Принятие конституционного закона о гос.независимости РК — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Принятие конституционного закона о гос.независимости РК

2017-11-18 625
Принятие конституционного закона о гос.независимости РК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В становлении новой государственности Казахстана особое место занимает Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости». Одновременно с изменениями старой Конституции Казахской ССР 1978 г., явившимися своего рода подготовительной стадией для принятия кардинально нового конституционного акта, велась значительная работа по разработке новой конституции нового государства — независимого суверенного Казахстана. Еще 16 декабря 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР была образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Парламента Е.М. Асанбаевым. При ней были созданы рабочая и экспертная группы по разработке проекта конституции. Вполне очевидно, что на процесс разработки Конституции Республики Казахстан существенное влияние оказал Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый Верховным Советом 16 декабря 1991 г.1. Значение данного закона нельзя переоценить. Прежде всего, это первый конституционный закон, принятый Парламентом уже Республики Казахстан. О фактическом зарождении новой государственности, по сути, новой республики, свидетельствовало принятие Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г.1. Если в Декларации были только намечены отдельные пути формирования суверенного государства, то в Конституционном Законе о государственной независимости они нашли прямое воплощение. Необходимо отметить, что по значению этот закон выполнял функции Основного Закона нового государства, где мы находим все признаки независимой государственности. Причем разработчики конституционного закона, на наш взгляд, руководствовались идеями становления казахстанского конституционализма, общедемократического направления развития Казахстана, что проявилось в самой конституционной доктрине, воплощенной в Законе о независимости Республики Казахстан, в следующем:

- признание необходимости формирования в республике правового государства;

- закрепление принципа разделения властей при организации единой государственной власти в Казахстане;

- введение в качестве института конституционного контроля Конституционного Суда Республики Казахстан;

- признание норм и принципов международного права в качестве основополагающих устоев во взаимоотношениях с другими государствами и во внутренней политике.

В этом конституционном законе впервые провозглашалась независимость Казахстана, получили закрепление элементы, присущие независимому государству: единое гражданство, территориальная обособленность, самостоятельная система государственных органов, самостоятельная экономическая система, соответствующая статусу независимого государства, наличие собственных Вооруженных Сил. Этим самым Казахстан входил в мировое сообщество как самостоятельное государство.

45) Распад СССР и создание СНГ. Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики. Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа. М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.Создание СНГ. В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР. Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ. Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств. 25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.