Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить

2017-11-18 209
Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проф. СЕМЕНОВ Ю.И.

Вопросы к экзамену по философии для студентов 5 курса ФОПФ
(2011-2012 учебный год)

1 Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.
2 Основной вопрос философии.
3 Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).
4 Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.
5 Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.
6 Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.
7 Агностицизм, или феноменализм.
8 Обыденное и концепциальное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые решения.
9 Эмпиризм Понятия апостериорного и априорного знания.
10 Ступени человеческого познания.
11 Чувственное познание и его формы.
12 Сенсуализм и его основные виды.
13 Проблема природы ощущений и восприятий.
14 Решение проблемы природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.
15 Решение проблемы природы ощущений и восприятий субъективным идеализмом.
16 Кантианское решение проблемы природы ощущений и восприятий.
17 Философия Д. Юма. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий.
18 Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
19 Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?
20 Наивный реализм.
21 Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?
22 Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.
23 Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.
24 Соотношение мира для нас и мира в себе.
25 «Теория символов» Г. Гельмгольца.
26 «Иероглифический» материализм.
27 Знаки и знаковые системы.
28 Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический. Психофизиологическая проблема.
29 Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли.
30 Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли.
31 Психофизическая проблема в марксистской философской мысли.
32 Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов
33 Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.
34 Основные понятия теории информации. Природа информации.
35 Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.
36 Чувственное познание в свете теории информации.
37 Идеальное в чувственном познании.
38 Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое его решения.
39 Субстанциальная и реляционная концепции времени и пространства.
40 Понятие метафизики. Эссенциализм.
41 Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).
42 Проблема отношения явлений и сущности.
43 Виды эссенциализма.
44 Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.
45 Понятие духа. Дух как единство познания и воли.
46 Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия.
47 Чувственное познание как реакции организма (тела).
48 Мышление как волевая деятельность человека.
49 Проблема правильного и неправильного образов действия.
50 Проблема правильного образа (метода) познания.
51 Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика).
52 Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).
53 Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека.
54 Основные формы рассудочного мышления.
55 Понятие. Его содержание и объем.
56 Суждение.
57 Умозаключение.
58 Дедукция и индукция.
59 Основные законы формальной логики.
60 Что дает и чего не может дать формальная логика?
61 Современная (символическая) формальная логика.
62 Философия — наука о мышлении как объективном процессе.
63 Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.
64 Конкретно-реальные и логические процессы.
65 Частнологические процессы и вселогический (панлогический) процесс.
66 Основные части философии Г. Гегеля. Сущность гегелевской абсолютной идеи.
67 Понятие диалектики. Основные значения слова.
68 Отличие диалектики Г. Гегеля от диалектики К. Маркса.
69 Философия как наука о мышлении и самый общий метод мышления.
70 Мышление и язык. Понятие и слово.
71 Понятие знака. Треугольник Фреге: знак, предметное значение знака (денотат), смысловое значение знака (десигнат).
72 Проблема природы понятий.
73 Проблема общего и отдельного.
74 Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).
75 Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.
76 Реализм. Учение Платона о двух мирах.
77 Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.
78 Два вида реализма крайний и умеренный.
79 Материалистический универсизм.
80 Диалектика общего и отдельного.
81 Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.
82 Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего.
83 Если общее существует в мире, то каким образом оно входит в разум? Предлагаемые философами ответы на данный вопрос.
84 Проблема соотношения чувственного познания и мышления в истории философской мысли.
85 Дает ли мышление новое знание? Проблема и предлагаемые ее решения.
86 Сенсуализм и проблема умозрения, познания общего и сущности.
87 Рационализм. Основные значения слова.
88 Познание общего и сущности и проблема активности мышления.
89 Проблема источника гносеологической активности мышления.
90 Целепланирующая и волевая активности сознания.
91 Может ли человек по своей воле преобразовывать мир, и если способен, то насколько он волен в своих действиях?
92 Проблема существования объективной предопределенности.
93 Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.
94 Телеология.
95 Абсолютный детерминизм и свобода.
96 Индетерминизм и свобода.
97 Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Фихте, Шеллинг.
98 Г. Гегель о случайности и необходимости.
99 Кризис материализма в конце XVIII — начале XIX вв.
100 Взгляды французских материалистов XVIII в. на общество. Их социоисторический идеализм и волюнтаризм.
101 Историософская и историческая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
102 Крах волюнтаризма. Философия истории Г. Гегеля: ее историческое значение.
103 Открытия французских историков эпохи Реставрации.
104 Вклад политической экономии в решение проблемы объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
105 Философия истории А. Сен-Симона.
106 Открытие объективного социального бытия. Возникновение материалистического понимания истории и всеобъемлющего материализма (панматериализма).
107 Открытие материального источника активности мышления.
108 Практика как основа проникновения общего из мира в сознание. Прагматический (диалектический) сенсуализм.
109 Создание вероятностного (относительного, диалектического) детерминизма.
110 Причинность как момент объективной предопределенности. Ее место во всеобщей связи мира. Абсолютизация причинной связи как основа абсолютного детерминизма.
111 Причина и условия. Кондиционализм.
112 Возможность и действительность.
113 Вероятность как единство предопределенности и неопределенности.
114 Случайность, необходимость, закономерность.
115 Проблема детерминизма и современная наука. Синергетика о соотношении предопределенности и неопределенности.
116 Решение проблемы свободы и необходимости диалектическим материализмом.
117 Две сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная, зависимая.
118 Свобода воли: формальная и реальная.
119 Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.
120 Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное.
121 Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира.
122 Особенности и формы разумного мышления.
123 Соотношение разумного и рассудочного мышления. Текстализация идей и теорий. Интеллектуализация идеотекстов и теоротекстов.
124 Понятие факта.
125 Методы добывания фактов в естествознании: наблюдение, измерение, эксперимент.
126 Первичная обработка фактов. Единичные и общие факты.
127 Объективность и субъективность фактов.
128 Проблема понимания и объяснения фактов.
129 Интерпретация (истолкование) фактов как их объединение (унитаризация).
130 Два вида унитаризации фактов: холизация и эссенциализация.
131 Суть и соотношение понимания и объяснения.
132 Идея — ключевое понятие разумного мышления.
133 Проблема и идея. Практическая и познавательная идея.
134 Рождение идеи. Озарение. Интуиция.
135 Проблемно-фактуальная интуиция.
136 Житейская бессознательная холизация.
137 Профессионально-специализированная (расследовательская) холизация.
138 Холизация в исторической науке. Способы проверка холии.
139 Эссенциальная идея, гипотеза и теория.
140 Способы проверка гипотезы (теории).
141 Две формы развития теоретического знания.
142 Строение теории. Теория, содержание теории (теорозримый мир) и теоротекст.
143 Проблема «теоретической нагруженности» фактов.
144 Истинное, истинность, истина. Объективность истины.
145 «Корреспондентская» теория истины. Проблема критерия истины.
146 Авторитарная концепция истины. Концепции очевидности.
147 Концепция общезначимости. Конвенциализм.
148 Концепции простоты (экономии мышления) и когерентности.
149 Прагматическая концепция истины.
150 Проблема суверенности человеческого познания.
151 Абсолютная и относительная истина.
152 Конкретность истины.
153 Граничность (предельность) истины.
154 Диалектика истинного и ложного.
155 Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции.
156 Иллюзии как вид заблуждения.
157 Религиозные иллюзии.
158 Идеологические иллюзии. Компоненты идеологии.
159 Объективное в идеологических иллюзиях.
160 Философия как наука и философия как идеология.
161 Объективность и субъективизм.
162 Объективность и партийность.

Литература

Семенов Ю.И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение // Философия и общество. 2002. № 3.
Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы и концепции. М., 2003 Подразделы: 2.3.4; 2.3.5.; 2.3.7–2.3.10; 3.6.1–3.6.5.; 3.7.1–3.7.7; 3.8.1–3.8.11; 3.9.1.–3.9.4; 3.11.2; 3.13.1–3.3.2;3.13.9.
Семенов Ю.И Естественнонаучное и историческое познание: сходство и различие // Проблемы исторического познания. М., 2009.
Семенов Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления // Философия и общество. 2010. № 2.

 

 

Основной вопрос философии.

Что первично – мир или сознание?

Общественная среда

(материя)

Общественное мнение

(разум)

Средства производства

(базис общества)

Трудности субъективного идеализма в том, что он не может объяснить познание и раскрыть соотношение между миром в себе и миром для нас. Как отличить фантазии человека от того, что есть на самом деле? Субъективный идеализм не даёт ответа на этот вопрос.

Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.

Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание (мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух...), существующее само по себе. У ОИ существует 2 сознания: один дух абсолютный (объективный дух) и еще человеческий дух(субъективный дух). Среди компонент систем объективного идеализма – объективный мир.

Разум

Опыт. Под опытом понимали практическую деятельность, в ходе которой человек получал новое знание. А во-вторых – это умение человека пользовать этими знаниями. То есть опыт – это не только знания, но и умения. Итак, опыт мог показать ошибочность и авторитетов и выводов.

Пьер Абелляр первым поставил под сомнение авторитеты (показывая что они друг другу противоречат). Потом Бекон, сформулировавший положение о 3х источниках знания (авторитеты, разум, опыт) и показал, что на первом месте в области науки не могут стоять авторитеты и разум; только опыт оправдывает себя. Далее в эпоху возрождения авторитеты подверглись жесточайшей критике, опыт выдвинулся на 1й план. (Пьер Рамус – диссертация – «Все, что сказал Аристотель – ложно») В конце концов возник эмпиризм – «опыт – единственны источник любого знания».

Чувственным познанием мы управлять не можем, поэтому метода чувственного познания не существует. Существует только метод мышления. Материал для мышления поступает в рез. опыта; мышление не имеет прямого выхода к внешнему миру

Если отождествить Восприятие Предмета и Предмет Восприятия – получим суб. идеализм. Семёнов считает, что на самом деле ВП и ПВ это одно и то же, но не ТОЛЬКО одно и то же. Если абсолютизировать другую сторону (что ВП и ПВ это абсолютно не одно и то же) – получим учение Беркли и Канта.

Наивный реализм.

У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне и независимо от сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:

1. Существует мир материальных объектов.

2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.

3. Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.

4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.

5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

Что значит знать вещь? Это значит иметь её в нашем сознании Что значит знать о вещи вне сознания? Это значит знать о вещи, о которой я ничего не знаю. С точки зрения формальной логики эта позиция феноменалистов неуязвима.

Пример.

Открыли электрон, планету. Спрашивается: а до открытия они существовали? Если были, то были вне сознания человека.

Феноменализм и наука не совместимы. Либо феноменализм, либо наука. Выбирайте!

Не всякая вещь для нас является вещью в себе. (Галлюцинации – вещи для нас; ангелы, демоны – для нас). Кстати, абсолютной грани нет между сущ. вне и в сознания. Пример: изобретение предмета.

«Вещь вне сознания» – 2 смысла:

Объективная вещь (Кант)

Пример: обозначим коз и коров квадратиками и треугольниками. Такими символами можно вести учёт стада, разбираться сколько голов скота в стаде, но объективной связи между треугольником и коровой нет.

Получили иероглифический материализм – есть объективный мир, есть воздействия в виде символов, но они не отражают реальный мир таким как он есть.

Знаки и знаковые системы.

Наука, занимающаяся знаками – семиотика. Семиотика исходит из того, что существует два вида знаком: языкОвый, неязыкОвые.

Что понимается под знаком? Чувствозримое материальное явление, способное действовать на органы чувств человека, являющееся представителем предмета. Итого знак = обозначение + тот предмет, что он обозначает.

Знаки-индексы, знаки-признаки. Когда между знаком и обозначаемым есть связь. Пример: идя по лесу видим дым. Костёр – обозначаемое, дым – знак. Пример 2: меряем свою температуру, у нас жар – итого жар есть знак болезни.

Символ – один из видов знаков.

Неязыковый символ – наглядная вещь, в которой воплощена абстрактная идея. Пример – серп и молот (символ дружбы крестьян и рабочих).

Языковый символ – обязательно часть системы. Не имеет ни физ. связи ни сходтства, но обозначает предмет (путём соглашений: оформленно или бессознательно). Пример: слово «стол» не похоже на реальный стол ничем. Итого – это обычные слова разговорного языка.

Связи:

Физическая связь (сходство)

С точки зрения Гельмгольца между знаками и предметами не может быть сходства. Ну и пошёл он. Дело ведь в том, что между нервным процессом, вызванным предметом и предметом нет сходства; но речь же на самом деле о сходстве между идеальным ощущением и предметом.

И те и другие сводили духовное к материальному – физиологическим процессам – физическим процессам. Поэтому их точка зрения называется физикализм. Сведение без остатка идеального к физическим процессам.

Элиминативный: все слова «сознание», «ум», «воля», «радость», «любовь» упразднить, заменив нейрологическими терминами, как ненаучные.

Редуктивный: отказываться от слов не следует, зачем? Заменять надо только при научном описании.

А правда вот в чём: в человеке есть не только тело, но и душа (социоидеальное). Павлов не понимал, что кроме тела есть душа. У животных высшая нервная деятельность – это отражение мира. У человека мышление не есть ВНД, но имеет своей основой ВНД. Мышление больше чем ВНД. И когда он распространял свое учение на человека, это было ошибкой.

Основные понятия теории информации. Природа информации.

Есть объект информации (о котором информация) и получатель информации. Ведём речь только о нервной деятельности человека (а не о компьютере). И 3-е понятие – носитель информации, он материален.

● Материальный процесс может нести информацию, лишь только у него есть несколько состояний (сильный ток, слабый ток…).

● Материальный предмет должен иметь элементы (лампочки, крестики…). Это множество состояние (процесса или предмета) является кодом, при помощи которого записывается информация.

Только порядок (кодировка) несёт информацию. Не нужно думать, что есть информация, а потом она кодируется. Всё не так. Процесс кодирования и есть процесс появления информации. Порядок может быть двояким (то есть, во времени – для процессов и в пространстве – для объектов; обычно так).

Норберт Винер в книге «Кибернетика» сказал, что «информация есть не дух, не энергия и не материя». На что советские материалисты начали обвинять его в идеализме. Идеализма нет. Сейчас с этим все, кто этим занимается, соглашаются. Информация – объективная вещь.

Если мы запишем голос человека, а потом его прослушаем, то отличить от оригинала его будет очень сложно. В этом процессе после кодирования, перекодирования, и декодирования мы получим дубликат голоса. При декодировании получается копия, которая ничем не отличается от оригинала. Всегда ли так? Фотография. Фотопортрет несет информацию о человеке, он, кстати, объективен. Сам портрет материален, а информация, заключенная в нем, объектальна. Фотография – есть единство носителя и инфомации, единство материального и объектального. Однако, на фотографии мы имеем дело лишь с образом человека, в отличие от записи голоса, что есть дубликат.

Возникает 3й вид дубля – идеальный: вещь в себе становится ВдН. Происходит «удвоение» объективного внешнего мира. Теперь мир существует не только сам для себя, но и в субъективном (или «сенсорном», чувственном) мире организма. Тем самым организм опять «раздваивается». Он теперь не только объект, но и субъект, имеющий субъективный мир – в организме для организма.

От чего зависит то, каким предстаёт мир для организма? Это зависит от того, каков мир и как устроена нервная система. У многих животных есть только ЧБ зрение, поэтому у человека полнота больше. Наглядный пример: близорукость (сними очки – и субъективный мир изменится, а объективный останется прежним) и дальтонизм. Дальтонизм (и т.п.) – менее полная, менее точная информация, соответствующая миру. Если нервная система повреждена – картина мира может даже искажаться.

Идеальное – свойство материального информационного процесса существовать для организма как находящийся вне предмет, проявление способности создавать субъективное из объективного. Материальное, выступая внешним предметом для организма – становится идеальным. Итого, идеальное – свойство. Идеальное – это способ декодировки.

Проблема пространства и времени (ПиВ). Кантианское и материалистическое его решения.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:

Организм живёт в мире и зависит от мира. Он должен приспосабливаться и взаимодействовать с миром. Поэтому МдН подгоняется под МСпС. Контакты с МдН будут удачными только если совпадение достаточно хорошее (хотя полного соответствия никто не требует). Для выживания организм должен знать и внешние раздражители и внутренние. В ходе увязывания формируется представление о пространстве. Эти самые «кинестезические» раздражения несут информацию о пространстве. Время – в ходе деятельности с циклами и процессами.

Позднее (и сегодня) под «метафизикой» стали понимать учение о сущности, о том, что за гранями физического мира. Метафизика изучает то, что нельзя пощупать, потрогать, только умозримое. Метафизика – учение о вечном и неизменном.

Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).

Милетская школа – 6в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное в учение – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна.

Появляется представление о двух формах познания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.

У другой философской школы – Элейской (Ксенофант, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Таким образом они открыли две формы познания (чувство, ум), но оторвали одно от другого и пренебрегли чувствами. Мышление у них – единственная форма познания. Чувственное вообще ложно.

Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элиадов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизм чувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы – оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. От вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Существует история, что он ослепил себя, чтобы чувства не мешали.

См. также вопрос 41 «Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит)»

Дальнейшие материалисты почти все признавали, что мир есть единство явлений и сущностей, правда, некоторые из них приходили к выводу, что людям доступны только явления, а сущности нет. Часть идеалистов шла по той же линии: Платон, у Аристотеля идеалистический эссенциализм. Некоторые из иделистических эссенциалистов приходили к выводу, что явления познаваемы, а сущности нет.

Виды эссенциализма.

Материалистический эссенциализм. Эпикур: существуют вещи, и мир, прежде всего – совокупность вещей. Вещи целостны. Они отражаются в нашем сознании, чувства – отражения вещей, свойства присущи самим вещам. Мир есть единство явлений, сущностей. Здесь впервые чувства и разум выступают не как две формы, а как две ступени познания. Первая – чувства, они нас подготовляют, это критерий истинности. Мир таков, каким мы его видим, а его глубины дальше доступны разуму.

Можно действовать правильным образом, можно неправильным. Правильное действие приводит к «правильному» результату. (если сапожник действует правильным образом у него получаются сапоги). Задача человека – научиться правильно действовать. Можно мыслить прав. образом (это приводит к истине) и неправильным образом (это приводит к заблуждению).

51. Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика).

Философия, являясь всеобщим методом познания – является всеобщим методом мышления. Чтобы правильно мыслить – нужно изучать мышление. Но, скажите вы, ведь есть и другие науки, изучающие мышление. Психология и пр. Но всё же философия рассматривает мышление как способ постижения истины; такая наука называетвся логикой, т.е. философия является логикой. Логика – наука о мышлении. Декарт: философия – наука о том, как управлять своим разумом, чтобы найти истину.

Понятие

Суждение

3. Умозаключение

55. Понятие. Его содержание и объем.

Понятие – есть форма мысли, в которой фиксируется существенные признаки предмета. Существенные признаки – присущие не одному предмету, а нескольким (общие для предметов). Содержание понятий – совокупность этих существенных признаков.

Объём понятий образуется логическим классом. Логический класс – совокупность предметов, обладающих одним набором существенных признаков. Например, все кошки подходят под логический класс «кошки». Классы различаются. Низшие – входящие в состав др. класса. «Млекопитающее» – класс выше, чем «кошка». Широкое понятие называется «род». Узкое/низшии – «вид». Различие между родом и видом, понятное дело, относительно. Есть, соответственное, родовоые и видовые понятия.

Любое понятие имеет содержание и объём. Чем шире объём – тем уже содержание. Например, понятие «млекопитающее» по содержанию меньше, чем «кошка».

Все понятия делятся на 2 вида: общее и единичное. Общее – в логический класс входит несколько понятий. Единичное – в их объём входит 1 предмет: «Москва», «ВОВ». Кстати, единичное понятие, если быть бюрократом, не подходит под «понятие» формальной логики.

Также понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные: кошка, кит. Абстрактные – предметом понятия является не конкретная вещь, а оторванный от вещи её признак, возведённый в ранг самостоятельного предмета: лживость, шляпошность, краснота, политота и т.д.

Суждение.

1) Форма мысли, где фиксируется наличие или отсутствие признака, что даёт основание для включения ли в логический класс. Или

Предикат / сказуемое.

Некоторые «гении» говорият, что суждения – единственная форма, выражающая истину или ложь. Но это неправда: теории, идеи тоже могут быть ложны и истинны. Однако же «теория» и «идея» отсутствуют в формальной логике, но существуеют в разумной.

57. Умозаключение.

. Умозаключение – связь понятий, когда из двух или нескольких суждений (посылок) выводится новое (заключение). Если посылка одна – непосредственные умозаключения. Когда несколько – опосредованные. Все посылки вместе взятые называются основанием, а заключения – следствием.

Умозаключения делятся на два вида – дедуктивные и индуктивные.

Дедукция и индукция.

Дедукция – процесс мышления от общего к частному. Посылка 1 – «все люди смертны», посылка 2 – «Пех – человек» => «Пех смертен». Силлогизм – умозаключение на основе 2х посылок.

Индукция – наоборот. Пример: проводя эксперимент по кипению воды при нормальном давлении в разных сосудах, мы видим что она кипит при 100 градусах. И мы делаем вывод, что вода без примесей и при нормальном давлении кипит при 100 градусах. Заметим, что индукция выходит за пределы формальной логики.

Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.

Так как же мысль может быть объективным процессом?

Обращаемся к 17 веку. Что было бы, если бы Ньютон не родился? Ведь всё равно человечество знало и без него об этих законах, причём примерно в то же самое время, т.к. развитие науки способствовало бы этому. Ньютон был первым, только и всего, это могли сделать многие другие. На этом примере мы видим, что мышление – это ещё и объективный процесс, происходящий независимо от воли человека.

Гегель первым понял простую вещь: мир не есть совокупность застывших предметов (метафизическая точка зрения), мир есть иерархия процессов, совокупная система процессов, а не предметов. Второе: все эти процессы не нуждаются во внешнем процессе, чтобы двигаться. Они «имеют движущуюся силу в себе». Философский термин – спонтанейное развитие. Задача науки – познание этих процессов. А что значит познать процесс? Значит познать их внутреннюю необходимость.

В философии Гегеля 3 части.

Проблема природы понятий.

Слово обозначает, понятие отражает. Слово ничего не отражает. Что отражает понятие? Это целая проблема.

Возьмём понятие «собака». Слово/знак - «собака». Что является его предметным значением? Каждая конкретная собака. А понятию собака что соответствует? Что отражает образ? Что является содержанием понятия? Понятию собака во внешнем мире соответствует «собака вообще», а не конкретная собака. И здесь возникает проблема. Существует ли «собака вообще»? Существует ли общее в реальном мире? На первый взгляд кажется чистой схоластикой, но на самом деле это необычайно сложный вопрос – природа понятия и природа мышления.

Первые номиналисты – это те, кто боролись против Платона. Антисфен (киник), Диоген: «лошадь я вижу, а лошадности не видел никогда». Там же стояли стоики, Росцелин. Абеляр – коцептуалист. Томас Гоббс – радикальный номиналист. Беркли, Юм – радикальные. Заметим, что номинолистом может быть и агностик, и материалист, и идеалист. Яркий представитель умеренного номинализма – Джон Локк. Декарт, Гельвеций – номиналисты.

Обыватели являются наивными номиналистами (есть предметы, есть знаки, чё ещё нада, ёпт?). Но когда мы касаемся (помимо понятий «клюква», «собака») понятий без чувственно-зримого денотата – начинаются проблемы. «Стоимость». Закон стоимости действует как нечто объективное, но где стоимость как отдельный предмет? Нет такого! Значит она сущестует как общее!!!

Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.

Элиаты открыли умозрение, что есть не только чуство зрения, есть ещё и умозрение. Открыли две формы познания, а Платон открыл понятие впервые! У элиатов умозрение, как и бытие, было монолитом. А Платон этот монолит раздробил на понятия. И вот когда он открыл понятия, открылись пути к тому, чтобы открыть суждения, умозаключения, то есть создать науку о мышлении, вот ту самую формальную логику, которую создал великий ученик Платона Аристотель.

Платон был объективным идеалистом. Понял, что понятие есть общее и переместил его в особый мир, мир Эйдоса, мир идей. И этот мир Эйдоса предстал, как нечто объективное, у него же объективное содержание, это же общее на самом деле существует.

Платон впервые понял, что мышление есть не только субъективная деятельность людей, но ещё есть нечто объективное. Но только у него это объективное было неизменным, застывшим, мертвым, не двигалось, не развивалось, оставалась всегда таким. А что сделал Гегель, он её расплавил и заставил течь, и вот тогда мышление предстало как объективный процесс.

К точке зрения материалистического универсализма пришли только философы из марксисткой школы, потому, что почти все материалисты до Маркса были концептуалисты. Раз они были концептуалистами, они подрывали теорию отражения. Они были непоследовательны. А диалектический материализм это первый последовательный материализм. И только он это проблему вот так решил. Отсюда вытекает существование двух ступеней общественного познания. Есть ступень познания отдельного – чувственное познание и есть ступень познания общего – ступень мышления. В силу такой противоречивости мира, который является единством отдельного и общего существуют две ступени познания – познание отдельного и познание общего. Материалисты мало занимались проблемой общего и отдельного. В основном они решали номиналистически. Номиналистами были Кокс, Джон Локк, все французские материалисты. Впервые эту проблему по-настоящему поставили Маркс и Энгельс, а потом Ленин.

Каково соотношение мира умозримого самого по себе и мира идеальных универсатов? Эти два мира совпадают и не совпадают. Совпадают по содержанию, но не совпадают по форме. Умозримый мир для нас вмещает в себя только часть умозримого мира в себе. Понятия мы создаём, поэтому мы можем создать фиктивные понятия теплород, эфир, пр. В умозримом мире для нас может быть то, чего нет в мире самом по себе. Когда мы создаём чистые универсаты – мы познаём реальные универсаты.

Конечно же, сенсуалисты в основном были непоследовательны. Считая, что мышление не даёт нового – они занимались разработкой методов мышления. Работа Бекона: «Новый Органон». В противовес Аристотелю пытался создать новую науку о мышлении. Приходил к тому, что только мысль даёт научное знание – противоречие. Про общее сенсуалисты говорили, что его нет (номиналисты, а как иначе).

Рационализм как антагонист иррационализму. Иррационализм – учение о том, что разум слаб и ни чего не дает. Потому, что в мире нет ни какого порядка. Мир иррационален, это хаос. Рационализм – учение о могуществе человеческого ума. А с точки зрения рационалистов в мире есть порядок. Иногда даже порядок, порожденный разумом.

«Рационалист» также – человек, делающий лишь то, что разумно; то, что должно быть чётко просчитано.

Телеология.

Телеологией занимается философия религии. Есть Бог, есть великий разум, который ставит цели и все, что в мире происходит – реализация цели. Так что мир есть объективная предопределенность. Какая? Божественная, определяемая разумом. Применяя это к истории, т.е. говоря, что история – реализация цели какого-то разума, это называется провиденционализмом. Провиденционализм – вся история цель, поставленная каким-то высшим разумом. Телеология – учение о сверхъестественной предопределенности.

Индетерминизм и свобода.

нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет. Как видите не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека. Понятие абсолютного детерминизма это понятие абсолютной предсказуемости. Но не путайте, одно дело это предсказуемость, другое дело это предопределённость. Нет предсказуемости без предопределённости, но это не одно и то же. С точки зрения философов абсолютного детерминизма предсказать то ничего нельзя. С их точки зрения все связи (связь причины и следствия он имеет ввиду) необходимые, т.е. все они одинаковы, если мы не знаем хотя бы одной связи, то мы не можем сказать, что будет дальше, т.е. абсолютный детерминизм оборачивается несвободой, т.е. непредсказуемостью. Т.е. приходим к результатам, что и индетерминизм, почему? А вот почему. Что реально


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.