Эвристика как раздел методологии еще не получила официального признания, она оценивается как стратегия поиска эффективных и оригинальных решений, как мера творческого риска. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эвристика как раздел методологии еще не получила официального признания, она оценивается как стратегия поиска эффективных и оригинальных решений, как мера творческого риска.




ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ВЫДЕРЖАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ[155]

Корректность   Научное обоснование постановки проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получение научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. Постановка псевдопроблемы возможна, например, вследствие ее очень широкой или неопределенной формулировки.
Использование различных методов исследования   Построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития). Построение предмета исследования выступает как дальнейшее развитие постановки проблемы, ее глубокое рассечение и конкретизация с разграничением содержательной и формальной сторон.
Научность   Построение теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию
Обеспечение единства теории и практики   Созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и, напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. При этом теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса.
Системность   Законченность и цельность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов
Достоверность полученных результатов   Доказанность и проверяемость всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями


КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[156]

Средства В общем виде все средства познания (не методы и способы) можно представить как совокупность материальных искусственных средств научной деятельности. Исследование мегамира и микромира невозможно без этих посредников, как в производственной деятельности без орудий труда. Это все виды индикаторов, усилителей, фиксаторов, измерителей и т.д. - от линейки до космических кораблей.
Процесс Научная деятельность является процессуальной, она представляет собой совокупность исследовательских операций, функций, которые совершает субъект. Это наблюдение, протокольные предложения, обобщения, сравнения, эксперимент, экстраполяция, объяснение, индукция, дедукция, постулирование, аксиоматизация, моделирование, анкетирование и пр.
Условия Условия мы рассматриваем как все виды компенсации недостатков субъекта, средств, процесса, объекта. Это компоненты других систем, включенные в научную систему, в научную деятельность. Это и финансовые средства, и техника, и лабораторные условия, и смежные специалисты и др.
Результат Чаще всего результат трактуют как реализованную цель субъекта, т.е. только в позитивном отношении. Но в ходе научной деятельности могут возникать и такие результаты, которые не прогнозировались в целевых установках субъекта: ошибки, непредвиденные явления, неожиданные открытия и др. Поэтому рационально сам результат представить как единство продукта (это результат, который соответствует поставленной цели) и отхода (это все побочные, дополнительные результаты, которые возникают в ходе научной деятельности). Вполне понятно, что «отход» дифференцируется на позитивный и негативный. Позитивный отход может по значимости превосходить продукт, а негативный отход предостерегает от последующих ошибок («отрицательный результат - тоже результат»).
Система Научная деятельность не представляет собой хаотического множества названных компонентов. Они все связаны между собой, структурированы. Это и образует систему научной деятельности: структурированный состав, закономерность организации компонентов.
Среда Об этом компоненте иногда забывают. Но система научной деятельности функционирует не в вакууме, а во взаимодействии с другими общественными системами. Все иные системы общества (экономическая, педагогическая, управленческая, медицинская и т.д.) по отношению к научной и являются средой. Среда - это активный фон и потенциал научной деятельности. Среда выполняет две функции: - она потенциал для включения в систему научной деятельности компенсирующих компонентов (условия), - она активный фон, способствующий или тормозящий научную деятельность.

 





 


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[157]

 

ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ Концептуальная стадия Этап выявления противоречия
Этап формулирования проблемы
Этап определения цели исследования
Этап формирования критериев
Стадия построения гипотезы
Стадия конструирования исследования
Стадия технологической подготовки исследования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА Стадия проведения исследований Теоретический этап
Эмпирический этап
Стадия оформления результатов
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА


СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА[158]

Научные потребности Это исходное, базовое понятие. Любая наука исторически возникает тогда, когда есть потребности в ее специфическом знании. Потребности вырастают из практики, из реального противоречия между фактическим и необходимым знанием. Разрешение противоречия и совершается за счет доведения фактического знания до уровня необходимого. Удовлетворение потребности - это погашение рассогласованности фактического и необходимого состояния любой системы.
Научные способности Человек исторически обретал потребности к изучению окружающего мира, поэтому так же исторически у него формировались способности к данной познавательной деятельности. Даже современные психолого-педагогические эксперименты говорят об этом: способность формируется и развивается, если есть потребность в ней. Побудительная сила (потребность) формирует и деятельную силу (способность). Научные способности есть у всех, только их уровень (задатки, одаренность, талант, гениальность) у людей разный.
Научная деятельность - является функциональным стержнем всей научной сферы: она не только реализует научные потребности и способности (интеллектуальный потенциал), но и генерирует научные отношения и научные институты; - включает в себя базовые компоненты: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда.
Научные отношения Входе научной деятельности субъекты вступают в различные отношения между собой по поводу средств, процессов, результатов, объекта, условий. Отношения мы рассматриваем как диалектическое единство связи и отграниченности, сходства и различия, единства и обособления.
Научные институты Научная деятельность исторически формировала различные стабильные организационные формы своего существования (лаборатории, институты, академии и пр.). Сегодня имеются многочисленные научные институты (организации, учреждения, заведения). Их специфика состоит в том, что они интегрируют в себе все предыдущие научные образования: потребности, способности, деятельности, отношения. Это и позволяет трактовать научные институты как интеграторы научной сферы общества.

 


НАУЧНАЯ ШКОЛА[159]

Системообразующие параметры   Лидер, научное направление, объект исследования, методология, сообщество коллег, результаты, общественное признание
Аспекты организации научных сообществ Синхронное и диахронное (во времени)   Научные сообщества могут формироваться во времени, соразмерном продолжительности поколения исследователей (30 лет). Например, научная школа французских философов-материалистов, школа Г.П. Щедровицкого и т.д. В значительной степени такие объединения ученых, исследователей базируются на лидере. Интеллектуальный потенциал лидера определяет не только сплочение последователей, но и их совместную работу по изучению единого объекта с позиций единой методологии. Все это синхронные (существующие в одном социальном времени) научные объединения.
  Разрыв во времени (диахронность) связан или с исчезновением лидера, или с перерывом в осознании объекта и метода. Предмет анализа может оставаться прежним, но его грани и методы его исследования могут меняться. Такова научная школа Вернадского. Эта диахронная динамика остается стабильной в основном по объекту анализа и по исследованиям продолжателей данной концепции. Могут меняться методология, состав исполнителей, характер работы, формы внедрения и пр.
Формальное и неформальное (по структуре)   Формальные организации, объединения - это юридически оформленные, официально признанные коллективы с соответствующей правовой документацией, органами, налогами, зданиями, сотрудниками и т.п. Это или государственные организации вроде Академии наук или НИИ, или общественные вроде Петровской академии наук и искусств.
  Неформальные организации научного профиля - это научно-исследовательские коллективы, не обладающие правовой фиксацией: кружки, семинары, клубы, школы и т.д., которые функционируют на самодеятельной организационной и финансовой основе, на подвижнической деятельности коллег, на собственных исследовательских средствах и издательских возможностях

 

 


 

Аспекты организации научных сообществ Дисциплинарное и меж- дисциплинарное В XVIII-XX вв. усилия ученых были обращены в основном на изучение локальных объектов (география, ботаника, зоология, физика, механика, химия) и эта объектная ориентация определяла становление научных школ. Но различный подход к методам их исследования приводил к формированию специфическихнаправлений, которые при объединении коллег и превращались в научные школы. Продолжают существовать и развиваться дисциплинарные объединения в области физики, химии, биологии, социологии, философии, истории и т.д.
Этот показатель важен для развития науки в XX и XXI вв. Именно в это время происходит становление смежных наук. Потребность многоаспектного исследования одного и того же объекта, а также его связей с другими объектами определяет необходимость объединения усилий различных специалистов: механик, физик, физиолог, психолог, социолог – кибернетика; социолог и эколог - социальная экология. Междисциплинарные объединения размывают само понятие «научная школа». Это выражает общую закономерность развития науки - тенденцию к синтезу научных направлений.
Конъюнктурное и перспективное Социальные потребности и потребности общественной практики определяют развитие научных исследований: геометрия, математика, геодезия, география, механика земных и небесных тел, ботаника, зоология, кибернетика и пр. На основе этих практических потребностей и формировались научные школы. Все это привело к созданию прикладных научных исследований оперативного, конъюнктурного, характера.
Прикладные разработки нуждались в фундаментальных научных исследованиях, что и приводило к необходимости развития теоретической физики и химии, генетики и социологии, астрономии и космологии, психологии и этнологии и др.
Государственное и общественное Государство заинтересовано в развитии научных исследований и прикладных разработок для обеспечения научным знанием всех отраслей народного хозяйства, для развития обороноспособности и национальной безопасности, для приумножения и обогащения отечественного научного потенциала. Формируются на базе государственного бюджета различные научные объединения от Академии наук до проблемных исследовательских лабораторий.
Научная деятельность, творческая по своей природе, не может ограничиваться стенами официальных учреждений, а осуществляется различными группами населения за их пределами. Возникают и различные общественные научные организации - от академий до научных клубов, кружков, научного общества учащихся, студенческого научного общества и т.п.


НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ[160]

- это сфера научных исследований, посвященных решению каких-либо крупных,






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.