Наука в древнегреческой натурфилософии (милетская и элейская школы, Гераклит, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наука в древнегреческой натурфилософии (милетская и элейская школы, Гераклит, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор).



 

Первой фил.школой в Европ.цивилизации была Милетская, ее виднейшим представителем был Фалес(640-545 гг), первый ионийский философ. Фалес был матем., физиком, астрономом (год - 365дн, 30 дн в мес, открыл Полярную звезду и ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания). При осмыслении мира Фалес считал первоначалом Воду. Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы. И природное, и духовное основывается на едином первоначале. Им были заложены основы для развития всех областей точного знания в рамках философии. Фалес не просто родоначальник антич.фил-ии, но и всей антич.науки, т.к он стоит у истоков античного способа науч.размышлений, кот. тяготеет к систематизации знаний и поиску общих закономерностей. Другой представитель М.ш, Анаксимен (588-525 до н.э.) создает теорию, согласно которой первоосновой сущего является Воздух, из него все происходит и обратно в него возвращается. Воздух бесконечен, вечен и подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Так у Анаксимена возникает идея перехода количества в качество. Воздух, как первооснова, объемлет все: он и душа, и всеобщая среда бесчисленных миров вселенной. Последователем Фалеса был Анаксимандр(610—546 до н.э.) Первоначало по Анаксимандру - это некая праматерия, невидимое глазу правещество, которое он называет «Апейроном» (т.е. Беспредельным). Апейрон присутствует в каждой вещи, но не сводится к ним и не является простой суммой элементов, он обладает своей собст.природой. По космологической теории Анаксимандра, в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Анаксимандр впервые в истории выдвигает идею эволюции, считая, что человек и другие живые существа произошли от рыбы. Анаксимандром была выдвинута гипотеза о бесконечности мироздания и бесчисленности миров во вселенной, которые закономерно возникают и гибнут. Можно считать Анаксимандра создателем первой в античности натурфилософской системы мироздания.

Выдающ.древнегреч.философов-Гераклит Эфесский (520—460 г до н.э.). Фил.сочинение Гераклита «О природе» состоит из раздумий философа о вселенной, о государстве и божестве. Первооснова мира-стихия огня, как наиболее живая и динамичная. Огонь-это истинная первооснова сущего, а вода-это лишь одно из его состояний. Огонь-символ всеобщей стихии, одушевленной, разумной, божественной и имеет нравст.значение. Огонь связан с «логосом», разумного начала. Логос управляет вещами, процессами, космосом в целом. Цен.идея Г. - всеобщей изменчивости и движения. Логос в целом есть единство противоположностей. Гераклит утверждает, что в мире все относительно. Гераклит разграничил чувственное и разумное познание. Логос вещей и космоса, единство и борьба против-тей трудно уловимы для органов чувств. Чтобы познать нужны разум, труд, мышления. Люди не равны по позноват.способностям. Г. выделил чувственное и рациональное познание.



ПифагорСамосский (580-500 г до н.э.). Орфизм оказал на него влияние-переселенияе душ. Научное знание в ту пору только начинало отделяться от мифологии и религии, и Пифагор считал необходимым подкреплять свои научные и философские положения авторитетом мистики. Пифагор сочетал в себе черты ученого и пророка-проповедника. Это наложило отпечаток на всю школу (Филолай, Гиппас, Архит тарентский, Аристарх Самосский, Гераклид Понтийский, Гикет Сиракузский), действовавшую на протяжении ряда веков. В школе пифагорейцев выделились две ветви: «акусмата» — предписания на веру, «математа» — научные положения. Пифагор положил начало математике как «чистой науке». Пифагор освободил математику от необходимости согласовывать свои положения с данными практического опыта. Мир-это всеобщая гармония, находящая свое структурное выражение в гармонии чисел. Число у Пифагорейцев играет примерно ту же роль, что логос у Гераклита, числа являются господствующими началами, первоэлементами, как вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, Апейрон у Анаксимандра. Число не только телесно, оно в то же время и душа космоса в целом и каждой вещи в отдельности. Пифагорейские числа не только фигурны и геометричны, они гармоничны и музыкальны, в них объединились и геометрия, и физика, и астрономия, и музыкальная эстетика. Они исходили из 4 стихий в качестве материальных элементов мира: воды, воздуха, земли и огня, выражая их в геометрических и числовых формах. Главенствующую роль среди стихий-элементов они отводили огню, символом которого считалась единица - «монада». Ближайший ученик Пифагора, Филолай в своей концепции поместил в центр вселенной огонь, который называл гестией-очагом, домом Зевса. Вокруг центрального мирового огня движутся по 10 кругам космические тела: Млечный путь, пять известных тогда планет, Луна и Солнце, девятый круг — сфера движения Земли и, поскольку везде должно было присутствовать священное число пифагорейцев - десять, был придуман 10-й круг, названный Антихтона, т.е. невидимая нам Противоземля. Такая система мироздания содержит в себе идеи: у него возникает мысль о шаровидности Земли и других планеты и вся вселенная.



Родоначальником Элейской фил.школы был Ксенофон Колофонский (567—473 до н.э.) Он выступил как один из первых критиков мифологии, не признавая традиционного культа богов, высмеивал антропоморфизм, утверждая, что люди создают богов по своему подобию. Бог Ксенофона один повсюду, он однороден. Идеи элейской школы наиболее ярко выразил Парменид, согласно которомы, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Зенон Элейский (490-430 до н.э.) выдвинул ряд парадоксальных положений, получивших название апорий (в пер. с греч. означает «затруднение», «безвыходное положение»). 1. «Дихотомия» (букв, «деление пополам») Движущийся предмет должен дойти до половины своего пути прежде, чем он достигнет его конца. Затем, в свою очередь, он должен пройти половину оставшейся половины, затем половину этой 4-й части и т.д. до бесконечности. Мы будем приближаться к конечной точке, но так никогда ее и не достигнем. 2. «Ахиллес быстроногий» Зенон утверждал, что самое быстрое (Ахиллес) не может достичь во время бега самого медленного (черепаху), потому что в то время, как Ахиллес преодолеет путь до черепахи, она продвинется несколько вперед. Ахиллес, конечно, быстро пройдет и этот отрезок, но черепаха не стоит на месте и снова останется чуточку впереди. 3. «Стрела» Зенон утверждает, что летящая стрела покоится, длину пути, преодоленного стрелой, можно разделить на ряд отрезков, так же как и время ее полета. Каждому моменту полета будет соответствовать определенной точке пространства. Значит, в каждый момент стрела будет покоится в какой-то точке. Следовательно, весь ее путь — сумма состояний покоя. 4. «Стадий» Здесь рассматривается три протяженных тела, например три повозки, одна из них неподвижна, две другие движутся с равной скоростью навстречу друг другу по параллельным линиям Относительно неподвижной повозки они движутся вдвое медленнее, чем относительно друг друга. Получается абсурдный вывод, что за одно и то же время с одной и той же скоростью можно пройти и километр, и два километра. Апории Зенона затрагивали области формальной логики, математики, физики. Апории послужили исходным пунктом теории бесконечно малых величин, дифференциальному и интегральному исчислению.

Анаксагор(500-428 до н.э.). Первооснова-Беспредельное, он углубляется в изучение структуры материи. Основой основ являются мельчайшие «зерна» - гомеомерии, т.е. себе подобные частицы. Анаксагор видит мир текучим, изменчивым, вещи не исчезает бесследно, а лишь превращаются друг в друга. Движущей силой, которая обусловливает соединение и разъединение частиц, а значит управляет вселенной, Анаксагор считает «нус» — некую активную силу, подобную божественному уму. «Нус» материален, это легчайшее и тончайшее вещество, присущее однако не всем вещам: в одних вещах присутствует Разум, в других - нет. Анаксагор первым осмелился отрицать божественную природу Солнца, считая, что небесные тела - это лишь раскаленные каменные глыбы, движение которых вызвано вихревым потоком частиц, за что был обвинен в безбожии и едва избежал смертной казни. Теория Анаксагора предвосхитила субатомную физику, математическую теорию множественности, а также теорию макро и микрокосмоса.







Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.