Научное познание, его специфические свойства и закономерности развития — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Научное познание, его специфические свойства и закономерности развития

2017-11-18 399
Научное познание, его специфические свойства и закономерности развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия и предложения являются научными, если они получены посредством особых научных методов и подтверждены на практике. В этом случае понятия и предложения правильно отражают объективные законы, и такое отражение называется научным знанием. Процесс приобретения научных знаний называется научным познанием.

Научное познание существенно отличается как от донаучного (пер­вобытного), так и от вненаучного познания (обыденного, религиозного, парапсихологического, астрологического и других).

Первой особенностью научного познания является его специальная направленность на открытие новых знаний, а не на практический резуль­тат. В то время как донаучное познание и обыденное (как наиболее изученное из всех видов вненаучного познания) непосредственно вплете­ны в практическую деятельность. Связь научного знания с практическими потребностями имеет опосредованный, косвенный характер. Она осуще­ствляется через прикладные исследования.

Вторая особенность научного познания связана со специальными как материальными, так и духовными средствами. В науке специально разра­батываются приборы и оборудование, способы и методы познания, чего нет ни в донаучном, ни в обыденном познании. Так, повседневным опытом каждый человек овладевает просто в процессе жизнедеятельно­сти, взаимодействия с другими людьми. Научное познание, научная деятельность превращаются в профессиональную для отдельных групп людей (научных работников).

Третья особенность научного познания – его системность и дока­зательность. Системность научного знания заключается в том, что оно объединено в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Любая наука возникает именно тогда, когда в рамках какого-то разрозненного, хаотичного знания (например, алхимии) открываются закономерности, связывающие, объединяющие его в единое целое, в систему (например, науку химию). Системность проявляется и на всех этапах процесса познания: при постановке цели исследования, при выборе средств их достижения, в ходе движения к истине, а также в полученном результате – в знании.

Доказательством в логике называется обоснование истинности знания другим знанием, истинность которого уже доказана. Научное познание опирается, в первую очередь, на логическое доказательство, а уж во вторую – на практическое. В донаучном и обыденном познании ис­пользуются преимущественно либо исключительно доказательства по­средством практики, либо вообще бездоказательно принимается знание на веру, со ссылкой на авторитет, традиции, обычаи и т. п. Для того, чтобы стать научным, знание должно быть обоснованным. Процесс же обос­нования предполагает в качестве обязательного момента отказ от веры, от авторитетов, сомнение в имеющемся знании и критику традиционного знания.

Четвертая особенность научного познания – ориентация на откры­тие законов. В отличие от него обыденное познание ориентируется на практический результат. К этому стремилось и донаучное познание, которое в противоположность рационально-теоретическому, объективно-истинному научному знанию пользовалось мифологическими пред­сказаниями. Они же, как известно, соединяют реальное и полезное зна­ние с мнимым и фантастическим, естественное со сверхъестественным, объективное с субъективным уподоблением человеку предметов, свойств и сил окружающей природы (антропоморфизированным).

Таким образом, научное познание можно определить как си­стему социально-организованной деятельности людей, осуществляемую специальными материальными и духовными средствами, способами, ме­тодами и направленную на открытие новых обоснованных знаний, на постижение существенных свойств, отношений и законов объективной действительности.

Через историю человеческого познания проходят две взаимосвязан­ные, тесно переплетающиеся линии развития: движение от незнания к знанию и переход от знания к науке. Первая из них характеризует развитие всех форм и видов знания. Вторая же знаменует качественный перелом в познании, который с возникновением и последующим разви­тием науки открывает перед человеком безграничные перспективы для совершенствования не только своего существования, но и сущности.

Современная наука выполняет по отношению к человеку и обществу три основные функции:

- культурно-мировоззренческую,

- непосредственной производительной силы,

- социальной силы.

Такая последовательность отражает исторический процесс формирования и расширения функций науки, т. е. возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период возникновения науки и становления ее как особого социального института шло в борьбе со средневековым теоцентризмом и потому первостепенное значение приобрела мировоззренческая функция науки.

Первоначально наука мало что давала практике – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. Но постепенно люди начинали видеть в науке мощный катализатор непрерывного совершенствования средств производства, а в настоящее время она выступает революционной силой, в корне меняющей облик и характер производства.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые аспекты ее взаимодействия с самыми различными сторонами всей общественной жизни.

В историческом развитии науки обнаруживаются следующие законо­мерности.

1. Аккумуляции знания, что означает присоединение новых фактов и данных опытов к уже достигнутому знанию, систематизацию и обобще­ние их, выведение новых научных законов и теорий. При этом научное знание как бы уплотняется.

2. Единства эволюционного и революционного развития науки. В развитии науки происходит чередование периодов революционной по­становки и решения научных задач, смены научных картин мира с периодами спокойного, «нормального» накопления новых знаний в рам­ках существующей картины мира.

3. Конкуренции научно-исследовательских программ. Научно-ис­следовательскую программу задает ее «жесткое ядро» – совокупность научных положений, принятых достаточно большой совокупностью уче­ных в качестве основы своих исследований. Научно-исследовательская программа не существует изолированно, а находится в конкуренции с другими научно-исследовательскими программами. Более жизненной программой является та, которая не только объясняет уже известные экспериментальные факты, но и предсказывает новые, причем хотя бы часть этих предсказаний подтверждается. Такая программа не только дает свое объяснение фактов, открытых при развитии альтернативной про­граммы, но и предсказывает те факты, на которые альтернативная про­грамма не указывает. Отсюда следует, что сторонники жизненных альтер­нативных программ постоянно критикуют друг друга.

4. Дифференциации и интеграции научного знания. Объективный мир, познаваемый научным мышлением, противоречив; он и целостен, и вместе с тем, расчленен на элементы. Отражающее его научное мышление не может быть иным, оно также представляет собой и нечто единое целое и одновременно расчлененное на части. Единство и расчлененность, цельность и дифферецированность свойственны научному познанию на любой ступени его развития. На том или ином этапе может лишь выдви­гаться на передний план та или иная тенденция, но сосуществуют они всегда вместе, борются между собой, проникают друг в друга. Под диф­ференциацией научного знания понимается расчленение его на отдель­ные науки, части, разделы, темы, вопросы и т. п. Интеграция представ­ляет собой противоположный процесс – объединение отдельных частей знания в единое целое, проникновение исследовательских методов из одних наук в другие, формирование общих основ выделившихся элемен­тов научного знания. Например, образование биохимии в одной связи выступает как дифференциация биологии и химии, а в другой – как интеграция тех же биологии и химии. И чем дальше и глубже заходит дифференциация биологической науки, тем шире поле для ее интеграции, то есть тем более общие сущность и законы она охватывает. Соответст­венно то же самое можно сказать и о химии.

В своем историческом развитии наука в целом проходит три этапа:

1) классический (XVII – конец XIX вв.);

2) неклассический (конец XIX – середина ХХ вв.);

3) постнеклассический (середина ХХ в. – настоящее время).

Эти этапы выделяются не по одному, а по ряду критериев (характер объекта познания, применяемые методы, тип рациональности и т. д.), но решающим из них выступает смена философских представлений о науке: ее сути, возможностях, границах и т. д.

 

Билет №15


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.