Формы и методы внешнего контроля за исполнением бюджетной сметы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формы и методы внешнего контроля за исполнением бюджетной сметы

2017-11-17 279
Формы и методы внешнего контроля за исполнением бюджетной сметы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса.

Бюджетный контроль – вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля – законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.

В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.

По субъектам бюджетного контроля выделяется:

- государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга.

В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Внешний государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

- негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:

- предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

- текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

- последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Под формой бюджетного контроля следует понимать конкретное выражение и организацию контрольных действий. Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства проведения контрольных мероприятий.

Основная форма бюджетного контроля – ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности ревизуемых организаций.

Цель ревизии – соблюдение процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта.

Ревизия отличается от других форм контроля:

- особым порядком ее назначения, т.е. по решению только уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законом;

- тем, что ее вправе проводить только контрольно-ревизионные органы;

- определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год);

- тем, что результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение в качестве источника доказательства в судебно-следственной практике (возможно, как основание для возбуждения уголовного дела);

- объемом ревизуемой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом.

Акт ревизии основан на конкретных фактах и ссылках на документы, содержит последовательное изложение процесса контрольных действий и выявленных нарушений и недостатков.

Акт состоит из вводной и описательной частей. В вводной части указывается состав ревизионной группы, на основании какого документа произведена и в какое время (дата начала и окончания), фамилии руководителей ревизуемой организации, когда была произведена предыдущая ревизия и за какой период, какие проверки производились за ревизуемый период, за какое время и какие участки или хозяйственные операции подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочной.

Все факты в акте ревизии излагаются в порядке, позволяющем ответить на вопросы о том, что нарушено (закон, указ, постановление, инструкция, другие нормативные документы с указанием пункта и содержания нарушения); кто нарушил (с указанием должностных или материально ответственных лиц); когда нарушено (дата или период совершения нарушения и злоупотреблений); каков способ нарушения; чем вызвано нарушение (причины и условия, способствовавшие нарушениям); каков размер причиненного ущерба.

Акт подписывают проводившие ревизию инспекторы и должностные лица ревизуемой организации.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Обследование – оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа.

Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Важнейшим приемом анализа специалисты считают экономический анализ, который предполагает детальную проработку бюджетной документации с целью общей оценки результативности и эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности.

Нормативная проверка – один из основных приемов бюджетного контроля, который заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми).

Для определения правильности расчета действующих показателей и нормативов, сметных ассигнований по отдельным статьям расходов использования бюджетных средств и государственной собственности проводятся технико-экономические расчеты, являющиеся совокупностью общих предположений (об условиях производства и потребления товаров и услуг, о распределении доходов), с помощью которых доказывается возможность рационального определения оптимальных решений, приводящих к экономическому равновесию.

Особый метод бюджетного контроля – аудит бюджета.

Аудит бюджета как метод государственного финансового контроля широко используется контрольными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Контроль подразделяется на документальный, источником информации которого, являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетность и фактический, который контролирует фактическое состояние проверяемого учреждения.

Проверки делятся по месту проведения (камеральные и выездные), по полноте охвата материалов (сплошные и частичные), по объему проверяемых вопросов (комплексные, выборочные, тематические).

Цель проверки и ревизии – установление законности, обоснованности
и целесообразности проведенных мероприятий, определение эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, оценка организации бухгалтерского учета.

Информационной основой для проведения проверок и ревизий являются:

- учредительные документы, характеризующие структуру и правовую базу бюджетного учреждения;

- информационные материалы и документы, полученные по запросам;

- общие сведения о проверяемом бюджетном учреждении;

- документы, полученные в ходе проверки.

Классификация видов и форм финансового контроля приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация видов и форм финансового контроля

 

Для своевременного предупреждения и предотвращения отрицательных шагов в деятельности органов управления проводится систематический контроль выполнения сметы расходов в управлениях, которая является основным документом, обобщающим деятельность управлений.

Контроль использования средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности, как бюджетного учреждения, через казначейскую систему исполнения бюджета.

Система органов государственного финансового контроля приведена на рисунке 1.

Контроль за средствами на оплату труда осуществляется, прежде всего, в организации, где, используя данные первичного учета оплаты труда, бухгалтер проверяет правильность оформления документов, соответствие окладов штатному расписанию, сигнализирует о случаях незаконного использования средств, предназначенных на оплату труда, добивается устранения причин их перерасхода.

 

Планирование и программа аудита расчетов по оплате труда

 

Эффективное проведение всех процедур в ходе проверки базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом проверки является этап планирования. Целью планирования проверки является определение ее стратегии и тактики, составление общего плана проверки, разработка программы аудита.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1. предварительное планирование;

2. подготовка и составление общего плана;

3. подготовка и составление программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность.

В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» работа организацией, должна начинаться с предварительного планирования. Письму – обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение организации с просьбой об оказании ей аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудитора и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.

Источниками получения информации об организации для аудитора являются:

- нормативный акт о создании;

- документы о регистрации;

- документы, регламентирующие учетную политику;

- бухгалтерская отчетность;

- статистическая отчетность;

- документы планирования деятельности (сметы, планы, проекты).

- контракты, договора, соглашения;

- внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

- материалы налоговых проверок;

- материалы судебных и арбитражных исков;

- информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных складов.

[http://lib.rus.ec/b/204400/read]

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

- о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности организации;

- о принципиальной возможности сотрудничества с ней;

- о наличии у проверяющего аудитора необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности организации.

Основные процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности организации, его организационно – управленческого устройства;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок, если таковые имеются;

- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

- оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д. [http://www.be5.biz/ekonomika/szbt/03.htm]

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) уровень существенности;

б) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудитор определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом.

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают:

- Кассовую книгу;

- Расходные кассовые ордера;

- Приказ (распоряжение) о приеме на работу;

- Личную карточку (форма N Т-2);

- "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; «Табель учета использования рабочего времени»

- "Книга учета депонированной заработной платы".

- "Расчетно-платежная ведомость"; "Расчетная ведомость";

- "Платежная ведомость";

- "Лицевой счет".

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

- Главную книгу;

- Журнал - операций N 1;

- Журнал - операций N 2;

- Журнал - операций N 6;

- Разработочную таблицу РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам
с рабочими и служащими";

- Разработочную таблицу РТ-2 "Распределение заработной платы".

Отчетность включает:

- Отчет о финансовых результатах деятельности, форма 0503121;

- Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".

Имея всю необходимую информацию, составляется общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда таблица 8.

 

Таблица. Общий план аудита операций по оплате труда

 

     
Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1.Проверка соблюдения положений законодательства о труде.    
2.Аудит системы начислений заработной платы.    
3.Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы.    
4.Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда.    
5.Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.    
6.Оформление результатов проверки.    

Руководитель аудиторской группы ___________

 

Программа аудита является развитием общего плана аудита
и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.

Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (данные отражены в таблице).

 

Таблица. Программа аудита расчетов по оплате труда

 

Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнители Проверяемые документы
       
1.Проверка соблюдения положений законодательства о труде
1.1.Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение), соответствуют ли приказы и распоряжения руководителя требованиям действующих нормативных актов дата Ф.И.О. исполнителя Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки.
1.2.Проверка правильности применения должностных окладов, составление штатного расписания (не превышать численность)     Норматив по оплате труда, штатное расписание, Правила внутреннего трудового распорядка
1.3. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы     Табеля учета расчетов рабочего времени (ф.№Т-12), личные карточки (ф. №Т-2)
2.Аудит системы начислений заработной платы
2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы, правильность выплат за совместительство, замещение и совмещение, не ведутся ли выплаты сторонним лицам за работы подлежашие выполнению штатными работниками     Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени
2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат, правильность расходования средств направленных на премирование и материальную помощь     Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы, лимиты финансирования
2.3. Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей.     Базу для расчета среднего заработка, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени.
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы
3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц.     Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2 – НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ.
3.2 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц, полнота и своевременность удержания из заработной платы и перечисления начислений     Форма2- НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ).
3.3. Проверка правильности удержания подотчетных сумм (в случае не возврата в кассу неиспользованного аванса)     Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО), заявки на кассовый расход
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда.
4.1.Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации по всем видам оплат.     Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника.
4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам регистрам синтетического учета.     Журналы-ордера, карточка счета, оборотно - сальдовые ведомости, своды начислений и удержаний по заработной плате.
5.Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды
5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.     Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ПФ и ФСС от НС, своды проводок.
6.Оформление результатов проверки
6.1. Оформление результатов проверки     Сообщении информации пополученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица
               

 

Руководитель аудиторской группы ___________

 

Рабочими документами аудитора по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи.

Контроль - за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства – дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяется правильность оформления первичных документов по оплате труда.

Источниками проверки расчетов по оплате трудаявляются:

-документы, оформляющие прием на работу сотрудников учреждения (приказы, заявления о приеме на работу; трудовые договоры (соглашения))

- на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе устанавливается, все ли реквизиты соблюдены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров (соглашений) требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями ТК РФ.

- по табелям учета рабочего времени устанавливается дата, с которой работник приступил к выполнению трудовых обязанностей;

- документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность должностные инструкции, штатное расписание, приказы руководителя по кадровым вопросам);

- табели учета рабочего времени, проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается какими документами подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные и др.);

- расчетные ведомости по заработной плате, соответствуют ли данные ведомости размерам заработной платы, предусмотренным трудовым договором (соглашением), правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан работником не полностью;

- платежные ведомости по заработной плате, проверяется оформление ведомости, наличие расходных кассовых ордеров на получение кассиром наличных денег для выплаты работникам, росписи в получении денежных средств;

- кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) по суммам, выданным в подотчет;

- авансовые отчеты, первичные документы к ним, командировочные удостоверения, задания на командировку, проездные документы и др.;

- лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН на каждого работника на предмет правильности начисления выплат;

Далее проверяются регистры бухгалтерского учета:

- журнал - операций ведется по каждому счету;

- карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки
по конкретному счету;

- оборотно - сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все движения по конкретному счету;

- оборотно - сальдовая ведомость, в которой отражается все движения финансов в комплексе;

- главная книга, на основании её формируется бухгалтерский баланс.

Основным документом, регламентирующим вопросы оплаты труда (заработной платы), является Трудовой кодекс. В нем содержаться общие положения, касающиеся оплаты труда всех работников, а также предусмотрены особенности регулирования труда отдельных категорий. Правила начисления заработной платы и дополнительных выплат регулируются постановлением Законодательного Собрания Челябинской области, отраслевыми и ведомственными приказами и инструкциями, разработанными на основе законодательства.

При проведении проверки правильности начисления и выплаты заработной платы контролирующие органы выявляют соответствие внутренних документов бюджетного учреждения указанным выше нормам законодательства.


Заключение

 

Цель настоящей работы, состояла в анализе, изучении теоретических и практических вопросов сущности и состояния учета труда и его оплаты в органах государственного управления, разработке предложений по совершенствованию учета труда и его оплаты, аудита бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Объектом исследования стали органы государственной власти.

Рассмотрение оплаты труда работников органов управления показало, что оплата труда государственных гражданских служащих производится в соответствии с действующим законодательством, в виде денежного содержания по замещаемой должности государственной службы Челябинской области в пределах действующих источников финансирования.

Рассмотрение порядка финансового контроля и контроля за расходами средств направляемых на оплату труда показывает, что в органах государственного управления проводится систематический контроль выполнения сметы расходов управлений, которая является основным документом, обобщающим деятельность органов управления. Контроль использования средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности через казначейскую систему исполнения бюджета. Контроль за расходами средств направляемых на оплату труда осуществляется, прежде всего финансово-экономическими управлениями и отделами на местах.

Деятельность органов государственного управления финансируются из средств областного бюджета на основе сметы доходов и расходов, основного планового и финансового документа, определяющего объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание аппарата.

Бюджетные средства на содержание аппарата расходуются по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметой доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

В выполненной выпускной работе дана интерпретация понятия заработной платы как одной из важнейших экономических и социальных категорий, и обоснована важность и необходимость должной организации данного объекта бухгалтерского учета в финансово-экономическом управлении. Рассмотрены задачи учета труда и заработной платы, вопросы организации оплаты труда в управлении, порядок документирования и учета наличия и движения личного состава и использования рабочего времени, ведение аналитического и синтетического учета заработной платы, использование индивидуального комплекса по автоматизации учета труда и заработной платы, для организации синтетического и аналитического учета труда и заработной платы, формирования выходной информации и получения возможности формирования аналитических показателей по труду и заработной плате.

Учет начислений и выплат по заработной плате, является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков бухгалтерского учета. Повысить эффективность и качество учетной работы по данному объекту позволяет использование системы комплексной автоматизации учета заработной платы (1С: Зарплата и кадры и другие программы).



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.