Проблема универсалий в западноевропейской средневековой философии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Проблема универсалий в западноевропейской средневековой философии

2017-11-18 263
Проблема универсалий в западноевропейской средневековой философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- существо проблемы: определение онтологического и гносеологического статуса универсалий (содержания общих понятий), их отношения к единичному, чувственно воспринимаемому отдельному;

- средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и близкого к нему учения Аристотеля о формах;

- острота проблемы обусловлена тем, что она затрагивает вопросы о соотношении Божественной сущности и ипостаси (лица), замысла Божьего и сотворённых вещей, идеи человека и конкретной личности, сущности и существования;

- проблема обсуждалась ещё в античности, её классическая постановка – во «Введении» к «Категориям» Аристотеля неоплатоника Порфирия (232-304); в средневековому схоластику она вошла через комментарии «последнего римлянина и первого схоласта» Боэция (480-524) к работам Порфирия;

- Порфирий поставил три вопроса (не дав на них ответа):

(1) Существуют ли универсалии (т.е. роды и виды: животное, человек, лошадь и т.д.) самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей) или только в мышлении?

(2) Если они существуют самостоятельно, то являются ли они в таком случае телесными или бестелесными?

(3) Если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чувственными вещами (существуют в телесных вещах) или обладают отдельным бытием?

В решении вопроса (1) философы поделились на два основных направления, в которых были «умеренные» и «крайние» позиции:

Реализм: реалисты отвечали на вопрос о самостоятельном существовании универсалий утвердительно. Универсалии существуют реально, самостоятельно, вне конкретных вещей: кроме конкретных лошадей и вне их реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как таковым, вне конкретных быков – «быковость», вне любых четвероногих животных – «четвероногость» и т.п. Номинализм: номиналисты (от лат. «nomen» - «имя» отвечали на вопрос о самостоятельном существовании универсалий отрицательно. Универсалии возникают в уме человека, закрепляются названиями, именами. Вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называют вещи определённого вида. Вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости», «четвероногости», а есть только слова «лошадь», «бык», «четвероногое», применимые к любой лошади, быку, четвероногому. В античности эти идеи отстаивали киники – Антисфен, Диоген
Крайний – опирается на Платона и неоплатоников; характерно (1) признание реального существования универсалий вне и до конкретных вещей; (2) универсалии понимаются как опосредствующие звенья между Богом-Творцом и конкретными сотворёнными вещами. Универсалии = содержащиеся в уме Бога образцы, в соответствии с которыми Богом создаются конкретные вещи, при этом универсалии = сущности более высокого порядка, нежели отдельные объекты, и в некотором смысле более реальны, чем они. Более общие (родовые) универсалии содержатся в менее общих (видовых), видовые – в конкретных предметах: «четвероногое» > «лошадь» > все конкретные лошади. Иоанн Скотт Эриугена:роды и виды предшествуют отдельным вещам; каждый род целиком содержится в своих видах, вид – полностью содержится в конкретных вещах Шартрская и Сен-Викторская школы Ансельм Кентерберийский:кто не признаёт реального существования универсалий, кто не понимает, как разные люди связаны с одним «человеком», тот никогда не поймёт, как единый Бог существует в трёх лицах. Крайний – существуют только конкретные вещи, а общее – только в словах. Росцелин:общее в вещах – это последовательности звуков, «дуновение звука» Росцелин пришёл к еретической мысли о существовании трёх разных богов в Святой Троице.
Умеренный – ближе к учению Аристотеля и перипатетиков; универсалии (общее) существуют только в конкретных вещах как их сущности. Фома Аквинский {Ибн Сина, Аверроэсв арабо-мусульманской философии} –троякое существование универсалий: 1) до конкретных вещей – в уме Бога; 2) в конкретных вещах; 3) после конкретных вещей – в уме человека (как впечатления от них) (понятие универсалий сливается с аристотелевским понятием формы – универсалии и формы трактуются как сущности соответствующих вещей) Умеренный – универсалии существуют в человеческом уме после конкретных вещей. Дунс Скот: конкретные, индивидуальные объекты – вершина и цель творения; для их возникновения требуется соединение материи и формы (влияние Аристотеля) и совершаемый Богом особый индивидуализирующий акт, создающий отличия объектов одного вида. Уильям Оккам («терминизм») после вещей – в словах и человеческом уме. Могущественный Творец способен создать множество конкретных вещей без универсалий-посредников, актом Божественной воли. Универсалии – это термины, знаки вещей, фиксирующие посредством слова сходство объектов, называемых одним термином. Термины не случайны: им соответствуют определённые состояния человеческой души, они рождаются как аббревиатуры при проведении ментальных операций над сходными предметами. Универсалии ненеобходимы для объяснения бытия, поэтому «Не следует умножать сущности сверх необходимости» («бритва Оккама»)
Опасность для католицизма: ведёт к отказу от идеи троичности единого Бога Опасность для католицизма: ведёт к отказу от идеи единства трёх ипостасей Бога
Концептуализм: (промежуточная позиция) общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в уме человека Пьер Абеляр: 1) в чистом виде универсалии существуют до вещей – в уме Бога; 2) благодаря абстрагирующей деятельности человеческого ума, базирующейся на чувственном восприятии единичных вещей, универсалии существуют как понятия (концепты) после вещей – в уме человека.

В Новое время спор об универсалиях трансформировался в спор между объективными и субъективными идеалистами


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.