Познание: сущность, формы, внутренняя и внешняя детерминация. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Познание: сущность, формы, внутренняя и внешняя детерминация.



Сущность познания.

Агностицизм – философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности.

- это учение не отрицает познаваемость вообще;

- агностики считали, что познание возможно лишь как знание о явлениях или о собственных чувствах;

- главный признак агностицизма – отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта за видимостью.

В истории философии выделяют следующие формы агностицизма:

1. Скептицизм древнегреческих философов (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) они утверждали: - истинность или ошибочность почти всех положений в одинаковой мере может быть дока­зана или опровергнута;

- однозначно уверенно сказать, что чело­вечество приобретает достоверные знания, нельзя;

- скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь под­черкивает их видимость и вероятность, субъективность.

2. Агностицизм Давида Юма.

- наши знания мы получаем из опыта;

- в опыте имеем дело только с ощущениями. Поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научно­го исследования.

3. Агностицизм Иммануила Канта.

- немец­кий философ признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в своей скорлупе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли Кант ввел понятие «вещи в себе».

4. Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

- они явля­ются основателями направления в философии, получившего на­звание эмпириокритицизм. В центре этой философии стояло по­нятие опыта. Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание соз­нания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и вообще от объективной реально­сти. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.

5. Агностицизм отдельных течений современной философии. К примеру, конвенционализм считает, что теории и понятия явля­ются не отражением объективного мира, а следствием произ­вольного соглашения, конвенций между учеными, которые за­ключаются по принципу «удобства» и «экономии мышления». Элементы конвенционализма присуши неопозитивизму, прагма­тизму, операционализму.



 

Однако факт, что чело­век способен целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные зна­ния, свидетельствует о достоверности этих знаний и как итог — о возможности познавания мира.

Теория познания (гносеология) — это область философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной дея­тельности человека, условия, способы и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его ис­тинности.

- источник познания – существующая не­зависимо от сознания объективная реальность;

- познание реаль­ности - процесс творческого отражения ее в сознании чело­века. Принцип отражения выражает сущность материалистиче­ского понимания процесса познания.

Знание по своей природе — это результат отражения в языковой форме закономерных связей объективного мира. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях:

1) как возможность, навыки что-либо осуществить;

2) как любая познавательно-значимая информация;

3) как гносеологическая форма отношения человека к дейст­вительности, существующая наряду с практическим отношением.

Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элемен­ты:

1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объ­ект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятель­ности и общения. Под субъектом следует понимать человека — исходный пункт жизненной и познавательной активности, кото­рый получает знания, формулирует теории и концепции, сохра­няет и исторически передает их новым поколениям;

2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной ре­альности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвя­зи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людь­ми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятель­ность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объ­ективной взаимосвязи природы и общества; это то, на что направлена человеческая деятельность.



3) посредники познания — это средства познания как матери­ального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные об­разы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.).

Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в следующем: в избирательном его от­ношении к предметному миру; в целенаправленности процесса познания; в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга.

Результатом любого познания является образ. Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу. Образ фиксируется в знаках. Знак - это уже материальный носи­тель информации. Его функциями являются сохранение и пере­дача информации. Знаки и на их основе искусственный язык мо­гут существовать только на базе обычного языка. Относительная самостоятельность знака создает дополнительные возможности для абстрактного мышления, а также для использования компь­ютерной техники.

Познание — активный процесс. Философы считают, что главной движущей силой по­знания является общественно-практическая деятельность, или практика.

Практика — это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и при­способление естественной и социальной среды к потребностям об­щества. Важнейшие виды практи­ческой деятельности следующие:

1) материально-производственная деятельность людей. Она связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ.

2) общественно-политическая практика. Она включает в себя деятельность государства и его органов, общественных организа­ций и учреждений, практику идеологической работы, т. е. работу творческих сил, средств массовой информации и т. п.

3) научно-экспериментальная деятельность. Это особый вид практики. Особенностью этого вида практики является то, что она имеет дело с материальным элементом науки и ставит себе целью не производство новых материальных ценностей, а накоп­ление новых знаний.

Практика существует в единстве с познанием. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и по­знание выступают как противоположности. Практика — это про­изводство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание — это производство идей, знаний, моральных норм и т. д.

По отношению к познанию практика выполняет такие функ­ции:

а) практика является исходным пунктом познания;

б) практика является движущей силой развития познания;

в) практика служит основой познания, поскольку она объе­диняет жизнь людей, является определяющим способом их от­ношения к миру;

г) практика служит критерием истинности познания;

д) практика выступает конечной целью познания.

К сказанному следует добавить, что практика порождает по­знавательные способности людей, создает социальную среду, которая способствует получению знаний, их накоплению, обес-печивает передачу их новым поколениям. Итак, практика с нача­ла и до конца обуславливает познание, придает ему общественный характер.

Познание — это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-историче­ской практикой человечества.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.