Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению

2017-11-17 257
Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:

1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.).

2. Специализированные

3. Коррекционные (несколько направлений).

В данном параграфе мы проанализируем некоторые из них.

Программа «Радуга» 1989г. Авт. кол. Т.Н. Доронова [30].

Цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.

Программа «Развитие» 1994 г. Л.А. Венгер [29].

Основная цель – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в

- умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);

- развитии децентрации – умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных заданий, так и в ситуации общения;

- развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.

К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.

Программа «Детство» 1995г. РГПУ А.И.Герцена [29].

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного развития: интеллектуального, физического, эмоционально – нравственного, волевого, социально – личностного.

4 блока

1. Познание;

2. изменения отношения;

3. созедание;

4. здоровый образ жизни.

Логика подачи:

- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;

- особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

- общие задачи воспитания;

- представления (ориентации);

- уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); диагностика

- практические умения;

- методические советы;

- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;

- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

- заключение.

Типовая программа под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [28].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.

«Типовая программа» составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития детей:

ранний возраст – от рождения до трех лет

младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет

средний возраст – от 4 до5 лет

старший дошкольный возраст – от 5 до7 лет.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:

познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям.

Будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Пребывание в детском саду влияет на развитие произвольности, поскольку в окружении других детей ребёнок постепенно привыкает делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуют обстоятельства и окружающие люди.

Большое влияние детский сад оказывает на развитие личности ребёнка. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка. Он должен соотносить свои действия и поступки с действиями окружающих, то есть у него формируется структура деятельности, появляется соподчинение мотивов и целей. Помимо этого нередко среди детей возникают конфликты, и разрешение этих конфликтов детьми так же влияет на развитие личности.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования даёт возможность говорить о том, что психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

1. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

2. К сожалению к 6 – 7 годам не у всех детей сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Необходимо формировать компоненты готовности к школе в подготовительной группе.

3. В настоящее время существует большое количество программ направленных на подготовку ребёнка к школе.

 

Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.