Предмет и задачи истории психологии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Предмет и задачи истории психологии

2017-11-17 1027
Предмет и задачи истории психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и задачи истории психологии

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на разных этапах развития научного знания. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью (всесторонне развитие, познание психики).

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрении научного, и не житейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на науку.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

 

Периодизация истории психологии

Признаки периодизации:

— хронологический;

— пространственно-территориальный;

— по школам и персоналиям;

— по категориям;

— по отраслям психологии.

4 предмета, которые изучала история психологии:

1) душа (более 2-х тыс. лет);

2) сознание;

3) поведение;

4) всестороннее развитие, познание психики.

2 больших периода истории психологии:

1-й период связывает историю психологии с донаучным периодом:

6 в. до н. э. — 5 в. н. э. Предметом психологии была душа.

5 в. н. э. — 13 в. Развитие учений о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.

14-16 вв. Развитие учения о душе в рамках анатомо-физиологического знания.

17-19 вв. Изучается внутренний опыт как явление сознания.

1879 г. Психология начинает развиваться как самостоятельная наука (в Германии).

2-й период. Развитие психологических школ на рубеже 19-20 вв.

1) Экспериментальная психология (Вильгельм Вундт)

2) Структурализм (Эдуард Титченер)

3) Функционализм

* Французская школа (Т. Рибо, Жане, Дюркгейм, Л. Леви-Брюль)

* Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер)

* Бихевиоризм

* Классический бихевиоризм (Уотсон и Торндайк)

* Необихевиоризм (Халл, Толмен, Келли)

* Социальный необихевиоризм (Скиннер, Бандура)

* Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, Курт Коффка, К. Левин)

4) Глубинная психология

* Классический психоанализ (З. Фрейд)

* Неофрейдизм (Эрик Эриксон, Мюррей, Анна Фрейд)

* Аналитическая психология Карла Юнга

* Индивидуальная психология Альфреда Адлера

* Гуманистический психоанализ Эриха Фромма

5) Гуманистическая экзистенциальная психология (Абрахам Маслоу)

* личностно центрированный подход Роджерса

* логотерапия Виктора Франко

6) Когнитивная психология (Пиаже, Брунер, Найссер, Вилфорд)

7) Советская психология (Павлов, Сеченов, Бехтерев)

* Физиологическая психология (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн)

* Диалектическая психология (Ананьев, Ломов, Лурия, Божович).

 

Методы истории психологии

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями.

В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Биографический и автобиографический методы – воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в исследовании только в совокупности с другими методами.

Классификация методов историко-психологического исследования.

1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ.

2. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ.

3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ.

 

Материализм Демокрита

Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и величиной. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких и крупных атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщать активность инертному телу. Таким образом, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу крпиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (поэтому данная теория познания носит название «теории истечений»). При соприкосновении эйдолов с атомами души происходит ощущение, благодаря чему человек познает свойства окружающих предметов. Таким образом, все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный, который является результатом деятельности мышления. Иными словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения.

 

Учения о душе Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духоное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-рое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

 

Неоплатонизм (Плотин)

Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии 3 – 6 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Это завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий. Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум (содержит в себе все идеи), мировая душа (обращенная к уму) и видимый космос (порождаемый, душой). Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием Эннеады. Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

 

Монизм Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ. Он снял дуализм, имеющийся в философии Р. Декарта. Главное сочинение – «Этика». Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм и теорем. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Б. Спинозы и Р. Декарта.

В отличие от Р. Декарта Б. Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Однако Б. Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет.

Субстанцию Б. Спиноза называл Богом или природой. Он выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Так Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта.

Теория познания. Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов.

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей.

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

 

Монадология Г.-В.Лейбница

Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев 17 в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.

Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов.

1. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания.

2. Принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот.

3. Закон непрерывности, указывающий на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.

«Истинными атомами природы» являются душеподобные единицы – монады, из множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

 

Теория поля К. Левина

Левин - единственный из гештальтпсихологов, который обратился к психологии личности. Но положения гештальтпсихологии нашли свое отражение в его теории личности. Это принцип целостности в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Ключевое понятие для Левина - понятие "динамического поля", где каждый пункт взаимодействует с другими, а изменение напряжения в одном из пунктов немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия.

Левин выдвинул тезис о том, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной конкретной средой в данное время. Прошлый опыт может влиять на субъекта, лишь в том случае, если сохраняется его актуальность "здесь и теперь".

Левин в своем учении исходил из того, что движущей силой человеческой деятельности в любых ее формах (поступок, мышление, память и т.д.) является намерение - потребность. Под потребностью Левин понимал "динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия". Отсюда название теории К. Левина - "Динамическая теория личности".

Заслуга К. Левина состоит в том, что он стремился подойти к изучению личности как к некоторому целому. Он доказал, что ассоциации как таковые не обладают собственной активностью и не могут служить побудителями человеческого поведения. Плодотворными оказались новые аспекты изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективная и волевая сферы.

Исследования проблемы целеобразования и целенаправленного поведения ввели в психологию комплекс важнейших понятий: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний и самооценка, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Но теория К. Левина имеет свои недостатки. Графические символы "динамического поля" не могут во всей полноте объяснить своеобразие и развитие человеческой личности. Левин не придает значения содержанию потребностей. Выполнение намерения, по Левину, обусловливает лишь его динамическая сторона. Проблема содержания не включается и в понятие "временной перспективы", и в понятие цели. Говоря о причинах развития личности, Левин отдает предпочтение аффектам, не учитывает роли сознания. Он не видит общественно-исторической обусловленности развития личности.

 

Этапы создания психоанализа

Научная деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.

Первый период: 1897 – 1905 (медицинский). Здесь психоанализ является методом лечения неврозов с отдельными попытками заключений о характере душевной жизни. Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905, первое и законченное изложение метода лечения). Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о глубинной психике. В ней выделяются три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период учение З. Фрейда приобретает популярность. В 1902 г. складывается кружок из представителей разных профессий, желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Второй период: 1906 – 1918 (общепсихологический). Фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. З. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1912) – работы, в которых З. Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психологической деятельности» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. З. Фрейд по приглашению С. Холла читает лекции в Кларковском университете (1909), что способствует распространению психоанализа в Америке. Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от З. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912).

Третий период: 1913 – 1939 (философский). Концепция З. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности предстает в виде учения о трех инстанциях – «Я», «Оно», «Идеала-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ З. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию – «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию – «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921); «Моисей и единобожие» (1939). Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.

 

Рефлексология Бехтерева

Бехтерев, Владимир Михайлович(1857-1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Важной сферой исследований Бехтерева были невропатология и психиатрия. В качестве основной причины психических нарушений он выделяет в первую очередь изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут либо иметь травматический характер, т.е. быть прижизненно возникшими, либо являются наследственно обусловленными. Но в то же время, он не сводил причины душевных болезней исключительно к анатомо-физиологическим нарушениям, а считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с деятельностью всего организма.

Бехтерев – основатель рефлексологической теории – естественнонаучного направления в психологии и психологии личности, получившего развитие в России в первой половине XX в. Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Она определяется сначала как "объективная психология", позднее - как "психорефлексология", потом - как "рефлексология" - особая "биосоциальная наука".

Предметом изучения рефлексологии являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексологическая теория считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Рефлексологическая теория выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования:

· использование комплекса методик,

· качественный анализ расстройств психики,

· личностный подход,

· соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования.

 

Предмет и задачи истории психологии

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на разных этапах развития научного знания. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью (всесторонне развитие, познание психики).

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрении научного, и не житейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на науку.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.