Маркетинговый подход в деятельности вуза — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Маркетинговый подход в деятельности вуза

2017-11-18 271
Маркетинговый подход в деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «КАФЕДРА» НА ПРИМЕРЕ АЛТГТУ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

ДП 351400.07.000П3

 

Дипломник группы ПИЭ-11 __________________А.М. Дмитриев

 

Руководитель проекта

д.т.н., профессор _________________О.И. Пятковский

 

Нормоконтролер

к.т.н., доцен ____________________Г.Д. Ряшина

 

БАРНАУЛ 2006


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Высшее профессиональное образование

1.1 Качество высшего образования

1.2 Маркетинговый подход в деятельности вуза

1.3 Роль кафедры в деятельности вуза

1.4 Современная модель высшего профессионального образования

1.5 Обзор аналогов электронных кафедр

2 Проектирование информационной системы «Кафедра»

2.1 Предпроектное обследование объекта автоматизации

2.2 Техническое задание

2.3 Технический проект

3 Результаты реализации проекта

3.1 Программный продукт «Кафедра»

3.2 Результаты автоматизации деятельности кафедры

3.3 Расчет экономической эффективности

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Задание на дипломное проектирование

Приложение Б Руководство пользователя системы

Приложение В Примеры отчетных форм


ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой - недостаточностью его финансирования.

В России кризис образования вырос до уровня национальной безопасности, он обуславливает экономическую, военную, технологическую безопасность, которая невозможна без квалифицированных кадров, высоких технологий и современных научных разработок.

Таким образом, эффективное управление ресурсами является сложной и одной из первоочередных задач, стоящих перед российским образованием. Вместе с тем, эффективное управление в современной динамичной внешней и внутренней среде организации невозможно без мощной информационной поддержки.

Специфика объекта управления, которым является образовательная деятельность, и слабое развитие информационных систем для образовательной отрасли делают актуальной задачу разработки автоматизированных систем информационной поддержки управления ресурсами процессов жизненного цикла образовательной деятельности вуза и его основных производственных подразделений – кафедр.

Эффективное и качественное управление кафедрой основанное на применении информационных технологий является одним из основных условий для ее успешного развития, а также выпуска востребованных рынком труда специалистов. Что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность кафедры на рынке образовательных услуг.

На кафедре Информационных систем в экономике (ИСЭ) разработки по автоматизации деятельности кафедры начались достаточно давно. При этом были накоплены теоретические и практические знания необходимые для основательной разработки системы.

Внедрение информационной системы на кафедрах является важным шагом в комплексной автоматизации всего вуза.

Целью дипломного проекта является проектирование, реализация и последующее внедрение автоматизированной информационной системы для автоматизации кафедры вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теорию управления образовательными учреждениями и вузами;

- изучить проблемы организации управления вузом;

- проанализировать деятельность кафедры ИСЭ АлтГТУ и построить процессную модель;

- спроектировать информационную систему;

- частично реализовать программное обеспечение системы;

- внедрить реализованные части системы на кафедре;

- получить и проанализировать результаты проделанной работы.

Материал в дипломном проекте располагается в той последовательности, в которой происходило его изучение и обработка.

В первом разделе дипломного проекта рассматриваются общие теоретические вопросы организации управления вузом и проблемы качества образования, приведен опыт других вузов. Также приведен обзор программных продуктов.

Во втором разделе дипломного проекта описывается объект дипломного проектирования – кафедра ИСЭ АлтГТУ, дается краткая характеристика, описывается документооборот и описываются бизнес-процессы. Приводится техническое задание на разработку автоматизированной системы, в котором формулируются требования к системе. Также представлен технический проект, содержащий структуру системы и ее взаимосвязь с другими системами, приведены основные проектные решения по структуре, информационному, программному и техническому обеспечению и описание основных алгоритмов и методов решений.

В третьем разделе дипломного проекта дается описание разработанной системы, приводится расчет экономической эффективности проекта.

В заключении приводятся результаты, достигнутые в ходе дипломного проектирования.


1 Высшее профессиональное образование

1.1 Качество высшего образования

 

Важнейшая задача сферы образования – удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и каждого обучаемого в частности. Потребности общества - иметь людей готовых разрабатывать конструкции и технологии, производить, организовывать и управлять, осуществлять подготовку новых поколений, обеспечивать существование и развитие человека и общества. Потребности обучаемого – иметь гарантированную профессию и уровень знаний, достаточный для реализации его способностей, продвижения по иерархии, престижа, получения определенного дохода и так далее [14]. Образовательные потребности каждого субъекта различны, поэтому, чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность у потребителя найти образ своей потребности.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов) [7].

Образование - это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к высшему образованию - это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности. Кроме того, высшее образование предполагает, что выпускники вуза должны обладать высоким культурным уровнем развития.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к АлтГТУ в частности:

- быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов (чаще всего - по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности);

- неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

- ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников;

- усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

- низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО 9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг [11].

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией [20].

Согласно стандартам ИСО (ISO) серии 9000 [6], под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход [30]. Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), то есть качество условий (вложений в образование). При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов. И наконец, еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.). Взаимосвязь всех аспектов качества высшего образования представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Качество образования

 

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны и должны рассматриваться совместно.

Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать:

- предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации и т. д.),

- выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель (предприятие, организация, в том числе и сам вуз), государство или общество[29].

С практической точки зрения большой интерес представляет качество выпускников вуза.

Под управлением качеством выпускника понимается постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков. Качество образования опирается на три ключевых основания [27]:

- цели и содержание образования;

- уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности;

- состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.

Вуз производит продукцию и услуги для разных категорий потребителей. Если говорить о внутренних потребителях вуза, то они могут быть одновременно и участниками процессов, и потребителями результатов (преподаватель получает студентов, подготовленных по предыдущим дисциплинам учебного плана). В двойственном положении находятся и обучающиеся. Они являются "исходным сырьем" для вуза (в виде абитуриентов), внутренним потребителем образовательных услуг, участниками образовательного процесса и конечной продукцией вуза в качестве подготовленных специалистов [21]. Кроме того, если вуз готовит специалистов для собственных нужд (подготовка научных сотрудников, специалистов высшей квалификации, преподавателей), то выпускники рассматриваются как будущие научно-педагогические кадры (наемные работники).

Все перечисленные ранее стороны (личности, работодатели, вузы, общество и государство) заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные. Для выявления того, как эти заинтересованные стороны достигают своих целей за счет обеспечения качества подготовки специалистов Щеглов П.Е. [29] предлагает построить соответствующие деревья целей. При этом необходимо рассмотреть только те ветви, которые так или иначе связаны с качеством подготовки специалистов.

На рисунке 1.2 приведено дерево целей для личности (абитуриента, обучающегося, студента, выпускника). Под глобальной целью личности понимается стремление к достойному положению в обществе (становление полноценного члена общества). Построенное дерево целей отражает идеальную ситуацию, когда интересы отдельной личности не противоречат интересам всего общества и каждый член общества не только стремится к личной выгоде, но и думает о благополучии того общества, той страны, в которой он живет.

С помощью дерева целей можно сделать вывод, что для того, чтобы занять достойное положение в обществе, личности требуется получить от высшего образования:

- набор теоретических знаний и практических умений, навыков, необходимых для будущей деятельности, получения дохода и принесения общественной пользы;


Рисунок 1.2 – Дерево целей для личности

 

- развитые личностные и профессиональные качества (кругозор; уровень интеллекта (умение решать сложные задачи различного характера, абстрактное мышление); личностно-психологические характеристики (организаторские способности, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свои действия и т. д.), необходимые для успешной профессиональной и общественной деятельности (жизни); здоровье и физические навыки, обеспечивающие высокую работоспособность;

- высокий уровень воспитания и культуры.

Следующее дерево целей (рисунок 1.3) отражает потребности общества в высшем образовании. В качестве основной цели в данном случае выступает стремление общества к саморазвитию (самосовершенствованию). Проанализировав это "дерево", можно сформулировать следующие требования общества к высшему образованию:

- подготовка кадров высшей квалификации, способных решать творческие задачи, проводить фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие прогресс во всех областях знаний и отраслях народного хозяйства;

- подготовка высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать практические задачи в различных отраслях деятельности;

- воспитание высокообразованных, культурно и нравственно развитых личностей, способных сохранить и обогатить национальную культуру;

- подготовка (совместно с системой здравоохранения) физически развитых и здоровых личностей путем физического воспитания студентов.

 

Рисунок 1.3 – Дерево целей для общества

 

Далее необходимо рассмотреть дерево целей для работодателя (рисунок 1.4), то есть предприятия или организации, занимающейся производством товаров или услуг, либо другой общественно значимой деятельностью. Основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности своей деятельности. При этом под эффективностью можно понимать не только прибыль, но и выполнение социально значимых функций, возможно не ориентированных на получение прибыли.

 

Рисунок 1.4 – Дерево целей для работодателя

 

С точки зрения работодателя, выпускники вузов должны обладать:

- достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками, для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводительные затраты предприятия на дообучение и переподготовку кадров или оправдать затраты средств на подготовку специалистов (при заключении договоров с вузами);

- развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности и т. д.);

- высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.

Следующим в цепи заинтересованных сторон является государство, органы государственной власти. Оно преследует свои цели. В цивилизованной, высокоразвитой, ориентированной прежде всего на своих граждан стране, каковой Россия стремиться быть, одной из главных целей, стоящих перед государством, должно стать повышение уровня жизни граждан. Дерево целей для государства представлено на рисунке 1.5. Его рассмотрение показывает, что государство заинтересовано в том, чтобы вузы подготовили высококвалифицированных специалистов, способных поставить экономику страны в один ряд с экономиками развитых стран и тем самым оправдать затраты бюджетных средств на их подготовку (если речь идет о государственных вузах и студентах, обучающихся на бюджетной основе). При этом выпускники и качество их образования должны прежде всего соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов.

 

Рисунок 1.5 – Дерево целей для государства

 

И наконец, последняя из сторон, заинтересованных в качестве подготовки специалистов, - это вуз, который непосредственно удовлетворяет потребности всех вышеперечисленных сторон [29]. В качестве основной цели, преследуемой вузом в современных условиях, рассматривается повышение качества образования, которое должно быть заметным для абитуриентов, академического сообщества, государства, общества и работодателей, рынка труда и образовательных услуг. Дерево целей вуза представлено на рисунке 1.6.

 

Рисунок 1.6 – Дерево целей для вуза

 

Проанализировав цели вуза, можно сделать вывод, что для достижения своей основной цели, а также удовлетворения требований других заинтересованных в качестве образования сторон вузу необходимо:

- позаботиться о ресурсном обеспечении научно-образовательного процесса, то есть привлечь талантливые, высококвалифицированные преподавательские кадры; обеспечить себя финансовыми средствами из разных источников, необходимой литературой, доступом к современным информационным ресурсам, современной материально-технической базой, а также осуществить набор абитуриентов с высоким начальным потенциалом;

- создать условия для активного участия студентов в научно-практической, культурной, спортивной деятельности;

- установить связи с предприятиями для практической подготовки студентов и сформировать программы практической подготовки в самом вузе.

Проанализировав все требования, предъявляемые заинтересованными сторонами к высшему образованию, можно выделить составные части качества подготовки специалистов, необходимые для всех заинтересованных сторон:

- хорошая теоретическая база (совокупность теоретических знаний в определенной области, необходимых для применения выпускниками в профессиональной деятельности),

- практические навыки, умения, опыт (умение решать практические задачи, используя теоретическую базу),

- научный потенциал (способность решать научно-практические задачи),

- личностно-психологические характеристики, необходимые для профессиональной деятельности (интеллект, критическое мышление, аналитические способности, организаторские способности, ответственность, инициативность, коммуникабельность, исполнительность и т. п.),

- уровень воспитания (воспитанность, адекватное поведение в обществе),

- общекультурный уровень, образованность (всесторонняя развитость, кругозор и т. д.),

- физическое здоровье.

Все эти составляющие качества подготовки для разных заинтересованных сторон, целей и ситуаций имеют разную степень важности, но вузу необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компонентов качества [29].

Повышение качества образования в вузе означает для работодателей гарантированное качество выпускников, что будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза в целом и повышению престижа выпускников у работодателей.


Программный продукт ООО «АТТ»: «Учебно-методическое управление»

Он разработан в среде 1С Предприятие 7.7 и предназначен для выполнения расчетов часовой нагрузки на кафедры, распределения нагрузки на преподавателей и автоматического составления расписания.

Часовая нагрузка на кафедры формируется документами "Недельная нагрузка", "Объединение в поток лекций", "Объединение в поток семинаров".

После выполнения расчетов часовой нагрузки на кафедры программа позволяет распечатывать учебные планы и различные отчеты:

- отчет о нагрузке на кафедры с отбором по форме обучения, факультету, специальности и т.д.;

- график учебного процесса;

- бюджет времени;

- расчет часов по учебному заведению в целом;

- распределение дисциплин по кафедрам.

Для распределения нагрузки на преподавателей создан документ "Распределение нагрузки", который создается на каждую кафедру.

После распределения часовой нагрузки на преподавателей можно получать следующие отчеты:

- карточка учебных поручений;

- расчет ставок.

Расписание может составляться автоматически либо вручную при помощи редактора расписания. Редактором также можно пользоваться для корректировки автоматически составленного расписания. Редактор имеет функции контроля на предмет накладок – не позволяет вносить преподавателю занятия в двух местах одновременно и т.д. При автоматическом составлении расписания учитываются различные требования и условия, которые могут накладываться на расписание. Для описания различных условий и требований в конфигурации реализованы соответствующие документы. После составления расписания можно получать отчеты:

- расписание преподавателя;

- расписание аудитории;

- расписание специальности;

- кафедральная ведомость;

- аудиторная карта.

Таким образом, данная программа автоматизирует деятельность учебно-методического управления вуза и скорее всего не может быть применена к отдельной кафедре.

 

1.5.2 Система Астраханского государственного технического университета

Как правило, каждый вуз пытается самостоятельно разработать систему, автоматизирующую его кафедры. Такие системы настроены на конкретные потребности данного вуза и зачастую не пригодны в других образовательных учреждениях.

Например, в Астраханском государственном техническом университете используется при планировании учебного процесса автоматизированная система обработки информации, которая включает базу данных «Учебные планы», содержащую всю необходимую информацию для организации учебного процесса. Эта программа использует клиент-серверные технологии и корпоративную базу данных на сервере, позволяющее связать в единую информационную цепочку решение следующих задач:

- разработка учебного плана по вновь открываемой специальности.

- модернизация учебного плана по специальности.

- разработка учебных планов для индивидуальной формы обучения.

- формирование графиков учебного процесса по курсам для всех специальностей на планируемый учебный год.

- расчет штатов ППС университета и каждой кафедры.

- распределение нагрузки преподавателей на кафедре.

- формирование расписания занятий по университету.

- учет успеваемости и движения контингента студентов.

Данная система представляет собой мощный комплекс, работающий на сервере Oracle, автоматизирующий учебно-методическую деятельность кафедры и деканата, однако в нем не заложены возможности учета и анализа по научно-исследовательским и инновационным направлениям кафедр. Данная система не позволяет оценивать качество образовательных услуг кафедры, а также проводить учет и анализ трудоустройства выпускников. Нет возможности контролировать финансовую деятельность кафедры.

 

1.5.3 Программный продукт «Ковчег» Новосибирского государственного Архитектурно-строительного университета

Он предназначен для оперативного управления учебным процессом [23]. Программный продукт «Ковчег» (Рисунок 1.17) состоит из нескольких взаимоувязанных модулей («Учебный план», «Рабочий учебный план», «Студент», «Кафедра», и «Справочник») и предназначен для управления учебным процессом, документооборотом и успеваемостью в высшем учебном заведении, обеспечивая при этом контроль соответствия учебных планов и рабочих учебных планов образовательным стандартам, а также полную прозрачность учебного процесса, формирования кафедральной и общей нагрузки и штатного расписания.

Особенностью данного программного продукта является ориентация на создание модуля документации СМК как составляющего элемента программного продукта «Ковчег», который позволит расширить не только возможности управления учебным процессом, но и позволить преподавателю более полно вести работу по организации и активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, а также создание условий ее оптимизации. Однако этот модуль находится на этапе проектирования, поэтому отсутствие конкретных результатов внедрения не дает информации для принятия решения об качестве данного программного продукта.

 

Рисунок 1.17 – Структурная схема программного продукта «Ковчег»


Общие сведения

Историякафедры. Кафедра «Автоматизированные системы управления» основана в 1985 г. В зависимости от специальности, содержание дисциплины было различным на разных факультетах. В 1992 г. кафедра «Автоматизированные системы управления» была переименована в ИСЭ (Информационные системы в экономике) и была открыта одноимённая специальность. В 2000 году специальность ИСЭ, согласно стандартам Министерства образования и науки, была переименована на ПИЭ (Прикладная информатика в экономике). Также кафедра ведет ряд дисциплин экономико-управленческого направления на других специальностях вуза.

Кафедра ИСЭ является учебно-научным структурным подразделением факультета ФиТИБ, и осуществляет учебную, методическую и научно–исследовательскую работу по специальности «Прикладная информатика в экономике», воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Организацию учебного процесса, контроль за разработкой и использованием научно-методического материала по дисциплинам, закрепленным за кафедрой ИСЭ, проведением всех видов занятий и контролем промежуточных и итоговых знаний осуществляет деканат факультета информационных технологий и бизнеса (ФИТиБ).

Координацию организационной, кадровой, учебно-методической, научной и воспитательной деятельностью осуществляет совет ФИТиБ.

Разработку рабочих учебных планов, программ, учебно-методического обеспечения и их реализацию выполняет профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал кафедры ИСЭ.

Преподавание дисциплин на кафедре ведут профессора и доценты, а также высококвалифицированные специалисты предприятий и организаций г. Барнаула.

Работа профессорско-преподавательского персонала кафедры регламентируется стандартами и организационно-распорядительной документацией АлтГТУ.

При кафедре ИСЭ работает центр информационных систем и технологий (ЦИСиТ), который ведет научно – исследовательскую и проектную деятельность на госбюджетной и хоздоговорной основе.

В целом кафедрально-факультетская система управления образовательной деятельностью обеспечивает подготовку информатиков-экономистов по специальности 351400 в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Организационная структура кафедры представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура кафедры ИСЭ

 

Общие сведения о проекте

Полное наименование системы – автоматизированная информационно-аналитическая система «Кафедра».

Краткое (рабочее) наименование – АИС «Кафедра».

Руководитель проекта: Пятковский Олег Иванович.

Заказчик системы: Кафедра ИСЭ Алтайского Государственного Технического Университета имени И.И.Ползунова.

АИС Кафедра служит для автоматизации документооборота и хранения различной информации, а также анализа и оценки деятельности кафедры вуза.

Основанием для создания системы является заявка кафедры ИСЭ на проектирование и разработку автоматизированной системы.

 

Требования к системе

АИС «Кафедра» должна обеспечивать поддержку режима групповой работы пользователей.

Система должна быть построена на клиент – серверной технологии и должна содержать:

- автоматизированные рабочие места;

- сервер базы данных с СУБД и базой данных;

Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- функций администрирования системы;

- функций руководителя кафедры;

- функций методистов и другого учебно-вспомогательного персонала.

Далее представлены требования к основным компонентам системы.

СУБД системы. Обеспечивает связь клиентских приложений с единой централизованной базой данных системы. Должна обеспечивать:

- поддержку реляционной модели данных;

- клиент - серверное взаимодействие с клиентскими приложениями по сетевым протоколам TCP/IP или NET BIOS;

- поддержку транзакций;

- разграничение прав доступа пользователей на уровне базы данных в соответствии с политикой безопасности системы;

- резервирование данных для возможного восстановления в случае их физической порчи;

- достаточную производительность для комфортной работы системы в режиме групповой работы.

База данных системы. Должна обеспечивать:

- логическую целостность данных системы при любых действиях со стороны пользователей системы;

- логическое разделение информации для различных групп и категорий пользователей системы;

Клиентские приложения. Состоят из ядра клиентского приложения и функциональных блоков.

Ядро клиентского приложения. Обеспечивает надежную работу пользователей системы с ее функциями. Оно должно обеспечивать:

- подключение пользовательского приложения к СУБД и базе данных системы, организацию обмена данными между клиентским приложением и базой данных. При этом должно поддерживаться как локальное так и удаленное (сетевое) подключение с использованием протоколов TCP/IP или NET BIOS;

- разграничение прав доступа пользователей к данным в соответствии с политикой безопасности на клиентском уровне а также обнаружение и пресечение несанкционированного доступа;

- вывод всех отчетов в программу Microsoft Excel. Для всех выходных форм должны использоваться шаблоны, вторичная настройка которых будет доступна опытным пользователям;

Функциональные блоки клиентских приложений имеют следующий состав:

Блок ввода справочной информации (информационный блок). Предназначен ввода, просмотра, редактирования, печати и т.п. различной информационно-справочной информации о кафедре. Должен обеспечивать: сортировку справочников, отбор по различным реквизитам информации в справочниках, быстрый поиск позиции и выбор элемента справочника для других функциональных блоков;

Блок «учебный процесс» - предназначен для ввода, просмотра, редактирования и печати учебно-организационной документации. Также должен обеспечивать ведение учебно-организационной документации в разрезе различных учебных периодов, печать всей учебно-организационной отчетности;

Блок «Бюджетирование» - обеспечивает ввод плановой и фактической информации по финансовой деятельности кафедры а также составление и печать отчетов;

Сервисный блок. Обеспечивает управление периодами (возврат на предыдущий период, открытие нового периода) по учебному процессу кафедры и бюджетированию. Также должен организовывать обмен данными с другими внешними системами.

Блок анализа. Обеспечивает настройку структуры аналитических документов системы, а также формирование аналитических документов на основании данных в системе по настроенной структуре.

Блок администрирования. Обеспечивает ведение учетных записей пользователей (добавление, удаление), а также назначение ролей пользователям. Принудительное резервирование и восстановление данных системы. Настройка аналитических документов системы. Ведение журнала аудита работы системы.

Информационный обмен между клиентскими приложениями и БД должен осуществляться по стандартному сетевому протоколу (TCP/IP или NET BIOS).

Система должна взаимодействовать со следующими системами:

- АИС «Маркетинг» - для обмена данными о студентах, выпускниках и абитуриентах, а также для передачи информации о рейтинге специальности

- АИС «Деканат»;

- «Бизнес–аналитик» - для выгрузки первичной аналитической информации (рассчитанных аналитических показателей) и загрузки полученных итоговых показателей.

Для универсальности обмена с другими системами необходимо иметь подсистему выгрузки – загрузки в формат XML или Microsoft Excel. Для систем с интенсивным обменом данных необходимо сделать прямую загрузку из баз данных смежной системы и прямую выгрузку в базу данных смежной системы.

В случае необходимости повышения защищенности системы следует настроить защищенный виртуальный канал связи между клиентскими приложениями и базой данных.

В перспективе, в случае интеграции системы вуза в единое информационное пространство, можно выделить следующие функциональные модули с соответствующим функциональным наполнением: АРМ (автоматизированное работчее место) Ректора, АРМ начальника учебного отдела, АРМ декана и т.д.).

Возможен переход на более мощную СУБД, например Oracle, при увеличении потребности системы в быстродействии, надежности и безопасности.

Полный переход на трехуровневую организацию обработки информации в масштабах всей системы.

Далее идут требования к составу и квалификации пользователей системы.

Администратор базы данных системы. Необходимо знание основ реляционных баз данных, языка SQL (желательно диалекта Interbase), знание основ локальных сетей и основ администрирования клиент – серверных СУБД. Умение работать с проектной документацией.

Методист кафедры. Уверенный пользователь ПК, умение работать с Windows GUI приложениями, отличное знание документооборота кафедры и всех тонкостей ее функционирования. Умение работать со справочной системой программных продуктов.

Заведующий кафедрой. Уверенный пользователь ПК, умение работать с Windows GUI приложениями, отличное знание документооборота кафедры и всех тонкостей ее функционирования, умение применять аналитическую информацию для принятия управленческих решений. Умение работать со справочной системой программных продуктов.

Ниже представлены требования к надежности системы.

Срок наполнения базы данных: от 15 лет для автоматизации одной кафедры, от 5 лет при создании единой информационной среды для всех кафедр вуза.

Система должна обеспечивать защиту хранимой информации от несанкционированного доступа и порчи.

Разграничение прав пользователей по уровню доступа к данным, а также логическая целостность данных должны быть обеспечены на уровне базы данных и клиентской части.

В систему должны быть встроены средства криптографической защиты соответствующие ГОСТ 34.10 и 34.11 предоставляющие методы шифрования информационных сообщений и цифровой подписи при передаче информации по откры


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.725 с.