Сущность и инфраструктура рынка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сущность и инфраструктура рынка

2017-11-17 165
Сущность и инфраструктура рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Товарное обращение неразрывно связано с рынком. Рынок есть категория товарного производства и обмена.

 

В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:

- рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов (иными словами, отношение спроса и предложения);

- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Для ясного понимания рынка как экономической категории необходимо учитывать его роль в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

 

 

Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги; т.е.

Во-первых, рынок - это не только место и процесс купли - продажи, т.е. обмена товара на деньги или товара на товар. Рынок - это одновременно система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающих при покупке и продаже товаров. Такие отношения, являясь «невидимыми» для глаз, носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими.

Во-вторых, полезность или значимость труда изготовителя товара получает свое окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на какой-либо другой товар). Если этого не происходит, то такой товар и труд, затраченный на его изготовление, оказываются ненужными и бесполезными.

Отсюда следует, что рынок представляет собой сферу отношений обмена между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием затраченного труда на создание вещи (услуги).

 

 

Рынок представляет собой способ связи обособленных товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Это проявляется в следующем:

1) рынок информирует товаровладельцев о состоянии дела во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни;

2) он определяет общественную полезность товаров;

3) указывает направления и характер изменения производственных программ.

Сущность рынка раскрывается в его основных функциях.

 

Функциями рынка являются:

1. Ценообразующая - определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;

2. Репродуктивная - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса

3. Стимулирующая - побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов

4. Регулирующая - оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие спроса и предложения, а также других пропорций;

5. Контролирующая рациональность производства уровнем цен;

6. Конкурентная - формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;

7. Санирующая - обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции;

8. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

9. Коммуникативная - согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей

10. Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности

11. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

 

Реализация всех функций рынка в их единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.

Как функционирующая система, рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации).

Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка (и движения на нем цен) на основе конкуренции между ними с целью решения трех основных задач рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить (при этом главная задача – получение прибыли или максимизация полезности).

 

 

Формирование рыночного механизма хозяйствования предполагает реализацию определенных условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1) необходимое многообразие форм собственности и форм хозяйствования

2) свобода ценообразования

3) обеспечение свободы выбора

4) свобода предпринимательской деятельности

5) наличие конкурентной борьбы между различными субъектами предпринимательской деятельности

6) существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством

7) необходимо наличие рыночной инфраструктуры

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.

Структура и виды рынков

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка и взаимодействие всех его компонентов.

Экономическая структура рынка определяется:

1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности);

3) особенностями сферы товарного обращения;

4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; I

5) видами торговли, используемыми в стране

 

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют:

а) рынки товаров. Они делятся на рынки средств производства и рынки предметов потребления.

б) рынки услуг (инновационных, технических, коммунально-бытовых, информационных).

в) рынки факторов производства: земли, труда и капитала. Рынок земли охватывает куплю продажу земли и природных ресурсов. Рынок капиталов охватывает средне и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов.

д) рынок недвижимости.

2. По масштабам и территориальным границам выделяют:

а) местный (локальный) рынок,

б) национальный (внутренний),

в) мировой (внешний) рынок.

3. По сферам действия выделяют:

а) межотраслевые рынки;

б) внутриотраслевые рынки.

4. По формам собственности различают:

а) рынок государственной торговли;

б) кооперативный рынок;

в) частный рынок.

5. По степени ограничения конкуренции выделяют:

а) рынок свободной конкуренции,

б) монопольный рынок,

в) олигопольный рынок, д) рынок монополистической конкуренции.

6. По видам субъектов рыночных отношений выделяют:

а) рынки оптовой торговли,

б) рынки розничной торговли,

в) рынки государственных закупок сельхозпродукции

7. По механизму функционирования различают:

а) неразвитый рынок (рыночные отношения здесь носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер

б) свободный рынок (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей);

в) монопольные рынки

г) регулируемый рынок (с помощью рыночных механизмов или государством)

8. По степени насыщенности выделяют:

а) равновесный рынок (спрос и предложения примерно совпадают);

б) дефицитный (спрос превышает предложение) - рынок продавца;

в) избыточный (предложение превышает спрос) 1 рынок покупателя.

9. С учетом соблюдения законности в экономике выделяют:

а) легальные, официальные рынки;

б) нелегальные, «теневые» рынки.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.