Движение декабристов: причины, идеология и организации, значение. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Движение декабристов: причины, идеология и организации, значение.

2017-11-17 707
Движение декабристов: причины, идеология и организации, значение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Причины роста либеральных настроений в обществе: а) в ходе вой­ны и походов дворяне-офицеры ближе познакомились со своими сол­датами, а также увидели и сравнили жизнь простых людей в Европе и в России. Вернувшись, многие из них стали более остро восприни­мать нищету и бесправие собственных крестьян; б) крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал воспринимать­ся передовой частью общества как основная причина бедствий стра­ны, ее отсталости; в) политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, что вызывало неудовлетво­ренность в обществе; в) реакционный внешнеполитический курс, на­правленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Ев­ропе и подавление там революционных выступлений; г) влияние идей европейского Просвещения.

2. Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что поня­тия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в ду­ховной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

«Союз спасения» (1816—1818гг.) — первая тайная офицерская орга­низация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. У ее истоков сто­яли также князь С.П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин — все участники Отечествен­ной войны. Целью организации было введение конституции и граж­данских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и огра­ничение самодержавия.

«Союз благоденствия» (1818—1821 гг.), сложившийся на основе рас­пущенного «Союза спасения», был более многочисленной организа­цией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осу­ществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: «Зеленая лампа», «Измайловское

общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

3. «Южное общество» (1821—1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским дей­ствовало на Украине. Программным документом общества стала «Рус­ская Правда», написанная Пестелем и включавшая: уничтожение са­модержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граж­дан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; раз­деление властей на законодательную власть — Народное вече (парла­мент), исполнительную — Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) — Верховный Собор; уничто­жается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли определенного раз­мера,

«Северное общество» (1822—1825гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С. П. Трубецким, а с 1823 г. — К.Ф. Рылеевым действовало в Петер­бурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и ис­полнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепо­стного права; сохранение права помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

4. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр!. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату — Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обста­новке междуцарствия, а также неприязнью части гвардии к престоло­наследнику. Декабристы планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение само­державия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и политические свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П.Кахов­ский взял на себя задачу убить Николая. Руководителем восстания был избран князь С.П. Трубецкой.

Утром 14 декабря офицерам — членам «Северного общества» уда­лось вывести часть войск на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс. чел.). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство и медлительность действий декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. После этого восставших расстреляли из артиллерийских орудий.

Причины поражения декабристов: узкая социальная база, ориентация на заговор; недостаточная конспирация, в результате чего правительство узнало о планах заговорщиков; отсутствие единства и согласованности действий; неготовность образованного общества, прежде всего дворянства, к ликвидации самодержавия и крепостничества.

В чем заключается историческое значение этих событий? В советской историографии выступление декабристов оценивалось очень высоко. (В соответствии с ленинской концепцией, восстание декабристов по­давалось как первый этап освободительного движения в России. В современной историографии выступление декабристов рассматри­вается как «акт гражданского неповиновения», попытка реализации группой молодых дворян, в основном офицеров, либеральных идей раннего периода правления Александра I.

Выступление декабристов, несмотря на поражение, подчеркнуло нео­твратимость перемен, заставило общественное движение искать реше­ние назревших для России проблем. Движение декабристов оказало вли­яние на развитие культуры. Однако, исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потен­циал русского общества, спровоцировало усиление правительствен­ной реакции, задержало, по словам П.Я. Чаадаева, развитие России на полстолетия.

Вопрос № 15

Общественная мысль 30-50-х гг. XIX в.: особенности, основные воп­росы и направления.

1. Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кри­зис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие люди; неготовность правительства осуще­ствлять коренные реформы; влияние опыта общественного и эконо­мического развития европейских стран.

Общественное движение развивалось в условиях жесткого прав­ления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. Отсутствие воз­можности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с неболь­шим количеством участников. Большое общественное значение при­обрели художественная литература и литературная критика.

2. Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее зна­чительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырез, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию само­бытности России. История нашей страны, считал он, основана на «веч­ном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в об­щественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не зна­ет сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии. Действительную народность представители этого направления виде­ли в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.

Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя неко­торые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформу­лировал основы «теории официальной народности»: самодержавие,

православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защи­ту от пагубных революционных идей Запада.

3. Либеральными течениями в общественной мысли стали славяно­фильство и западничество. Славянофильство как течение обществен­ной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были лите­раторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытнос­ти русской истории, славянофилы главной движущей силой счита­ли не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

Основные положения теории славянофильства: важнейшей харак­теристикой российского общества и Российского государства являет­ся народность, а в основе, самобытного российского пути развития ле­жат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению сла­вянофилов, избавляло российское общество от политической борь­бы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные цен­ности преобладают над материальными; Петр I насильственными ме­тодами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсерви­ровало крепостничество и породило социальные конфликты; крепо­стное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности).

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятель­ности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Каве­лина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основ­ные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать ис­торическое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запа­да; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить кон­ституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо от­менить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; сле­дует развивать образование и распространять научные знания; запад­ники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России пу­тем реформ «сверху».

Вопрос № 16

Отмена крепостного права: причины, программы, содержание реформы 1861 г. и ее значение.

1. Великая реформа 1861 г., ликвидировавшая крепостное право, стала следствием комплекса факторов и, в первую очередь, кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.

Социально-экономический кризис: вследствие незаинтересован­ности работника в результатах производства в дореформенной Рос­сии сохранялась низкая производительность труда. При этом крепос­тничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в сере­дине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих — и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гаранти­рованного благополучия крестьян и помещиков; наметилось социаль­ное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхожде­ние в рыночные отношения —- других; происходило обезземеливание крестьян — их превращение в отходников, либо — чрезмерное увели­чение работы на барщине; росла помещичья задолженность государ­ству. Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х гг., порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в рынке сбыта промышленной продукции. Однако кре­постное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от поме­щика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабо­чим, чей труд был несовместим с потребностями машинного произ­водства; крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тор­мозило развитие рынка сбыта промышленной продукции; ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в резуль­тате Крымской войны.

Положение в социальной сфере характеризовалось нарастанием социальных конфликтов, крестьянских волнений (в 1850—1856 гг. их было 215, а в 1856—1860 гг. — 833), что вселяло в верхи страх перед угрозой новой пугачевщины. Активизировалась общественно-поли­тическая жизнь в стране, сложились три общественных течения: консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований; либе­ральное, предлагавшее освободить крестьян с землей; радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя. Либеральные идеи проникали и в правящую элиту, часть которой все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное •• воздействие на общество.

В результате поражения в Крымской войне выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских поряд­ков по сравнению с Западом, остро осознавалась необходимость воз­вращения России утраченного статуса великой державы. Восстано­вить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.

2. Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр Путвердил 19 февраля 1861 г.

Крестьяне получали личную свободу, статус сельских обывателей и элементарные экономические и гражданские права: на собствен­ность, на защиту своих прав в суде, свободу торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; вступать в брак без согласия помещика.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела. Размеры надела, выкупа, повинностей определялись с согла­сия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера обро­ка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно пре­вышал рыночную цену земли. Помещику крестьянин выплачивал 20— 25% выкупа. Государство оплачивало 75—80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить госу­дарству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых. До пе­рехода на выкуп крестьянин считался временнобязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу по­мещика.

Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая ста­новилась юридическим собственником земли крестьян, распределя­ла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопро­сами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы кру­говой поруки.

3. Реформа положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу. Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Реформа дала мощный им­пульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла воз­можности для развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образо-

вания. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в об­ществе, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в це­лом.

Вместе с тем сохранились пережитки крепостничества и элемен­ты традиционных структур. Сохранилось крупное помещичье земле­владение. В пореформенный период нарастала нехватка земли, при­водящая к крестьянскому малоземелью, тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные от­ношения. Наличие сельской общины консервировало патриархаль­ный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств. Община превращалась в оплот традиционализма, стоявше­го на пути модернизации России.

Вопрос № 17

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX п.: причины, основные реформы и их значение.

Буржуазные реформы 60-70х гг. 19в.

Реформа 1861г. поставила Россию на рельсы буржуазного развития, отсюда и необходимость перестройки надстрочных институтов общества – школы, цензуры, финансы, суда местного самоуправления и др. Поэтому 60-70 мы видим в России финансовую реформу – реформу Татарина, отмену телесных наказаний, реформа начальной, средней и высшей школы, земская, судебная, реформы цензуры, городские реформы, военные реформы. В истории реформ выделяются 2 периода: до и после 1 апреля 1866 (выстрел Каракозова). Выстрел напугал и царь сменил окружение и стали преобладать консерваторы. Поэтому реформы на одном этапе или быстро и довольно последовательно, а на втором этапе замедлились в отдельных областях, прежде всего в области образования виден откат назад. Дворянство считало себя ограбленным и обманутым реформа 1861г. и требовало компенсации. Такой компенсацией стала земская реформа 1864г. Земства – муниципалитеты – выборные местные органы самоуправления, которые занимались начальной школой, здравоохранением, социальным призрением. Уездное земство избиралось всем населением, но на разных основаниях. Было 3 губернских группы:

1. Причины реформ: необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооружен­ные силы в соответствие с изменившимися общественными и эконо­мическими условиями; рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

2. Земская реформа началась в 1864 г. В ходе ее создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей. Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем ку­риям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сосло­вий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности изби­рали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей — крестьянской ку­рии имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распорядительными органа­ми и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по тако­му же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Земства способствовали развитию хозяйства, активизации об­щественной жизни на местах. Земства создавали школы и больни­цы, улучшали жизнь русской деревни. Земства становились ячей­ками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. Однако полномочия земств постоянно

ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой,

Городская реформа, начавшаяся в 1870г., создавала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе не со­словного, а имущественного ценза. Избирательные права предостав­лялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недви­жимости в черте города, содержатели торговых и промышленных за­ведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Каждая курия избирала 1/3 состава гласных городской думы, яв­лявшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с городским го­ловой. Городское самоуправление занималось благоустройством го­рода (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образо­ванием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной ох­раны, полиции, тюрем,

Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но в целом реформа способствовала становлению эле­ментов гражданского общества и развитию городов.

3. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов. Основные принципы новой судебной системы: бессослов­ность, т. е. дела представителей всех сословий рассматривались в од­них и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; неза­висимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения; несменяемость судей, т.е. пра­вительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт вы­борных присяжных заседателей, определявших, виновен ли обви­няемый.

В основе системы общего суда находился окружной суд, охваты­вавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстан­цией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат.

Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного су­дьи, который избирался земскими собраниями и городскими дума­ми. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд ми­ровых судей. Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находи­лись в ведении Высшего уголовного суда. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам европейской юстиции. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в кре­стьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судеб­ная система вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

4. Военная реформа началась сразу после Крымской войны в конце 50-х гг. и проводилась поэтапно.

Содержание реформы: сокращение численности армии; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание глас­ных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота (при­нятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструк­ция казенных военных заводов; введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. При этом лица с начальным образо­ванием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — не­сколько месяцев.

В целом либеральные реформы стали одним из переломных собы­тий в истории России, положив начало модернизации всех сторон жизни, однако эти реформы осуществлялись «сверху», самодержав­ной властью. Отсюда — их определенная непоследовательность и про­тиворечивость.

Вопрос № 18

Развитие капитализма в пореформенной деревне и феодальные пере­житки.

Развитие капитализма.

Реформа 1861г. с одной стороны создала условия для буржуазного развития реформ – отделила помещичье хозяйство от крестьянства. В тоже время реформа сохранила и феодальные пережитки. Барщина – феодальные, а не буржуазные отношения.

Крупным пережитком страны была община, сдерживающая хозяйственную инициативу крестьян:

- круговая порука по платежам,

- ограничение свободного перемещения

- принудительный сееоборот.

Тем не менее капитализм сильнее всего развивался в крестьянском хозяйстве, что привело к разложению крестьян. Российские особенности этого процесса:

1) разлагаясь как класс, крестьяне оставались единые как сословие

2) на помостах в деревне появляются кулаки, живущие эксплуатацией не наемного труда, а должников; не сельские рабы, а пауперы.

3) процесс шел быстрее на окраинах, где крестьянское хозяйство тесно было связано с рынком и медленнее в черноземном центре, где с рынком было связано больше помещичье хозяйство. Капитализм мог окончательно победить либо по американски, - для этого надо было отдать крестьянам всю землю, и они стали бы фермерами, либо по Прусски, - для этого надо было разрешить приватизацию надела.

Вопрос № 19

Завершение промышленного переворота в России во второй половине XIX и. Российские буржуазия и пролетариат. Есть в тетрадке.

Вопрос № 20

Народничество 70-80-х гг. XIX в.: идеология и практическое движение.

На рубеже 1860—1870-х гг. происходит станов­ление идеологии революционного народничества. Свое законченное выражение она обрела в работах Бакунина, Лаврова, Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, эти идеологи возла­гали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма. Народников особенно привлекала возможность до­стижения социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования клас­са буржуа-эксплуататоров. Для этого, по их мнению, достаточно было передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосиль­ных налогов, освободить от контроля со стороны ад­министративно-полицейских органов. Сходясь в ос­новных теоретических установках, ведущие идео­логи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь. М. А. Бакунин (бун­тарское направление) видел такое средство в не­медленной крестьянской революции, толчок к кото­рой должна дать революционная интеллигенция. П. Л. Лавров (пропагандистское направление) так­же поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную возбудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребу­ется длительный период для того, чтобы интелли­генция смогла найти общий язык с крестьянст­вом, — период напряженной пропагандистской ра­боты. П. Н. Ткачев (заговорщическое направление) исходил из того, что разрыв между народом и ин­теллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное ре­волюционное движение невозможно. Общину дол­жна освободить интеллигенция, захватив путем во­оруженного переворота власть и сверху проведя не­обходимые преобразования. В конце 1860 — начале 1870-х гг. в России в сту­денческой среде возник ряд народнических круж­ков. В 1874 г. их члены начинают массовое «хож­дение в народ» под бунтарскими лозунгами. Одна­ко поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Тогда революционеры начали вести бо­лее планомерную пропаганду в деревне. В 1876 г. возникает «Земля и Воля» — организация, игравшая в этой деятельности роль координационного цен­тра. Народники стремились создать в деревне опор­ные пункты для организованного восстания. Одна­ко никаких серьезных результатов они не достиг­ли. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Плеханов, остался на старых позициях. Деятельность этой организа­ции оказалась совершенно бесплодной. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения самодержавия. Главным средством их борьбы с властью стал инди­видуальный террор, с помощью которого они наде­ялись развалить существующий строй. «Народная воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей — Желябова, Михайлова, Морозова, Перов­скую, Фигнер и др. Им удалось создать немногочис­ленную, но сильную, великолепно законспирирован­ную организацию. Предприняв ряд террористиче­ских актов, народовольцы заставили правительство идти на уступки. 12 февраля 1880 г. была образо­вана «Верховная распорядительная комиссия». Во главе ее был поставлен М. Т. Лорис-Меликов, ко­торый, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем; с другой — провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол ме­стной администрации. Самое же главное, Лорис-Ме­ликов представил царю проект, в котором предла­гал создать «подготовительные комиссии» для раз­работки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым, административным вопросам. В комиссиях наряду с чиновниками дол­жны были заседать и выборные от земств. Этот про­ект был с восторгом встречен либералами. Народо­вольцев же деятельность Лорис-Меликова не удов­летворяла ни в малейшей степени. 1 марта 1881 г. ими был убит царь. К власти пришел его сын Алек­сандр III. «Конституция» Лорис-Меликова была от­клонена. В стране воцарилась реакция.

Вопрос № 21

Самодержавие и его внутренняя политика 80-90-х гг. XIX в.: причины поворота правительства к реакции, контрреформы, социально-сословная политика.

Вопрос № 22

Буржуазная модернизация России рубежа XIX-XX вв.: сущность мо­дернизации и ее российские особенности. Политика И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте.

Буржуазная модернизация России рубежа 19-20вв.

Модернизация – переход от аграрного общества к индустриальному. В экономике – это индустриализация, т.е. создание крупной механизированной тяжелой промышленности, способной переоснащать всю экономику. Индустриализация вызывает становление современной банковской системы, без кредитов и прямого участия, без которой крупную тяжелую промышленность не создать. Невозможна индустриализация и на базе фамильных капиталов. Отсюда развитие акционерной формы и становление современного рынка ценных бумаг с фондовой биржи. В социальной сфере это урбанизация – рост городов за счет деревни и высокая социальная мобильность индивида, частая смена социальных статусов. В государственно – правовой области: окончательное утверждение парламент, как инструмент властного контроля крупного капитала за общество, а также развитие правового государства. В области сознания и культуры 3 явления порождают модернизацию:

- изменятся тип обыденного сознания и поведения человека. М. Вебер: в аграрном обществе господствует ценностный тип сознания и поведения:

1)примат потребления над производством (человек живет, чтобы потреблять)

2)человек стремится приспособиться к окружающей природной и социальной среде. Индивид принадлежит к группе, сословию.

- в модернизационную и индустриальную эпоху появляется 2 тип сознания и поведения: целевой или прагматический.

1)примат производства над потребителем (живет, чтобы зарабатывать)

2)человек стремиться приспособить для своих нужд окружающий мир в том числе и социальные отношения, и проэксплуатировать окружающий мир в своих интересах.

Модернизация порождает национализм. В аграрном обществе символом объединившим народ страны обычно была абсолютна монархия, правящая династия. Однако, буржуазные революции 18-19в. сильно уронили авторитет монархии, а интенсивное экономичное и культурное развитие стран привело к появлению нового объединяющего народ к символу – идеи нации. Международные конфликты 19в. порождают и национализм, как идею национального превосходства, а создание «великими» державами колоний в Азии и Африки порождает расизм. Новый разлом культуры. Наряду с народнической и классической появляется массовая городская культура. Особенности модернизационного процесса в России проистекали из ее запаздывания. В научной литературе сложилась концепция 3 эталонов капитализма:

- запад

- центральная восточная Европа, включая Россию и Японию.

- страны Азии и Африки

Отсюда:

1)если на западе модернизация начинается «сама собой», «снизу» то в Россию она инициируется и подталкивается сверху – правительство пытается сократить отставание от запада.

2)если на западе модернизация носит комплексный характер, то в России долгое время ограниченный, даже точечный, по преимуществу это модернизация при том, что страна остается сельской, сохраняется абсолютная монархия.

3)Гайер. В России был не один, а два национализма: 1. «реактивный» - его девиз: «догоним запад, мы не хуже». Эти настроения имели место в сравнительно узких кругах деловой и бюрократической элиты. 2. «консервативный» - девиз «раньше было лучше» - это реакция национального сознания на модернизацию, которая в силу запаздывания неизбежно должна была пользоваться западными идеями, формами, приемами, капиталами, т.е. выступала в глазах русских, как вестернизация. Эти настроения были очень хорошо распространены от деревни до зимнего двора. Инициатива политической модернизации, а точнее индустриализации приготовила руководству министерства финансов, которое с 1887-1891 возглавлял Вышнегородский и Витте шли двумя путями:

- создание благоприятных условий для части инвестиций в тяжелой промышленности, а поскольку российский капитал шел туда неохотно, всемирное вовлечение иностранных капиталов. 1891г. Вышнеградский создает жестоко-протекционистский таможенный тариф – высокие пошлины на импорт – тариф «убивал 2-х зайцев» во-первых, защищал отечественных фабрикантов, во-вторых, сигнализировал иностранцев: «везите в Россию не товар, а капитал». 1897г. Витте вводит свободный размер бумажных денег на золотые. Это облегчало вывоз иностранцам прибыли. Иностранный капитал сыграл выдающуюся роль в Российской индустриализации – более 75% основных фондов в тяжелой промышленности, более 90% в высокотехнологических отраслях иностранного капитала. Второй путь к индустриализации прямые государственные вложения не в промышленности, а в ж/д. Если есть ж/д 1900г. принять за 100%, то 90-е и было построено 40%. Это вызвало «цепную реакцию» развития отраслей тяжелой промышленности. Источниками средств послужили резко взросшие при Витте косвенные налоги, удачно размещенные займы, в том чис


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.