Формирование интонационной стороны речи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование интонационной стороны речи

2017-11-17 931
Формирование интонационной стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование интонационной стороны речи

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Средством театрализованной игры

 

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3  
Глава 1. Проблема формирования интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи………………………………. … 8    
1.1   1.2 Характеристика интонационных возможностей детей дошкольного возраста…………………….………………….. 8 Формирование интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………... 18    
1.3 Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………. 27    
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………... 31  
2.1 Изучение состояния интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР (констатирующий этап)……………….. 31  
2.2 Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры (формирующий этап исследования)………………………… … 41  
2.3 Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования)……….. 46  
Заключение……………………………………………………..………… 53  
Список литературы  
   
       

Введение

Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.

В настоящее время достаточно хорошо изучены вопросы формирования у детей звукопроизношения и слоговой структуры слов, как одних из главных задач звуковой культуры речи (А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др.). Процесс овладения интонацией не подвергался столь тщательному изучению, так как считалось, что дети почти без обучения овладевают интонационной стороной речи, естественным путём в процессе общения с взрослыми. Может, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В то же время, многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовки к выступлениям: на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Лопатина, О. И. Яровенко и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР интонационных средств языка и речи. Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления.

Процесс становления интонационной системы, как сложного многокомпонентного языкового явления, должен быть опосредован специальной целенаправленной педагогической работай, так как только под воздействием среды и обучения ребёнок переходит к осознанному использованию интонационных средств, присущих формам зрелой речи.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ОНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. Проблема преодоления общего недоразвития речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

С учётом актуальности проблемы и её педагогической значимости сформулирована тема исследования: «Формирование интонационной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной игры».

Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей.

В связи с этим определена проблема исследования, которая заключается в изучении интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и определение направлений логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – интонационная сторона речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования – процесс формирования интонационной стороны речи детей с ОНР.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что процесс формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективен, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи у испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ОНР.

4. Оценить степень эффективности разработанной системы мер по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области общих и специальных педагогических и лингвистических работ по проблеме исследования,

- педагогический эксперимент,

- обработка и обобщение полученных результатов (количественный и качественный анализ данных).

Методологическую основу исследования составили:

- основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, принцип развития, взаимосвязи, детерминизма и др.);

- концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности [18];

- лингвистические представления об интонации как о сложном супрасегмантном явлении (Л. Р. Зиндер [23], Н. Д. Светозарова [44], И. Г. Торсуева [47], Л. К. Цеплитис [52], Л. В. Щерба [58] и др.);

- научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А. Н. Гвоздев [15], Р. В. Тонкова-Ямпольская [46], О. И. Яровенко [59]).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь-декабрь 2009г.) – осуществлён анализ лингвистической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.

На втором этапе (март-апрель 2010 г.) – проведён ряд последовательных действий; теоретическое обоснование методики диагностического исследования, констатирующий эксперимент и его анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

На третьем этапе (сентябрь 2009-февраль 2011г.) – проведено экспериментальное обучение, проанализированы результаты формирующего эксперимента.

На четвёртом этапе (февраль-март 2011г.) – обработаны полученные данные, сформированы исходные положения и выводы.

Организация исследования.

Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Канаш, в нем принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Апробация результатов.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на педсовете в МДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш (апрель 2011г.).

 


У детей с нарушениями речи

Заключение

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Целью данной работы явилось выявление особенностей интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и направление логопедической работы по формированию интонационной стороны речи в системе коррекционного воздействия.

В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области речи. Мы пришли к выводу о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация – это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).

Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

– подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР;

– провели констатирующий и контрольный эксперимент, дали анализ полученных данных;

– подобрали и систематизировали игровой материал для работы над интонационной стороной речи.

Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются не сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание в репликах интонации сообщения. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.

Исследование показало, что для большинства детей с ОНР свойственны средний и низкий уровни сформированности интонационной стороны речи. С этой целью нами была разработана программа направленная на формирование интонационной стороны речи у детей с ОНР. В основу неё были взяты театрализованные игры.

Цель формирующего эксперимента: формировать умение пользоваться основными компонентами интонации, такими как темп, ритм, мелодика, пауза.

Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень интонационной стороны речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

Контрольный этап эксперимента ярко продемонстрировал динамику в сторону повышения показателей сформированности интонационной стороны речи и доказал достаточно высокую эффективность проведённой работы. Для большинства детей стали свойственны средний и высокий уровни сформированности интонационной стороны речи. Развитие интонации детей с нарушениями речи в процессе игр привёл к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы.

Поведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в рамках реализации выявленных и систематизированных педагогических условий. Перспективу нашего исследования мы видим во внедрении программы в практику работы дошкольных образовательных учреждений по развитию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР.

В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более успешным, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

Литература

1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М.: Просвещение, 1991. – 150 с.: ил., табл.

2. Артемов, В. А. Психология речевой интонации: лекции к спецкурсу / В. А. Артемов. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.

4. Белякова, Л. И. Заикание: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дъякова. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2003. – 304 с.: ил., табл.

5. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1996. – 212 с.

6. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников / Е. А. Борисова // Логопед. – 2005. - № 1. – С. 17–23.

7. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2003. – 280 с.

8. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 447 с.

9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: книга для логопеда / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с.

10. Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр / В. Н. Всеволдский – Гергросс. – М.: Наука, 1992. – 182 с.: ил.

11. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выготская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.: ил.

12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – 3-е изд., переаб. – М.: Союз, 2006. – 224 с.

13. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

14. Гаврилова, Н. В. Игровые упражнения в организации театрально – игровой деятельности младших школьников / Н. В. Гаврилова // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 80-83.

15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – 4-е изд., перераб. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.: ил., табл.

16. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - № 6. – С. 18-21.

17. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно – методическое пособие / [гл. ред. О. С. Ушакова]. – М.: Изд-во АО Совер, 1997. – 146 с.

18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – 2-е изд., перераб. – М.: Лабиринт, 2001. – 370 с.

19. Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 1978. - № 4. – С. 73–83.

20. Жога, Л. Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада / Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова, Л. А. Рукасуева // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 46–75.

21. Жулина, Е. В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи / Е. В. Жулина // Логопед. – 2008. - № 5. – С. 111–119.

22. Зееман, М. В. Расстройства речи в детском возрасте / М. В. Зееман. – М.: Медгиз, 1962. – 402 с.

23. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи: учеб. пособие для студ. филол. факультетов / Л. Р. Зиндер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

24. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. Пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – 6-е изд., перераб. – М.: Флинта Наука, 2000. – 200 с.

25. Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи: пособие для учителей / С. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

26. Исенина, Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / С. Ф. Исенина. – Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1983. – 78 с.

27. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. – 1995. - № 5. – С. 72-79.

28. Линчук, Л. А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы / Л. А. Линчук // Логопед. – 2007. - № 6. – С. 84-88.

29. Логопедия: методические традиции и новаторство: [сб. ст.] / гл. ред. С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во ЛадКом, 2003. – 246 с.

30. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2007. – 703 с.: ил.

31. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 192 с.

32. Лопатина, Л.В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стёртой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. Н. Позднякова // Логопедия. – 2004. - № 1. – С. 36-43.

33. Максаков, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 1. – С. 9-16.

34. Махнева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Махнева. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 171 с.

35. Николаева, Т. М. Языкознание и паралингвистика / Т. М. Николаева, Б. А. Успенский; [под ред. Т. М. Николаевой]. – М.: Наука, 1990. – 128 с.

36. Овчинникова, Е. В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников / Е. В. Овчинникова // Логопед. – 2006. - № 3. – С. 44-48.

37. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – 6-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 445 с.: ил. – (Справочник).

38. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2007. - № 1. – С. 36-42.

39. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. № 5. – С. 57-62.

40. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Владос, 2004. – 272 с.: ил.

41. Радионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников / Ю. Н. Радионова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 7-13.

42. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет. сада / под редакцией Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.: ил.

43. Селивёрстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селивёрстов. – М.: Владос, 2000. – 208 с.

44. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. – Ленинград: Изд-во Лен. ун-та, 1982. – 176 с.

45. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. ЛКИ, 2010. – 504 с.

46. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. – С. 24-29.

47. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – 2-е изд. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 112 с.

48. Трошин, О. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / О. В. Трошин // Логопед. – 2006. - № 1. – С. 4-10.

49. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М.: Владос, 2000. – 314 с.

50. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей / М. Е. Хватцев. – М.: Владос, 2000. – 88 с.

51. Хватцев, М. Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов выс. пед. учеб. заведений: в 2 кн. / М. Х. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 293.: ил.

52. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. – Рига: Зинатне, 1974. – 139 с.

53. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1995. – 239 с.

54. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. – С. 76-81.

55. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – 160 с.

56. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – 2-е изд. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 222 с.

57. Шишкова, М. И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М. И. Шишкова // Логопед. – 2006. - № 1. – С. 18-23.

58. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – Ленинград: Наука, 1994. – 428 с.

59. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 33-46.

 

 

Приложение

 

Список детей

Имя ребёнка Возраст Логопедическое заключение
Контрольная группа
1. Никита А. 5 л. 6 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
2. Оля Д. 5л. 2 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
3. Илья В. 5 л. 3 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
4. Ирина Е. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
5. Ангелина М. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
6. Данил М. 6 л. 1 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
7. Маша М. 5 л. 7 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
8. Руслан Н. 5 л. 4 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
9. Оля С. 5 л. 2 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
10. Дима Ф. 5 л. 10 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
Экспериментальная группа
11. Рустем А. 5 л. 3 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
12. Сергей Д. 5 л. 8 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
13. Данил И. 5 л. 2 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
14. Ульяна М. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
15. Вова Н. 5 л. 6 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
16. Илья К. 5 л. 1 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
17. Айгуль Р. 5 л. 1 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
18. Карина С. 5 л. 7 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
19. Влада Т. 5 л. 9 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
20. Наиль Х. 5 л. 4 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)

 


Приложение А

(обязательное)

Протокол обследования восприятия интонации

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2. Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф.         низкий средний низкий средний высокий средний высокий средний средний средний  
        ЭГ  
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х.         низкий высокий средний высокий средний средний низкий низкий средний средний
                 

 

 


Приложение Б

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения интонации

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2. Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф.         средний средний низкий средний высокий средний средний высокий средний средний  
        ЭГ  
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х.         низкий средний средний высокий средний средний средний низкий высокий средний
                 

 

Приложение В

(обязательное)

Протокол обследования восприятия логического ударения

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2. Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф.         низкий средний низкий средний высокий средний средний высокий средний высокий  
        ЭГ  
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х.         низкий высокий низкий высокий средний средний средний низкий средний средний
                 

 

 

Приложение Г

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения логического ударения

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2. Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф.         средний средний низкий высокий высокий средний высокий средний средний высокий  
        ЭГ  
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х.         низкий высокий средний высокий средний высокий средний низкий средний средний
                 

 

 

Приложение Д

(обязательное)

Описание методик исследования

 

Методика № 1 Обследование восприятия интонации.

Задание №1.

_______.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чём-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой:».

Речевой материал:

1. Кошка сидит на стуле.

2. Светит солнце.

3. У тебя есть собака?

4. В вазе стоят цветы.

5. Пойдём гулять!

Задание № 2.

_______!
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:».

Речевой материал:

1. У Тани красный шарик.

2. Ох, какой большой дом!

3. Шапка лежит на полке.

4. Вот как высоко прыгнул Вася!

5. Ты любишь рисовать?

Задание № 3.

________?
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чём –то спрашиваю подними карточку с вопросительным знаком:».

Речевой материал:

1. Возле дома растёт тополь.

2. Сегодня так тепло!

3. Завтра будет дождь?

4. Петя вернулся домой.

5. Кто стучится в дверь?

 

Методика № 2 Обследование воспроизведения интонации.

Задание №1.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как я».

- Будет дождь. Будет дождь? Будет дождь!

- Идём домой. Идём домой? Идём домой!

- Это наша улица! Это наша улица? Это наша улица.

- Зина купила арбуз! Зина купила арбуз. Зина купила арбуз?

- Скоро лето. Скоро лето! Скоро лето?

 

Задание №2.

Инструкция 1: «Я буду задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с

другой интонацией».

ЛогопедРебёнок

Двери закрылись? Двери закрылись.

Дети любят играть? Дети любят играть.

Зонтик стоит в углу? Зонтик стоит в углу.

Инструкция 2: «Теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Логопед Ребёнок

Птицы улетели. Птицы улетели?

Саша спит. Саша спит?

Ты придёшь завтра. Ты придёшь завтра?

Задание №3

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно».

Фразы:

Листья пожелтели.

Сегодня очень жарко.

Мы скоро уедем.

 

Методика № 3 Восприятие логического ударения.

Задание №1.

Процедура: ребёнку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребёнку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое педагог выделил голосом.

Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделила в предложении».

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

 

Задание № 2.

Процедура: ребёнку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребёнку предлагается вместо ответа показать соответствующую картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Я буду задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».

- Девочка моет чашку? - Мальчик сорвал яблоко?

- Девочка моет чашку? - Мальчик сорвал яблоко?

 

Задание № 3.

Процедура: ребёнку предлагается прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

Инструкция: «Внимательно слушай. Я буду читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом «важное» слово. Назови, какое слово я выделила».

Стучат колёса – тук-тук-тук,

И под весёлый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везём подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечёт пирог,

Расскажет сказку про зверей,

Мы едем к бабушке своей!

 

Методика № 4 Обследование воспроизведения логического ударения.

Задание № 1.

Процедура: ребёнку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нём «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нём «главное» слово».

Кошка сидит под стулом.

Витя пьёт молоко.

Зина бежит по улице.

Лампа горит ярко.

Дети играют в снежки.

Задание №2.

Процедура: ребёнку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.

Инструкция: «Я произнесу два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».

Таня смеётся. Таня смеётся.

Собака несёт палку. Собака несёт палку.

У Пети красный шарик. У Пети красный шарик.

Диван стоит у окна. Диван стоит у окна.

 

Задание № 3.

Инструкция: «Повтори за мной, выделяя голосом тот же слог, что и я».

па – па – па та – та – та ма – ма – ма

па – па – па та – та – та ма – ма – ма

па – па – па та – та – та ма – ма – ма

 

Приложение Е

(обязательное)

Описание игр и упражнений.

«Поймай хлопок»

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

«Одинаковые и разные звуки»

Педагог, находясь за ширмой, приводит в звучание сначала различные, а затем одинаковые игрушки. Ребёнок отвечает на вопрос: «Одинаковые или разные звуки?»

«Будь внимательным»

По инструкции взрослого ребёнок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями. Например, на звук свистка должен поднять руку вверх на звук дудочки – удерживать руки впереди, а на звук шарманки – развести их в стороны.

«Не ошибись»

Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям.

«Покажи звук»

Ребёнку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой длинная. Педагог бубном издаёт длинные и короткие звучания, а ребёнок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

«Высоко-низко»

Ребёнок идёт по кругу. Воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, р


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.