Нарушения функционирования желудка и кишечника — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Нарушения функционирования желудка и кишечника

2017-10-21 231
Нарушения функционирования желудка и кишечника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие дети (это касается каждого возраста) жалуются на боли в области живота. Они говорят: «Живот болит» или «У меня здесь болит», показывая при этом на весь живот. В таких случаях путем врачебного обследования должен быть выяснен диагноз, поскольку причиной таких болевых ощущений может оказаться типичное заболевание органов брюшной полости, например воспаление слизистой оболочки отростка слепой кишки – аппендицит. Однако и вегетативно обусловленные нарушения обращают также здесь на себя внимание. Подобным образом проявляют они себя в пищеварительной системе. Так, неудовлетворительно отрегулированное пищеварение и нарушения в удалении отработанных шлаков (запоры разной степени выраженности) могут быть обусловлены тем, что ребенок не справляется с требованиями школы и родителей.

У тех детей, которые ощущают страх перед школой, и боли в животе (по этой же причине), часто бывает и рвота. Боли в животе и рвота – это два известных симптома, которые нередко появляются у ребенка перед классной работой, а иногда и перед всеми делами, работа над которыми, однако, оставила у него чувство неуверенности.

В основе данного явления опять-таки лежит страх, который проявляется в такой форме. У маленьких детей боль в области живота проявляется коликами, локализующимися в области пупка. Боль часто приводит ребенка на прием к педиатру, а между тем лечение заключается в простом его успокоении, что раньше всех может сделать мать. Далее, беспокойная обстановка в семье проявляется и у маленького ребенка симптомами заболевания со стороны живота, выражаясь здесь коликами (приступами болей) в области пупка. Обращает на себя внимание тот факт, что сейчас в детском возрасте чаще, чем раньше, стали случаи язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Это должно быть в чем-то связано с особенностями нашего времени, со стрессом и всевозможными перегрузками, до которых маленький ребенок еще не дорос. Если у ребенка, например, в это время неудовлетворительный сон, нет нормального распорядка дня и весь его образ жизни неспокоен (вследствие соответствующего поведения взрослых) и, более того, наполнен страхом, то надо ли удивляться, что в таком случае живот, желудок, кишечник тоже являются своеобразным «зеркалом души». Это может зайти настолько далеко, что приведет к воспалению слизистой оболочки толстой кишки. Это заболевание гораздо менее эффективно удается лечить с помощью медикаментов, чем посредством возможного снятия внутреннего напряжения и спазмов.

И всегда важную роль играют при этом семейные ситуации, имеющиеся у ребенка комплексы, трудности, составляющие для него проблемы того или иного рода, которые усиливают страх.

Существует точка зрения, что семейные обстоятельства являются центральной причиной в возникновении этих симптомов со стороны желудка и кишечника. И здесь решающее значение имеет характер взаимоотношений матери и ребенка. Чересчур повелительная мать, которая не дает свободы ребенку, у которой ребенок не имеет никакой возможности развиваться свободно, часто является со своей чрезмерной заботой причиной таких нарушений. И вот в такой момент педагоги в школе, которые информированы о такой семейной обстановке, могут, например, отменив письменные классные работы, способствовать появлению у таких детей чувства освобожденности. И когда у ребенка появляется ощущение необходимости своей деятельности, учебы, тогда бывает сделан уже первый реальный шаг к выздоровлению. Когда найден путь к тому, чтобы обеспечить успокоение и уладить семейную обстановку, это в дальнейшем поможет ликвидировать у ребенка скованность и найти место в жизни.

Описание случая.

Одна женщина пишет мне: «Мой сын Александр, единственный ребенок, страдает болями в области желудка, живота, головными болями явно нервного характера. Собственно говоря, все началось уже с его рождения. У мальчика имелись спазмы привратника желудка, в связи с чем он требовал особого ухода. До 4 лет у него часто бывали рвоты. Потом его состояние улучшилось, но с того времени как он пошел в школу, эти нарушения начались вновь. Однако в первые школьные годы он еще не чувствовал себя так плохо, но приблизительно с 4-го класса его жалобы усилились. Меня часто приглашали в школу, чтобы забрать его домой, так как с ним бывало очень плохо.

В период учебы в старших классах к этому присоединились и другие осложнения. Например, когда учитель приносил свою тетрадь для проведения диктанта, Александр говорит, что тогда у него все кружится перед глазами, и начинают болеть голова и желудок. Александр – это такой ребенок, которому вовсе не безразлично, что у него может быть плохая отметка. Когда мой сын приносит домой плохо выполненную работу, он очень от этого страдает, хотя является, вообще-то, хорошим учеником и ему можно было бы и не бояться таких случайностей. Кроме того, и учитель Александра охотно поможет ему.

Я хотела бы еще упомянуть о следующем. Во время больших каникул Александр был на выгоне, где содержались пони. Когда мы за ним заехали, у него с 16 до 17 часов должен был быть час верховой езды, а среди дня он был действительно счастлив и весел оттого, что сможет показать нам, как хорошо он может ездить верхом. А незадолго до 16 часов у него развились такие боли в области желудка, что он был не в состоянии 5 минут находиться в седле».

Таким образом, различные органы реагировала непреодоленный страх. Этот страх препятствовал деятельности ребенка, выполнению нагрузок. У него не было уверенности в себе.

Через полгода Александр становится довольным, веселым ребенком. Это подтверждают и родители, и педагоги. Гипертрофированная сверхлюбовь и повышенное внимание матери к своему чрезвычайно чувствительному ребенку способствовали развитию слишком тесной связи между ними, из которой Александр не мог освободиться. Поэтому ему было очень трудно стать самостоятельной личностью.

Александр остается в течение года в детской группе. После года совместного проживания с детьми он становится свободным и полностью уверенным в себе.

Описание случая.

8-летний Оливер появляется у меня на приёме из-за типичных жалоб на боли в верхней части живота. Он был обследован врачами, и у него не было обнаружено никаких данных, которые свидетельствовали бы о наличии органического заболевания.

Оливер родился при драматических обстоятельствах. К этому времени его отец перенес инфаркт миокарда, что потребовало напряжения сил также и его матери. Оливер не получал должной заботы со стороны матери. Таким образом, была брошена тень на его первый год жизни. И далее его мать сообщает, что он в грудном возрасте каждый вечер кричал по два часа. Тогда-то и возникли подозрения на боли в животе, но точно этого установить не могли.

Да и первые учебные годы являются, для Оливера, весьма впечатлительного и чувствительного ребенка, довольно тяжелыми, так как его мать много внимания должна 6ыла уделять заботам об отце. Она, кроме того, много времени посвящала работе, помогая отцу в порядке поддерживать дела.

В эти годы мальчик начал жаловаться на боли, которые всегда усиливались, когда в семье что-то происходило.

Первые реакции появились уже после рождения сестры, когда он – старший брат в возрасте уже шести лет – должен был присматривать за младенцем. И никто не подозревал в это время, что он уже внутренне отказывался от новорожденной. Чем старше он становился, тем чаще ему приходилось присматривать за своей сестрой. А это требование от него ответственности за свою сестру делало его (в противоположность ожидаемому) буквально больным.

И страх, передававшийся ему от матери, был причиной внутренне переполнявшей его агрессивности, в возникновении которой существенную роль играл также его отрицательный настрой, отказ от сестры.

Таким образом, здесь лечение должны были получать оба, мать и ребенок, чтобы они смогли обрести спокойную уверенность в себе. Это было возможно осуществить с помощью бесед, деятельности и аутогенной тренировки.

Когда я думаю о других случаях, где имелась симптоматика нарушений со стороны желудка и кишечника, у меня всегда имеется представление о наличии у ребенка страха главным образом в связи с семейной обстановкой – как причине таких реакций.

При всех случаях психосоматических нарушений и заболеваний необходима совместная работа родителей, даже всей семьи. Таким образом, на первое место встает такой вид терапии, как беседа, «расшифровывающая» ситуацию в семье и совещательная, с помощью которой стремятся достичь здорового, нормального поведения лиц, окружающих ребенка.

Помогать ребенку нужно активно. Он должен познать укрепление чувства своего «Я», получить уверенность в себе.

Описание случая.

У Фолькера всегда болит живот, особенно тогда, когда в школе предстоит писать контрольную работу. В таких случаях дело часто доходит до рвоты. С этими жалобами приведен он ко мне на прием. Мальчик (ему 10 лет) производит впечатление здорового и веселого. «Почему ты, собственно говоря, не занимаешься как следует в школе?» – спрашиваю его я, когда мы с ним остаемся одни. «У меня нет желания». – «Почему же его нет?» – мой встречный вопрос. «Потому что у меня совсем нет времени поиграть. И все-то я должен работать, заниматься, учиться. Кроме этого, мой отец не знает ничего иного. 0н говорит мне, что я тоже должен работать, что работа – это свойство жизни, если хочешь кем-то стать. Но я-то никем не хочу становиться!»

Фолькер открыто не согласен с требованиями школы и равным образом с настояниями родителей, с которыми последние стоят перед ним в угрожающей позе «с поднятым вверх указательным пальцем».

Фолькер тоже идет в детскую группу. Он находит удивительно интересной уже упоминавшуюся вводную деятельность в аутогенную тренировку. Он может рисовать красками и карандашом, сколько ему хочется. Ему доставляет радость обращение с красками и пластилином. У него всегда имеются идеи сделать что-то новое, и скоро в группе он становится ведущим среди детей. Они с увлечением слушают, что им рассказывает Фолькер, что он придумывает в своей фантазии и «изображает» из себя в процессе вводной деятельности.

Для Фолькера эти увертюры к аутогенной тренировке – игры, рисование красками и карандашом, разные ручные поделки, а также пантомима и игра с распределенными ролями – путь к улучшению концентрации внимания, умению сосредоточиваться. И ребенок, которого раньше после школы сразу же заставляли заниматься дальше, сейчас получил передышку, домашнее задание учит правильно, частями и скоро будет уже властвовать над своими, затруднявшими его до сих пор школьными проблемами. К счастью для него и всех нас, у него сменился учитель, что на нем тоже отразилось благоприятно. Но вый педагог увлечен своей профессией, стремится понять, заинтересовать детей учебой и Фолькер, наконец, начинает учиться и сам. Наполненный массой историй о природе и другими познаниями, Фолькер становится одним из лучших учеников в классе. Родители усвоили для себя, что его нужно бывает просто оставить в покое и не стоять со своими нравоучениями рядом с ним «с поднятым пальцем». Скоро для мальчика каждый день становится прекрасным, полным деятельности. Это и есть то «Я», которое ребенку требуется иметь в жизни.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.