Материально-производственная сфера общественной жизни. Ее составные элементы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Материально-производственная сфера общественной жизни. Ее составные элементы.



Билет №1

Возникновение философии

Челове­чество же как только зарождается на Земле, противопоставляет себя природе. И у него закономерно складывается потребность в осмыслении и объяснении не только частных, возникающих в повседневной жиз­ни, вопросов, но и общих, связанных с пониманием окружающей дейст­вительности. У людей формируется мировоззрение. Мировоззрение — это система наиболее общих взглядов на окружа­ющий мир и место человека в нем, на отношение человека к природной и общественной действительности, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей.

I) мифология: обусловлена низким уровнем материального и духовного развития человечества; низкий уровень производства- мало добываемой еды- деление ее на равные части между всеми членами общины.

Мифологическое сознание характеризуется:

1. Объяснение вещи и мира в целом сводится в мифах к рассказу о происхождении и творении.

2. Все происходящее в мифах имеет значение образца для подража­ния и воспроизведения. Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и навязывают определенные нормы поведения.

3. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

4. Мифы объединяют в нераздельное целое общие идеи и чувствен­ные образы, идеальное и вещественное, предметы и знаки, вещи и слова, существенное и поверхностное, пространство 2и время. Нерасчлененность (синкретизм) является отличительной чертой мифологического мировоз­зрения, в соответствии с которой человек находился в гармоническом единстве с родом, природными явлениями, со всем миром.

5. В мифах причудливо переплетаются знание и вера, естественное и сверхъестественное, реальное и фантастическое. Мифы магичны. Магия связывает то, что реально не связано: предмет и его изображение или имя;

II)Религия: исходным фактором в этом процессе было появление бронзовых орудий труда. Они существенно повысили производительность труда, что привело к значительным преобразованиям общественной жизни. Земля принадлежит государству, т. е. группе людей, которые осуществляют власть и управление в обществе. Возникают классы. Эконо­мика этого общества характеризуется натуральным хозяйством.

Особенность религиозного мировоззрения - раздвоением мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Специфическими действиями (религиозный культ) люди испрашивают у богов милости во всех своих делах...



III)Философия: предпосылкой ее возникновения стало ов­ладением железом и созданием железных орудий труда .Складывающееся новое — философское мировоззрение является третьей формой мировоззрения, которая представляет собой качественно новый уровень постижения сущности мира. Это достигается благодаря тому, что философия:

Эволюция мировоззрения несомненно обусловлена в конечном счете развитием орудий труда и производительных сил в целом, которые вызывали соответствующие общественные формы производства и жизне­деятельности людей.

Билет №2

Билет №3

Функции философии

В трактовке функций философии (как способов проявления активности системы философского знания) все большее признание и распространение получает точка зрения П. В. Алексеева и А. В. Панина (см. их учебник философии: М.: Изд-во МГУ, Проспект, 2007. – С. 4-27). Она основывается на том, что философия выступает в двух ипостасях: как знание о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Отсюда все функции философии делятся на две группы: мировоззренческие и методологические.

К мировоззренческим функциям относятся:

1. Гуманистическая функция. Современная жизнь содержит в себе много моментов, которые ведут к дегуманизации человека, к его духовной деградации. Это: убыстрение темпов общественного развития; ставшая обычной сверхзанятость человека, которая делает его лишь рабочей силой; превращение свободного времени в сферу только развлечений и бездумной праздности, но не познания и совершенствования; умножение факторов, ведущих к духовному оскудению личности – рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост жестокости и в жизни, и в массовой культуре (кино, телевидение и т. д.), наследие тоталитаризма в политической жизни и т. п. Важнейшим противовесом этим негативным тенденциям является философия. И не всякая, а только та, которая наполнена глубоким гуманистическим содержанием, т. е. дает каждому человеку знание о смысле его существования, о высокой ценности индивида, о гуманистической ориентации жизни.



2. Социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на две важнейшие подфункции: а) конструктивно-ценностную – функцию разработки философией представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота и т. д.) и о социальном идеале; б) интерпретаторско-критическая функция социальной действительности связана с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть и разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд.

3. Культурно-воспитательная функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности – ориентации индивида на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Только философия воспитывает человеческий ум так, чтобы столкновение с противоречием служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельному рассмотрению вещи, а не только того что сказали о ней другие люди. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Философия дает людям общий язык, вырабатывает общезначимые представления о главных ценностях жизни.

4. Информационная функция. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, конкретно-исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Подобно науке философия представляет собой информационную систему, элементами которой выступают принципы, законы и категории (наиболее общие понятия философии).

Философия не только дает воззрение на природу, общество, человека и мир в целом, выполняя мировоззренческие функции, но и выступает всеобщим методом познания и преобразования действительности. Методологическая деятельность философии относится прежде всего к науке, а уж через нее – к практике.

Методологические функции философии таковы:

1. Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в создании предпосылок для научных открытий. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Например, как показывает история развития физики, физические теории создаются не только на определенном эмпирическом, но и внеэмпирическом базисе. Важную роль при этом играют предпосылки, к которым относятся философские понятия, идеи; именно они оказываются определяющими в нахождении основания теории и, следовательно, самой теории. Так, Галилей использовал философскую идею самодвижения, непосредственно не вытекавшую из опыта, для создания принципа инерции; философская идея взаимосвязи явлений природы оказалась лежащей в основании общенаучного понятия поля (в теории Максвелла), а идея корпускулярности материи – в основании гипотезы о квантах энергии.

2. Координирующая функция философии состоит в согласовании (координации) методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает в связи с углубляющейся специализацией ученых и усложнением отношений между предметом исследования и методом, с постоянным развитием методов и сложностью взаимодействия между старыми и новыми методами, с появлением объектов, которые одновременно исследуются разными науками и соответственно своими специфическими методами, и с другими особенностями современной науки.

3. Интегрирующая функция философии заключается в необходимости интеграции научного знания, которое в настоящее время, дифференцируется на множество отраслей и дисциплин, между которыми утрачиваются связи. В основе решения этой проблемы лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный характер природы обусловливает системность, интегративность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью. Поэтому в современном естествознании имеются науки – интеграторы разного типа:

­ дисциплины, связующие смежные отрасли знания (например, физическая химия или биофизика);

­ дисциплины, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (например, кибернетика, социальная экология);

­ прикладные науки, возникающие как синтез ряда наук для исследования и решения определенной проблемы (например, онкология).

Все три типа наук представляют собой способ интеграции посредством взаимопроникновения методов исследования. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии, выступающий всеобщим методом познания. Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «закон» и многие другие) все более глубоко проникают в частные науки и выступают своеобразным каркасом всего научного знания, создавая и укрепляя его единство.

4. Логико-гносеологическая функция философии заключается в разработке самого философского метода и в обосновании понятий научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки конкретных логико-методологических средств. Поэтому частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания, которые разрабатываются философией.

2 Человек и власть.

К материальной, практической деятельности человека относятся не только производство, распределение и потребление материальных благ, но и социально- преобразующая деятельность, главным выражением ко­торой является политическая деятельность, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Поэтому к материальному бытию человека относится не только экономи­ческое, но и политическое бытие, которое связано с властью и управле­нием в обществе.Всякая власть есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия, убеждения, внушения и других средств. В обществе существует множество видов власти: экономическая, политическая, власть идей, теорий и другие. Существует как духовная, так и материальная власть, которые находятся во взаимодействии. Более глубокое, решающее влияние на жизнедеятельность людей и общества оказывает материальная власть, а в ней — экономическая и политическая. Основными формами осуществления власти являются гос­подство, руководство, управление, организация, контроль. Власть существует для сплачивания общества в единый организм. Организующая роль власти заключается в объединении деятельности индивидов и направлении усилий на воспроизводство их существова­ния в условиях возрастания потребностей. Власть, суще­ствующая в обществе, определяюще воздействует на жизнедеятельность индивидов. Но это вовсе не означает ее первичности в обществе.. Конкретно-историческими детерминантами власти выступают достигнутые на тот или иной данный момент уровни развития потребностей и интересов индивида, интересов малых и больших социальных групп, производительных сил и произ­водственных отношений. Начиная с эпохи Возрождения социальные философы пришли к выводу, что концентрация власти создает усло­вия для различного рода злоупотреблений властью, манипулирования принципами демократии, ограничения прав и свобод человека. Чем больше власть концентрируется, тем больше она развращается и тем больше ограничиваются права и свободы индивида. Абсолютная власть развращается абсолютно и ограничивает права и свободы индивида абсолютно. «Отцы-основатели» американской демократии считали глав­ной идеей политической власти идею свободы человека. Они понимали, что люди не равны по способностям и, следовательно, не могут иметь одинаковые условия существования, но люди равны в своих естественных правах на жизнь, свободу и достижение счастья. Основатели американской демократии разработали систему фор­мирования власти посредством избрания народных представителей и сдерживания одних ветвей власти другими. В современном развитом обществе противоположностью государ­ственной власти выступает гражданское общество. Гражданское об­щество, идея которого предложена еще Гегелем, означает систему различных объединений граждан, которая защищает и ограждает права и свободы каждого индивида от возможных поползновений государства. Фун­даментальные права человека не предоставляются, а присущи ему от рождения, действуют независимо от конституционно-правового закреп­ления. Права человека естественны, неотъемлемы и священны, а госу­дарство лишь охраняет и гарантирует их. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность т.д.Права человека делятся на негативные и позитивные. Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц, организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т. п.

Более конкретной классификацией прав и свобод человека по срав­нению с их делением на негативные и позитивные является их подразде­ление в зависимости от сфер реализации:

1) гражданские (личные)—право на жизнь, на тайну переписки и телефонных разговоров и т. п.;

2) политические — избирательные права, свобода союзов, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений и т. п.;

3) экономические—право на частную собственность, предприни­мательство и свободное распоряжение рабочей силой;

4) социальные—право на труд, социальное обеспечение, отдых, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и др.;

5) культурные — право на образование, доступ к культурным ценно­стям, свободу художественного творчества и др.

Права человека становятся реальностью, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. Необходим целый комплекс социальных гарантий: материальных, юридических, духовных и др..

ВЫВОДЫ 1. В отношениях между человеком и властью первичной стороной является индивид, ибо он выступает источником власти. Власть должна существовать для индивида, а не наоборот.2. Права человека естественны, неотъемлемы и священны, они присущи каждому индивиду от рождения. Государственная власть существует лишь для их охраны и обеспечения исполнения.3. Ненадлежащее исполнение государственной властью своих обязанностей в отношении прав человека есть показатель ее несостоятельности и основание для замены другою, более эффективной властью.

Билет №4

1 Основные онтологические вопросы

Античная философия дала миру богатейшее разнообразие философ­ских идей, проблем, взглядов, теорий, школ. В античной философии были поставлены все основные вопросы и выработаны зачастую в наивной форме возможные пути их решения. Эти вопросы составляют по сути три части, раздела философии: онтология —учение о мире. гносеологию — учение о познании и антропологию — учение о челове­ке и его взаимодействии с обществом.

Онтология:

I)в ряду онтологических вопросов уже первых античных философов интересовал прежде всего вопрос о сущности м и р а. Что являет­ся первоначалом, из которого все произошло? Что лежит в основе всего? При ответе на данный вопрос в античной философии сформировались следующие позиции: материали­стическая, идеалистическая и дуалистическая.

Материалистический взгляд на мир утверждал, что сущность мира материальна, первоначалом всего является нечто материальное.

Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.)- взгляд на сущность мира в атомистическом учении. Атом — это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, частица сущест­ва; пустота — это чистое пространство. Допустить существование пус­тоты заставили наблюдения над явлениями : сгущение и разрежение, проницаемость (ведро золы принимает в себя ведро воды), разница в весе одинаковых по объему тел и т. п. Пустота — условие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Бытие — антипод пустоты. Если она не имеет плотности, то бытие абсо­лютно плотно. Число форм атомов бесконечно, поэтому бесконечно в мире и разнообразие вещей, явлений. Плотность атомов в пустоте различна, и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкиваются друг с другом и образуют вихрь. Так возни­кают земля (как скопление тяжелых атомов) и небо — скопление легких и малых атомов. Земля неподвижна, а вокруг нее движутся звезды. Космические Миры преходящи. Одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, третьи гибнут.

Идеалистический ответ- на вопрос о сущности мира - признании первоначалом всего существующего чего-то нематериального, идеального. Платон (427—347 гг. до н7э.). Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей. Чувственному миру как кажуще­муся и нереальному Платон противопоставляет идеальный мир как дей­ствительный и реальный. Он составляет истинно сущее бытие мира. Число идей велико, но не бесконечно. Наряду с безжизненной материей и идеями, которые дают форму, структуру вещам, Платон вводит третье начало мира — душу космо­са, мировую душу. Она есть динамическая и творческая сила, которая связывает мир идей и мир вещей. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах.

Дуалистический ответ:

Аристотель: основой всякого бытия он считает так называемую первую материю. Эта первичная материя — бесформенное и принципиально нёопределенное вещество. Материя (оформленная!!!) и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непозна­ваема». Аристотелевская первоматерия пассивна, безжизненна, неспособ­на сама по себе из себя ничего породить. Эта первая материя вечна. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Форма — суть бытия, материя — его субстрат качество, количество, время, место, отно­шение, действие, страдание, положение, обладание. Всякая возможность, присущая первоматерии, стремится превратиться в действительность. Бытие обла­дает целенаправленностью. Под целью всякого существования Аристо­тель понимал стремление к благу. Благо — это завершение и осуществле­ние конкретной потенции

II)Важным онтологическим вопросом, поставленным в античной фило­софии, был и вопрос о состоянии мира. В каком состоянии на­ходится мир: изменчив или неизменен, движется или покоится?

а)мир неизменен:

Парменид (ок. 540—470 гг. до н. э.) отрицал «сотворение» сущего, обосновывал его вечность в своем существовании и неизменность. Парменид отвергал движение и развитие; он рассуждал следующим образом: все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Ведь если что-то захочется переменить, то это сделать невозможно, так как там есть уже некое другое сущее. Отсюда сущее является единым, наполненным и неподвижным.

б)мир меняется:

Принцип все течет (панта рей) был центральным мотивом всего учения Гераклита (540—480 гг. до н. э.). Не случайно основой всего су­щего он считал огонь. Движение внутренне присуще и атомам Демокрита, является их неотъемлемым способом существования. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения.

Билет №5

Гносеология: гносеологию — учение о познании

Демокрит реабилитировал чувственное познание. Он не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве. Разум, утверждал Демокрит, идет далее чувств, но он опирается на их показания, ибо главный довод истинности сконструированной теорети­ческой картины мира — это соответствие ее чувственной картине мира субъектом познания- мудреца. От познаваемых тел постоянно истекают их тончайшие материальные оболочки — образы. Образы соприкасаются с соответствующими органами чувств чело­века, проникают в него и становятся знанием. Таким образом, Демокрит выработал материалистическую теорию познания.

Платон считает, что рациональная ступень предшествует чувственной. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное потому, что информирует нас лишь о кажущем­ся бытии, но не о бытии подлинном. Последнее доступно рациональному познанию, ибо только оно способно проникать в мир идей. Ядром гносеологической концепции Платона является теория воспо­минания. В соответствии с нею, душа человеческая, когда еще не соеди­нилась с телом, свободно существовала в мире идей, непосредствен­но созерцала все идеи. Поэтому душа содержит знания в самой себе. Но знание это надо вспомнить, ибо снизойдя с неба и соединившись с телом, душа все позабыла.

Билет №6

Антропология

а)Ранние древнегреческие философы понимали космос как упорядо­ченную часть вселенной. Космос — это живая (а для некоторых филосо­фов и одушевленная) система, с которой органически связан человек. Космос определяет жизненный путь, судьбу каждого человека.

б)Протагор (490— 420 гг. до н. э.), таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Человек объявлен софистами критерием всего: добра и зла, истины и заблуждения и т.д.; руководствуется выгодой и пользой, причем как личной, так и государственной.

в)Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.). Он сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» — любимое изрече­ние Сократа. Познать самого себя — значит, для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо, притом не столько как конкрет­ную личность, сколько как человека вообще. При исследовании этических вопросов Сократ применял метод диа­лога, собеседования. должна быть одной. На достижение ее и направлен диалектический (от греческого слова диалектике — искусство вести беседу, спор)метод Сократа.

в)Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Человеческая душа состоит как бы из двух частей — разумной и неразумной. Смысл человеческого бытия, судьба человека зависит от того, кто кого осилит: неразумное, низменное, вожделеющее начало души или разум со своими союзниками? Платон принимает миф о переселении душ: после смерти тел души могут вселяться как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависи­мости от того, насколько высшей части души — разуму — удалось побе­дить низшую часть души. Трем основным сословиям соответствуют и три основные добродетели. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность —добродетель народа. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека.

Аристотель говорил, что человек — это обще­ственное существо. Жизнь в государстве является естественной сущно­стью человека. Сущность государства Аристотель видел в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрез­мерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политиче­ской власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечи­вает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа граждан. Счастливы же люди тогда, когда владеют умеренной собственностью, когда власть государства является как бы продолжением власти главы семьи. Наилучшими формами политического устройст­ва Аристотель считал политою (государство управляется большинством), аристократию (управление группой граждан, обладающих личным досто­инством) и монархию, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Худшими формами политического устройст­ва Аристотель считал тиранию, олигархию и демократию.

Билет№7

Билет№8

Билет №9

Билет №10

Билет №11

Натурфилософия Возрождения.

Ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в ХУШ веке складывается натурфилософия Ее отличает прежде всего предмет исследования «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588 г.г). Задачей философии считаёт не познание Бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Он отвергает упование на внешние авторитеты. Началами вещей Телезио считает материю - «телесную массу», и бестелесные актив­ные силы —тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют суб­станцию. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. Натурфи­лософияДжордано Бруно (1548—1600 г.г). Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Хри­стианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название п а н т е и з м а (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпаде­нии противоположностей. В учении о строении материи Бруно обращается к тради­циям античного атомизма. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм - «Душа мира». Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри мате­рии, но и главенствует над ней. Глубочайший смысл идеи панпсихизма — признание самодви­жения в природе. Бруно отвергает отрыв пространства и времени от материи. Он показал, что в «бесконеч­ной Вселенной» нет места фиксированному центру. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Задача разумного познания — проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Смертность души — одна из предпосылок этического учения Бруно. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение.

2 Общественное сознание. Его основные элементы, структуры.

•Общ.сознание можно рассмотреть по разным критериям:

Практический:

•1. В зависимости от обслуживаемых общ.сознанием сфер общ. жизни и выполняемых при этом функций различают виды:

Экономическое

Правовое

Бытовое

Медицинское

Образовательное

2.В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности:

•предметно-чувственное

•абстрактно-логическое

•фантастическое

3.В зависимости от степени близости общ.сознания к практическому преобразованию действительности и хар-равзаимоотн. С действительностью:

•элем.сознания, отражающие действит.

•элем, выраж. оценочное отношение к действит.

•эл, непосредств. предваряющпракт. преобраз. иперехо-щие в него.

Познавательный:

В зависимости от глубины отражения действит. уровни общ. сознания: обыденный(стихийное возникновение) и теоретический (целенапр-ное отражение).

Ценностно-оценочный:

В зависимости от форм оценки в общ.сознании различаются:

•общ.психика - чувственное отнош. к знанию о действит.

•идеология - интеллектуальная оценка.

В зав-ти от содержания ценностно-оценочного отнош. к действ, от сфер общ.жизни, в кот. отношение функционир:

•Экономические

•политические

•правовые

•эстетические

•нравственные

•философские

•религиозные

В зав-ти от устойчивости, длительности существования ценностно-оценочных элементов общ.сознания:

убеждения

идеалы

ценностные ориентации

переживания

настроения

эмоц. состояния

мнения

?Исторический:

1.В зав-ти от влияния на историческое развитие общ.сознания чел-ва фундаментальных мат. основ чел. бытия можно выделить цивилизационные типы:

* аграрный * индустриальный * информационный

2.В зав-ти от конкретно-историч. складывающейся в общ.счистемы общ. отнош. можно выделить формационные типы:

первобытно-общинный

азиатский

античный

феодальный

капиталистический

социалистический

Конкретно-историческое состояние общественного сознания - его целостная, качественно-своеобразная хар-ка, обобщ. рез-атдиалектич. взаимод. всех его сотав. частей в какой-то момент ист. развития.

Его признаки:

-господствующие в общ-ве идеи

-преоблад. чувства, эмоции, настроения.

-кач-во отраж. реальн. действит.

-характер и степень воздействия общ.сознания на реальную действительность.

 

Билет №12

Социальная духовность.

· При всей сложности связи между элем. общ. сознания и бессозн. явл. соц. псих. идеальное в общ-ве функц-ет как целостное образование.

· Социальная духовность - состояние общ. психики, выраж-щее господст-щие в общ-ве идеи, теории, взгляды и отношение к ним.

· В соц. дух-ти присутствует рациональная(вед. роль) и эмоциональная сторона.

· Чувственно-эмоциональное состояние больших соц. гр. неустойчиво и зависит от эмоц. сост. индивидов. А качеств. состоян. рациональной стороны устойчиво и не зависит от сост. умов индивидов.

· Соц. дух-ть порождается конкретно-историч. состоян. материальной и дух. жизни общ-ва. В развитом общ-ве > влияние на дух. сост. об-ва оказывает политическая система, научные знания, уровень разв. науки, религия, искусство, дух. традиции, образование.

· Матер. и дух. жизнь общ-ва взаимодействуя др. с др. порождают единую целостную идеальность. Его особенности:

* оно явл. необходимой стороной всякой человеч. деят-ти, общ. событий, процессов, отношений. Всякая чел. деят. противоречива, т.к. представляет взаимод. мат. и идеального.

* идеальное закрепляется во всякой деят-ти, но и в её рез-тах

* идеальное - отражение реальной действительности, природного и соц. бытия людей. Если реальная жизнь раздроблена, то единства соц. духа не возникнет. Тогда в об-ве возникают религия, идеи национализма, коммунизм - они искусственны и обречены на исчезновение.

* идеальное в об-ве не только отраж. объектив. реальности, но и её творчество. Оно творит будущ. предметы, вещи.

* соц. дух-ть явл. порождением и функцией соц. систем, их переплетения и взаимод-вия.

· Сила обществ. духа оказывает огромное влияние на людей и их деятельность. Явное действие оказ. соц. дух-ть.

· С развитием чел-ва происходит изменение соц. дух-ти. Выделяют этапы: мифологический, религиозный и научный.

· Исторические формы соц. дух-ти:

¨ Мифологическая, кот. не выделяла человека из об-ва и окр. природы., подчиняла его власти родоплеменных обычаев.

¨ Философская, кот. отлич. рационально-теоретическим пониманием мира и выделен. чел. из об-ва.

¨ Развитая - монотеистическая религиоз. форма соц. дух-ти не только выдел. чел из об-ва, но и провозглашает к нему любовь бога.

¨ Эпоха Возрожд. - новая соц. дух-ть - абстрактный гуманизм. Провозглашал любовь к реальному человеку. Счастье связыв. С активной жиз-деят. Абстрактность в том, что обращ. к чел. вообще.

¨ Новое Время - соц. дух-ть, основанная на классовом гуманизме. Общим для сторонников этого гум. явл. классовый эгоизм.

¨ С сер. ХХ века склад. соц. дух-ть, в основе кот демократич. гум. Он провозглаш. чел. отнош. к каждому индивиду.

Билет №13

Философия нового времени.

В XXII-XII веках в Европе продолжался процесс распада феодального общества. Причина: переход от ручных орудий труда к машинным => смена аграрной цивилизации на индустриальную. Развитие мануфактур привело к развитию наук. Зарождение современных наук: химия, математика, физика и др. Особо активно развивалась механика, отсюда механицизм ф.нв. Характерно познание реальности с помощью чувств => рост фактических данных => стремление к их систематизации => Развитие теоретического (и рационального) мышления. Наука нуждалась в новой ф, прежде всего в гносеологии. В Европе зарождается буржуазия, которой нужно новая, отличная от средневековой, ф. В XVIII в. в Англии переход от мануфактурного производства к фабричному. Во многих гос-вах происходят буржуазные революции => новое гос. устройство, б. получает некоторую власть => потребность в новых социально-филосовских теориях. Ф.нв. В борьбе против схоластической ф. Средневековья, ф. Нв. опиралась на научное познание, это породило форму ф. – механический материализм. Разработка методологии – учения о методах познания мира, углубляющая гносеологию. В результате развития ф.нв. появилось разделение ф. На материалистическое и идеалистическое направления.

Теория познания.

Френсис Бэкон (Б). Б отвергает схоластическую ф и ориентируется на познание реального мира с помощью чувств, опыта, эксперимента (материализм). Однако Б допускает компромисс с идеализмом (две истинны мат. И ид. А так же: человек по Б – материальное тело и двойственная душа: философски непознаваемая - разумная д. И чувственная д, – предмет ф.). Б – основатель эмпиризма – направление ф. В котором основной принцип познания – чувственный опыт. «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства». Б разработал опытно-индуктивный метод познания (постепенное обобщение опытных фактов - индукция). Истинная индукция – три списка фактов: 1)где явление есть, 2) где его нет, 3) где оно есть в некоторой степени, в результате вывод. Препятствия в познании – идолы: рода (приписывание природе чел свойств), пещеры (в зависимости от индивидуальных чел. различий), рынка (различие в значении слов), театра (вера в авторитеты).

Рене Декарт (Д). Рациональное начало в познании, только разум может получить достоверное знание (рационализм). «Мыслю, следовательно, существую». Человек – субъект (в противоположность объекту познания - природе). Основа и первоисточник любого познания – самосознание. Метод познания по Д: не считать вещь истинной пока это не показано с очевидностью, разделить каждый вопрос на элементарные вопросы, док-во вести познание от вопросов наипростейших к более сложным, проверять полноту и точность расчётов. Метод познания – рациональная дедукция (от общего к частным)






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.037 с.