Экономические, политические условия и научные предпосылки возникновения марксизма и его философии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Экономические, политические условия и научные предпосылки возникновения марксизма и его философии.



Философия, созданная Карлом Марксом (1818—1883 гг.) при участии Фридриха Энгельса (1820-—1895 гг.), оказала хотя и неоднозначное, но сильное влияние на развитие философской мысли в XIX—XX веках не только в Европе, но и во всем миреИсторические условия возникновения марксизма и его философии характеризовались прежде всего тем, что капитализм утвердился в За­падной Европе как господствующая экономическая система. Отшумев­шие буржуазные революции дали буржуазии политическую власть и устранили все препятствия для интенсивного развития капиталистиче­ского производства. С 1825 года начались экономические кри­зисы — периодически возникающие перепроизводства товаров, которые связаны с нарушением пропорций в экономическом производстве, с па­дением производства и недогрузкой производственных мощностей, с ро­стом безработицы и т. д.

Возникновение марксизма вместе с тем было ответом и на возник­шую к этому времени потребность у западноевропейского общества в объяснении качественного изменения пролетариата, начавшейся борьбы его против буржуазии и роста революционной активности. Эти потребно­сти осознали первыми Маркс и Энгельс.

В первой половине XIX века был сделан ряд выдающихся естественно­научных открытий, которые имели огромное философское значение. Энгельс выделил из них три:

1. Закон сохранения и превращения энергии (Майер). Открытие этого закона показало, что механическая сила, теплота, свет, электриче­ство, магнетизм (т. е. различные виды энергии) не изолированы друг от друга, как утверждали философы — метафизики, а связаны друг с другом и при определенных условиях переходят друг в друга. Таким образом, подтверждался диалектический философский взгляд на мир и опровер­гался метафизический. Кроме того, из данного закона вытекал вывод о том, что нет возникновения и исчезновения энергии, а есть лишь непре­рывное превращение энергии из одного вида в другой. Этот вывод имел то философское значение, что опровергал идеалистический взгляд на мир как сотворенный какой-либо духовной силой (абсолютной идеей, богом, абсолютным Я и т. п.) и обосновывал материалистическое представление о природе как существующей вечно, несотворимой и неуничтожимой.

2. Открытие клеточной структуры живых организмов (Шванн, Шлей-ден). Клеточная теория строения растений и животных разрушила старое метафизическое представление, не видевшее единства между раститель­ным и животным мирами. Объясняя не только единство строения орга­низмов растений и животных, но и процесс их роста, она с естественно­научных позиций подтверждала правоту философской материалистиче­ской идеи саморазвития природы.



3. Эволюционная теория Дарвина доказала, что виды растений и жи­вотных не постоянны, как думали раньше, а изменчивы, что ныне существующие виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Изменений видов растений и животных происхо­дит в результате естественного или искусственного отбора. Тем самым и теория Дарвина имела большое философское значение для непосредст­венного подтверждения диалектического воззрения на мир и опроверже­ния метафизического. Кроме того, из нее можно было сделать и матери­алистический вывод о самопорождении природой своих высших форм из низших, о происхождении человека из высших форм животного мира, а не в результате божественного творения.

Среди последних можно отметить три наиболее важные пред­посылки возникновения марксистской философии:

1. Идея закономерного развития общества (Вико, Гоббс, Руссо, О. Конт, Гегель и др.) все более проникала в западноевропейскую фило­софию.

2. Представители английской политической экономии Смит и Рикар-цо теорией трудовой стоимости обосновывали идею труда как источника псех богатств и материального производства как важнейшей сферы обще­ственной жизни. Поскольку богатства в капиталистическом обществе имеют форму товаров, а товары обмениваются по их стоимости, то труд есть основа стоимости. Эти положения вели философов к материалисти­ческому пониманию общества.

3. Сен-Симон и Фурье связывали угнетение в обществе с господст-|юм частной собственности на средства производстваТаким образом, возникновение марксистской философии подготов­лено как материальным, так и духовным развитием западноевропейского общества. Она представляет собой дальнейшее продвижение идей, выра­ботанных предшествующей философской мыслью и прежде всего немец­кой классической философией. Это развитие было осуществлено Марк­сом и Энгельсом в процессе критического переосмысления философского наследия великих предшественников.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.004 с.