Изобразительная деятельность и конструирование дошкольников с нарушениями речи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Изобразительная деятельность и конструирование дошкольников с нарушениями речи.

2017-11-18 420
Изобразительная деятельность и конструирование дошкольников с нарушениями речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу XX в. В Великобритании такой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. Осуществляется взаимодействие представителей «художественного мира» с психиатрами. Изобразительная деятельность психически больных оказывается объектом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни» (1945). Он ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия (А. И. Копытин). Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). В России такой опыт работы представлен в работах Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства»1, получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.

Узнать мир прекрасного детям помогает художественная деятельность. Дети с удовольствием рисуют, лепят, занимаются аппликацией, конструируют. Искусство открывает детям гамму новых ощущений, помогает пережить радость познания, усвоить язык эмоций.

На занятиях по ИЗО, конструированию решаются следующие задачи воспитания сенсорной и эстетической культуры:

· обогащать художественными впечатлениями и знаниями в области ИЗО, развивать интерес к художественному творчеству;

· способствовать развитию художественного восприятия произведений изобразительного искусства;

· развивать эстетические чувства, формировать эстетический вкус;

· развивать познавательные художественно-творческие способности детей;

· дать первоначальные сведения о книжной и прикладной графике, в скульптуре малых форм, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне;

· использовать изобр. искусство для психо-коррекционной работы с детьми.

Связь развития продуктивных видов деятельности с развитием психических процессов: восприятием, речью, мышлением, воображением, очевидна.

У детей второго года жизни – «до изобразительный» период. Дети усваивают простой мазок, широкую и тонкую линии, цветовое пятно, знакомятся с техникой рисования поролоновым тампоном, пальцевой живописью. Карандаш держат тремя пальцами выше заострённой части, кисточку – выше металлической части, используют две – три краски.

Третий – четвертый годы жизни. Усваивают навыки рисования карандашом, не нажимают сильно на стержень, штрихуют без просвета. Кисточкой делают наклон к листу под острым углом, движение по ворсу в одном направлении. Поролоновый тампон – краска набирается на кончик тампона, мазки наносятся лёгким прикосновением. Цветным мелком – мелок держат всеми пальцами сильно не нажимая. Рисование пальцами – дети рисуют на бумаге, картоне, ткани.

Пятый – шестой годы жизни. Рисование карандашом – создают насыщенный штрих, отрабатывают лёгкое движение руки. Фломастером – рисуют без нажима. Акварелью – смешивают краски на палитре, рисуют по сухой и влажной поверхности. Рисуют угольным карандашом, сангиной, пастелью – сильно не нажимая. Используют смешенную технику – тушь, парафин. Рисуют пальцами делая двойной мазок.

Чаще всего рисование с натуры используется в старшей группе. В средней группе детям показывается предмет с целью образования первоначальных представлений о форме, строении, цвете предметов. Дети старшего возраста осознанно выделяют отдельные части рассматриваемого предмета и правильно воспроизводят их.

В 1 квартале для детей старшей группы подбирают предметы более простые по форме, чёткие по строению. Например: фрукты (спелые, румяные яблоки), листья овальной формы, флажки, простые постройки прямоугольной формы, а также предметы, с которыми дети знакомились раньше – строили, лепили.

Во втором квартале дети учатся передавать различия в величине и пропорциях предметов (снеговик, кукла, ветка ели с двумя, тремя ответвлениями разных размеров, игрушечный домик…).

В третьем – четвёртом квартале воспитатель может использовать для рисования с натуры поросший лук, ветку вербы, распустившейся черемухи, подснежники, веточку смородины, рыбку в аквариуме… Дети старшего возраста умеют наблюдать за натурой, сравнивают с рисунком, передают конкретные черты изображаемого. Например, яблоко – его форму, удлиненное, круглое, овальное, расширенное. Улавливают оттенки, умеют нарисовать углубление, откуда растет черенок.

Необходимо рисовать с натуры разные формы, окраски (листья разных оттенков), флажки (развёрнуты в разные стороны), использовать строительный материал разных размеров. Занятия рисования с натуры должны проводиться систематически, не менее одного раза в месяц, а летом – чаще.

Различные приемы при обучении рисованию: обведение контура рисунка, шаблона, модели указательным пальцем «рабочей» руки (зрительное, двигательное, тактильное формирование образа предмета); выкладывание контура предмета из палочек, пуговиц, шнурков и т.п.; построение заданной формы с помощью шаблона; передача формы предмета с помощью готового шаблона, трафарета; нахождение идентичной формы среди разных; прорисовывание контурного изображения (из штрихов или точек) цветным карандашом; рисование предмета с использованием опорных точек; рисование на бумаге в клеточку и др.

Виды рисования:

Рисование с натуры.

Рисование по памяти. Рисование натуры по памяти развивает у детей зрительную память и умение изображать увиденное по памяти. Формирование произвольной памяти очень важно для подготовки детей к школе.

Зарисовка предмета после целенаправленного изучения (если модель крупная дети несколько минут внимательно изучают объект, запоминают соотношение частей, намечают мысленно последовательность рисунка).

Повторение ( воспроизведение ранее выполненного рисунка с натуры).

Воспроизведение рисунка по памяти, который до этого рисовали с натуры.

После окончания рисунка сравнить спервоначальным, выявить ошибки, сделать уточнения по натуре.

Рисование по представлению – самый трудный вид рисования. Рисование осуществляется на основе личного опыта, наблюдений, размышлений. В результате этих умений ребёнок учится изображать на рисунке определённые события. Не достаточно скопировать на рисунке увиденное, необходимо внести в рисунок своё, с какими-то новыми особенностями.

На развитие творческого замысла детей влияет следующее:

1. система тематических заданий, в которых детям предоставляется возможность какую-то часть рисунка выполнить по-своему (внесение деталей, дополнений, разное расположение изображений);

2. Поощрение самостоятельного повторения сюжетов ранее выполняемых по заданию;

3. Направление мысли ребенка на придумывание своего содержания при выполнении общей темы;

4. Сохранение свободы выбора темы при общем направлении для всех детей;

5. Побуждение детей к выбору новых самостоятельных тем (нарисовать что-либо интересное).

6. Побуждение детей к выбору новых самостоятельных тем.

Развитию способности выражать в рисунке впечатления, представления об окружающей жизни, мысли, чувства помогают следующие методические приёмы:

· предупреждение о предстоящем рисовании по заданию и по замыслу, для того чтобы дети могли предварительно подготовиться;

· беседа о том, как выразить намеченную тему;

· использование наглядности для эстетического воспитания и обучения их композиции рисунка и элементарным средствам выразительности его;

· выбор цветов и оттенков;

· контроль за применением изображения, обеспечивающих качество и эстетический результат рисунка, использование натуры при затруднениях в передаче образа;

· совместный просмотр рисунков и оценка их с точки зрения разнообразия тематики, полноты сюжета, качеств исполнения;

· выставка детских рисунков, как однодневное, так и длительное.

Конструирование – от лат.слова «construktio» означает «построение», изготовление игрушек из разных материалов: бумаги, картона, шишек, желудей, коробок, катушек.

Работа с любым из этих материалов требует использование таких инструментов: ножницы, нож, шило, линейка. Здесь необходимы определенные навыки и умения. Конструирование имеет общее с ИЗО.

Создавая любую конструкцию необходимо обдумать:

- замысел;

- выполнить эскиз работы в виде рисунка на бумаге;

- решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета.

Существует три вида конструирования:

1. из бумаги, картона (для скрепления используется клейстер, казеиновый клей);

2. из готовых форм;

3. из природного материала (столярный клей, тонкая проволока, нитки).

Конструирование из бумаги.

Своеобразие в том, что из плоского листа создают объёмные предметы.

Приёмы:

1. Сгибание листа бумаги пополам: из квадрата можно сделать шалаш, палатку, из прямоугольного листа – тетрадь, дом, вагон.

2. Сгибание полос бумаги: этим способом можно сделать мебель для кукол, стол, стулья, скамейку, кровать. Для большей прочности в некоторых местах полоску можно склеить (например: укрепить спинку стула, кровати).

3. Сгибание, надрезание и склеивание: например: из квадрата можно сделать, склеить кубик, стол, дом. Квадратный лист бумаги сгибают на определённое количество равных частей, в нужных местах делают надрезы, что даёт возможность прочнее скреплять части.

4. Складывание бумаги в разных комбинациях: множество этапов работы строго следующих один за другим. Игрушки для воды (лодочки, кораблики), игрушки для подвижных игр (вертушки, стрелы, голуби, самолеты), игрушки для настольных игр (пингвины, лягушки, петушки), как дополнение к сюжетным играм (кошелёк, стакан, шапка, фотоаппарат). В изготовлении этих игрушек лучше всего использовать тонкую цветную глянцевую или писчую бумагу.

5. Использование выкроек: сложные, объёмные игрушки: выполнение по выкройкам (ёлочные игрушки, почтовый ящик, скворечник, самолёт с объёмным корпусом, коробочки с крышками, домики…). Нужно знать условные обозначения: сплошная линия – разрез, пунктирная – линия сгиба. Используют плотную бумагу – глянцевую, полу картон, настольную.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.