Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил

2017-11-16 528
Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Автоматическая санкция – сами наказываются - ситуация с дорожным движением(координация)

2) Вина – внутренняя санкция, тебя мучает вина

3) Стыд - внешняя – общество тебя стыдит

4) Информационная санкция – Функция нормы заключается не в сдерживании определенного поведения, а в подаче сигнала. Пустяковое нарушение нормы может сигнализировать о возможной ненадежности нарушителя как друга или делового партнера.

Условия эффективности неформальных институтов

1) Размер социальной группы, в которой эти нормы действуют.

2) Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся наказанию.

3) Статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила.

Взаимодействие формальных и неформальных институтов

§ Гармония (обычай совпадает с законом; общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая, согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком, в данном случае горцы с их обычаем кровной мести - исключение).

§ Нейтральность (т.е. обычай не противоречит закону, он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит). Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона, который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать).

§ Рассогласование (формальное – одно, неформальное – другое).

§ Конфликт (Пример: захватчики насаждают свои традиции).

 

47. Типы контрактов и альтернативные способы организации сделки.

Типы контрактов

Критерий Типология Основа отличий Пример
По механизму разрешения споров (гаранту выполнения) 1. Полные (классические) 2. Неполные: · Неоклассические · Отношенческие 1.Самовыполняющиеся, гарант – государство. 2. Гарант - третья сторона 3. Внутри контракта, гарант – сами контрагенты. 1. Операции купли-продажи стандартизованных продуктов в магазине 2. Регулирование естественных монополий. LR связи между сырьевыми, энергетическими и транспортными компаниями. 3. Внутрифирменные отношения
По форме заключению 1.Явные (эксплицитные) 2.Неявные (имплицитные)   1. Заключение происходит в явном виде в устной или письменной форме. 2. Вся процедура контракта подразумевается. ?

 

Сравнительная характеристика классического, неоклассического

И отношенческого контрактов

Характеристики контракта Классический Неоклассический Отношенческий
Срок Краткосрочный Может быть долгосрочным Долгосрочный
Механизм пролонгации Отсутствует, Самоликвидирующий контракт Предполагается Имеется
Формализа ция Формализованный Формализованный Как правило, неформальный
Механизм защиты Защищен с помощью третьей стороны – суда Защищен с помощью третьей стороны – специализированного суда Самовыполняющися
Стандартность Стандартный Нестандартный Нестандартный
Полнота Полный Неполный Неполный
Механизм адаптации Отсутствует Имеется Имеется, играет важную роль

 

 

Классический контракт

n двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах.

n Срок контракта краткосрочный;

n отношения между сторонами обезличенные, четко определены и прекращаются после завершения сделки;

n устных договоренностей классический контракт не признает;

n участия третьей стороны договор не предусматривает;

n решение спора происходит в судебном порядке;

n компенсация осуществляется преимущественно в денежной форме.

n рыночные альтернативы являются инструментом защиты каждой стороны классического контракта от оппортунистического поведения.

n Классические контракты – это…

n Контракты с участием активов общего назначения

n Контракты в условиях низкой степени неопределенности

n Пример: покупка товаров, стандартного оборудования или сырье

n Структура управления классическим контрактомрынок.

Неоклассический контракт

n договор о принципах сотрудничества.

n Среднесрочный контракт;

n признание и учет контрактной неполноты;

n личные отношения играют важную роль;

n на стадии заключения контракта меньше значения придается цене и качественным характеристикам и больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон, приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам и прекращение отношений;

n механизм разрешения конфликтов: участие третьей стороны (Арбитраж, Третейский суд)

n Неоклассические контракты – это…

n Однократные сделки с участием специфических активов

n Структура управления сделкой, которая соответствует неоклассическому контракту – это гибридная (смешанная форма):

n комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений.

n В гибридных формах достигается компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам.

n Примеры гибридных форм:

n - долгосрочные контракты;

n - эксклюзивные дилерские контракты;

n - связанные продажи;

n франчайзинг.

Отношенческий контракт

n долгосрочные партнерские отношения.

n Участники отношений не пытаются принять во внимание все возможные будущие обстоятельства.

n Прошлые, настоящие и ожидаемые будущие личные отношения имеют важное значение.

n Неформальные условия преобладают над формальными.

n Роль репутации;

n Взаимные уступки;

n Механизм страхования в случае шоков.

n При отношенческом контракте ни суды, ни арбитр не обеспечивают эффективного разрешения споров. Частный порядок решения споров.

n Способ организации сделки при отношенческом контракте – это иерархия, административное управление в рамках одной организации.

n Пример: трудовой контракт, покупка заказного сырья, перемещение продукта по смежным стадиям

Теория неполных контрактов

Предпосылки

n Совершенная рациональность

n Симметричное распределение информации между участниками

n Неполнота контракта

n Инвестиции в специфические активы

ПРИМЕРЫ

n Фирма и работник

- Инвестиции в человеческий капитал

n Владелец квартиры и квартиросъемщик

- Инвестиции в обустройство квартиры

n Заказчик и поставщик

- Технологические инвестиции

 

48. Институциональные аспекты рыночных реформ в России.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Исследования институционалистов показали, что развитие включает в себя не только экономическую подсистему, но и широкий спектр неэкономических переменных, включая формальные и неформальные институты, культуру и всю систему ценностей, без которой полноценное развитие невозможно (см. рис.).

В центре их внимания оказались не только проблемы роста душевого дохода, но и устранение абсолютного и относительного обнищания, сокращение неравенства, увеличение занятости и рост качества трудовых ресурсов и человеческого капитала в целом. Фактически, благодаря их усилиям стало очевидно, что экономическое развитие невозможно без глубоких изменений всей системы экономических институтов, социальных и политических отношений.

Конечно, все эти факторы взаимосвязаны и испытывают не только прямое, но и обратное влияние.Более того, они находятся под влиянием мирового сообщества и прежде всего международной торговли и перемещения факторов производства из страны в страну.

Быстро растущие цены на нефть в совокупности с ростом экономической активности государства на определенном этапе компенсировали негативное воздействие предпринимательского климата на экономический рост. Однако анализ наиболее острых проблем, сдерживающих возможности экономического роста в России, позволяет говорить о проблеме низкой деловой активности, связанной с неблагоприятными факторами деловой среды и государственного регулирования, и проблеме низкой внутренней конкуренции как центральных недостатках российского рынка. Основными негативными факторами в этой сфере являются:

1) чрезмерное неравенство прав рыночных агентов,

2) барьеры входа на рынок для новых компаний,

3) искажающее влияние государственного и монопольных секторов,

4) чрезмерное и неэффективное регулирование,

5) коррупция,

6) недостаточные темпы реструктуризации старых компаний, получающих государственную поддержку в разных формах.

 

 

49. QWERTY эффекты и эффекты обусловленности предшествующим развитием. Эффект блокировки.

QWERTY-эффект - продолжение применения не самых эффективных технологий, что обусловлено влиянием случайного выбора на начальном этапе их использования и закрепляется вследствие «эффекта блокировки» альтернативных путей технологического развития. Под QWERTY-эффектами в современной научной литературе подразумевают все виды сравнительно неэффективных, но устойчиво сохраняющихся стандартов, которые демонстрируют, что «история имеет значение».

Эффект блокировки – создание препятствий изменению правил индивидами и организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил.

 

- path dependence - «рационализация рационализации», глубокая зависимость от траектории предшествующего развития; общество воспроизводит социокультурные институты, постепенно внося в них изменения.

Далеко не всегда эволюционно возникшие институты эффективны в обеспечении совершения сделок с минимальными издержками. Ключевой момент в определении эволюционного варианта заключается в воспроизводстве в писаном праве тенденций, сложившихся на уровне обычаев и традиций, и нет никаких гарантий того, что сложившиеся вчера традиции придутся к месту при совершении сделок сегодня. Здесь уместно вспомнить определение институтов, данное еще Вебленом: институты — «это привычный образ мышления людей, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго» 14. Отмеченный инерционный характер эволюции получил название зависимости от предшествующей траектории развития, или эффекта исторической обусловленности развития (path-dependency). О такой зависимости говорят в том случае, если «вчерашние институциональные рамки остаются значимыми и ограничивают варианты выбора сегодня и в будущем» 15. Выражаясь кратко, «история значима».

Примеров, позволяющих убедиться в неоднозначности результатов естественной эволюции институтов, достаточно много. С одной стороны, принцип формализации традиции, или в более широком смысле прецедента, лежит в основе общего права. Именно Англия и ее колонии сумели создать правовую систему, наиболее эффективную в обеспечении экономического взаимодействия с наименьшими трансакционными издержками (в расчете на одну сделку). С другой стороны, и тупиковые варианты институционального развития могут самовоспроизводиться бесконечно долго, как

показывает исторический опыт Испании, Португалии и латиноамериканских стран, правовая система которых отражает традиции меркантилизма 16. Зафиксированные в праве нормы меркантилизма способствуют ориентации на получение прибыли только в краткосрочном периоде не с помощью продуктивной, а нацеленной на перераспределение деятельности (норма простого утилитаризма и поиск ренты). Как отмечает Э. де Сото, «перуанское общество страдает от последствий правовой системы, основанной на перераспределительных сделках... Наше настоящее есть результат длительной меркантилистской традиции, пришедшей из Испании»

 

50. Нефтегазовый сектор российской экономики – особенности институциональной структуры и направления трансформации.

51. Провалы рынка и роль государства в их нейтрализации. Особенности провалов рынка в российской экономике.

 

Провал (несовершенство, изъян) рынка это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии).

В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно склады­вающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). В результате общество в целом несет потери.

Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором — в потен­циальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налагаемых государством.

При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Второе в свою очередь также может вызывать потери, но организованное на основе закона принуждение является, в принципе, адекватным инструментом преодо­ления изъянов рынка. Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. Именно она имеет место при законода­тельном запрете монополизации. Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении.

Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц или организаций исключительными правами в сфере производства определенных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает легальную монополию.

Классические примеры асимметрии информации дает сфера здравоохранения. Асимметрия информации есть и во многих других областях экономической деятельности, например, в сфере образования. Проблема информационной асимметрии частично решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финасовой сфере.

При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды.

Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер послед­них определяется особенностями государственных финансов, формируемых по большей части за счет налогов, т.е. установленных законом обязательных платежей.

Изъяны свойственны рынку, но также и государству. Государственное вмешательство далеко не всегда обеспечивает Парето-эффективность. При прочих равных условиях, чем активнее государство, тем более вероятны его провалы, ведущие к потерям эффективности. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка также неизбежны потери.

52. Особенности и историческая обусловленность институционального развития России, основные определяющие факторы.

В рамках общей теории институциональных трансформаций было показано, что институциональное развитие России — это последовательное чередование исторических циклов, в которых базовые институты раздаточной экономики приобретали адекватные формы, позволяющие отвечать на вызовы конкретного этапа в развитии России (см. рис.1). Между этими циклами располагались трансформационные фазы, институциональная среда которых носила квазирыночный характер.

Рис.1. Институциональная траектория развития России

I цикл длился с конца IX в. и до конца XII в., процесс первичной трансформации пришелся на XIII – XV вв. Основу хозяйства этого цикла составлял общинный раздаток. В рамках общины старейшина распоряжался ресурсами, распределял занятия, раздавал пищу и одежду с учетом жалоб членов общин. Управление государством осуществлялось князьями с помощью урочного механизма, при котором сбор дани осуществлялся на основе установленного «урока». Этот механизм обеспечивал выполнение функций управления и обороны князем с его дружиной.

II цикл охватывал XV-XIX вв., очередная трансформация происходила с 1861 по 1917гг. В этот период господствовал поместный раздаток, при котором вся земля и средства производства раздавались ступенчато: государство наделяло помещиков, а они – крестьян. Потоки сдач также были двухступенчатыми: один – в государственную казну в виде податей и повинностей, а другой поток в виде оброка и барщины направлялся помещику на основе крепостного права. При этом помещики были обязаны служить по военным и хозяйственным делам государства на основе поместного права. В этот период окончательно сложилась ведомственная система, когда управленческие функции были закреплены за определенными ведомствами, принимавшими решения с учетом челобитных от всех слоев населения.

III цикл продолжался с 1917 до 1990гг. и базировался на административном раздатке, затем последовала третья трансформационная фаза с 1991 по 2000гг. В этот цикл общественно-служебная собственность приобрела характер государственной, т.е. была прекращена раздача объектов в условное владение. В рамках этой собственности вся произведенная продукция сдавалась, а все ресурсы раздавались на основе государственного плана. Иерархическая модель управления упорядочивала хозяйственную жизнь по территориально-отраслевому принципу. Многоуровневость управляемого объекта породила к жизни многоканальную систему приема жалоб, обеспечивающую обнаружение узких мест.

В каждом институциональном цикле выделяются четыре фазы с определенными механизмами и типовым сюжетом. Начало цикла – это перинатальная фаза, она протекала в борьбе и конфликтах, которые являются следствием реализации трех механизмов: национализации, коллективизации и социальной фильтрации.

С помощью механизма национализации государство осуществляло процесс изъятия имущества у частных лиц (с компенсацией или без) и перевод его в общественно-служебную собственность. В процессе национализации происходило принятие новых норм и правил функционирования всей экономики. Национализация подкреплялась механизмом коллективизации, посредством которого частные организации преобразовывались либо в государственные, либо в огосударствленные (кооперативные, арендные, откупные) формы. С помощью механизма социальной фильтрации частные лица возвращались на службу государства независимо от их прежнего социального статуса. Для лиц, отказывающихся осуществить переход на государственную службу и оказывающих сопротивление, включался репрессивный механизм как составная часть механизма социальной фильтрации.

За перинатальной следует структурированная фаза – основной период институционального цикла, в рамках которого работают базовые институты раздаточного типа в конкретно-исторических формах. Институциональное ядро переходит в устойчивое состояние, и происходит замена механизмов перинатальной фазы базовым хозяйственным механизмом, включающим единую систему нормативов, ведомственную систему управления, установленную Центром систему цен, общехозяйственное штатное расписание, систему обязательной регистрации по месту жительства, директивные производственные задания, государственную форму хозяйственных организаций, безналичную систему финансирования, обеспечение жильем и социальными благами лиц, состоящих на службе у государства.

Эти элементы базового механизма раздаточной экономики имели место на всех трех институциональных циклах, но в разных исторических формах. На первом цикле действовал урочный механизм, на втором – тягловый, на третьем – плановый. Каждая форма базового механизма – это результат адаптации к новым трудовым отношениям, усовершенствованным технологиям, расширению экономического пространства.

Фаза институционального исчерпания представляет собой завершение структурированной фазы. В ней происходит осознание неэффективности конкретной трудовой модели и проводится серия реформ. Но в отличие от реформ предыдущей фазы, направленных на усиление раздаточного характера экономики, реформы фазы исчерпания предоставляли все большую самостоятельность низовым субъектам хозяйствования. Но такое внедрение «хозрасчета» запускало стихийно действующий механизм перераспределения ресурсов от непосредственных производителей к управленцам всех уровней. Этот латентный механизм действовал на протяжении всей фазы институционального исчерпания и, в конечном счете, приводил к социальной поляризации управляемых и управляющих.
Увеличение управленческого слоя и геометрический рост затрат на его содержание, с одной стороны, снижение реальных доходов населения и усиление кризисных тенденций в экономике, с другой, вызывало политическую нестабильность и неизбежность осуществления радикальных мер по изменению соотношения базовых и компенсаторных институтов, введению частной собственности и отношений купли-продажи как базовых. Тем более что для преодоления нарастающего кризиса, институт рыночной торговли и частного предпринимательства спонтанно расширял спектр действия в нелегальных теневых формах. Логическим завершением этой серии реформ становилось включение механизма приватизации, с помощью которого объекты общественно-служебной собственности передавались в частные руки. Тем самым окончательно ликвидировалась доминирующая роль раздаточных институтов.

 

53. Проблема вымогательства (hold-up problem) в российской экономике.

Другая форма оппортунистического поведения - "вымогательство" Подобное поведение провоцируют сделки, касающиеся инвестиций в специфические ресурсы. Они могут становиться источником двусторонних монополий.

Возьмем, к примеру, рабочего, приобретшего за много лет сотрудничества с одной и той же фирмой какие-то уникальные навыки. С одной стороны, на любом другом месте его квалификация и мастерство имели бы меньшую ценность, а значит, и заработная плата была бы ниже.

С другой стороны, и фирма получает от него большую отдачу, чем от любого новичка, не знакомого со спецификой ее деятельности. Рабочий и фирма становятся в известной мере незаменимыми, "взаимоспециализированными" друг по отношению к другу.

В условиях двусторонней монополии, когда ни одному из участников нельзя найти адекватной замены на рынке, возникает дополнительный чистый доход - квазирента, которая должна каким -то образом делиться между ними. Но существует она лишь до тех пор, пока длится

сотрудничество. Расторжение или невозобновление сделки грозит полной потерей капитала, воплощенного в специальных активах.

Это и создает почву для "вымогательства". У каждого из партнеров появляется возможность шантажировать другого угрозой прервать с ним деловые отношения. Например, фирма может пригрозить опытному рабочему увольнением, если он не пойдет на снижение заработной платы.

Землевладелец может шантажировать компанию, которая выстроила на его участке завод, расторжением арендного договора.

Цель такого вымогательства - присвоение всей квазиренты или, по крайней мере, резкое увеличение своей доли в ней.

54. Причины и следствия неудач модернизации в России. Исчерпанность традиционной модели российской модернизации.

Проведенный анализ показал, что перед нашей страной стоят грозные вызовы, угрожающие ее насущным интересам, ее будущему. Эти вызовы требуют радикальных перемен во всех компонентах общественной, экономической и социально-политической жизни нашей страны. Перемены такого масштаба, как показывает практика, можно осуществить лишь в рамках большого модернизационного проекта. Собственно, учитывая вовлеченность нашей страны в процессы глобализации, международных политических и экономических отношений, модернизации России нет альтернативы.

В теории модернизации часто рассматриваются схемы «навязанной» извне модернизации. Учитывая показанную выше высокую значимость для россиян ценности национального суверенитета, вариант «навязанной» извне модернизации влечет за собой разрушение социальной и национальной идентичности активных слоев российского общества, скорее всего, России в целом. Трудно себе представить, что сегодня, вновь как в 90-е годы, Россия без военного поражения сможет принять «навязанную» извне модель модернизации. Ввиду крайне малой вероятности такого сценария, мы далее не будем рассматривать эту альтернативу. Подлинная альтернатива состоит не в отказе от модернизации, а в способе ее проведения: либо Россия модернизирует себя в рамках внутренне органичного проекта, либо ее будут модернизировать по чуждым ей схемам, ведущим к неизбежному кризису. Но это означает, что Россия не может отказаться от разработки модернизационного проекта, ориентированного на поиск комплексного ответа на глобальные и внутренние вызовы.

Для того, чтобы оценить препятствия, стоящие на пути модернизационного проекта, прежде всего, динамичного социально-экономического развития страны, выявления основных факторов, определяющих характер этого развития, Совет по национальной стратегии под руководством автора Доклада провел масштабное экспертно-модельное исследование с участием ведущих экспертов /2/.В нем были проанализированы факторы, наиболее существенно влияющие на темпы и качество экономического роста - важного, хотя и не единственного индикатора модернизационного проекта.

Исследование показало, что основные препятствия для динамичного развития отечественной экономики: слабость государственной поддержки институциональных норм; неопределенность и непоследовательность государственной экономической политики. Имитационные исследования с использованием созданной модели показали, что устранение этих «барьеров» открывает новые возможности для повышения темпов экономического роста. Таким образом, главная проблема модернизации – новое качество государства.

Сегодня, когда обсуждаются пути комплексной модернизации, как экономического механизма России, так и необходимых для нее социально-политических институтов, все яснее, что прежний путь навязанной идейно вдохновленной или авторитарной модернизации ведет в тупик.

Назрел стратегический поворот к иной, рационально-генетической парадигме, к модернизации снизу. Этот выбор носит не только негативный характер: иные парадигмы были отброшены в результате нашего анализа. Здесь имеются веские позитивные аргументы.

Выше мы показали, что модернизационный проект должен основываться на рациональном анализе актуальных проблем развития нашей страны, на их демократическом обсуждении, на широком консенсусе относительно целей и задач такого проекта, а также на генетически ориентированной институциональной поддержке инициативы различных социальных субъектов.

Без такого поворота – нет шанса на выживание России в условиях жесткой глобальной конкуренции. Модернизация снизу – не гарантия легкого успеха. На этом пути много проблем, но главное преимущество модернизации снизу - шанс избежать тотального отчуждения государства от общества, не доводить локальных проблем развития до полномасштабного кризиса, угрожающего будущности России.

 

 

55. Институциональные условия преодоления «ресурсного проклятия».

Какую роль играет нефтяной сектор в формировании рентоориентированного поведения российских экономических субъектов, охватывающего всю систему?

Информация к размышлению: По оценкам Российской академии наук, ВВП России на 82% состоит из стоимости природных ресурсов, 12% приходится на амортизацию (потребление капитала) и только 6% обеспечивается непосредственным живым трудом. Проще говоря, 82% ВВП нашей страны формируется за счет природных богатств: нефть, газ, уголь, металл, древесина и т.д.

Несмотря на все положительные черты развивающейся экономической системы России: стабильный экономический рост, рост доходов российских компаний и бюджета РФ, рост потребительских доходов населения, увеличение притока иностранных инвестиций, увеличение Резервного фонда ФНБ, ЗВР, сокращение внешнего долга, – российская экономика – неустойчива и неэффективна. И логика данного вывода основывается на теории проклятия ресурсов, или парадокса изобилия.

Причинами, порождающими проклятие ресурсов, могут быть:

* снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;

* высокая изменчивость доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;

* ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, связанные с притоком «лёгких» денег в экономику.

Все три из перечисленных выше причин можно выявить в российской экономической системе.

Каким бы ни был этот выход, он не заключается в принятии ужесточающих мер по борьбе с коррупцией. Коррупция в российской экономике – это лишь симптом более сложной и затяжной болезни, берущей свое начало из сырьевого сектора экономики.

Если обобщить предложения, выдвигаемые для разрешения проблемы сырьевой ориентации экономики России, то существуют два взгляда на проблему: следует, либо провести полную приватизацию нефтегазового сектора, либо национализировать его полностью.

Сторонники огосударствления нефтегазового сектора исходят из того, что полагаться на «невидимую руку» нельзя, что следует исходить из критериев наибольшей эффективности.

Сторонники передачи нефтегазового сектора в частные руки исходят из показаний статистики по другим странам и концепции «венесуэльской болезни».

Стоит заметить, что приводимые доводы сторонников решения данной проблемы либеральным путем – кажутся убедительными. Так, статистика показывает, что в странах, где работают частные нефтяные компании, ВВП на душу населения растет, что национализация нефтегазовой отрасли в Венесуэле привела к катастрофическому падению показателя ВВП на душу населения («венесуэльская болезнь»).

56. Институциональные соглащения в условиях естественной монополии. Проблемы дерегулирования естественных монополий.

Ключевым фактором функционирования естественно-монопольных рынков в ограниченной конкурентной среде должно стать формирование стимулов к смене институтов. Институциональная трансформация находится в зависимости от экономических преобразований и степени институционального реформирования в сопряженных отраслях национальной экономики;

Принципы экономического реформирования естественно-монопольных отраслей:

* принцип равных возможностей входа в отрасль всех потенциальных конкурентов;

* принцип нейтральности позиций регулирующих органов;

* поддержание экономических стимулов эффективного функционирования доминирующей фирмы.

Последовательное применение этих принципов является важнейшей предпосылкой для формирования эффективной системы конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках.

. Для того, чтобы тарифообразование было эффективным механизмом государственного регулирования деятельности естественных монополий, необходимо, чтобы была выстроена следующая система: долгосрочные инвестиционные программы естественных монополий → долгосрочные тарифные решения → обеспечение доходности на вложенный капитал. В этом случае тарифы будут реально обеспечивать потребности естественных монополий и делать инфраструктурные монополии инвестиционно привлекательными отраслями экономики. Но при этом важно учитывать реальные возможности потребителей оплачивать услуги естественных монополий.

Интересы субъектов экономической деятельности в государственном регулировании субъектов естественных монополий

57. Институциональное наследие командно-административной системы и его влияние на рыночные преобразования в России.

Постсоциалистические страны унаследовали от предыдущей системы много

серьезных экономических проблем, такие как:

1. Полная или почти полная национализация, резко сузившая роль частных

сбережений и прямым, либо косвенным образом ограничившая частную

хозяйственную деятельность. Непосредственным ее следствием было

инвестирование за счет бюджетных или квазибюджетных средств (внебюджетные

фонды, средства объединений и отраслевых министерств, целевые кредиты

Центрального Банка), лишь дополняемое инвестированием за счет прибыли самих

предприятий и сбережений населения;

2. Существование огромных структурных диспропорций, являющихся, прежде

всего следствием политики автаркии государственного регулирования цен и

централизации инвестиционных решений. Отсутствие конвертируемости валют,

государственный контроль за ценами, торговые ограничения и государственная

монополия во внешней торговле были факторами в большей или меньшей степени

отгораживающими эти страны от мирового рынка;

3. Огромный груз социальных обязательств государства, несоизмеримый с

уровнем экономического развития этих стран.

Страны СНГ и балканские страны начали комплексные попытки стабилизации и

системных реформ позже и не всегда последовательно. Некоторые из них (Россия,

Украина, Румыния) неоднократно приступали к процессу достижения

макроэкономической стабильности.

С формальной точки зрения набор форм собственности и владе


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.