Барьеры общения: фонетический, смысловой, логический — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Барьеры общения: фонетический, смысловой, логический

2017-11-18 498
Барьеры общения: фонетический, смысловой, логический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:

§ слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Если сообщение не представляет особой важности для собеседника, то он и не будет слушать. Даже если партнер по общению достаточно заинтересован, то вероятность неправильного понимания очевидна;

§ слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;

§ слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;

§ заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;

§ проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие — что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

 

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него. В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств. Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются. Для ее изучения можно обратиться к работе Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».

3. Вербальный и невербальный аспекты общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Взаимодействие жестов, мимики, позы, движения в общении. Просодический аспект общения.

Вербальный аспект общения. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения: 1) Правильность и чистота речи. 2) Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная). Точность речи учителя. Термины и профессионализмы в речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления. 3) Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления. Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности. Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи. 4) Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Риторическая логика. Типичные логические ошибки и пути их устранения. Логичность речи учителя и формы ее проявления в различных учебно-речевых ситуациях.

Речь как средство обучения и воспитания. Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.

Невербальный аспект общения. Педагогическая риторика и невербальная коммуникация. “Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.

ЖЕ­С­ТЫ — это вос­п­ро­из­во­ди­мые зна­чи­мые те­ло­дви­же­ния и по­зы, рас­счи­тан­ные на вос­п­ри­я­тие ре­ци­пи­ен­тов, пред­наз­на­чен­ные для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­фор­ма­ции, име­ю­щие со­ци­аль­но-фик­си­ро­ван­ную фор­му.

По­ня­тие Ж. вклю­ча­ет, та­ким об­ра­зом, как зна­чи­мые дви­же­ния рук и го­ло­вы, так и те­ло­дви­же­ния, вы­пол­ня­ю­щие ком­му­ни­ка­тив­ную фун­к­цию.

Вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы Ж.: 1) ком­му­ни­ка­тив­ные Ж., т. е. вы­ра­зи­тель­ные дви­же­ния, за­ме­ща­ю­щие в ре­чи эле­мен­ты язы­ка. Это при­вет­ст­вия и про­ща­ния, Ж. уг­ро­зы, при­вле­че­ния вни­ма­ния, под­зы­ва­ю­щие, при­гла­ша­ю­щие, за­пре­ща­ю­щие; ос­кор­би­тель­ные Ж. и те­ло­дви­же­ния драз­ня­щие, встре­ча­ю­щи­е­ся в об­ще­нии де­тей; ут­вер­ди­тель­ные, от­ри­ца­тель­ные, воп­ро­си­тель­ные, вы­ра­жа­ю­щие бла­го­дар­ность, при­ми­ре­ние, а так­же Ж., встре­ча­ю­щи­е­ся в раз­лич­ных дру­гих си­ту­а­ци­ях меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния. Все пе­ре­чис­лен­ные Ж. по­нят­ны без ре­че­во­го кон­так­та и име­ют соб­ст­вен­ное зна­че­ние в об­ще­нии; 2) опи­са­тель­но-изо­бра­зи­тель­ные, под­чер­ки­ва­ю­щие. Они, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­ют речь и вне ре­че­во­го кон­тек­ста те­ря­ют смысл; 3) мо­даль­ные Ж.: Ж. одоб­ре­ния, не­у­до­воль­ст­вия, иро­нии, не­до­ве­рия; Ж., пе­ре­да­ю­щие не­уве­рен­ность, не­зна­ние, стра­да­ние, раз­думье, со­сре­до­то­чен­ность, рас­те­рян­ность, смя­те­ние, по­дав­лен­ность, ра­зо­ча­ро­ва­ние, от­вра­ще­ние, ра­дость, во­с­торг, удив­ле­ние.

Ж. по сво­им ха­рак­те­ри­сти­кам яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ной зна­ко­вой си­с­те­мой, так же не­об­хо­ди­мой для нор­маль­ной ком­му­ни­ка­ции, как и язык. Ре­гу­ляр­но со­су­ще­ст­вуя со зву­ко­вым язы­ком, Ж. со­про­вож­да­ют, до­пол­ня­ют, под­креп­ля­ют его, в ря­де слу­ча­ев за­ме­ня­ют, ав­то­ном­но вы­ра­жая смысл со­об­ще­ний. Ж. мо­гут за­ме­нять лю­бой член пред­ло­же­ния, це­лые вы­ска­зы­ва­ния, а так­же не­сти сквозь текст са­мо­сто­я­тель­ную те­му, и в этом смыс­ле следует ду­мать о тек­сто­вой де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти по­яв­ле­ния Ж. Лит.: Ер­мо­ла­е­ва Е.А. Пси­хо­се­ми­о­ти­че­ский ана­лиз же­с­тов как зна­ко­вых средств об­ще­ния в со­от­но­ше­нии с язы­ком // Пси­хо­се­ми­о­ти­ка по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти и об­ще­ния. — М., 1984. — С. 77—87; Рус­ская раз­го­вор­ная речь: фо­не­ти­ка, лек­си­ка, мор­фо­ло­гия, жест. — М., 1983. Н.В. Фе­до­ро­ва, Л.Е. Ту­ми­на

ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ЖЕ­С­ТЫ — это пре­иму­ще­ст­вен­но пред­на­ме­рен­но вос­п­ро­из­во­ди­мые зна­чи­мые те­ло­дви­же­ния и по­зы, рас­счи­тан­ные на вос­п­ри­я­тие уча­ст­ни­ками пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са, пред­наз­на­чен­ные для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­фор­ма­ции, а так­же ре­гу­ли­ру­ю­щие пе­да­го­ги­че­ское об­щение.

Все П. ж. раз­де­ле­ны на три ос­нов­ные груп­пы в со­от­вет­ст­вии с пре­иму­ще­ст­вен­но ре­а­ли­зу­е­мой целью: жесты са­мо­вы­ра­же­ния, жесты-ре­гу­ля­то­ры и жесты-ин­фор­ма­то­ры.

Жесты са­мо­вы­ра­же­ния яв­ля­ют­ся внеш­ни­ми при­зна­ка­ми про­яв­ле­ния эмо­ций, внут­рен­них мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, мо­даль­ных (оце­ноч­ных) со­сто­я­ний пе­да­го­га. Пред­став­ляя уча­ст­ни­кам об­ще­ния свое со­сто­я­ние, учи­тель воз­дей­ст­ву­ет на их чув­ст­ва, эмо­ции, на их учеб­ную де­я­тель­ность опос­ре­до­ван­но. Воз­дей­ст­вие са­мо­вы­ра­же­ни­ем на­прав­ле­но на уме­ние ре­ци­пи­ен­та адек­ват­но де­ко­ди­ро­вать не­вер­баль­ную ин­фор­ма­цию пе­да­го­га и ори­ен­ти­ро­вать свое вер­баль­ное-не­вер­баль­ное по­ве­де­ние в учеб­ном про­цес­се.

Ре­гу­ля­то­ры — об­шир­ная груп­па жестов, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы учи­те­лю для ра­ци­о­наль­но­го об­ще­ния с клас­сом; жесты этой груп­пы осу­ще­ст­в­ля­ют фун­к­ции ус­та­нов­ле­ния и пре­ры­ва­ния кон­так­та, его под­дер­жа­ния и уси­ле­ния, по­буж­де­ния уча­щих­ся к ак­тив­ной де­я­тель­но­сти в про­цес­се обу­че­ния, дру­ги­ми сло­ва­ми, они ор­га­ни­зу­ют учеб­ное об­ще­ние “учи­тель — уче­ни­ки”.

Жесты-ин­фор­ма­то­ры по­мо­га­ют в ор­га­ни­за­ции со­дер­жа­ния и струк­ту­ры вы­ска­зы­ва­ния учи­те­ля и под­дер­жи­ва­ют вы­ска­зы­ва­ния уча­щих­ся че­рез изо­бра­зи­тель­но-ас­со­ци­а­тив­ные и ло­ги­ко-струк­тур­ные жесты. Груп­па жестов-ин­фор­ма­то­ров яв­ля­ет­ся наи­бо­лее от­кры­той, так как да­ет воз­мож­ность ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­вать воз­ни­ка­ю­щие мыс­ли­тель­ные об­ра­зы че­рез внеш­ние, же­с­то­вые ком­по­нен­ты, ко­то­рые мож­но ин­ди­ви­ду­аль­но со­зда­вать, варь­и­ро­вать и, на­блю­дая у пе­да­го­гов, об­ла­да­ю­щих яр­кой пла­сти­кой, пан­то­ми­ми­кой, твор­че­ски пре­об­ра­жать это на­блю­де­ние, вклю­чая ори­ги­наль­ные жесты в соб­ст­вен­ный не­вер­баль­ный пе­да­го­ги­че­ский ре­пер­ту­ар.

В те­че­ние уро­ка мож­но на­блю­дать при­ме­не­ние пе­да­го­гом всех трех опи­сан­ных групп П. ж. Ин­тен­сив­ность их вос­п­ро­из­ве­де­ния бу­дет ко­ле­бать­ся в за­ви­си­мо­сти от пре­иму­ще­ст­вен­но ре­а­ли­зу­е­мой це­ли, от ви­да ре­че­вой де­я­тель­но­сти пе­да­го­га, от эта­па уро­ка и т. п. Под­сче­ты по­ка­зы­ва­ют, что учи­тель в про­цес­се урока ис­поль­зу­ет от 38 до 84 же­с­то­вых зна­ков. Н.В. Фе­до­ро­ва

МИ­МИ­КА (от греч. mimikos — под­ра­жа­тель­ный) — вы­ра­зи­тель­ные дви­же­ния мышц ли­ца, об­на­ру­жи­ва­ю­щие пси­хи­че­ское со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, глав­ным об­ра­зом его чув­ст­ва.

О не­ко­то­рых чув­ст­вах (ра­дость, пе­чаль и т. п.) М. мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать с до­ста­точ­ной оче­вид­но­стью. Од­на­ко для бо­лее тон­ких от­тен­ков чувств труд­но ус­та­но­вить ка­кие-ли­бо еди­ные для всех лю­дей спо­со­бы вы­ра­же­ния. Ми­ми­че­ские дви­же­ния со­вер­ша­ют­ся обыч­но не­про­из­воль­но. Од­на­ко они мо­гут вы­зы­вать­ся и про­из­воль­но, что да­ет че­ло­ве­ку воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ими в тех или иных це­лях со­зна­тель­но. М. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в ак­тер­ском ис­кус­ст­ве, иног­да ею поль­зу­ют­ся так­же ора­то­ры, лек­то­ры, пе­да­го­ги (в этих слу­ча­ях тре­бу­ет­ся очень боль­шой такт и чув­ст­во ме­ры — чрез­мер­ная М. вы­зы­ва­ет не­о­доб­ри­тель­ную ре­ак­цию слу­ша­те­лей, уча­щихся).

М. тес­но свя­за­на с ха­рак­те­ром зву­ча­ния ус­т­ной ре­чи и вли­я­ет на фо­не­ти­че­ское ка­че­ст­во ре­че­вых зву­ков и тембр го­ло­са. С по­мощью М. иног­да уда­ет­ся най­ти вер­ную (наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ную) ма­не­ру го­ло­со­об­ра­зо­ва­ния. На­при­мер, для лю­дей с глу­хи­ми, “тя­же­лы­ми” го­ло­са­ми по­лез­но го­во­рить на улыб­ке, ко­то­рая как бы вы­свет­ля­ет тембр, де­ла­ет го­лос бо­лее звон­ким, а дик­цию бо­лее яс­ной. На­про­тив, го­ло­са рез­кие, крик­ли­вые нуж­да­ют­ся в ми­ми­че­ских при­спо­соб­ле­ни­ях об­рат­но­го ха­рак­те­ра — нуж­но ок­руг­лять гу­бы и рас­слаб­лять ще­ки. Лит.: Бо­да­лев А.А. Лич­ность и об­ще­ние. — М., 1983; Го­ре­лов И.Н. Не­вер­баль­ные ком­по­нен­ты ком­му­ни­ка­ции. — М., 1980; Куп­ри­я­нов В.В., Сто­ви­чек Г.В. Ли­цо че­ло­ве­ка. — М., 1988. А.А. Князь­ков

НЕ­ВЕР­БАЛЬ­НОЕ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЕ — это ин­ди­ви­ду­аль­ная, кон­к­рет­но-чув­ст­вен­ная фор­ма дей­ст­вий и по­ступ­ков, пе­ре­да­ва­е­мых ин­ди­ви­дом при по­мо­щи не­вер­баль­ных средств об­ще­ния. Н. п. не­сет ин­фор­ма­цию не толь­ко в со­от­вет­ст­вии с ос­нов­ным сред­ст­вом об­ще­ния — речью. В Н. п. вхо­дят раз­лич­ные струк­ту­ры. Все они по­ли­фун­к­ци­о­наль­ны.

Ос­нов­ное свой­ст­во Н. п. — дви­же­ние — воз­ни­ка­ет на ос­но­ве ки­не­си­че­ско­го ком­по­нен­та. Под ки­не­си­кой при­ня­то по­ни­мать зри­тель­но вос­п­ри­ни­ма­е­мый ди­а­па­зон дви­же­ний, вы­пол­ня­ю­щих экс­прес­сив­но-ре­гу­ля­тив­ную фун­к­цию в об­ще­нии. Ки­не­си­ка — это не толь­ко язык те­ла (же­с­ты, ми­ми­ка, по­зы, взгляд), но так­же ма­не­ра оде­вать­ся, при­че­сы­вать­ся и т. д. К ки­не­си­ке от­но­сят­ся так­же та­кие дви­же­ния, ко­то­рые свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем пред­ме­та: хло­панье дверью, по­скри­пы­ва­ние сту­лом, по­черк. Осо­бая роль сре­ди эле­мен­тов Н. п. от­во­дит­ся ми­ми­ке. Каж­дый сим­п­то­мо­ком­п­лекс ми­ми­ки вклю­ча­ет при­зна­ки, ко­то­рые од­но­вре­мен­но яв­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми, спе­ци­фи­че­ски­ми для од­них и не­спе­ци­фи­че­ски­ми для дру­гих со­сто­я­ний. По­за как эле­мент Н. п. вы­пол­ня­ет на­ря­ду с ин­ди­ка­тив­ной фун­к­цию ре­гу­ля­ции про­цес­са меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния. Еще од­ним эле­мен­том ки­не­си­че­ской под­струк­ту­ры Н. п. яв­ля­ют­ся жесты. Сле­ду­ю­щий эле­мент Н. п., его ки­не­си­че­ской под­струк­ту­ры — по­ход­ка. Она име­ет ряд черт: ритм, ско­ро­сть, дли­на ша­га, дав­ле­ние на по­вер­х­ность. Ха­рак­тер по­ход­ки свя­зы­ва­ет­ся с фи­зи­че­ским са­мо­чув­ст­ви­ем и воз­ра­стом, с со­сто­я­ни­ем че­ло­ве­ка. Важ­ным эле­мен­том Н. п. яв­ля­ет­ся ин­то­на­ция.

Сле­ду­ю­щая си­с­те­ма от­ра­же­ния — аку­сти­че­ская. Мно­го­чис­лен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са че­ло­ве­ка со­зда­ют его об­раз, спо­соб­ст­ву­ют рас­поз­на­ва­нию его со­сто­я­ний, вы­яв­ле­нию пси­хи­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Ос­нов­ная на­груз­ка в про­цес­се вос­п­ри­я­тия го­ло­со­вых из­ме­не­ний че­ло­ве­ка ло­жит­ся на аку­сти­че­скую си­с­те­му об­ща­ю­щих­ся пар­т­не­ров. Ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са че­ло­ве­ка при­ня­то от­но­сить к про­со­ди­че­ским и эк­с­т­ра­лин­г­ви­сти­че­ским яв­ле­ни­ям.

Сле­ду­ю­щая си­с­те­ма от­ра­же­ния Н. п. — так­тиль­но-ки­не­сте­зи­че­ская, ко­то­рая да­ет пред­став­ле­ние о та­ке­си­че­ской струк­ту­ре Н. п. и вхо­дя­щих в не­го эле­мен­тах: фи­зи­че­ском кон­так­те и рас­по­ло­же­нии те­ла в про­стран­ст­ве. Фи­зи­че­ский кон­такт в ви­де при­кос­но­ве­ния, по­гла­жи­ва­ния, по­це­лу­ев, по­хло­пы­ва­ний яв­ля­ет­ся важ­ным ис­точ­ни­ком вза­и­мо­дей­ст­вия лич­но­сти с ок­ру­жа­ю­щим ми­ром. С по­мощью при­кос­но­ве­ний раз­лич­но­го ви­да фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния о про­стран­ст­ве сво­е­го те­ла и зна­ния о ча­с­тях те­ла дру­го­го че­ло­ве­ка. При­кос­но­ве­ния в ви­де по­гла­жи­ва­ний вы­пол­ня­ют в об­ще­нии фун­к­цию одоб­ре­ния, эмо­ци­о­наль­ной под­дер­ж­ки. Ис­поль­зо­ва­ние лич­но­стью в об­ще­нии та­ке­си­че­ской си­с­те­мы Н. п. оп­ре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми фак­то­ра­ми. Сре­ди них осо­бую си­лу име­ют ста­тус пар­т­не­ров, воз­раст, пол, сте­пень их зна­ком­ст­ва.

Оль­фак­тор­ная си­с­те­ма от­ра­же­ния по­зво­ля­ет вы­де­лить та­кую струк­ту­ру Н. п., как за­па­хи: ес­те­ст­вен­ные и ис­кус­ст­вен­ные. Си­с­те­ма за­па­хов, яв­ля­ясь без­ус­лов­ным не­вер­баль­ным ин­ди­ка­то­ром ин­ди­ви­да, мо­жет слу­жить до­пол­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­кой скла­ды­ва­ю­ще­го­ся о нем об­ра­за.

Про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Н. п. — это фор­ма и спо­соб его су­ще­ст­во­ва­ния в об­ще­нии. Соб­ст­вен­но Н. п. вы­сту­па­ет ор­га­ни­за­то­ром про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ных ха­рак­те­ри­стик об­ще­ния. Меж­ду Н. п. и про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной ор­га­ни­за­цией об­ще­ния су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Они вза­и­мо­дей­ст­ву­ют на ос­но­ве прин­ци­па рав­но­ве­сия: из­ме­не­ние ин­тен­сив­но­стей фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния под­струк­тур Н. п. при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию оп­ти­маль­но­го об­ще­ния с точ­ки зре­ния про­стран­ст­ва и вре­ме­ни, а из­ме­не­ние про­стран­ст­вен­ных ком­по­нен­тов об­ще­ния вы­зы­ва­ет пе­ре­кон­ст­ру­и­ро­ва­ние Н. п. (см. язык внеш­не­го ви­да учи­те­ля). Лит.: Бо­да­лев А.А. Вос­п­ри­я­тие и по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. — М., 1982; Его же: Лич­ность и об­ще­ние. — М., 1983; Го­ре­лов Н.И. Не­вер­баль­ные ком­му­ни­ка­ции. — М., 1980; Его же: Не­вер­баль­ные ком­по­нен­ты ком­му­ни­ка­ции. — М., 1980; Ла­бун­ская В.А. Не­вер­баль­ное по­ве­де­ние (со­ци­аль­но-пер­цеп­тив­ный под­ход). — Ро­с­тов н/Д., 1986. Л.Е. Ту­ми­на

Особенности невербального поведения учителя. Соотношение речи с паралингвистическими, кинесическими и проксемическими характеристиками оратора. Параязык в системе обратных связей. Условные / неусловные, национальные / интернациональные жесты. Специфика русской традиции артикуляции. Язык мимики. Интонация как паралингвистический канал связи.

ЯЗЫК ВНЕШ­НЕ­ГО ВИ­ДА УЧИ­ТЕ­ЛЯ — ус­т­ная речь учи­те­ля вос­п­ри­ни­ма­ет­ся уче­ни­ка­ми вме­сте с те­ми же­с­та­ми, ми­ми­кой, те­ло­дви­же­ни­я­ми, ко­то­рые со­про­вож­да­ют речь учи­те­ля (ес­ли уче­ни­ки его ви­дят) и со­став­ля­ют в со­во­куп­но­сти по­ня­тие Я. в. в. у. Мно­гие из них не­про­из­воль­ны: от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти тем­пе­ра­мен­та учи­те­ля, ус­во­ен­ную им ма­не­ру об­ще­ния. И учи­тель, и уче­ник поль­зу­ют­ся в боль­шей или мень­шей ме­ре Я. в. в. у., ког­да го­во­рят. При этом в пе­да­го­ги­че­ском вза­и­мо­дей­ст­вии учи­те­ля и уче­ни­ка этот язык вы­пол­ня­ет важ­ные фун­к­ции.

Вы­де­ля­ют­ся че­ты­ре та­кие ос­нов­ные фун­к­ции: ре­гу­ли­ру­ю­щая, ука­за­тель­ная, изо­бра­зи­тель­ная, ре­а­ги­ру­ю­щая. Ре­гу­ли­ру­ю­щая фун­к­ция со­сто­ит в том, что же­с­та­ми, ми­ми­кой, те­ло­дви­же­ни­я­ми учи­тель уп­рав­ля­ет по­ве­де­ни­ем уче­ни­ка на уро­ке (на­при­мер, па­лец у губ — тре­бо­ва­ние ти­ши­ны; дви­же­ние ру­ки (ре­же рук) ла­донью квер­ху, сни­зу вверх — знак “встать” при не­вни­ма­тель­ном слу­ша­нии от­ве­та и т. д.); ука­за­тель­ная фун­к­ция за­клю­ча­ет­ся в том, что дви­же­ния за­ме­ня­ют на­бор сло­вес­ных пе­да­го­ги­че­ских кли­ше, свя­зан­ных с ор­га­ни­за­цией де­я­тель­но­сти уча­щих­ся (на­при­мер, ру­ка вы­тя­ги­ва­ет­ся по на­прав­ле­нию од­но­го из уча­щих­ся, за­ме­няя сло­ва от­ве­чай ты, про­дол­жай, а что ты ду­ма­ешь? и т. п.); изо­бра­зи­тель­ная фун­к­ция ис­поль­зу­ет­ся с целью до­пол­нить зна­че­ния слов (на­при­мер, дви­же­ние рук (паль­цев), по­ка­зы­ва­ю­щих раз­мер, фор­му и т. д.); ре­а­ги­ру­ю­щая фун­к­ция про­яв­ля­ет­ся тог­да, ког­да дви­же­ния яв­ля­ют­ся сред­ст­вом ус­та­нов­ле­ния кон­так­та (на­при­мер, ука­за­тель­ный па­лец вверх — знак это очень важ­но!). Лит.: Ла­ды­жен­ская Т.А. Жи­вое сло­во: ус­т­ная речь как сред­ст­во и пред­мет обу­че­ния. — М., 1986. Л.Е. Ту­ми­на

Просодический аспект общения. Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту.

Техника речи: речевое дыхание, голосоведение, дикция, интонация.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.