Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности

2017-11-17 419
Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи психокоррекционной работы:

1. снижение уровня тревожности;

2. проработка проблем самооценки;

3. проработка отношений с матерью;

4. актуализация ресурсов.

Программа предполагает групповые занятия, длительность каждого составляет от 60 до 90 минут. Условно курс из 10 занятий поделен на основные смысловые блоки, а для каждой встречи необходим набор инструментария и оборудования, которые используются в ходе занятия для повышения эффективности работы.

Кратко разработанная программа представлена в Таблице 5, а более подробно в Приложении 4.

Таблица 4

План программы коррекционной работы

Блок № занятия Цель занятия Упражнения и техники
I Вводный блок   Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя в группе · Правила работы в группе · Упражнение «Знакомство с группой» · Упражнение «Познакомимся»
  Создание доверительной атмосферы · Упражнение «Ритуал приветствия» · Упражнение «Мечты · Упражнение «Ведущий и ведомые»
II Формирующий блок   Снижение повышенной тревоги и преодоление страхов · Упражнение «Нарисуй свой страх» · Дыхательная гимнастика · Упражнение «Кинотеатр» · Медитация «Возвращение к гармонии»
  Проработка отношений с матерью · Упражнение «Проработка отношений с матерью» · Упражнение «Работа с генограммой»
  Актуализация ресурсов · Техника получения ресурса ч/з благословение · Медитация «Сад моей души» · Упражнение для рефлексии «Дерево цели»
  Проработка проблем самооценки · Упражнение «Фотоальбом» · Медитация «Встреча с ребенком внутри себя» · Медитация «Создаем новый образ своего Я»
  Обучение чувствовать и понимать своего партнера · Упражнение давайте жить дружно» · Упражнение «Пойми меня» · Упражнение «Три положительных ответа»
  Мотивация к рождению ребенка · «Письмо будущему ребенку» · Упражнение «Коллаж мечты» · Медитация «Остров моей мечты»
III Заключительный блок   Обретение уверенности · Техника "Формирование уверенности" · Техника повышения уверенности "Я не люблю"
  Подведение итогов · Упражнение «Прощание» · Общая рефлексия

 

Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.

Показатели ретеста имеют существенные отличия от показателей теста респонденток экспериментальной группы.

Результаты повторного тестирования по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина отображены на Рис.5

 

Рис.5 Показатели по опроснику личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина

Из гистограммы, представленной выше, видно, что показатели личностной и ситуативной тревожности после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.(см.Табл.5)

Таблица.5

Шкалы Тест Ретест t-критерий Стьюдента Достоверность различий
Ситуативная тревожность 51,5 43,3   +
Личностная тревожность 54,7 45,5 6,6 +

tкр= 2,06 для р≤0,05

2,76для р≤0,01

 

Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам. Графически результаты представлены на Рис.6.

 

Рис.6Показатели по клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний.

Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически и показано в таблице 6.

Таблица 6

Шкалы Тест Ретест t-критерий Стьюдента Достоверность различий
Тревога -1,5 1.9 12,9 +
Невротическая депрессия -1,3 2,1 12,7 +
Астения 2,1 2,5 1,8 -
Истерический тип реагирования -1,1 -0,21 1,6 -
Обсессивно-фобические нарушения -1 -0,5 0,9 -
Вегетативные нарушения -2 0,7 4,9 +

tкр= 2,05 для р≤0,05

2,76для р≤0,01

Все вышеизложенное свидетельствуют о том, что проведенная психологическая коррекционная программа является эффективной и может использоваться клиническими психологами при работе с женщинами, страдающими бесплодием.

 

Выводы по второй главе

Для реализации целей исследования были взяты 2 группы женщин. В первую выборку вошли 15 женщин с диагнозом бесплодие. Во вторую выборку вошли 15 женщин, имеющих детей. Возраст испытуемых первой и второй групп составил от 19 до 41 года. Исследование проводилось на базе ООО «Диалайн» Красноармейского района г. Волгограда.

Для исследования психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием, были применены следующие методики:

· методика «Тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина;

· клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);

· шкала депрессии Бека;

· рисуночный тест «Я и мой ребенок».

По опроснику ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина было выявлено, что показатели респондентов экспериментальной группы существенно выше, чем у испытуемых контрольной.

В экспериментальной группе повышены показатели ситуативной тревожности (51,5 баллов при N = 45). Это означает, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство, озабоченность и нервозность.

Повышенными в экспериментальной группе являются и показатели личностной тревожности (54,7 балла при N = 45).Эти данные говорят о том, что бесплодные женщины склонны воспринимать большой круг ситуаций как опасные, угрожающие их самооценке, престижу и самоуважению.

Подводя итоги по результатам Клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний у респонденток экспериментальной группы, мы увидели, что по трем шкалам из шести, а именно «Тревога», «Невротическая депрессия», «Вегетативные нарушения» показатели находятся в зоне неустойчивой психической адаптации, что свидетельствует об определенной степени невротизации испытуемых.

Бесплодие испытуемых приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.

Наличие симптома «невротическая депрессия» следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности. Безусловно, что данные симптомы наблюдаются у большинства испытуе­мых не все вместе, однако выявленная картина составляет достаточно неблаго­приятный прогноз.

В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты: в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.

Анализируя результаты по проективной методике «Я и мой ребенок», мы пришли к выводу, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.

Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.

Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения. Программа предполагает групповые занятия, длительность каждого составляет от 60 до 90 минут. Условно курс из 10 занятий поделен на основные смысловые блоки, а для каждой встречи необходим набор инструментария и оборудования, которые используются в ходе занятия для повышения эффективности работы.

Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.

Показатели ретеста у респонденток экспериментальной группы имеют существенные отличия от показателей теста.Показатели личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.

Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам. Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически.

Все вышеизложенное свидетельствуют о том, что проведенная психологическая коррекционная программа является эффективной и может использоваться клиническими психологами при работе с женщинами, страдающими бесплодием.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема бесплодия является в современном обществе в условиях депопуляции одной из наиболее актуальных медико-социальных и психологических демографических проблем, которая обусловлена сочетанием социального, психического неблагополучия и, практически всегда физического нездоровья и психологического напряжения в семье[15].

В настоящее время профессиональная деятельность, как врачей, так и психологов направлена на оптимизацию уровня физического и психического здоровья женщин.

Проблема женского бесплодия при установленных медициной причинах, как правило, решается благодаря современным достижениям акушерства и гинекологии, включая экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Однако даже самые современные медицинские технологии оказываются невостребованными, если игнорируются особенности психического статуса женщины, ее мотивационно-потребностная сфера материнства, что определяет актуальность психологических исследований проблемы женского бесплодия и их последствий[11].

По определению ВОЗ бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь, без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременности в течение одного года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте[8].

Бесплодие у женщин, в отличие от других видов, - это наиболее сложный процесс, так как именно женский организм отвечает за образование плода. Рассмотрим причины возникновения бесплодия[8]:

· Самая распространенная причина женского бесплодия – это нарушение овуляции;

· Спаечный процесс, который «слипает» выросты трубы и задерживает проход яйцеклетки в брюшную полость;

· Бесплодие при патологии матки – также распространенный случай в причинах бесплодия;

· Эндокринные нарушения. Нарушение в работе щитовидной железы;

· Вследствие непроходимости сперматозоидов через шейку матки, говорят о иммунологическом бесплодии;

· Психологическая причина. Довольно часто встречаются случаи, когда врачи не могут найти причину невозможности зачатия. Организм в норме, но беременность не наступает.

Для женщин с бесплодием характерны следующие особенности[39]:

· недостаточность способности к социальной адаптации;

· общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией;

· неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость;

· внутренняя конфликтность;

· базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других;

· повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности;

· заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка;

· подавленная агрессия разной направленности;

· осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.

Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что женщины страдающие бесплодием и обращающиеся по этому поводу в клиники репродуктивной медицины, не должны оставаться без психотерапевтической поддержки. Включение психокоррекции в комплексную терапию женского бесплодия способствует значительному улучшению психоэмоционального состояния пациенток и повышению эффективности лечения (наступление беременности) в 1,5 раза.

Для исследования психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием, были применены следующие методики: методика «Тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), шкала депрессии Бека, рисуночный тест «Я и мой ребенок».

По итогам теста можно сказать, что для женщин с диагнозом – бесплодие характерны высокие уровни личностной и ситуативной тревожности. Также мы сделали вывод о том, что бесплодие приводит к вегетативным нарушениям: у испытуемых возможно появление сердцебиения, повышенной потливости, похолодания конечностей, нарушение сна и аппетита.

Выяснилось, что для респонденток экспериментальной группы характерно наличие симптома «невротическая депрессия»,что следует интерпретировать как заниженный эмоциональный фон, а так же снижение общей энергетики и работоспособности.

В ходе исследования по шкале депрессии Бека были получены следующие результаты: в экспериментальной группе депрессия не выявлена лишь у 5% обследуемых.У 43% обнаружена легкая депрессия, у остальных 52% выявлена выраженная депрессия. Для них характерно проявление напряженности, беспокойства, суетливости, неусидчивости, нервозности.

Анализируя результаты по проективной методике «Я и мой ребенок», мы пришли к выводу, что 8% испытуемых имеет благоприятную ситуацию,17% испытуемых имеет незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе, 30% -выраженную тревогу в отношении будущего материнства, конфликтное отношение к ситуации родительства обнаружилось у 45% женщин. При этом, общий эмоциональный фон оказался положительным.

Проведенное исследование по проективной методике «Я и мой ребенок» в контрольной группе показало, что 91% испытуемых имеет благоприятную ситуацию и лишь у 9% имеются незначительные симптомы тревоги и неуверенности в себе.

Учитывая полученные в исследовании результаты, мы разработали психокоррекционную программу для женщин, страдающих бесплодием, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения.

Для оценки эффективности коррекционной работы было проведено повторное тестирование в экспериментальной группе.

Показатели ретеста у респонденток экспериментальной группы имеют существенные отличия от показателей теста. Показатели личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина после проведения психокоррекционной программы значительно снизились, что подтверждается математически при применении t-критерия Стьюдента.

Анализируя результаты экспериментальной группы по Клиническому опроснику для выявления и оценки невротических состояний мы пришли к выводу, что улучшились показатели по всем шкалам. Но наиболее заметные изменения произошли по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия» и Вегетативные нарушения», что подтверждено математически. Все сказанное, говорит о том, что психокоррекционная программа является эффективной.

На основе выше изложенного можно сказать, что поставленная в начале исследовательской работы гипотеза о том, что у большинства женщин, страдающих бесплодием, имеют место выраженные психоэмоциональные нарушения, среди которых превалируют реакции тревожно-депрессивного спектра подтверждена.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.