Постоянно возрастающая дифференциация научного знания рождает все большую потребность в его интеграции. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Постоянно возрастающая дифференциация научного знания рождает все большую потребность в его интеграции.

2017-10-21 252
Постоянно возрастающая дифференциация научного знания рождает все большую потребность в его интеграции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание же интегративной картины действительности возможно лишь на основе научной методологии[121].

 


ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ[122]

Конституирование методологии науки как самостоятельной области исследования требует четкого осознания ее специфики, специфики ее содержания, целей, задач и проблем, т.е. специфики предмета. Ни одно из известных нам определений предмета методологии науки не решает проблему спецификации методологии науки.

 

Проблемы спецификации методологии науки Предмет логики и методологии научного познания указывает на то, что данная наука должна основываться на комплексе дисциплин, изучающих как научные теории, так и другие формы познания. Особое место занимают гносеология, семиотика, логика, ибо анализ почти всех проблем логики и методологии науки требует комплексного применения всех этих дисциплин. Немаловажное значение имеют такие дисциплины, как науковедение, методология эмпирических наук, теория систем, теория информации и т. п., результаты которых широко используются при решении проблем методологии науки... Все эти дисциплины являются теоретическими основаниями методологии науки[123].
Усложнение связи между теорией и опытом также порождает методологические проблемы - «проблемы обоснования эмпирических знаний: зависимость самой фиксации объекта в эксперименте и наблюдении от ранее выработанных теоретических знаний и методов; появление объектов типа резонансов, которые вообще нельзя зафиксировать непосредственно, через прямое взаимодействие с приборами... Появление таких объектов остро ставит вопрос об их соотношении с фрагментами реального мира и статусе эмпирического факта как средства проверки теории. Все эти проблемы соотношения теории и опыта, с которыми естествоиспытатель сталкивается в процессе своего исследования, принадлежат к области философии и методологии науки и решаются не специально-научными, а философско-методологическими средствами»[124].
Вариант решения проблемы спецификации методологии науки[125]   Основная идея предлагаемого подхода состоит в том, чтобы методологию науки как особую сферу деятельности и культуры специфицировать по ее отношению не к науке в целом и даже не к научному исследованию как одной из ипостасей науки, а лишь к ее составляющей - методологической деятельности ученых. Очевидно, что это предполагает специальное выделение и описание данного вида деятельности ученых в системе науки и научного исследования в целом. Отношение методологии науки к методологической деятельности ученых представляется отношением обслуживания, складывающимся из обобщения опыта методологической деятельности и разработки необходимых для нее средств. Таким образом, методология науки мыслится как прикладная дисциплина инженерного типа, а ее предмет - как задаваемый в первую очередь не спецификой изучаемой действительности, а совокупностью задач, решение которых надо обеспечить необходимыми средствами и опыт решения которых надо сохранить и распространить.


СПОСОБ СПЕЦИФИКАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ ПО ОБНАРУЖЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ [126]

 

Предметная деятельность -осуществляется в соответствии с нормативами, принятыми в данной науке. Любую науку на данном этапе ее развития можно представить как сложную нормативную систему, или, точнее, систему, состоящую из элементарных нормативных систем. Нормативная система - это система многократного осуществления какого-либо акта деятельности разными людьми, где каждый последующий участник копирует предыдущего. Норматив - это акт деятельности, функционирующий в качестве образца для последующих актов. Очевидно, что многие традиционные для данной науки формы исследовательской деятельности транслируются путем копирования образцов, т.е. осуществляются в рамках определенных нормативных систем. Еще большее значение в воспроизводстве стандартов научной деятельности имеет следование правилам, инструкциям, программам, сформулированным в языковой форме. Они тоже неразрывно связаны с нормативами - образцами живой деятельности. К числу нормативов данной науки можно отнести формулировку предмета научного исследования, обычно связанную с указанием области изучаемых явлений, целей и программы исследования; образцы продукта, задающие специфические для данной науки стандарты организации и оформления результатов исследования; идеал, определяющий конечные устремления науки; принципы доказательства и представления о строгости рассуждения; конкретные методы исследования и многое другое, что стандартизирует деятельность ученого в данной науке.
Методологическая деятельность -направлена на создание новых нормативов и изменение нормативного пространства данной науки. Проявляется закономерность появления в жизни науки новых, нестандартных ситуаций, для которых отсутствуют уже опробованные на эффективность образцы деятельности. В таких ситуациях бессмысленно воспроизводить нормативно закрепленную деятельность решения старых задач и тем самым оставаться во внутренних пределах научного предмета. Единственно правильный способ действия в таких ситуациях - выход во внешнее пространство данной науки и поиск в нем новых, нестандартных путей, ведущих к новой цели. Развитие науки означает не только появление в ней новых знаний, идей, теорий, фактов, но и изменение ее нормативных систем. Появление новых нормативов и исчезновение старых может совершенствоваться стихийно, а может быть продуктом целенаправленной деятельности. В этом случае мы и будем говорить о методологической деятельности ученых. Методологическая деятельность - это деятельность, направленная на формирование новых нормативов. Таким образом, если ученый предпринимает специальные усилия, чтобы поставить новую задачу или ищет новый метод решения, если он дает новую формулировку предмета данной науки или формулирует новое правило для некоторой исследовательской процедуры, если он создает новые образцы исследования или строит новые исследовательские программы - он занимается методологической деятельностью.

 


ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ[127]

Определение основных направлений и программ исследований
Обеспечение правильности постановки проблем
Разработка методов и средств научного исследования
Нахождение общих подходов к изучению предмета
Обеспечение ученых интеллектуальной техникой научной деятельности
Установление общей стратегии научного поиска
Проведение корректировки движения исследователя по предметному содержанию
Обнаружение принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей в изучаемом объекте
Разработка критериев для оценки результатов исследования
Построение и обоснование предмета научного исследования

 


 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ[128]

 

 

Содержательная методология Формальная методология
  Содержательная методология включает в себя следующие проблемы: - структура научного знания вообще и научной теории в особенности; - законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; - понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; - характеристика схем объяснения, принятых в науке; - структура и операциональный состав методов науки; - условия и критерии научности.   Формальные аспекты методологии связаны с:   - анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения; - описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.

 

 

В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания, и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне. Некоторым конкретно-научным направлениям (структурализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статус философских концепций. Истоки такой универсализации - неправомерное отождествление философского и конкретно-научного уровней методологии. Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии состоит в том, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной методологии.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.