Определение дефектологии, характеристика ее структуры. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Определение дефектологии, характеристика ее структуры.

2017-11-17 1733
Определение дефектологии, характеристика ее структуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение дефектологии, характеристика ее структуры.

 

Дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Дефектология — наука о психофизич особ, обучения и развития детей с аномальным развитием

Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Задачи — разр методов обучения, воспитания, коррекции и адаптация этих детей в обществе (соц и труд)

Отрасли дефектологии: логопедия (изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции), сурдопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками слуха), тифлопедагогика (воспитание и обучении детей с глубокими нарушениями зрения), амблиология (адаптация и социальная реабилитации слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с отклонениями умственного развития). Современная дефектология тесно связана с другими науками: медициной, специальной психологией, коррекционной педагогикой.

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

Задачи деф-и: 1)разработка теоретических и практических основ, системы комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии. 2)выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

В основу коррекционно-пед деят-ти положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 2) принцип единства диагностики и коррекции; 3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; 4) деятельностный принцип коррекции; 5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-пед. деятельности;

Принципы:- Единство обучения и воспитания, аномальных детей — один из основных принципов деятельности специальных школ.

- Гуманное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.

Основные виды нарушений функций организма

 

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"...

II. Классификации основных видов стойких расстройств

Понятие структуры дефекта

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).

Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.

Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, глухота. Вторичный дефект – немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения, основанного на использовании зрения, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности, сформированная устная речь отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, т.к. отсутствует речевой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Ребенок испытывает трудности в понимании речи, особенно слов отвлеченного значения, трудности словесного обобщения запоминаемого материала. Замедлено развитие логического мышления, затруднено общение с окружающими. Это оказывает отрицательное влияние на формирование характера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки. У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение

таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых – к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов; 4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции; 5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

Определение дефектологии, характеристика ее структуры.

 

Дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Дефектология — наука о психофизич особ, обучения и развития детей с аномальным развитием

Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Задачи — разр методов обучения, воспитания, коррекции и адаптация этих детей в обществе (соц и труд)

Отрасли дефектологии: логопедия (изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции), сурдопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками слуха), тифлопедагогика (воспитание и обучении детей с глубокими нарушениями зрения), амблиология (адаптация и социальная реабилитации слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с отклонениями умственного развития). Современная дефектология тесно связана с другими науками: медициной, специальной психологией, коррекционной педагогикой.

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

Задачи деф-и: 1)разработка теоретических и практических основ, системы комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии. 2)выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

В основу коррекционно-пед деят-ти положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 2) принцип единства диагностики и коррекции; 3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; 4) деятельностный принцип коррекции; 5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-пед. деятельности;

Принципы:- Единство обучения и воспитания, аномальных детей — один из основных принципов деятельности специальных школ.

- Гуманное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.