Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви

2017-11-17 263
Медиоланский эдикт и его значение в истории Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы уяснить смысл Миланского эдикта, нужно сравнить его с эдиктом 311-го г. Никомидийский закон хочет обеспечить жизнь христианам: "Пусть снова будут христиане и строят места для собраний." Этот толерантный эдикт терпит христиан, как необходимое зло. Даруя им жизнь, он требует: "чтобы они ничего не делали против общественного порядка," и обещает: "другими указами мы известим судей, что они обязаны соблюдать." То, чего так боится издатель эдикта со стороны христиан, это почти несомненно пропаганды христианства, которая была воспрещена иудейству под страхом смертной казни. Вот это-то дело христианства "против общественного порядка" и хочет Галерий подавить "другими указами." По всей вероятности, ему не удалось издать новые указы; но весьма возможно, что они все-таки увидели свет, быть может, благодаря исполнительной воле Августа Ликиния, ибо Миланский эдикт в самом начале указывает, как повод для своего появления, устранение стеснительных для христиан ограничений в предшествовавшем указе. Что же дает Миланский эдикт? Он очень удобно делиться на две части: в первой идет речь о свободе религиозного исповедания, во второй об имущественных и общественных правах христиан т.е. как корпорации, и частных или личных правах. В первом отношении характерны слова: "каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу и религии." Отсюда ясно, что Миланский эдикт устанавливает, так называемый паритет, равенство всех религий и свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Её общины не остались для государственной власти в положении безразличных (для неё) дозволенных организаций, какими были уже в течение веков и какими оставались и теперь иудейские синагоги. Общины эти были объединены иерархией и обнаруживали тенденцию охватить все население империи. Император, не принимая сам христианства и продолжая стоять выше отдельных религий, между которыми делилась масса его подданных, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Уже в 313-ом г. Константин освободил клир от тягостей декурионата (Codex Theodos. XVI, 2, 1; 7), а в указе 315-го г., которым подтверждается свобода от казенных повинностей императорских домен, res privatae, император ставит наряду с ними церкви, ecclesiae catholicae (Ibid. XI, 1, 1), в противоположность частным домашним молельням. В 319-ом г. установлена свобода членов клира (ii qui clerici appellantur) от всяких повинностей (munera). В том же 319-ом г. епископам была предоставлена юрисдикция в гражданских делах, и каждый христианин мог переносить свое дело на суд епископа, в обход обычных судебных инстанций. В 321-ом г. была узаконена новая форма освобождения на волю рабов в Церкви, пред епископом, и в том же году дано Церквам чрезвычайно важное право приобретать имущество по завещаниям. В 323-ем г. появился указ воспрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

 

 

14) Формирование христианского монашества. Особенности монашества на Востоке и на Западе. Аскетизм, как принцип воздержания, во всей силе предносился древним христианам. Победа над плотскими страстями, самоотречение, чрез что христиане достигали высшей нравственной чистоты и "святого" хождения, по справедливости доставили им имя поистине "святых." Сущность древнего христианского аскетизма состояла в безбрачии и всегдашнем девстве. Остальные соблюдавшиеся христианскими аскетами отречения-самоограничения, как то, бодрствование во время ночи, особенно посты - служили лишь средством подчинения тела духу. Во II-ом веке апологеты указывают на христиан, которые ради Христа до старости вели воздержательный образ жизни, пребывали всегда в девстве.

 

В сочинениях писателей III-го века аскетизму уделяется значительное место. Философия того времени, неоплатонизм, отождествляя материю со злом, видела основу добродетельной жизни в освобождении от чувственного. Подобно неоплатоникам, александрийцы Климент и Ориген считают самоотречение, самоотвержение и с христианской точки зрения необходимым средством, чтобы стать совершенным христианином.

 

В Церкви повсюду было много аскетов обоего пола, как это видно из псевдоклиментова послания ad virgines и из сочинений Оригена, Тертуллиана, Киприана. Киприан именует девственниц, как избранное стадо верующих, которые достигли вечного блага у Господа и, хотя еще живут на земле, но уже принадлежат к сонму ангелов. Ориген упоминает о девственницах, о «воздержанниках», т.е. об аскетах, как особой части христианского народа. Ориген был сам образцом аскетической жизни. В своей ревности он зашел так далеко, что даже оскопил себя. Его строго воздержанная и посвященная только занятиям и созерцанию высших истин жизнь возбуждала многих из его учеников к подражанию ему.

 

Около Иерокла, александрийского учителя, к III веку, как представляется, уже образовался союз христианских аскетов, которые проповедовали нечто вроде общинной жизни. Некоторые воздержники имели жилище в просто сложенных домах, вне городов, чтобы беспрепятственно отдаваться умерщвлению плоти и созерцанию.

 

Нарцисс, епископ иерусалимский, оставил свою общину вследствие злых наветов и скрывался много лет в уединенной местности. Там он, как говорит Евсевий (6, 9), достиг любомудренной жизни.

 

Павел Фивейский (родился в 228 г.) еще в юные годы нашел пещеру в отдаленной горе и прожил в ней, пользуясь пальмовым деревом для питания и одежды, 90 лет, посвящая все время молитве, созерцанию и воздержанию; только незадолго до его смерти (340 г.), когда ему было 113 лет, его нашел Антоний (р. 251 г.), который сделался основателем монашества.

У таких мужей дух торжествовал над плотью, благодать – над природою, сила христианства – над миром, потворствующим порокам. Во время Дециева и, отчасти, Валерианова гонения многие христиане бежали в пустыни и подолгу оставались там. Ко времени Диоклетиана число пустынников стало еще больше. Они в особенности держались указания Христа касательно добровольной нищеты (Мф. 19, 21).

 

Монашество углубляло нравственное сознание Церкви. На место церковного учения о фактических грехах, как смертных грехах, монашество поставило учение о грехах, как могущественных враждебных наклонностях, которые внутренне присущи каждому человеку и борьба с которыми должна составлять задачу его жизни. Евагрий Понтийский первый дал классификацию 8 главных грехов. Пахомий, а за ним и Василий потребовали в своих монастырях исповеди монахов; требовалось, чтобы каждый монах исповедовал мысли своего сердца (помыслы) пред старшими братьями или настоятелем. Из монастырской практики исповедь затем стала общим институтом Церкви.

 

Отцом монашества считают Антония Вели­кого (251-356), родом копта, жизнь которого описана Афанасием Александрийским.

После 26-летней жизни в пустыне, он с 306 г. начал собирать вокруг себя учеников. Его призыв нашел отклик, особенно после знаменательного факта появления его, в го­нение Максимина, на улицах Александрии для укрепления братьев-христиан в истинной вере.

Слава Антония была так велика, что ему писал даже император Константин.

Во время арианской дискуссии Антоний еще раз появился в Александрии, чтобы дать свидетельство верным и обратить язычников. Антоний не дал никакой организации монашеству.

Макарий Египетский, или Макарий Великий, был первым, кто обосновался в Скитской пустыни (EGY). Он владел харизмой исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. Его проповеди, дошедшие до нас, свидетельствуют о его глубоком мистическом настроении. Родился он, как полагают, в 293 или 297 г., в пустыню удалился в 323 или 327 г., умер в 383 или 387 г.

 

Евагрий Понтийский (ум. 399) в своих со­чинениях проводил крайнюю теорию аскетизма, утверждая, что человек чрез очищение от страстей может достигнуть невозмутимой безгрешности и совершенства. Евагрий полагал, что человеческая душа соединилась с плотью в результате грехопадения и что именно плоть явилась причиной страстей, отвлекающих человека от Бога. Поэтому основной целью монашеской жизни он считал достижение состояния бесстрастия.

 

Основателем общежительного монашества, или киновитства считается Пахомий Великий (282-346). Пахомий основал монастыри на Тавенском острове реки Нил и в Фиваиде (Верхний Египет). Его заслуга заключается в том, что он дал крепкую организацию неустроенному еще обществу отшельников. Он обнес стеной келлии анахоретов и ввел у них дисциплину. Его на­ставления — это древнейшие монашеские правила, еще при­митивные и недостаточные; но они, все-таки, подчиняют жизнь монахов определенным здоровым нормам. Они ставят в прямую обязанность монахов труд и молитву, содержат указания от­носительно одежды монахов, пищи и сна; через запрет приема внешних лиц. Однако богослужение в его монастыре совершали приглашенные белые священники. До 7 тыс. монахов.

 

Первый женский монастырь основал Пахомий для своей сестры Марии. Отсюда пошли и другие женские монастыри. Богатая римлянка — Мелания Старшая, приятельница Руфина Аквилейского (345-410), основала монастырь на Масличной горе.

 

Из Египта монашество распространилось на Синайский полуостров, где в V и VI вв. развернулось аскетическое творчество выдающихся учителей монашества – Нила Синаита († 430 г.). и Иоанна Лествичника († 580 г.).

 

В Каппадокии монашество развивали Василий Великий (ок. 330 – ок. 379), Григорий Богослов (ок. 329 – ок. 390) и Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394). Василий сначала основательно познакомился со знаменитыми аскетами Сирии и Палестины. Василий Великий известен в истории монашества как организатор восточного монашества. Его «большие» и «малые монашеские правила» до сих пор – единственные правила греческого монашества. Ввел постриг и запрет на вино.

 

Афон. Предание относит начало монашества к V-VI в. Но если там что-нибудь и было, то всё уничтожили арабы во время нашествий в 670 и 776 г.

Вскоре после этого опустошения, Афон был отдан императором Константином IV Погонатом (т.е. Бородатым; 668-685) для обитания монахам. Иверский монастырь, как считает традиция, был построен грузинами вскоре после 780 г., во имя Иоанна Предтечи. Первым анахоретом Афона был св. Петр, проживший на Афоне, согласно традиции, 53 года (681-734), — он первый безмолвником. В 830 г. Афон снова подвергся арабскому опустошению.

Вполне достоверные данные об Афоне начинаются с середины IX века. От этого времени известен замечательный подвижник Евфимий (с 857 г.). В 872 г. грамотой императора Василия I Македонянина (866- 886) весь Афонский полуостров был передан во владение монахов, и в нем начинают появляться лавры. Первый монастырь был основан в 963 г. Первым главным основателем и устроителем монашеской жизни на Афоне и законодателем был Афанасий († 1000 г.).

В IV в. монашество проникло в Испанию и на Британские острова. На Западе монашество рано вызвало значительную оппозицию, чего почти вовсе не было на Востоке. Оппозиция эта направлялась не только против крайностей аскетизма (в этом отношении характерны постановления Гангрского собора, около 363 г.); она шла и против самого учреждения, против принятого понимания роли монашества, как мы это видим у Вигиланция и Иовиниана. Иовиниан, сам всю жизнь остававшийся монахом, утверждал, что пост, безбрачие, аскетизм сами по себе не составляют особенной заслуги. Всё это только средства для поддержания христианского настроения и христианской жизни, которая, однако, может быть совершенно так же чиста и при иных условиях. С другой стороны, аскеты нередко впадают в гордость и даже в манихейство.

 

Аскетическое подвижничество вне церковной опеки представлялось для западной церкви сомнительным уже в V веке. Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, западное монашество должно было тесно сблизиться с церковью, принять участие в осуществлении её задачи — в водворении «царства Божия» на земле. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи.

Мартин Турский († 397 г). основал несколько монастырей в Галлии. Во внутреннем устройстве жизни они подражали сначала египет­ским и палестинским образцам.

Первый, кто предпринял на Западе кодификацию постановлений относи­тельно монашеской жизни, был Иоанн Кассиан (ок. 360-431 г.), по национальности скиф. Около 20 лет он провел в монастыре в Вифлееме и между анахоретами нижнего Египта. Около 400 г. он попал в Константинополь, где стал учеником Иоанна Златоуста (354-407). После катастрофы, разразившейся над его патроном, Иоанн Кассиан удалился на Запад, где и написал «Regula Cassiani».

 

Эти «правила Кассиана» использовались на Западе до IX в. Наряду с ними были известны правила Василия Великого, в переводе Руфина, и постановления св. Пахомия в переводе блаж. Иеронима. И лишь затем – Бенедикт и Григорий Великий, поддержавший его.

 

15. Тринитарные споры и их решение на I и II Вселенских соборах. Н икейский и Халкидонский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, т.е. учения о Святой Троице, о вочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа. Кроме тринитарной и христологической догмы, были также раскрыты вопросы антропологические и сотериологические- учение о грехе и благодати. + что есть Христос? Кратко: Богочеловек. К объяснению этого наименования и сводилась вся деятельность Соборов и церковной литературы.

 

Ереси: евионитов (Х - прос­той человек), гностиков (докетизм: Х-один из эонов, принявший призрач­ное тело), савеллиан (сын=отцу). + теория субординации (Ориген), которая ставила Божество во Христе на низшую ступень и Его Самого помещала в разряд тварей. В полемике с Савеллием много было допущено неудачных выражений и представлений, имевших в виду сделать очевид­ным различие Сына от Отца и поставить Сына в ближайшую связь с миром, это под влиянием особенно филоновской фи­лософии и Оригена.

 

325 – провозглашение Божественного достоинства Иисуса Христа. 381 – установлена вера в полное Божество Спасителя и признано Его полное человечество.

 

Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу. Т.о. Арианство являлось попыткой рационализировать христианскую догматику в духе субординационизма. Отсюда – ересь Адопциан – считавших Христа усыновленным Логосом.

 

В противоположность Арию Афанасий Александрийский проводит идею о коренном различии между Богом и творением. Христология Афанасия может быть выражена так: "Бог (Сын Божий, Логос) сделался человеком, чтобы возвести к Богу человека, обожить его." Христос произошел из сущности Божества и с Ним одно.

 

В 320 году Арий был осуждён Александрийским собором, но приобрёл последователей. После осуждения арианства и подтверждения единосущия на I Никейском Вселенском Соборе325 года Арий был отправлен в ссылку, но затем, вследствие изменившейся политической ситуации, возвращён в Александрию. Однако, вскоре умер.

I ВС утвердили постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Также был составлен Символ Веры из семи пунктов (никейский) и зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

341 г. – I Антиохийский собор (имп. Констанций: 337-361). Утверждал субординационизм. Во главе его стояли Евсевий Никомидийский и Акакий, преемник Евсевия Кесарийского (в общем-то, лояльного к Арию). Аэций: Сын – не произошел из сущности Бога, Он есть, Он создан.

362 - Александрийский Собор (победа Афанасия Александрийского) установил, что все по­пытки заменить Никейский символ другими не удались; Ни­кейский символ остается в силе.

Каппадокийцы: Василий Великий (330-79), Григорий Богослов (329-90) и Григорий Нисский (335-95). творцы новой ортодоксии. Григорий "Богослов" впервые представил её (в 362 г.) и дал ей совершеннейшее выражение, Василий Великий ввел её в церковную политику. Григорий Нисский сообщил ей полнейшее научное обоснование. «Божественная сущность развилась до 3-х ипостасей. Каждая ипостась – абсолютная полнота божества. Конец субординационизму. Усия – божественная сущность, 1-на во всех 3-х ипостасях – отличительных свойствах, благодарякот. лица божества получают самостоятельное бытие.

363г. – на соборе в Лаодикее было принято решение разослать по христианским общинам письма с перечнем канонических произведений. В Лаодикейский канон вошли все произведения, которые позднее были включены в Новый завет, кроме Откровения Иоанна. Но уже в 367 г. в письме епископа Афанасия были названы все 27 произведений Нового завета.

364-375 – Валентиниан I – поcледний этап религиозного мира. Его религиозная политика определялась в первую очередь заботой императора о внутреннем мире в государстве и идеей веротерпимости. н был безразличен к ересям.

381 – в Константинополе – окончательное осуждение арианства. Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть, дух, заступал в нем божественный логос. Тоже осужден. Вместе с тем рядовые верующие были отстранены от выборов епископов. Т.о. оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.

383 г. – "собор всех ересей", на котором император Феодосий (379-395) заставил ересиархов представить ему письменное изложение их учений. Приняв от каждого такое изложение, он одобрил только ортодоксальное, соответствующее Никео-Константинопольскому символу веры, а остальные разорвал. Все, что кроме признанного на Соборе (Credo) – ересь. Так сформировалась ортодоксальная католическая церковь.

 

16. Кирилл Александрийский и III Вселенский собор, Эфесский (Малая Азия), 431 год, по инициативе императора Феодосия II (408-451). На нём присутствовали около 200 епископов со всех концов христианского мира.

Поводом для созыва Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием (с 428г. – тогда же и сгорел арианский храм, кот. он приказал разрушить), который трактовал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Христо-родицей и Св. Кириллом Александрийским, который стоял на позициях названия "Богородица" и за соединение двух естеств. Переписка ни привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои анафематизмы.

С самого начала на соборе наметился раскол. Антиохийская и Александрийская делегация стали заседать раздельно. Несторий председательствовал на заседании Антиохийской делегации. Св. Кирилл председательствовал на заседании александрийской делегации, сначала, до прибытия римских легатов, будучи и представителем Римск. Епископа. Позже к нему примкнула и римская делегация. Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух патриархов (Антиохийский и Константинопольский с одной стороны, и Александрийский и Римский с другой).

 

Антиохийская делегация признала Св. Кирилла еретиком, и низложила его. Александрийская делегация признала Нестория еретиком, и низложила его. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление Александрийской делегации. Те, же кто признал постановление Антиохийской делегации основали несторианскую церковь. Её адепты подвергались преследованиям на всей территории Империи. Даже в Антиохии вскоре утвердились самые последовательные противники Нестория - монофизиты.

 

Против осуждения Нестория – начальник свиты Imp – Филипп Кандидиан, сам Несторий, предупрежденный им, на свое осуждение не явился. Кандидиан же объявил сбор незаконным, а приехавший наконец Иоанн Антиохийский собрал «Соборик» из 34 членов – проклинающий Кирилла.

 

Первые 6 правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения. Собор кроме Нестория в своем определении осуждает "Келестиево мудрование." Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.

7-е правило – о хранении неповрежденной никейской веры. Тем, кто его изменит – анафема. Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никеоцареградского символа добавлением в него «filioque». Последнее, 8-е правило, Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром. В канонические сборники Римской Церкви правила Ефесского Собора не вошли. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.

 

Император Феодосий распустил Собор, не утвердив его, не решив прямо, какая сторона представляет собою голос Все­ленской Церкви. Несторий удалился в монастырь, а Кирилл был арестован. Тем не менее – 433 г.– Антиохийская уния, т.е. восста­новлено общение между Антиохийской и Александрийской Церковью.

 

Послание Кирилла раз­делило восточных на две партии: умеренных, во главе с архи­епископом Иоанном, и строгих — непримиримых. Cтрогие во главе - Евфирия, митрополита Тианского, Александра, митрополита Иеропольского, Мелетия Мопсуэстийского, - ответили разрывом церковного общения с Иоанном Антиохийским. Они доказывали, что две причины разрыва с Кириллом остаются во всей силе: 1) это низложение Несто-рия, решительно неправильное — и 2) догматические заблу­ждения Кирилла.

 

Несторианская ересь была подавлена вследствие строгих императорских эдиктов и чрез низложение враждебных унии епископов. Остатки её уничтожил император Зенон, когда в 489 г. приказал закрыть школу в Ефесе, как последнее убежище несторианства. Несториан накопилось очень значительное число в Персии, где епископ ВарсумаНизибийский (453-489 г). был их сильной опорой. Персидский двор поддерживал их из-за политической оппозиции против Римского царства. Отсюда несториане распространились в Аравию, Ост-Индию и Китай. Несториане Персии были известны под именем "халдейских христиан." Долгое время Селевкия-Ктезифон, позже Багдад служили резиденцией несторианского патриарха, которого в XIV-ом веке признавали духовным главою не меньше 25-ти митрополитов. Тамерлан уничтожил их почти совершенно. Только на высотах и в долинах Курдистана удержалось до 700 тысяч несториан под особым па­триархом, который до XVII-го века имел резиденцию в Мосуле, а потом в Кохаке

 

17. «Разбойничий» собор в Эфесе (449). Расстановка сил: Рим - Лев I (440-461 г) Главным представителем "восточных" явился Феодорит, епископ Кирский (ок. 390-457 г.). Он подолгу проживал в Антиохии и проповедовал. Это не нравилось крайним при­верженцам Кирилла Диоскора Александрийского, жившим в Антиохии; они жаловались на него, конечно, Диоскору. Также Ива в Эдессе своими пропо­ведями раздражал кирилловцев.

Но тут нападение на Евтихия, сторонникаКирилла, архимандрита КП, кот. считал, что Господь наш состоял из двух естеств до соединения, а после соединения – из одного естества. Евтихий договорился до формулы, что Иисус Христос " неединосущный нам", т.е. чужд человечеству – в чем тут же усмотрели монофизитство. Евтихий пожаловался папе.

 

Определением Константинопольского Собора 448 г. более всех был недоволен Диоскор, он прямо был раздражен. И он решил покончить сразу со всем "несторианским" в Церкви одним ударом — новым Вселенским Собором. Последний должен был укрепить господство Александрийского епископа и Александрийской теологии в Церквах Востока. Диоскор был однако достаточно умен, чтобы не прибегать к новым фор­мулам. Единственною верою должна быть никейская, в том изложении, какое ей дано в анафематизмах Ки­рилла. Кто бы об этом высказался иначе, тот еретик.

 

Лев I находился в раздумиях, на какую сторону встать. Он уже высказался в пользу Евтихия. Но вот были получены акты Константинопольского Собора, и начались колебания. В КП архиепископе он привык видеть своего соперника; однако, из развертывавшихся событий должен был понять, что его главный враг – Диоскор. Итак, папа попытался дать Востоку правую веру. Евтихий был объявлен еретиком.

 

Император главным представителем назначил Диоскора. От папы прибыли делегаты, но выбор лиц в делегацию был очень неудачен: Юлий, епископ Путеольский, человек старый, пресвитер Ренат, умерший в дороге, и молодой диакон Илар - они не отстояли славы Рима. Диоскор повел дело властно и резко. При обсуждении выяснилось, что присутствовавшие считали за единственно православную формулу: "По воплощении одна природа." Они осуждали учение о двух природах после воплощения. Евтихий был признан всеми православным. Теперь нужно было Диоско­ру осудить архиепископа Флавиана и Евсевия Дорилейского. По его предложению, каждый епископ должен был письменно высказаться по поводу того, заслуживают ли наказания те, кто в своих исследованиях выходят за рамки Никейского символа. При утвердительном ответе подводились под осужде­ние Флавиан и Евсевий, и они были осуждены. Они тотчас же заявили о своих апелляциях папе. Приговор о низложении Флавиана и Евсевия Диоскор заставил принудительно подпи­сать в тот же день.

 

Был низложен очень неприятный Диоскору Ива Эдесский. Казалось, архиепископ Диоскор достиг блестящей победы: постановления Собора базировались на определениях Никейско­го и Ефесского Собора, в качестве своего знамения Собор выставил формулу Кирилла: "одна сделавшаяся человеческою природа Бога-Слова." Противники или раскаялись или были низложены. — Император с радостью утвердил постановления 2-го Ефесского Собора, в результате которого «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в «монолитной» монофизитской.

 

Лев I назвал этот Собор «разбойничьим». Он отлучил от Церкви всех присутствовавших и освободил всех осуждённых Собором.

 

 

18. Христологический спор на IV Вселенском соборе. созван был императором Маркианом (450-457) по согласию с папой Львом I (440-461) в Халкидоне (совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451, по поводу ереси Евтихия — монофизитства.

Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях; самими заседаниями руководили императорские чиновники. Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской администрации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, повторял в своих письмах императору и Лев I, актуальность этого тезиса подтверждалась недавними событиями в Северной Африке — сначала вооружённой борьбой с донатистским расколом, затем — завоеванием Карфагена в 429 г. вандалами, на стороне которых оказались циркумциллионы-донатисты.

 

Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором, впавшим в крайность монофизитства. Обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на «разбойничьем» соборе. По прочтении записки отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в безнравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён разбойничий собор и Евтихий. Тех епископов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора.

 

Принятие нового христологического вероучительного определения. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: «Христос - совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, … единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; … один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

 

Таким вероопредлением осуждалось как несторианство, так и монофизитство. Блаженный Феодорит, которого на соборе подозревали в несторианстве, особенно египетские епископы, произнес анафему на Нестория и подписал его осуждение. Поэтому собор снял с него осуждение Диоскора и восстановил в сане, равно как снял осуждение и с Ивы, епископа эдесского.

 

Вопросы установления церковного порядка -- составление 30 правил. Главные предметы правил — церковное управление и церковное благочиние.Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке.

После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским собором; монофизитов ссылать в заточение или изгонять; сочинения их сжигать, а за распространение их казнить и пр. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции.

 

Разложение византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления, наиболее сильные на окраинах империи и имевшие себе основу в национальностях, тем не менее сообразно духу времени силились найти себе выражение и оправдание в догматическом разногласии – отделение монофизитских и несторианских церквей.

 

Непреложный авторитет Халкидонского собора был торжественно восстановлен на соборе, созванном патриархом Иоанном в Константинополе в 518 из 40 епископов, находившихся в столице, и игуменов столичных и окрестных. Собор осудил всех отвергающих Халкидонский собор и, в частности, осудил Севира, патриарха антиохийского, оправдал память умерших поборников православия и определил внести в диптихи отцов четырех вселенских соборов.

Феопасхизм (или теопасхизм) - учение, возникшее в процессе борьбы с ересью несториаства. Его сторонники утверждали, что Бог не страдает по Своей природе, однако Бог пострадал плотию именно Бог, именно Сам Бог Слово. Эта формула получила название «феопасхитской», то есть «богострадательной». Участники собора в Халкидоне451 г., считавшие себя последователями Кирилла, очевидно, составляли на самом Соборе большинство. Их занимала не терминология как таковая, но лишь подходящий способ дать отпор несторианству, с одной стороны, и евтихианству - с другой. Если для строгих диофизитов субъектом страданий был Иисус, сын Марии, а не Божественный Логос, то позиция халкидонцев-кирилловцев отличалась от строго диофизитской позиции приятием теопасхизма Кирилла - таких как теопасхальная формула: "Один от Святой Троицы страдал во плоти".

 

482г. Imp Зинон (474-491) обратился к Александрийской Церкви с посланием, известным под названием "Энотикон". Император выражал озабоченность единством и провозглашал, что Империя и "все церкви" не приемлют никакой иной веры, кроме той, что выражена в Символе, подтвержденном в Никее и Константинополе; он заявлял, что принимает "Двенадцать Глав" Кирилла, и публикует исповедание веры, в котором тщательно избегаются некоторые спорные термины. В содержании своем это исповедание тщательно сохраняет кириллово утверждение единства Христа, включая теопасхизм, также подтверждает важный для халкидонитов пункт, что Христос "единосущен нам по человечеству". Однако, в нем опускается то, что говорил святой папа Лев, и халкидонское определение, что и Божество, и человечество Христовы в соединении "сохраняют свои свойства.

 

 

19. Никео-Цареградский Символ и его значение в оформлении догматического учения Вселенской Церкви

Используется в богослужении православной, католической (с позднейшей правкой), древневосточных Церквей, а также большинства протестантских Церквей. На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году был составлен Никейский символ веры.

 

В 381 году он был расширен и дополнен Вторым Вселенским собором в Константинополе, после чего стал называться Никео-Константинопольским.

Утверждает веру в Бога-Отца, Вседержителя и Творца;

в Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца, который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, который умер за людей на кресте при Понтии Пилате и воскрес в третий день, вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца, который придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых и воцарится вовеки;

в Святого Духа, который оживляет и вдохновляет пророков;

в единую святую соборную (кафолическую) апостольскую Церковь;

в очищающее крещение;

во всеобщее воскресение мертвых и новую жизнь.

 

Одним из формальных поводов к расколу Вселенской христианской Церкви на Католическую и Православную была добавка к Никео-Цареградскому Символу веры, сделанное Западной (Римской) Церковью IV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от Сына».

 

Ереси: евионитов (Х - прос­той человек), гностиков (докетизм: Х-один из эонов, принявший призрач­ное тело), савеллиан (сын=отцу). + теория субординации (Ориген), которая ставила Божество во Христе на низшую ступень и Его Самого помещала в разряд тварей. В полемике с Савеллием много было допущено неудачных выражений и представлений, имевших в виду сделать очевид­ным различие Сына от Отца и поставить Сына в ближайшую связь с миром, это под влиянием особенно филоновской фи­лософии и Оригена.

 

325 – провозглашение Божественного достоинства Иисуса Христа. 381 – установлена вера в полное Божество Спасителя и признано Его полное человечество.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.448 с.