Роль кафедры в деятельности вуза — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Роль кафедры в деятельности вуза

2017-11-18 871
Роль кафедры в деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением факультета (университета), осуществляющим учебную, методическую и научно–исследовательскую работу по одному или нескольким родственным направлениям или специальностям, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Кафедра также может вести другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Уставом АлтГТУ, виды хозяйственной деятельности, направленные на выполнение вузовских уставных целей, повышение квалификации и благосостояния её работников [33].

Если рассматривать кафедру как основное производственное подразделение вуза, то с точки зрения В.А. Качалова [14] можно выделить несколько видов продукции, которые она выпускает (рисунок 1.8).

 
 

 

 


Рисунок 1.8 – Продукция вуза (кафедры)

 

Образовательные услуги и интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг являются результатом бизнес-процесса (процесса жизненного цикла продукции) – образовательная деятельность. Причем образовательная деятельность подразделяется на подготовку бакалавров, специалистов, магистров различных специальностей и направлений, а также на дополнительное профессиональное образование по различным образовательным программам профессионального обучения. Учебно-методическая продукция может являться товаром, но, как правило, не реализуемым в больших объемах. Поэтому целесообразнее рассматривать ее как продукцию для внутреннего потребления вуза, вспомогательную продукцию для образовательной деятельности, и, как правило, она не выделяется в отдельный бизнес-процесс. Научно-техническая продукция является процессом инновационной деятельности, включающим в себя инновационный цикл от маркетинга и фундаментальных исследований до внедрения в производство [20].

Внутренним документом, определяющим статус и область деятельности кафедр вуза, является "Положение о кафедре". Этот документ закрепляет правовые нормы и гарантии деятельности коллективов кафедр, предоставляет гарантии невмешательства в творческий процесс и академические свободы работников кафедр со стороны администрации вуза и факультета.

При этом большое значение имеет механизм управления учебно-педагогическим процессом на уровне коллектива кафедры. Организация образовательного процесса должна обеспечивать академические свободы для преподавателя по выбору методов и форм организации учебного процесса, а для студента - по выбору своей образовательной "траектории" [9].

Если рассматривать кафедру с точки зрения системного подхода, то ее основными элементами являются сотрудники: заведующий кафедрой, его заместитель, преподаватели, методисты, заведующие лабораториями, инженеры. Каждый элемент системы выполняет свою определённую задачу, но именно взаимосвязь элементов обеспечивает выполнение главной задачи системы – обучение студентов.

Все элементы данной системы связаны между собой и образуют структуру, так как при отсутствии какого-либо элемента система просто не будет существовать.

Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется путём определения материальных, энергетических и информационных связей. Информационную связь обеспечивает реклама. С помощью неё абитуриенты могут узнать об условиях поступления и обучения на кафедре, о самой специальности. Сотрудничество с поставщиками и производителями оборудования и материалов – это материальные связи.

Согласованность действий сотрудников, взаимосвязь и взаимодействие элементов – это механизмы обеспечения единства и целостности системы. Системообразующий фактор – это потребность и нехватка квалифицированных специалистов – выпускников кафедры.

 

1.4 Современная модель высшего профессионального образования

 

Всестороннее реформирование российского общества обуславливает насущную потребность в кадровом сопровождении реформ. В современных экономических условиях существующая система высшего технического образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ в должной степени, поскольку рынок не только постоянно повышает, но и видоизменяет требования, предъявляемые к научному уровню и творческому потенциалу технических специалистов [13].

Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг как у нас в стране, так и за рубежом все больше востребованы не просто высококвалифицированные «специалисты – технократы», а технически грамотные «творческие личности» которые способны сами добывать знания и на их основе порождать новые.

Вторая отличительная особенность современного рынка образовательных услуг состоит в том, что структура потребности в узкопрофильных специалистах и специалистах широкого профиля - «творческих личностях» [13] имеет тенденцию постоянно изменяться в сторону увеличения доли последних. Эта тенденция обусловлена все более ужесточающейся конкуренцией и борьбой за рынки сбыта.

Существует сложившийся на рынке высококвалифицированных кадров, набор профессионально значимых личностных качеств элитного технического специалиста. Он состоит из:

- умения быстро принимать концептуальные решения в условиях значительной неопределенности как исходных данных, так и проектных критериев;

- наличия высокоразвитого чувства интуиции;

- умения осознанно рисковать;

- умения проявлять волю к достижению конечного результата;

- наличия высокоразвитого чувства ответственности;

- психологической устойчивости

- умения ладить с людьми и работать в коллективе.

Третья отличительная особенность рынка образовательных услуг – всесторонняя компьютеризация интеллектуального труда. Используя возможности, предоставляемые современными информационными технологиями (в частности локальными и глобальными сетями ЭВМ) многие фирмы переходят к так называемой распределенной форме организации интеллектуальной деятельности.

Однако помимо общей компьютерной грамотности и умения обрабатывать с помощью ЭВМ логическую информацию, технический специалист должен владеть также и приемами целенаправленного преобразования внелогической информации (т.е. владеть типовыми схемами так называемого когнитивного мышления). Благодаря этому он становиться потенциально способным выявить с помощью ЭВМ неизвестные ранее закономерности.

Четвертая особенность рынка образовательных услуг является следствием углубленной интеграции и дифференциации естественного и гуманитарного направлений в развивающемся обществе. Эти два взаимодополняющих друг друга процесса обеспечивают опережающее развитие не только выше названных направлений, но и способствуют ускоренному образованию пограничных областей знаний [13].

1.4.1 Бизнес-процесс высшего образования

На рисунке 1.9 представлена схема основного бизнес-процесса вуза - «высшее образование», простроенная согласно принятой в АлтГТУ системы менеджмента качества. Основным участником этого процесса являются кафедры.

 

Рисунок 1.9 – Бизнес-процесс высшего профессионального образования

 

В отличие от других процессов вуза, осуществляемых в течение многих лет (отбор абитуриентов, учебно-организационный), процессы, связанные с потребителями начали формироваться в высшей школе достаточно недавно, под воздействием рыночной экономики. Потребителями образовательной услуги кафедры являются абитуриенты (родители, попечители), студенты, предприятия (организации). Кроме требований потребителей вуз и кафедра должны учитывать требования заинтересованных сторон: Министерства образования и науки РФ, государственных органов лицензирования, аттестации и аккредитации, администраций субъектов Федерации и других [20].

Требования абитуриентов можно определить на основании ежегодного социологического опроса абитуриентов, определения конкурса по специальностям; предприятий – на основании ежегодного социологического опроса, количества заявок на распределение молодых специалистов, количества договоров на обучение специалистов, сведений службы занятости, количества нетрудоустроенных молодых специалистов кафедры по специальностям. Необходимо проводить маркетинговые исследования образовательных услуг и рынка рабочей силы: рыночный прогноз востребованности и развития каждой конкретной специальности, определение рынков сбыта, оценка конкурентоспособности ее специалистов, позиционирование на рынке в сравнении с конкурентами, вузовские деловые (партнерские) связи с постоянными и долговременными потребителями выпускников.

Результатом процесса является информация о требованиях потребителей к образовательной услуге, которая должна быть документирована в записях, определенных вузом. Эта информация должна использоваться при совершенствовании рабочих учебных планов специальности и ее программ учебных дисциплин.

Процесс проектирования и разработки на кафедре значительно отличается от аналогичной деятельности на промышленном предприятии. Он инициируется следующими факторами: необходимостью открытия новой специальности (процесс «Открытие специальности»), изменением требований ГОС ВПО, внесением предложений по улучшению основной образовательной программы (процесс «Разработка и улучшение основной образовательной программы»). Ответственными за процесс проектирования и разработки является заведующий выпускающей кафедрой. Координирующую роль в процессе проектирования и разработки выполняют научно-методические советы по специальностям.

Основанием для принятия решения об открытии новой специальности служат результаты анализа потребностей рынка образовательных услуг в регионе, проводимого Отделом маркетинговых исследований АлтГТУ. Результатом процесса открытия специальности является лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования (приложение к лицензии).

Основная образовательная программа представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. Она разрабатывается на основе ГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки или специальности с учетом примерных учебных планов и примерных программ учебных дисциплин.

Процесс оценки и отбора абитуриентов складывается из сети сложных микропроцессов. Результатами процессов оценки и отбора абитуриентов являются студенты, зачисленные на первый курс вуза, что отражается в соответствующих записях: приказе о зачислении на первый курс, личных делах абитуриентов, и отчете о работе приемной комиссии. Ответственным за процесс отбора абитуриентов является проректор по учебной работе, который работает во взаимодействии с ответственным секретарем приемной комиссии, деканами факультетов и заведующими кафедрами.

Поставщиками процесса оценки и отбора абитуриентов являются организации среднего и среднеспециального образования, организации и предприятия, а также факультет довузовской подготовки вуза.

Верификация (проверка) абитуриентов осуществляется в процессе приема всех видов вступительных испытаний: региональная олимпиада, централизованное тестирование, традиционные вступительные испытания, единый государственный экзамен.

Производство образовательной услуги кафедры представлено процессами довузовской подготовки, учебно-организационной деятельности, методической деятельности и образовательного процесса, включающего, прежде всего, обучение и воспитание.

Процесс довузовской подготовки осуществляется для: повышения качества подготовки абитуриентов, улучшения их профессиональной ориентации, обеспечения комплектования контингента, приобщение абитуриентов к научной деятельности.

Процесс управления учебно-организационной деятельностью включает макропроцессы следующего, более низкого уровня: создание учебно-организационной документации и организацию образовательного процесса.

Основная цель методической деятельности вуза – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса (обеспечение учебными изданиями, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов). Основным результатом методической деятельности являются учебно-методические комплексы дисциплин и учебные издания.

Известно, что образовательный процесс включает процессы обучения, воспитания и развития личности. Его часто отождествляют с учебно-воспитательным процессом. Целью процесса является управления качеством образовательных услуг первого аспекта через обеспечение последовательности, единства и логической преемственности элементов содержания учебного курса, учет связей с другими дисциплинами рабочего учебного плана по специальности. Результатом процесса изучения учебного курса являются знания, умения, навыки, получаемые студентом, и используемые им в дальнейшем при изучении других дисциплин. Результатом образовательного процесса является соответствие уровня подготовки выпускаемого специалиста предъявляемым требованиям. Образовательный процесс конкретной специальности обеспечивается в результате совместной деятельности факультета, общеобразовательных, специальных и выпускающих кафедр.

Распределение выпускников в вузе осуществляется для оказания им помощи в трудоустройстве. Основными документами, содержащими сведения о трудоустройстве, являются ведомости распределения выпускников. При принятии выпускником решения о свободном распределении ему выдается справка о свободном распределении, при распределении по заявкам – выписка из формы распределения. Выпускники, распределенные в АлтГТУ, получают удостоверение о направлении на работу.

Процесс распределения выпускников, в связи рыночными преобразованиями, в настоящее время восстанавливается и обретает новые цели и содержание. Поэтому требует совершенствования. В перспективе, следует повсеместно активно внедрять «послепродажное обслуживание» специалистов: отслеживать их трудоустройство, карьерный рост, оказывать профессиональную поддержку путем консультаций и дополнительного профессионального образования. Это будет способствовать развитию процесса валидации проекта и разработки.

Для содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников вуза, а также помощи потребителям (предприятиям, организациям и другим) в выборе молодых специалистов проводится анкетирование студентов. Результаты анкетирования заносятся в базу данных о студентах и выпускниках вуза, используемую в процессе трудоустройства молодых специалистов.

 

1.4.2 Модель Учебно-методического комплекса дисциплины

В условиях развития информационных технологий и повышения информатизации образовательного пространства закономерным является повышение роли самостоятельной работы студентов [24].

Самостоятельная работа студента – это его процесс систематической и целенаправленной учебно-познавательной деятельности, самостоятельного усвоения обучающимися определенной совокупности знаний, навыков и умений. Подобное понимание самостоятельной работы обучающихся в рамках создания и внедрения системы менеджмента качества вуза должно стать основой их успешного обучения.

Приоритетной задачей в рамках этого направления является оказание помощи обучающимся в организации и активизации их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, создание им условий оптимизации ее основных функций. Особую актуальность в данных условиях приобретает методическая оснащенность самостоятельной работы студентов.

В данном контексте возникает необходимость создания программных продуктов для обучения, сочетающих в себе все компоненты методической системы. В связи с этим создание электронных (виртуальных) учебно-методических комплексов дисциплин является одним из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

Под учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД) понимается комплекс, объединяющий учебно-методические, программно-технические и иные средства, ориентированные на обучающегося и обеспечивающие (стимулирующие) достижение наилучших результатов его подготовки в рамках планового освоения дисциплины.

УМКД как структурная единица учебного плана и основа информационных образовательных ресурсов должен стать опорным элементом системы менеджмента качества вуза и содержать полный и достаточный комплект учебно-методических материалов для достижения целей и задач обучения в процессе самостоятельной работы обучающегося.

Полный комплект УМКД по всем дисциплинам учебного плана основной образовательной программы (ООП) будет образовывать информационно-образовательную среду, представляющую собой виртуальный учебно-методический комплекс специальности (УМКС).

Важнейшими характеристиками УМКД и УМКС должны стать открытость и универсальность. Открытость должна заключаться в предоставлении обучающих ресурсов любому пользователю-студенту и возможности для преподавателя достаточных ресурсов для разработки, корректировки и модернизации виртуальных учебно-методических материалов по любым дисциплинам ООП. Универсальность должна обеспечиваться использованием всех доступных способов и методов обучения, модульным построением, позволяющем легко перестраивать и дополнять учебные материалы, и возможностью для обучающегося выбрать любую форму обучения, в том числе и индивидуальную [24].

Самостоятельная работа с УМКД и УМКС должна стать ведущим видом учебно-познавательной деятельности студентов, включая все ее элементы: побудительные, аналитические и организаторские, и обуславливать эффективность обучения с точно прогнозируемым высоким результатом.

Содержательным стержнем этого процесса является самостоятельная учебно-аналитическая работа с различными источниками научной информации: учебниками, монографиями, учебными пособиями и методическими указаниями, конспектами лекций, определенными носителями программно-информационного обеспечения, а также с нормативно-правовой документацией.

Создание виртуальных УМКД и УМКС является непростой задачей как с точки зрения методологии, тик и технологии. В основе разработки УМКД должен лежать принцип модульности, позволяющий легко и оперативно управлять процессом обучения и корректировать его в зависимости от уровня знаний студента, дополнять и корректировать методическую базу.

Подобная работа предполагает точно сформулированные цели, определение уровней детализации и усвоения элементов УМКД и описание ожидаемого результата. При этом информация, вносимая в УМКД, должна подвергаться отбору, структурированию, систематизации и уплотнению с выделением приоритетов, определяющих логику обучения и место дисциплины в контексте подготовки дипломированного специалиста. Количество элементов виртуальных учебно-методических материалов и их объем должны соответствовать видам учебной работы и их трудоемкости, предусмотренным рабочей учебной программой по дисциплине. Обучающийся, использующий УМКД, должен видеть все элементы во взаимосвязи, что существенно будет облегчать его работу и понимание предъявляемых требований [24].

Примерный проект модели учебно-методического комплекса дисциплины, основанный на цикле Деминга представлен на рисунке 1.10.

 

Рисунок 1.10 – Проект модели учебно-методического комплекса дисциплины

 

В соответствии с этой моделью основными опорными элементами УМКД, регламентирующими и регулирующими самостоятельную работу, являются: «основание», «технология реализации», «методическое обеспечение», «материально-техническое обеспечение», «регулирование отношений» и «аттестация обучающихся».

Основанием для разработки учебно-методического комплекса дисциплины является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления (специальности) подготовки дипломированных специалистов, учебный план ООП, утвержденный в университете, и стандарт ООП либо другой документ, регламентирующий создание рабочих учебных программ по дисциплинам. При обращении к УМКД именно эти базовые документы должен видеть пользователь в первую очередь наряду с рабочей учебной программой.

Технология реализации учебной дисциплины должна определяться рабочим учебным планом специальности, рабочей учебной программой по дисциплине (содержание дисциплины; основная и дополнительная литература; вопросы), технологической картой дисциплины (календарно-тематический план аудиторных занятий), графиком курсового проектирования (индивидуальных заданий) и, при необходимости, индивидуальным планом обучения.

Методическое обеспечение учебной дисциплины должны включать методические материалы: учебники, учебные пособия, методические указания к выполнению практических и лабораторных работ, по курсовому и дипломному проектированию, расчетные и обучающие программы; технические средства обучения: анимационное сопровождение занятий, учебные видеофильмы, наглядные пособия (макеты, модели, плакаты). При необходимости дисциплина может сопровождаться понятийным аппаратом (глоссарий), образцами выполнения индивидуальных заданий, курсовых проектов и работ и другими демонстрационными и дидактическими материалами.

Материально-техническим обеспечением учебной дисциплины является лабораторная база кафедр и вуза, аудиторный фонд (лекционные и семинарские аудитории; лаборатории; дисплейные классы; помещения филиалов кафедр и вуза).

Регулирование отношений между обучающимися, преподавателем (кафедрой) и администрацией университета (деканатом) должно определяться положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, положением об итоговой государственной аттестации выпускников и другими правовыми актами [24].

Аттестацией обучающихся в зависимости от формы контроля, установленной учебным планом ООП, является экзамен (экзаменационные билеты; тестирование; устный опрос), а также текущий и контрольный опросы (тестирование; билеты; устный опрос).

На рисунке 1.11 представлена блок-схема УМКД, отражающая взаимосвязь его структурных элементов и логику обучения.

 

Рисунок 1.11 – Блок-схема учебно-методического комплекса дисциплины


1.4.3 Модель учебно-методического обеспечения вуза

Качество обучения зависит от многих факторов, но в значительной степени определяется состоянием методического обеспечения дисциплин. Необходимым условием повышения качества методического обеспечения является совершенствование организации учебно-методической работы и широкое привлечение профессорско-преподавательского состава созданию учебно-методических разработок высокого современного уровня [47].

Для повышения эффективности функционирования учебно-методического обеспечения необходимо использование процессного подхода. Процессом называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы (ИСО 9000 2000).

Выделив производство учебно-методических материалов в отдельный процесс, можно представить формирование учебно-методического обеспечения дисциплин как показано на рисунке 1.12.

 

Рисунок 1.12 – Процесс обеспечения учебно-методическими материалами

 

Главная цель процесса – обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебно-методическими материалами. На входе процесса график учебного процесса (дисциплины учебного плана), показатели учебно-методической обеспеченности дисциплин и ресурсы самого процесса, куда входит, помимо материальных (бумага и пр. материалы), и интеллектуальные ресурсы (учебно-методическая работа преподавателей вуза) [47].

Внизу расположен механизм, с помощью которого процесс функционирует – информационная система кафедры и вуза. Вверху процесса регламентирующие положения и принципы. В нашем случае это внутренние и внешние нормативы об учебно-методическом обеспечении вуза, а также принципы всеобщего управления качеством (TQM).

На выходе процесса продукция – учебно-методический материал на руках у студента в соответствующий учебному графику срок.

Процесс обеспечения декомпозируется на четыре блока. «Это подпроцессы: «определить потребность вуза в УММ», «планирование обеспечения учебного процесса», «реализация планов», а также «управление процессом обеспечения учебного процесса».

«Определить потребность вуза в УММ» является одним из важнейших подпроцессом в эффективности учебно-методического обеспечения. Он представлен на рисунке 1.13.

 

Рисунок 1.13 – Процесс определения потребности вуза в УММ

 

На входе – обеспеченность дисциплин УММ и график учебного процесса, на выходе – потребность в УММ к определенному сроку и показатели формирования потребности для целей управления.

Важнейшим фактором эффективности данного этапа является информационное сопровождение. Действительно, даже для среднего вуза, имеющего порядка 20-30 специальностей (направлений подготовки, общий список дисциплин превышает 1000 [47]. Учитывая, что по каждой дисциплине может быть до 5-6 учебно-методических разработок разного вида (рабочая программа, учебное пособие, курс лекций, практикумы и задачники, методические указания и т.п.), общий список учебно-методических разработок, составляющий методическое обеспечение всех специальностей, будет исчисляться уже несколькими тысячами. Отследить и обеспечить сбалансированность и гармоничность такого массива разработок достаточно трудоемкий процесс. Программное обеспечение на основе анализа учебных планов, состояния учебно-методического фонда и контингента учащихся выводит информацию о потребности вуза в УММ. Причем здесь должны учитываются такие показатели, как отсутствие материала, наличие в виде рукописи, в виде оригинал-макета, в электронном виде и наличии определенного тиража на складе, библиотеке, филиалах и пр.

Следующий подпроцесс «планирование обеспечения учебного процесса». На входе потребность в УММ (выход предыдущего подпроцесса) и график учебного процесса. На выходе планы по обеспечению учебного процесса, куда входят план учебно-методической работы преподавателей по подготовке рукописей, план предпечатных работ редакционно-издательского отела, план тиражирования, план распределения УММ по местам назначения (представительства, филиалы, рассылка студентам) Также на выходе показатели планирования для целей управления. Процесс показан на рисунке 1.14.

 

Рисунок 1.14 – Процесс планирования обеспечения учебного процесса

 

Эффективность данного блока также во многом зависит от информационного сопровождения, т.к. гармонично сбалансировать такое количество планов, учитывая, что они взаимозависимы, достаточно трудоемко.

Далее следует подпроцесс «реализация планов». На входе планы по обеспечению учебного процесса (выход предыдущего подпроцесса) и ресурсы вуза. На выходе готовый продукт – УММ на руках у студента в соответствующий срок. Также на выходе показатели исполнения планов для целей управления. Он показан на рисунке 1.15.

 

Рисунок 1.15 – Процесс реализации планов

 

На данном этапе непосредственно создается материальный продукт. Процесс состоит из следующих этапов: подготовка автором рукописи, рецензирование и экспертиза рукописи, предпечатная подготовка и создание оригинал-макета, создание электронных учебников и тиражирование в бумажном виде.

Именно здесь и проявляются в полной мере функциональные барьеры организации. Для эффективного функционирования всего процесса учебно-методического обеспечения необходимо, теории управления качеством, выделить «владельца» или «хозяина» процесса, на которого будут возложены все полномочия и функции управления. Обычно таким «владельцем» является научно-методический отдел, который полностью отвечает за учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Управление выделено в отдельный подпроцесс. На входе поступают показатели всех вышеописанных трех блоков. На их основании и согласно внутренним и внешним положениям, а также принципам теории управления качеством формируется управленческое решение относительно того или иного подпроцесса. Процесс представлен на рисунке 1.16.

 

Рисунок 1.16 – Управление процессом обеспечения учебного процесса

 

Эффективная деятельность этого блока также во многом зависит от информационного сопровождения [47].

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.