Этапы и правила мозгового штурма — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Этапы и правила мозгового штурма

2017-11-16 276
Этапы и правила мозгового штурма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

- Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

 

 

Дисциплина – литература (в школе), педагогика (институт). Выносится на обсуждение тема (напр.: «Как вы считаете можно ли наказывать детей?» - педагогика) и идет обсуждение. Вот и применяется метод мозгового штурма!!! J

 

Постановка задачи, например, (проф обучение -- дизайн) «Создание эмблемы факультета», агитационного плаката перед выборами и подобное

обсуждения, предложения, ассоциации все в группе.

 

34. Приведите примеры использования педагогических технологий в образовательном процессе (уровень начального и среднего профессионального образования).

 

Педагогическая технология — совокупность процедур и приемов по достижению гарантированного результата. Методика отличается от технологии: технология подразумевает 100% результат и строгую последовательность действий.
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. (Сластенин)

 

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

 

Начальное профессиональное образование. В НПО очень эффективно применение модульного обучения. Туда попадают общеобразовательные предметы, даётся время, объём учебной информации, который ученики должны выучить. В конце его они сдают и переходят на следующий модуль. К концу обучения надо сдать 3 модуля. За них они получают какую-то отметку.

Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

- банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

- методическое руководство по достижению целей;

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля знаний и оценки учебных достижений- рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибку технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

 

 

Дистанционное обучение - способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающими и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей.

Среднее профессиональное образование. Технология дистанционного обучения. Здесь учатся профессионалы-практики, неплохо даётся и теория и практика по профессии, в вузах теории больше. Но практики меньше. Если в СПО учиться в маленьком городе, более эффективно учиться дистанционно, когда есть преподаватель, который разрабатывает курс, присылает его в учебное заведение, ученики учатся, отсылает вопросы преподавателю, тот на них отвечает.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучениии составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте, телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимися образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения ими определенного образовательного ценза.

Технологии дистанционного обучения:

Кейс-технология

В начале обучения, после сдачи предварительных тестов и составления индивидуального плана, каждый учащийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, набор мультимедиа-энциклопедий и обучающих программ на CD-ROM, аудио- и видеокассетах, а также рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по телефону, факсу или электронной почте. По этим же каналам в учебный центр отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий. Два-три раза в неделю, обучающиеся по однотипным программам, собира­ются вместе для участия в семинарах, групповых занятиях или рубежного кон­троля. По окончании обучения лица, успешно сдавшие выпускные экзамены и защитившие выпускные квалификационные работы, получают соответству­ющие документы об образовании.

Интернет-технология

Обеспечение обучающихся учеб­ными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использо­ванием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобаль­ной компьютерной сети Интернет.

Модели СДО, использующие различные традиционные сред­ства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации и пр.

· Обучение по типу экстерната. Обучение, ориенти­рованное на вузовские экзаменационные требования, предназна­чается для студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

· Университетское обучение (на базе одного универси­тета). Студенты в данном случае обучаются не очно (on-campus), a на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информа­ционных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).

· Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качествен­ными и менее дорогостоящими.

· Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специально созданные для целей заочного и дистан­ционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых.

· Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования.

· Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Это также программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории — тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы, специально ориентированными на определенную образовательную, специально нацелен­ными на профилактические программы здоровья.

Проблемное обучение - такая организация учеб­ных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблем­ных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разре­шению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональны­ми знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Программированное обучения - все обучение осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (преимущественно через персональные компьютеры) или безмашинном (программированные учебники, комплекты карт и др.)

 

35. Приведите примеры использования педагогических технологий в образовательном процессе (уровень высшего профессионального образования).

 

Педагогическая технология — совокупность процедур и приемов по достижению гарантированного результата. Методика отличается от технологии: технология подразумевает 100% результат и строгую последовательность действий.
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. (Сластенин)

 

Высшее профессиональное образовани е имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

 

Характеристика возрастных особенностей обучающихся (уровень высшего профессионального образования).

Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается н аивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

 

Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

 

Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

 

За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.

 

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

 

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

 

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

 

 

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

 

Технологии обучения должны учитывать у учащихся достаточно хорошая мотивация к обучению. Здесь не требуется жесткого контроля, но в то же время студенты должны знать, что его контролируют.

 

Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

- банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

- методическое руководство по достижению целей;

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля знаний и оценки учебных достижений- рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибку технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

 

 

Дистанционное обучение - способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающими и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучениии составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте, телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимися образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения ими определенного образовательного ценза.

Технологии дистанционного обучения:

Кейс-технология

В начале обучения, после сдачи предварительных тестов и составления индивидуального плана, каждый учащийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, набор мультимедиа-энциклопедий и обучающих программ на CD-ROM, аудио- и видеокассетах, а также рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по телефону, факсу или электронной почте. По этим же каналам в учебный центр отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий. Два-три раза в неделю, обучающиеся по однотипным программам, собира­ются вместе для участия в семинарах, групповых занятиях или рубежного кон­троля. По окончании обучения лица, успешно сдавшие выпускные экзамены и защитившие выпускные квалификационные работы, получают соответству­ющие документы об образовании.

Интернет-технология

Обеспечение обучающихся учеб­ными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использо­ванием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобаль­ной компьютерной сети Интернет.

Модели СДО, использующие различные традиционные сред­ства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации и пр.

· Обучение по типу экстерната. Обучение, ориенти­рованное на вузовские экзаменационные требования, предназна­чается для студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

· Университетское обучение (на базе одного универси­тета). Студенты в данном случае обучаются не очно (on-campus), a на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информа­ционных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).

· Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качествен­ными и менее дорогостоящими.

· Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специально созданные для целей заочного и дистан­ционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых.

· Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования.

· Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Это также программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории — тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы, специально ориентированными на определенную образовательную, специально нацелен­ными на профилактические программы здоровья.

Проблемное обучение - такая организация учеб­ных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблем­ных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разре­шению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональны­ми знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Программированное обучения - все обучение осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (преимущественно через персональные компьютеры) или безмашинном (программированные учебники, комплекты карт и др.)

 

36. Приведите примеры организации учебно-исследовательской деятельности (по отраслям).

 

Учебно-исследовательская деятельность – деятельность по поиску нового знания, его организация, функционирование, хранение, распространение.

Учебно-исследовательская работа реализуется в виде:

Ø проведение практикумов, педагогической практики, предусмат­ривающих микроисследования, отработки исследовательских умений;

Ø выполнение исследовательских заданий проблемно-исследо­вательского характера при изучении отдельных учебных курсов;

Ø выполнение контрольно-диагностических заданий к учебным программам с целью развития у студентов исследовательского подхода в профессиональной деятельности;

Ø проведение спецкурсов и спецсеминаров, предполагающих раз­работку планов-программ по проблеме, самостоятельное конструирова­ние студентами методик, диагностик, игр, упражнений;

Ø подготовка рефератов, исследовательских работ в рамках учеб­ных дисциплин;

Ø выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;

Ø выполнение дипломных работ и магистерских сочинений.

Внеучебная исследовательская работа, осуществляется в следующих формах:

Ø работа кружков СНО, проблемных творческих групп, исследо­вательских групп, выполняющих исследования по проблемам, связан­ным с научными интересами, как отдельных преподавателей, так и ка­федр в целом;

Ø участие студентов в реализации городских проектов;

Ø проведение студентами исследовательских работ вне рамок университета;

Ø участие в международных исследовательских программах.

В рамках учебных заданий реализуются следующие типы задач:

Учебно-логические задачи: это такие задачи, которые формируют у студентов умения выполнять логические операции - сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение и т.д. Типичный состав таких задач следующий:

Ø отбор материала по заданной теме;

Ø группировка и классификация материала;

Ø установление последовательности отдельных фактов и положе­ний;

Ø выделение основных и второстепенных вопросов;

Ø сравнение и обобщение;

Ø работа с понятиями.

Познавательно-поисковые задачи: это такие задачи и за­дания, в результате которых студент на основе известных ему знаний или способов решения задачи добывает новые для него знания или вы­рабатывает способы решения. Познавательно-поисковые задачи вклю­чают:

Ø разработку структурных схем;

Ø разработку и применение алгоритмов программированных учебных задач;

Ø составление учебно-воспитательных тестов, анкет, опросников;

Ø составление и решение педагогических задач;

Ø разработка учебно-воспитательных мероприятий творческого характера;

Ø рецензирование книг и статей;

Ø написание рефератов, докладов.

Исследовательские задачи: задачи, в ходе выполнения которых студент, решающий познавательную проблему, использует уже известные ему и осваивает новые методы и приемы педагогических ис­следований и в результате их приходит к самостоятельным выводам, представляющим интерес для педагогической теории и практики. В состав таких задач входят:

Ø задания на период педагогической практики;

Ø изучение и обобщение опыта педагога-новатора (написание очерка);

Ø разработка технических средств обучения и проверка эффек­тивности их использования;

Ø написание и защита курсовой работы;

Ø написание и защита дипломной работы.

Курсовые работы. Деятельность по выполнению курсовой работы включает в себя:

Ø выявление проблемы исследования;

Ø формулирование темы работы (основная задача);

Ø составление плана работы (структура);

Ø поиск необходимой информации и ее обработка;

Ø выполнение практической части работы;

Ø оформление текста работы.

Дипломная работа (ВКР). Отражает уровень профессиональной подготовлен­ности выпускника к практической педагогической деятельности, спо­собности вести научные исследования в условиях конкретной образовательной системы.

 

Примеры

Исследование исторических изменений и определение современных тенденций в моделировании и конструировании, как источник разработки новых направлений в искусстве и дизайне. В этом направлении ведется работа со студентами в рамках учебной дисциплины «Моделирование и художественное конструирование» под руководством Леоновой Т.В.. Эта работа ведется в трех направлениях: первое – исследование исторических изменений в моделировании и конструировании всех направлений в моде (одежды, предметов быта, мебели и т.д.); второе - определение современных тенденций в моделировании и конструировании (одежды, предметов быта, мебели и т.д.), анализ и систематизация полученных данных; третье – разработка новых собственных направлений в дизайне.

 

37. Приведите примеры организации рейтинговой оценки в профессиональном обучении.

 

Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно
сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки
достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные
условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников
образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Данная система позволяет получить:

· возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

· возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

· дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

· отражение текущей и итоговой оценкой количества вложенного учеником труда;

· повышение объективности оценки знаний.

Основные принципы системы рейтинговой оценки

· Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

· Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.

Демократизация и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга -показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Пример: Дисциплина – история искусств. В начале семестра студентам выдается список художников, наиболее характерных для разных периодов в искусстве. Каждый студент выбирает какого-нибудь художника и выполняет задания, посвященные изучению его творческой деятельности и эпохе в искусстве, когда он жил. Студентам выдается лист с распределением баллов и оценок:

· Реферат №1, посвященный творческой деятельности художника = 20 баллов.

· Реферат №2, посвященный эпохе в искусстве, когда жил художник = 20 баллов.

· Выступление – защита реферата №1 = 40 баллов.

· Выступление – защита реферата №2 = 40 баллов.

· Составление кроссворда = 15 баллов.

· Составление тестов = 5 баллов.

«5» - 100 баллов, «4» - 80 баллов, «3» - 60 баллов.

Пример. Текущий рейтинг по дисциплине формируется как сумма (с нарастающим итогом) баллов за контрольные работы, лабораторные работы и т. п. Итоговый рейтинг-это сумма рейтингов, полученных за отдельные модули изучаемой дисциплины в семестре, а также дополнительные оценки за проект и призовые баллы.

 

38. Разработайте систему рейтинговой оценки по выбранной Вами дисциплине.

 

Рейтинговая система оценки знанийпозволяет получить:

· возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

· возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

· дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

· отражение текущей и итоговой оценкой количества вложенного учеником труда;

· повышение объективности оценки знаний.

Основные принципы системы рейтинговой оценки

· Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

· Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на
рынке труда.

В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах.

Пример: Дисциплина – история искусств. В начале семестра студентам выдается список художников, наиболее характерных для разных периодов в искусстве. Каждый студент выбирает какого-нибудь художника и выполняет задания, посвященные изучению его творческой деятельности и эпохе в искусстве, когда он жил.

Студентам выдается лист с распределением баллов и оценок:

· Реферат №1, посвященный творческой деятельности художника = 20 баллов.

· Реферат №2, посвященный эпохе в искусстве, когда жил художник = 20 баллов.

· Выступление – защита реферата №1 = 40 баллов.

· Выступление – защита реферата №2 = 40 баллов.

· Составление кроссворда = 15 баллов.

· Составление тестов = 5 баллов.

«5» - 100 баллов, «4» - 80 баллов, «3» - 60 баллов.

 

Пример. Текущий рейтинг по дисциплине формируется как сумма (с нарастающим итогом) баллов за контрольные работы, лабораторные работы и т. п. Итоговый рейтинг-это с


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.