распространение лояльных форм поведения при помощи политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и т.п.).

Таким образом, политическое развитие – это нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможности для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством.

Для того чтобы политическое развитие шло эволюционным путем, необходимо создать для этого соответствующие условия:

• Должна возрасти компетентность политических (как правящих, так и оппозиционных) элит и их лидеров, их стремление к достижению согласия. Рядовые граждане должны получить реальную возможность контроля за деятельностью властных структур, проверки их профессиональных и личных качеств.

• При проведении реформ и преобразований нужно выделять преимущественно кратковременные задачи, нацеленные на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед. Кроме того, необходимо четко определить приоритеты, ставить конкретные цели поэтапно. Все это обеспечит непрерывное социальное и политическое развитие в заданном направлении.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.