Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации

2017-11-17 276
Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ литературы и педагогической практики позволяет выделить веду­щие факторы, влияющие на успешность социальной адаптации воспитанников детских домов. Эти факторы можно сгруппировать в несколько блоков.

Первый блок - уровень общеобразовательной подготовки. Он включает в себя хорошее качество учебных знаний, умений и навыков, сформированность учебной мотивации и степень развития общеучебных навыков и умений.

В самом деле, воспитанник после выпуска из детского дома должен продол­жить образование, получить специальность, что бы обеспечить себе самостоятель­ную жизнь. Кроме того, требование современной жизни - постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе ты не конкурентоспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная моти­вация, хорошо развиты общеучебные навыки и умения, его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки.

Второй блок - уровень развития социально-бытовых навыков и отношений. Этот блок включает в себя такие условия успешности социальной адаптации вос­питанников, как развитие формирование санитарно-гигиенических навыков и от­ношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально-бытовую ориентировку. (77)

Обычно этот блок знаний и умений органично дает семья, поэтому в усло­виях детского дома необходима целенаправленная работа по данному направле­нию.

Воспитанников необходимо научить ухаживать за собой, следить за своим внеш­ним видом, одеждой и обувью, готовить, стирать, гладить, сушить, чистить вещи, производить уборку, пользоваться средствами связи, транспортом, производить покупки, прививать навыки культурного поведения и т.д. - иначе выпускник будет просто беспомощен в самостоятельной жизни.

Третий блок факторов, влияющих на успешность социальной адаптации -особенности психического развития воспитанников детских домов.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине, труду и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую делать осознанный выбор на уровне современной Культуры и способ­ную нести за него ответственность, личность, умеющую строить жизненную пер­спективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, - то можно смело прогнозировать успешную социальную адапта­цию такой личности.

Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у воспитан­ников должны быть развиты социальная активность, самостоятельность, ответ­ственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Все вышеперечисленное определяется в первую очередь именно особенностями психического развития воспитанников.

В данной работе я сконцентрировал усилия именно на изучении влияния особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальной адаптации, т.к. считаю этот фактор одним из основных по значе­нию, но недостаточно учитываемым в практической работе.

Следует отметить, что исследования особенностей психического развития воспитанников детских домов активно начали проводиться лишь в последние годы (51, 52, 61, 62, 63, 78). До 1991 года было проведено только одно (!) серьезное психологическое исследование по данной проблеме - изучение детей в школе-интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович в 1960 году (6). И, наверное, один из показателей гуманизации общества является то, что мы повернулись лицом к этим проблемам.

Анализ условий пребывания в детском доме позволяет выделить ряд их осо­бенностей по сравнению с условиями воспитания в семье, что прямо влияет на особенности психического развития воспитанников детских домов.

Чехословацкие психологи И.Лангмейер и З.Матейчик (37) на основании обобщения данных, имеющихся в мировой науке и практике, а так же своего мно­голетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в детских до­мах и школах интернатах, еще в 1984 году ввели понятие психических лишений или психической депривации, которую они определяют как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляет­ся возможность для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психиче­ских потребностей в достаточной мере в течение продолжительного времени. Она может быть частичной или полной, эмоциональной, сенсорной, социальной, мо­торной.

Что же приводит к психической депривации воспитанников? Это и отсут­ствие матери, ограниченность социальных контактов (многолетнее пребывание с ограниченным контингентом детей и взрослых в течение ряда лет, в "четырех сте­нах"), то, что воспитатель проводит с детьми лишь часть дня, частая сменяемость персонала, жесткая регламентация поведения и т.д.

Эти специфические условия пребывания в детском доме обуславливают особенности психического развития воспитанников детских домов по ряду суще­ственных параметров (51,52, 61, 62).

Общевозрастные особенности психического развития заключаются в том, что у воспитанников темп психического развития замедлен и имеется ряд каче­ственных негативных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных сту­пенях детства - от младенчества (!) до подросткового возраста и дальше.

Эти особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе, но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности. Постепенно они наслаиваются друг на друга и без систе­матической и целенаправленной профилактической и коррекционно-развиваюшей работы приводят к значительным сложностям в социальной адаптации воспитан­ников.

Уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в домах ребенка, отлича­ются от ровесников, растущих в семья: они вялы, апатичны, лишены жизнерадост­ности, у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные про­явления. Эти дети характеризуются снижением общего жизненного тонуса и энер­гетического уровня психических процессов, однообразием и недеференцированностью последних, преобладанием оборонительных реакций над ориентировоч­ными, вялостью эмоциональных проявлений (как положительных, так и отрица­тельных), отклонением и искажением в становлении ряда важных (ядерных) лич­ностных образований. Те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирова­ния личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны. Само общение характеризуется вялостью, робостью, безынициатив­ностью и скудностью коммуникативных средств ребенка.

Во втором полугодие жизни этих детей, в отличие от воспитывающихся в семье, не возникает аффективно-личностной связи с взрослым, они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей(именно это приводит к снижению познавательной активности у воспитанников в дальнейшем).

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ре­бенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная лю­бознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, своеобразная эмоциональная глухота, выражающаяся в нечувстви­тельности ребенка к различиям в отношении взрослого, несформированность са­мостоятельности как свойства личности.

На втором и третьем году жизни в связи с задержками в развитии следую­щей ступени коммуникативной деятельности - деловых контактов с взрослыми - у детей из дома ребенка появляется невосприимчивость к даваемым взрослым об­разцам деятельности, неадекватное отношение к оценке взрослого (похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, порицание совсем не изменяет ее). Прак­тически положительная и отрицательная оценка взрослого не дифференцируется, это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действия­ми, в становлении важных личностных образований.

У дошкольников обращает на себя внимание сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре), отсутствие способности к сопереживанию другим людям, наглядно-действенная форма мышления (у их ровесников из семьи складывается уже наглядно-образная), импульсивность во всех видах поведения, слабая его осознанность, отклонения в развитии образа се­бя; обедненность речи; слабость, неустойчивость внимания; конфликтность со сверстниками.

У младших школьников, воспитывающихся в детских учреждениях интер­натного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуаль­ной и мотивационно-потребностной сфер их личности. Они выражаются в задерж­ке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующего внутрен­него плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала, предполагающего год от года повышение требова­ний к умению действовать во внутреннем плане (в уме). Эти дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, в планировании дей­ствий, повышенной конфликтностью и агрессивностью, импульсивностью поведе­ния. Следует отметить бедность речи воспитанников, отставание в овладении на­выками письма, счета, пространственными представлениями, Контакты со взрос­лыми у этих детей характеризуются столкновением потребности в безусловном положительном отношении с фрустированностью потребности в интимно-личностном (а не формальном) общении.

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанни­ков интернатных учреждений проявляются главным образом в становлении лич­ности. Это обнаруживается в особенностях образа "Я" (в отношении к себе и пред­ставлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах подростков); особенностях формирования психоло­гического пола и многом другом.

Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внут­ренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связан­ностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собствен­ную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неяс­ность образа "Я". Этот образ развивается у подростков из детского дома медлен­нее и иначе, чем у их сверстников из семьи.

Ряд особенностей проявляется у подростков из детских домов в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти отношения связаны с определен­ными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у подростков устанавли­ваются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической по­лезности для ребенка, формируется способность "не углубляться в привязан­ности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке). Отмечается осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности, ненужности). Значительно возрастают трудности в овладении учеб­ным материалом, что осложняется грубыми нарушения дисциплины. Последнее выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве, употреблении спиртных напитков, другими формами делинквитного поведения. (78)

Становление самосознания у подростков из детского дома так же имеет свою специфику. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уро­вень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из дет­ского дома (по сравнению с детьми из семьи) воспринимает отношение к себе дру­гих людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отноше­ние к себе других людей. У воспитанников детских домов выше уровень агрессив­ности, тревожности и враждебности.

В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные ка­чества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во "внешне заметной" деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском до­ме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нрав­ственных качеств.

Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным от­ношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отме­чается, что у около 40 процентов воспитанников отмечается психологическая усталость (75). Это, по видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать само­стоятельный выбор или принимать значимые решения. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоя­тельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.

Обобщая данные исследования (62,78) по выявлению различия образа "Я" у подростков, живущих в семье и воспитанников детского дома, можно отметить, что у последних: преобладает общая самооценка над самооценкой характера, т.е. наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего ми­ра; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность, бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения.

Все эти данные, а так же наличие большого числа высказываний, типичных для дошкольного и младшего школьного возраста по некоторым важным катего­риям, позволяют сделать вывод об отставании в развитии образа "Я" воспитанни­ков детского дома, в соответствии этого образа более ранней ступени возрастного развития.

Однако это отставание не исчерпывает всей специфики развития образа "Я" у воспитанников учреждений интернатного типа. Выявлены следующие различия образа "Я" между подростками, живущими в семье и воспитывающимися в дет­ском доме (78):

1. значимость дружеских связей, описание себя как друга и своего умения понимать
других людей (подростки, живущие в семье) - слабая выраженность в образе "Я"
представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в
понимании других людей (дети-сироты);

2. первостепенное значение интересов, увлечений, умений для самоопределения,
ощущения своей индивидуальности (подростки из семьи) - недостаточная
выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе "Я" (дети- сироты);

3. важное место в образе "Я" планов достаточно отдаленного будущего (семьи,
профессионального самоопределения) у подростков из семьи - в планах представ­
только ближайшее будущее, проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающиеся профессионального самоопределения,- у детей-сирот;

4. незначимость категории "Поведение" (подростки из семьи) - распространенность
этой категории и характерность высказываний, типичных для детей более младшего возраста (дети-сироты);

5.стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, уверенность в своих силах (подростки из семьи) - полное отсутствие подобных высказываний (дети-сироты);

6. богатый своеобразный мир чувств и переживаний (подростки из семьи) - нераз­витость сферы чувств, ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил пове­дения (дети-сироты).

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учрежде­ниях, свидетельствует (62), что многие свойства и качества личности в целом со­храняются на протяжении всего пребывания в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших подростков), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение об­раза "Я", несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстни­кам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относи­тельная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных экспрессии. Эти особенности психического развития воспитанников детских домов, возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а приобретают новое качество, углубляются.

Как уже было указано выше, на успешность социальной адаптации воспи­танников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психическо­го развития (которые формируются за время пребывания в детском доме). Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического разви­тия воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адапта­ции детей-сирот.

В самом деле, такие особенности психического развития воспитанников, как слабая ориентированность на будущее, задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного вни­мания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение кон­структивно общаться отсутствие перспективных планов на будущее,- приводят к тому, что воспитанники с трудом овладевают учебной программой, у них с боль­шим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии.

Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к то­му, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собствен­ной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким то требованиям, оторванным от реальности (78). У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супру­жеских отношений не получает развития.

Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм пове­дения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремле­ние обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют само­стоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоря­жаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое кри­минальное влияние сильной личности.

Все эти особенности психического развития, а так же потребительское от­ношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников детского дома в современный социум.

Не случайно средства массовой информации отмечают, что значительное число выпускников детских домов, не сумев успешно адаптироваться к самостоя­тельной жизни, после выпуска из детского дома не могут найти свое место в об­ществе, спиваются, теряют жилье, совершают преступления, попадают в места лишения свободы, кончают жизнь самоубийством (40). Это ли не горький упрек современной педагогике?

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.