В том или ином результате познания в полной мере определяет научность знания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

В том или ином результате познания в полной мере определяет научность знания.

2017-10-21 537
В том или ином результате познания в полной мере определяет научность знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ[45]

  Критерий   Виды научного знания  
Группы предметных областей Математические, естественные, гуманитарные, технические
Способ отражения сущности Феноменталистские (описательные), эссенциалистские (объяснительные)    
Отношение к деятельности субъектов Дескриптивные (описательные), прескриптивные (нормативные)  
Функциональное назначение Фундаментальные, прикладные разработки
Отнесение к формам мышления   Эмпирические, теоретические

 

 


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ[46]

  Форма   Определение
Факт   К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений. Научные факты инвариантны - теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории.
Положение   Научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений являются аксиома и теорема. Аксиома - исходное положение, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства. Теорема - положение, устанавливаемое при помощи доказательств. Вспомогательные теоремы называют леммами или утверждениями.
Понятие   Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений. Понятие по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает новыми признаками и свойствами. Понятие занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории и т.д. выражаются через слова – понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое.
Категория   Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время». Каждая отрасль науки имеет свою систему категорий.
Принцип   Выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.
Закон   Существенное, объективное, всеобщее, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами


 

Теория   Форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных номологических утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области
Метатеория   Теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой-либо определенной отрасли научного знания
Идея   Высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.
Доктрина   Почти что синоним концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма; и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом.
Парадигма   Выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач
Проблема   «Знание о незнании». То есть знание о том, что наука на сегодняшний день не знает. Это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо того и другого вместе. Аналогом проблемы в математике выступает «задача».
Гипотеза   Предположительное знание. В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. В случае не подтверждения гипотеза теряет свое значение.
Постулат[47]   Утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы
Суждение[48]   Мысль, выраженная в виде повествовательного предложения, которая может быть истинной или ложной


ПОЗНАНИЕ – ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ ОТ НЕЗНАНИЯ К ЗНАНИЮ[49]

Основная цель познания Достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас
Виды познания Чувственное и научное (рациональное)
Формы чувственного познания Ощущение - это отражение мозгом свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются органами чувств человека. Ощущения являются источником всех знаний, однако они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств. Восприятие - это отражение мозгом свойств предметов или явлений в целом, воспринимаемых органами чувств человека в какой-то отрезок времени, оно дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Представление - это вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведение в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств, - как бы поставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).
Формы рационального познания Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Виды понятий: общие (связаны с некоторым множеством предметов или явлений), единичные (относятся только к одному), конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и др. Конкретные - к конкретным предметам или явлениям, абстрактные - к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные - не содержат парных отношений. Суждение - это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д. Умозаключение - это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения: непосредственное и опосредованное.


ИНТУИЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС[50]

Понятие Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus - ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства[51].
Свойства Неожиданность решения задачи Неосознанность путей и средств ее решения Непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов
Условия формирования и проявления Основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы Поисковая ситуация, состояние проблемности Действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи Наличие "подсказки"
Классификация по характеру новизны Стандартизованная Это интуиция-редукция. Пример - врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что, пока пациент проходил от двери до стула, он мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. В данном случае имеет место подведение частного под общее. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по нередко неоднозначному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы.
Эвристическая Эвристическая (творческая) связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин, разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи ("болезни Боткина").
Луи де Бройль об интуиции "При более внимательном исследовании этого вопроса легко заметить, что как раз эти элементы имеют важное значение для прогресса науки. Я, в частности, имею в виду такие сугубо личные способности, столь разные у разных людей, как воображение и интуиция. …интуиция, неожиданно раскрывающая нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, являются возможностями, органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения".
Эйнштейн об интуиции «Если не согрешить против логики, то вообще нельзя ни к чему прийти. Подлинной ценностью является в сущности, только интуиция.»


ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[52]

Принцип Действие Новое научное знание соотносится с…
Детерминизма   Организует построение знания в соответствующих науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его. Современное понимание этого принципа предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. объективной реальностью
Соответствия   Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются, как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. предшествующим научным знанием
Дополнительности   «Воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий»[53]. С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. Одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями. познающим субъектом

 


ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[54]

 

 

  Общее определение По отношению к научному исследованию
ОБЪЕКТ   Представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. - objectum - предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождественен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, отражающих свойства объективной реальности.     Это материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система
ПРЕДМЕТ   Обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные на опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь как бы срезом объекта познания.     Это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т.д.  

 


ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[55]

  Направленность на производство знания
  Четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней
  Использование специализированного инструментария
  Регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления)
  Наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий

 


УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[56]

Уровень Эмпирический Теоретический
Познавательные задачи и характеристики 1. Сбор фактов об объекте познания. Научный факт - это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы 2. Получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов 3. Составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования 4. Классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации 1.Объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики 2.Предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования 3.Познание осуществляется в логических формах, под которыми понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются отражением мира, итогом фиксации повторяющихся отношений вещей, зафиксированных в общественной практике.
Действия при научном исследовании Производится сбор фактов (зафиксированные события, явления, свойства, отношения), получение статистических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация Характеризуется сопоставлением, построением и развитием научных гипотез и теорий, формулированием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике  
Особенности познания при научном исследовании Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен. Представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.  


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ[57]

  Принцип     Сущность принципа
Единства теории и практики   Означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности  
Определенности   Требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке  
Конкретности   Означает, что отражение действительности в мышлении истинно - только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна".  
Познаваемости   Означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир  
Объективности   Требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений  
Причинности   Состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.  
Развития   Показывает, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода  


ПОСТУЛАТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[58]

  Постулат     Суть постулата
Реальность   Имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания
Структурность   Реальный мир структурирован
Непрерывность   Между всеми областями действительности существует непрерывная связь
Чужое сознание   Также и другие индивиды (люди и животные) имеют чувственные впечатления и сознание
Взаимодействие   Наши чувственные органы аффицируются реальным миром
Функции мозга   Мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа
Объективность   Научные высказывания должны быть объективными
Эвристичность   Рабочие гипотезы должны содействовать исследованию, а не затруднять его
Объяснимость   Факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством "естественных законов"
Экономия мышления   Следует избегать ненужных гипотез

 


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.