Основные ступени и формы познания, их взаимосвязь — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные ступени и формы познания, их взаимосвязь



Субъект познания — это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть:

— индивид,— группа (коллектив)— общество в целом.

 

Объект, это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

 

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: мифологическое, религиозное, художественное, философское, обыденное и научное

Познаваемость мира — это принципиальная возможность человека неограниченно развивать и углублять свои представления о мире, относительно верно отражать сущность природы и общественной жизни.

Главный вопрос гносеологии (учении о познании) - познаваем ли мир в принципе. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают.

Неудачи и трудности в развитии науки и в решении социальных проблем порождали сомнения в познаваемости мира, что нашло выражение в появившемся уже в античной философии скептицизме. Скептицизм — это философское направление, стремящееся доказать сомнительность, недостоверность человеческого познания. Скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности знаний. Как правило, скептицизм процветает в период (или в преддверии) кризисов мыслителя , что дом животного, тотем отличался гипертрофированными размерами, в то же время он умел говорить, смены ценностей, общественных систем и т. д., то есть когда нечто, считавшееся ранее истинным, оказывается в свете новых данных науки и практики ложным, несостоятельным.

в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, что является шагом к истине. Сомнение — это необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Разум человека подобен лампе: чем ярче свет, тем гуще тень сомнений.

Агностицизм (греч.: а – не, + gnosis — знание) — философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам но себе,— вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения.



Познание начинается на чувственном уровне и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.

Органы чувств человека — это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир. Ощущения— это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Важно заметить, что ощущение — исходный, самый простой элемент познания.

На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания — восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.

Восприятие — это целостный образ, отображающий предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания — представление.

 

Представление— это высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств человека. Это уже «отрыв» мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению.



Ощущение, восприятие и представление являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей.

Рациональное познание строится на способности человека в мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ.

Формы рационального познания (формы мышления) — понятия, суждения и выводы (умозаключения) это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие —форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов.

Суждение —форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь.

Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах (умозаключениях).

Умозаключение —рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение умозаключений должно подчиняться формальной или диалектической логике.

Умозаключение как установление определенных связей между суждениями приводит к новым знаниям, связанным с творчеством.

Чувственное и рациональное познание – две стороны одного феномена – познания, следовательно, они не разделимы, т.е. чувственное познание невозможно без рационального и наоборот.

Абсолютизация рациональной ступени познания дает начало рационализму (лат. ratio - разум) — философскому учению, согласно которому все достоверные знания идут от разума и мышления, разум является основой бытия и познания (рационализм Р. Декарта).

Абсолютизация чувственной ступени познания дает начало сенсуализму. Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» .

 

 

Мышление, логика, язык

1. Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык “непосредственной действительностью мысли”.

Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Важно отметить, что связи мыслительных процессов с лингвистическими структурами, широко обсуждается сегодня представителями различных школ и учений философии - структурализмом, постпозитивизмом (лингвистический позитивизм) , герменевтикой и др.

Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: “живую мысль”, т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и “отчужденную мысль”, зафиксированную в тексте и т.п. “Живая мысль” - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстрактно-дискурсивные, чувственно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную включенность в процесс мышления целеобразующих, волевых и санкционирующих факторов, которые исследованы пока крайне слабо. Как видно, реальный процесс мышления и мышление, как предмет логики, как логический процесс сильно отличаются друг от друга.

Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть адекватно описано и понято вне содержательно-ценностных и структурных характеристик сознания. Будучи сознательной деятельностью, мышление органически связано с информационными процессами, протекающими на бессознательно-психическом уровне.

Логика (др.-греч. λογική — «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений»[1]. В частности этим словом могут называться следующие вещи:

  • процесс мышления — если говорится о логичном и нелогичном мышлении, имеется в виду его логичность, понимаемая как свойство памяти помнить и использовать один и тот же язык.
  • В электронике — электронные логические схемы
  • В аспектонике и соционике — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая логика» (информация об измеримых отношениях объектов) и «чёрная логика» (информация об измеримом движении объектов).





Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.