Формы организации эстетического воспитания. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формы организации эстетического воспитания.



1. Разные виды занятий – музыкальные, по изобразительной деятельности.

2. Праздники и развлечения.

3. Экскурсии.

4. Театрализованные игры и другие виды игр (дидакт., с/ролевые, режиссерские).

Праздники по участию взрослых и детей бывают: *подготовленные силами взрослых; * подготовленные силами детей; * подготовленные силами взрослых и детей.

По содержанию праздники бывают: *сезонные, *общественные, *связанные с религиозными и народными традициями, *праздники местного значения.

Вечера развлечения: *тематические, *сезонные, *музыкальные виды деятельности.

Физкультурный досуг: *тематические, *физкультурные, *сезонные.

Литературные: *вечер загадок и отгадок, *литературная викторина, *театр.

Основные требования к развлечениям и праздникам.

1. Предварительная подготовка взрослых и детей;

2. Составление сценария;

3. Учитывать чередования разных видов деятельности;

4. Участие всех детей;

5. Оформление зала;

6. Внешний вид взрослого и детей (отсутствие черного цвета);

7. После проведенного праздника или развлечения, оживлять впечатления детей.

 

17. Игра как основной вид деятельности ребенка. Классификация детских игр (по Лесгафту П.Ф., Крупской Н.К., современные подходы).

 

В каждом возрасте есть ведущий вид деятельности.

От 0 до 1 г. – это эмоциональное общение

От 1 г до 3 л – предметная деятельность

От 3 л до 7 л – сюжетно-ролевая игра

С 7 лет – учебная деятельность

Ведущей деятельностью называют такую деятельность в которой:

1. формируются все познавательные процессы (память, внимание, речь, воображение, мышление)

2. происходит развитие личности: а) удовлетворяют потребности ребенка, его желание участвовать в жизни взрослых, стремление к общению, самостоятельности. б) происходит всестороннее развитие личности: физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое. В) внутри данной деятельности возникает новая, более сложная деятельность.

Игра – ведущий вид деятельности, это средство воспитания, это форма организации детской жизни.

Социальный характер игры. Психологи как Эльконин, Леонтьев доказали, что игры детей отличается от игры животных по своему происхождению содержанию и структуре. Игра имеет не биологическое социально-историческое происхождение. Игра является социальной деятельностью по происхождению, по направлению, по содержанию. 1. По происхождению в своей работе «письма без адреса» Плеханов выделил два положения: труд предшествовал игре, игра возникает из потребности трудиться. Эльконин соглашается с первым положением Плеханова но не соглашается со вторым положением, так как считает игру стремлением ребенка совместной социальной жизни со взрослым 2. по направленности в игре формируется детский коллектив, а также качества необходимые для жизни в коллективе (планирование, распределение роли, договоренности) 3. по содержанию игра отражают жизнь общества на данном этапе



Лесгафт по степени самостоятельности 1 имитационные (подражающие) 2 подвижные игры( игры с правилами)

Н.К. Крупская свою классификацию игр разделила на 2 группы: 1.Сюжетно-ролевые творческие игры: 1) Сюжетно-ролевые игры а) на бытовые темы б) на производственные темы в) на общественные темы 2) режиссерские игры 3) игры с природным материалом 4) театрализованные 5) строительный 6) игры-забавы и развлечения. Особенности: игры придумывает дети, проявляют творчество и воображение. 2. игры с правилами: 1) Дидактические: с игрушками, с предметами, настольно-печатные, словесные, музыкально-дидактические, 2) подвижные игры простые - без сюжета и сюжетные, сложные подвижные игры с использованием спортивных игр. Особенности имеют готовое содержание, четкие правила, перед детьми ставится задача которую они должны решить. В жизни детей присутствует обе группы игр, но с возрастом эти игры меняются.

Светлана Леонидовна Новосёлова - по программе истоки разделила на 3 класса: 1 игры возникающие по инициативе детей (экспериментирование, сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные, режиссерские, театральные). 2 игры возникающие по инициативе взрослого (обучающие – дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, досуговые – игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные) 3 игры идущие от исторически сложившихся традиций – этноса(народные)

 

18. Сюжетно-ролевые игры: характеристика, структурные компоненты. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей разных возрастных групп.



Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Основой СРИ явл-ся мнимая или воображаемая ситуация, которая закл-ся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Характеристика сюжетно ролевой игры ее особенности: СРИ имеют отобразительный характер, в игре ребенок отражает действия взаимоотношения взрослых. Ушинский говорил: «в игре ребенка нет ничего, чего бы ребенок не видел» 1. СРИ носит индивидуальный характер 2. самостоятельность и свобода ребенка в игре: а. в выборе темы и ее содержании б. добровольное объединение с другими детьми в. саморегуляции поступков и поведении г. свободе вхождение и выхода из игры 3.многократное повторность сюжетно ролевой игры 4. характерные структурный элементы с-р игры: игровой замысел, сюжет (бытовой, производственный, общественный), роль, игровые действия, игровые правила 5. Коллективный характер с-р играы 6. Взаимосвязь в игре образца и игрового образа.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями (2-3г); 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий)(2-4г); 3)усвоение способов построения сюжета(4-7гНа первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций.

Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Руководство сюжетно – ролевыми играми 1 Приемы, связанные с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающем мире, труде, профессиях взрослых(наблюдения, рассказ, беседа, дид. игры, сюж.-дид. игры……) 2 Приемы, способствующие становлению и развитию игры(направлены на развитие сюжета, игровых взаимоотношений) Михайленко Н., Короткова Н. 3. Приемы, связанные с обучением детей конструированию, изготовлению игрового оборудования

Младшая группа Сговор на игру: Я работаю в магазине продавцом. А кто хочет со мной играть?Совместная игра:выполнение главной и второстепенной роли; введение взаимодополнительных ролей, вовлечение ребенка в игру (воспит. – врач, реб. – больной, затем уступает главную роль ребенку, сама берет второстеп.) игра воспитателя с двумя детьми (можно мы с Олей будем тоже с тобой играть, она будет…..) называние роли,показ действий; вопросы, напоминание, подсказ; создание игровой, проблемной ситуации; частично оформленная среда; похвала, оценка

Средняя группасовместная игра; использование многоперсонажных сюжетов; выделение различных типов отношений (основные, дополнительные роли). построение сюжета ( «Можно я поиграю с вами, я буду покупателем, а кто – то продавцом. Какие роли будут еще? Что ты будешь делать? С чего начнете? Что нужно для игры?; помочь распределить роли; вопросы, напоминание, подсказ; создание игровой, проблемной ситуации; похвала, оценка; в конце игры спросить « Во что играли? Что понравилось? А как можно поиграть еще?

Старшая группаРуководство не уменьшается, а переходит в словесную форму: планирование игры до ее начала (не обязательно следовать плану в дальнейшем); совместное сюжетосложение до игры; Как предварительная работа – «расшатывание сюжетов сказок»; организационный период нужен, если игра новая («Какие роли будут? Что нужно для игры? С чего начнем? Что произойдет потом?....»; совет, подсказ, вопросы, проблемные ситуации, оценка; попеременное выполнение роли; в конце игры спросить «Во что играли? Что понравилось? Как еще можно поиграть в следующий раз?» ; дать оценку выполнения ролей Создание среды:не должно быть захламленности игровым оборудованием; доступность оборудования для детей; гибкость, многофункциональность использования оборудования, а не стационарность, модульная мебель; наличие заменителей; у малышей куклы разного пола, мебель крупные, у старших дошкольников – мелкие.

19. Театрализованные игры дошкольников: характеристика, виды, условия для развития игр. Педагогическое руководство театрализованными играми детей дошкольного возраста.

 

Театр.игры представляют собой разыгрывание в лицах лит-ных произведений (сказки, рассказы, спец.инсценировки). эти игры имеют готовый сюжет, но тем не менее эти игры творческие (дети могут изменить сюжет, ввести дополнительные роли, передать выразительно какие-то особенности). Театр.игры связаны с сюжетно-ролевой игрой. Этот вид требует предварительной подготовки детей.

Значение театр. игр: А.Н.Леонтьев относил театр.игры «к предэстетической деят-ти», т.к. театр.игры близки к искусству (дети чувствуют себя артистами, им важно как их воспринимают окружающие). ТИ способствуют развитию творческих способностей у детей: - дети вводят дополнительные роли, могут поменять концовку; - в процессе этих игр дети овладевают изобразительными действиями: мимикой, жестами, выразительностью; -развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, певческое, сценическое; - осуществляется приобщение детей к искусству, а именно к литературному, музыкальному, театральному.

Виды театр.игр.: различные виды стендового театра – театр картинок (на фланелеграфе), театр игрушек, настольный театр, театр «би=ба-бо», пальчиковый театр, теневой театр.

Условия для развития театр.игр: 1.Научить детей вслушиваться в худ-ное слово, эмоционально откликаться на него. 2.Воспитывать интерес к театр.деят-ти (создавать спец.ситуации для разыгрывания сценок, посещение детьми театра). 3.Оснащение театр.игр (элементы костюмов, шапочки-маски, разные виды театра, ширма, декорации). 4.Подбор литературных произведений. 5. Возрождение семейной традиции по устройству домашнего театра.

Цель руководства театр.играми: будить воображение детей, изобретательность, творчество. 1.отбор и Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом: *чтение произ-ния восп-лем, в профессиональном исп-нии; *беседа, вопросы по содержанию, последовательность действий, вопросы о хар-ре персонажей, диалоги); *в старшей гр.можно выделять смысловые отрезки текста обозначая фишками, пиктограммами; *рассматривание иллюстраций; *прослушивание аудио записи, просмотр видео; *пересказ произведения детьми. 2.Работа над передачей выразительности образов: *проигрывание отдельных эпизодов произ-ния, этюдов. используя пантомимику; *работа над выразительностью мимики, жестов, речи; *разыгрывание диалога (посадить детей напротив друг друга). 3.Оформительская деят-ть (декорации, пригласительные билеты, афиша). 4. Руководство взрослого непосредственно игрой: *распределение ролей (в мл.гр.назначает взрослый, в ср.гр. – советует, в стар.гр. дети решают сами), необходимо предусмотреть деление детей на труппы – где участвуют дети эмоциональные с высоким уровнем артистических способ-тей и дети с разным уровнем артистических способ-тей; *воспитатель осуществляет режиссуру игры, может взять на себя роль ведущего, может использовать советы, напоминания, договориться с детьми как они должны располагаться на сцене, как и куда выходят-заходят артисты со сцены; *в конце игры спросить понравилось ли, что понравилось, кто из артистов понравился, почему, какая роль понравилась и почему, привлекаем детей к оценке, самоанализу, взрослый должен дать положительную оценку за знание роли, за движения, пластику, выразительность речи, костюм. После игры через какое-то время возвращаем детей к полученным впечатлениям: рисование, лепка, аппликация, просмотр видео записей, фотографий. Таким образом, грамотное руководство театр.деятельностью будет способствовать воспитанию у детей интереса к театр.играм.

 

 

20. Дидактические игры: сущность, виды игр, их структура. Педагогическое руководство дидактическими играми детей дошкольного возраста.

 

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игра – это обучающая игра, в которой программный материал усваивается в игровой форме. Познавательная деятельность сочетается с игровой. ДИ – ср-во всестороннего развития личности.УМСТВЕН. ВОС-Е – систематизируют и углубляют знания. НРАВСТВ. ВОС-Е – формируют бережное отношение к окруж. предметам, о нормах поведения и взаимоотношениях. ТРУД. ВОС-Е – формируют отношения к человеку, труду, интерес к профессии. У старш. Дошк-ов форм-ся практические навыки при изготовлении игр. ЭСТЕТИЧ. ВОС-Е – через дидактический материал, через его оформление. ФИЗ. ВОС-Е – создают положит. эмоц. настрой, тренируют нервную систему, укрепляет мелкую мускулатуру рук.

В ДИ формируется коллектив детей, а воспитатель узнает индивидуальные особенности детей.

Своеобразие ДИ можно выделить через функции, которые они выполняют: ДИ – как метод обучения, ДИ – как форма обучения, ДИ – как самостоятельная деятельность детей, ДИ – средство всестороннего развития личности ребенка.

Виды ДИ: 1. Игры с предметами, игрушками, природными материалами. Цель: учить детей сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дети знакомятся со свойствами и признаками предметов. 2. Настольно-печатные игры: Цель: развивать логическое мышление, умение составить целое из частей, развивать воображение, творчество, речь. 3. Словесные игры: построены на словах и действиях играющих. Цель: учить выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать сообразительность детей.

Структура ДИ (по Сорокиной А.И.): 1. Дидактическая задача которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.. 2. Содержание ДИ является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). 3. Игровые правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. 4. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Алгоритм проведения ДИ с учетом возраста детей: 1. Создание интереса. 2. Сообщение названия игры. 3. Рассматривание атрибутов игры. 4. Знакомство с содержанием игры. 5. Знакомство с правилами. 6. Показ игровых действий. 7. Выполнение игровых действий. 8. Оценка деятельности детей. 9. Закрепить знание названия игры.

Особенности проведения ДИ в мл. и ср. группах. Т.к. у детей этого возраста внимание неустойчиво, воспитатель при проведении объединяет такие приемы как: оценка всегда положительная, дает воспитатель или игровой персонаж. Старшая гр. 1. Алгоритм приемов последовательно 2. Воспитатель выполняет не только роль ведущего, но и участника, судьи 3. В игре используется элементы соревнования, а также поощряется творческое решение задачи в игре. 4. Оценка носит объективный характер. Активно привлекаются дети.

 

21. Режиссерские игры: сущность игр, взаимосвязь с сюжетно – ролевыми играми. Педагогические условия развития режиссерских игр детей дошкольного возраста.

 

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

Особенностью режиссерской игрыявляется то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметыи не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенокучится распоряжатьсясвоими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций.Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельностьи остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры.Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка.Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Целесообразно воздерживатьсяот прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса.Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

 

 

22. Игры со строительным материалом: характеристика игр, виды конструирования. Методика обучения дошкольников конструктивным умениям, условия для игр со строительным материалом.

 

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.

Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:

-специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);

· природный (песок, снег, глина, камни);

· подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения.

Особенностьюигрсо строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:

1.Конструирование по образцу- При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.

2.Конструирование по заданной темеподводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы еерешения ограничены темой.

3.Конструирование по собственному замыслу- сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее,подбирает необходимый материал, реализует замысел.

4.Конструирование по условиямсодержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5.«Стройка по моделям»- вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.