Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-10-21 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ВЫДЕРЖАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ[155]
Корректность | Научное обоснование постановки проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получение научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. Постановка псевдопроблемы возможна, например, вследствие ее очень широкой или неопределенной формулировки. |
Использование различных методов исследования | Построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития). Построение предмета исследования выступает как дальнейшее развитие постановки проблемы, ее глубокое рассечение и конкретизация с разграничением содержательной и формальной сторон. |
Научность | Построение теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию |
Обеспечение единства теории и практики | Созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и, напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. При этом теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса. |
Системность | Законченность и цельность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов |
Достоверность полученных результатов | Доказанность и проверяемость всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями |
|
КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[156]
Средства | В общем виде все средства познания (не методы и способы) можно представить как совокупность материальных искусственных средств научной деятельности. Исследование мегамира и микромира невозможно без этих посредников, как в производственной деятельности без орудий труда. Это все виды индикаторов, усилителей, фиксаторов, измерителей и т.д. - от линейки до космических кораблей. |
Процесс | Научная деятельность является процессуальной, она представляет собой совокупность исследовательских операций, функций, которые совершает субъект. Это наблюдение, протокольные предложения, обобщения, сравнения, эксперимент, экстраполяция, объяснение, индукция, дедукция, постулирование, аксиоматизация, моделирование, анкетирование и пр. |
Условия | Условия мы рассматриваем как все виды компенсации недостатков субъекта, средств, процесса, объекта. Это компоненты других систем, включенные в научную систему, в научную деятельность. Это и финансовые средства, и техника, и лабораторные условия, и смежные специалисты и др. |
Результат | Чаще всего результат трактуют как реализованную цель субъекта, т.е. только в позитивном отношении. Но в ходе научной деятельности могут возникать и такие результаты, которые не прогнозировались в целевых установках субъекта: ошибки, непредвиденные явления, неожиданные открытия и др. Поэтому рационально сам результат представить как единство продукта (это результат, который соответствует поставленной цели) и отхода (это все побочные, дополнительные результаты, которые возникают в ходе научной деятельности). Вполне понятно, что «отход» дифференцируется на позитивный и негативный. Позитивный отход может по значимости превосходить продукт, а негативный отход предостерегает от последующих ошибок («отрицательный результат - тоже результат»). |
Система | Научная деятельность не представляет собой хаотического множества названных компонентов. Они все связаны между собой, структурированы. Это и образует систему научной деятельности: структурированный состав, закономерность организации компонентов. |
Среда | Об этом компоненте иногда забывают. Но система научной деятельности функционирует не в вакууме, а во взаимодействии с другими общественными системами. Все иные системы общества (экономическая, педагогическая, управленческая, медицинская и т.д.) по отношению к научной и являются средой. Среда - это активный фон и потенциал научной деятельности. Среда выполняет две функции: - она потенциал для включения в систему научной деятельности компенсирующих компонентов (условия), - она активный фон, способствующий или тормозящий научную деятельность. |
|
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[157]
ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ | Концептуальная стадия | Этап выявления противоречия |
Этап формулирования проблемы | ||
Этап определения цели исследования | ||
Этап формирования критериев | ||
Стадия построения гипотезы | ||
Стадия конструирования исследования | ||
Стадия технологической подготовки исследования | ||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА | Стадия проведения исследований | Теоретический этап |
Эмпирический этап | ||
Стадия оформления результатов | ||
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА |
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА[158]
Научные потребности | Это исходное, базовое понятие. Любая наука исторически возникает тогда, когда есть потребности в ее специфическом знании. Потребности вырастают из практики, из реального противоречия между фактическим и необходимым знанием. Разрешение противоречия и совершается за счет доведения фактического знания до уровня необходимого. Удовлетворение потребности - это погашение рассогласованности фактического и необходимого состояния любой системы. |
Научные способности | Человек исторически обретал потребности к изучению окружающего мира, поэтому так же исторически у него формировались способности к данной познавательной деятельности. Даже современные психолого-педагогические эксперименты говорят об этом: способность формируется и развивается, если есть потребность в ней. Побудительная сила (потребность) формирует и деятельную силу (способность). Научные способности есть у всех, только их уровень (задатки, одаренность, талант, гениальность) у людей разный. |
Научная деятельность | - является функциональным стержнем всей научной сферы: она не только реализует научные потребности и способности (интеллектуальный потенциал), но и генерирует научные отношения и научные институты; - включает в себя базовые компоненты: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. |
Научные отношения | Входе научной деятельности субъекты вступают в различные отношения между собой по поводу средств, процессов, результатов, объекта, условий. Отношения мы рассматриваем как диалектическое единство связи и отграниченности, сходства и различия, единства и обособления. |
Научные институты | Научная деятельность исторически формировала различные стабильные организационные формы своего существования (лаборатории, институты, академии и пр.). Сегодня имеются многочисленные научные институты (организации, учреждения, заведения). Их специфика состоит в том, что они интегрируют в себе все предыдущие научные образования: потребности, способности, деятельности, отношения. Это и позволяет трактовать научные институты как интеграторы научной сферы общества. |
|
НАУЧНАЯ ШКОЛА[159]
Системообразующие параметры | Лидер, научное направление, объект исследования, методология, сообщество коллег, результаты, общественное признание | |
Аспекты организации научных сообществ | Синхронное и диахронное (во времени) | Научные сообщества могут формироваться во времени, соразмерном продолжительности поколения исследователей (30 лет). Например, научная школа французских философов-материалистов, школа Г.П. Щедровицкого и т.д. В значительной степени такие объединения ученых, исследователей базируются на лидере. Интеллектуальный потенциал лидера определяет не только сплочение последователей, но и их совместную работу по изучению единого объекта с позиций единой методологии. Все это синхронные (существующие в одном социальном времени) научные объединения. |
Разрыв во времени (диахронность) связан или с исчезновением лидера, или с перерывом в осознании объекта и метода. Предмет анализа может оставаться прежним, но его грани и методы его исследования могут меняться. Такова научная школа Вернадского. Эта диахронная динамика остается стабильной в основном по объекту анализа и по исследованиям продолжателей данной концепции. Могут меняться методология, состав исполнителей, характер работы, формы внедрения и пр. | ||
Формальное и неформальное (по структуре) | Формальные организации, объединения - это юридически оформленные, официально признанные коллективы с соответствующей правовой документацией, органами, налогами, зданиями, сотрудниками и т.п. Это или государственные организации вроде Академии наук или НИИ, или общественные вроде Петровской академии наук и искусств. | |
Неформальные организации научного профиля - это научно-исследовательские коллективы, не обладающие правовой фиксацией: кружки, семинары, клубы, школы и т.д., которые функционируют на самодеятельной организационной и финансовой основе, на подвижнической деятельности коллег, на собственных исследовательских средствах и издательских возможностях |
|
Аспекты организации научных сообществ | Дисциплинарное и меж- дисциплинарное | В XVIII-XX вв. усилия ученых были обращены в основном на изучение локальных объектов (география, ботаника, зоология, физика, механика, химия) и эта объектная ориентация определяла становление научных школ. Но различный подход к методам их исследования приводил к формированию специфическихнаправлений, которые при объединении коллег и превращались в научные школы. Продолжают существовать и развиваться дисциплинарные объединения в области физики, химии, биологии, социологии, философии, истории и т.д. |
Этот показатель важен для развития науки в XX и XXI вв. Именно в это время происходит становление смежных наук. Потребность многоаспектного исследования одного и того же объекта, а также его связей с другими объектами определяет необходимость объединения усилий различных специалистов: механик, физик, физиолог, психолог, социолог – кибернетика; социолог и эколог - социальная экология. Междисциплинарные объединения размывают само понятие «научная школа». Это выражает общую закономерность развития науки - тенденцию к синтезу научных направлений. | ||
Конъюнктурное и перспективное | Социальные потребности и потребности общественной практики определяют развитие научных исследований: геометрия, математика, геодезия, география, механика земных и небесных тел, ботаника, зоология, кибернетика и пр. На основе этих практических потребностей и формировались научные школы. Все это привело к созданию прикладных научных исследований оперативного, конъюнктурного, характера. | |
Прикладные разработки нуждались в фундаментальных научных исследованиях, что и приводило к необходимости развития теоретической физики и химии, генетики и социологии, астрономии и космологии, психологии и этнологии и др. | ||
Государственное и общественное | Государство заинтересовано в развитии научных исследований и прикладных разработок для обеспечения научным знанием всех отраслей народного хозяйства, для развития обороноспособности и национальной безопасности, для приумножения и обогащения отечественного научного потенциала. Формируются на базе государственного бюджета различные научные объединения от Академии наук до проблемных исследовательских лабораторий. | |
Научная деятельность, творческая по своей природе, не может ограничиваться стенами официальных учреждений, а осуществляется различными группами населения за их пределами. Возникают и различные общественные научные организации - от академий до научных клубов, кружков, научного общества учащихся, студенческого научного общества и т.п. |
|
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ[160]
- это сфера научных исследований, посвященных решению каких-либо крупных,
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!