Нарушения продолжительности сна. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Нарушения продолжительности сна.

2017-10-21 254
Нарушения продолжительности сна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детям, которые просыпаются ночью, в большинстве случаев что-то снится. Во сне они издают разные звуки, более или менее отчетливо разговаривают и беспокойно двигаются. Мы знаем, что во сне часто события, пережитые в течение дня, как бы еще раз «прокручиваются» и не разрешенные до того конфликты перерабатываются головным мозгом – «разрешаются». Это вовсе не является симптомом болезни, происходит лишь некая осознанность того, что произвел прожитый день.

С другой стороны, когда ребенок вскрикивает во сне, зовет на помощь, выскакивает из постели, он явно проявляет страх, просыпается, а потом не может заснуть. Все это показывает, что ребенок не справляется со своими переживаниями. В большинстве случаев за этим стоят нарушенное доверие и часто недостающая ребенку любовь. Ночное возбуждение может быть также скрытой агрессивностью.

У меня наблюдались дети в возрасте от восьми до двенадцати лет, нервная система которых не успела до конца переработать детективные истории, виденные ими по телевизору и которые нашли выход в их снах, приводящих в результате к ночным крикам от страха. Детективные истории, которые дети просматривают с любопытством, приводят к появлению у них напряжения, страха и нарушают спокойный сон. Подпороговые возбуждения, остающиеся в подсознании, могут стать причиной нарушения продолжительности сна.

Очень важно проследить, каковы же причины нарушения сна. Ведь приводя к появлению переутомления, они ведут и к снижению концентрации внимания и работоспособности.

Только успокоенный и отдохнувший ребенок может и хорошо работать и чувствовать себя счастливым.

В основе развития ночных беспокойств ребенка часто лежит страх перед школой и школьный стресс. Такие дети просыпаются очень рано, «прокручивают» свои проблемы дня и к началу занятий уже оказываются усталыми, с нарушенной концентрацией внимания. Когда ребенок не может выправить нарушения собственными силами, следует взрослым подумать о восстановлении естественного ритма жизни ребенка.

Чтобы хорошо спать ночью, к вечеру ребенок должен устать. Не следует отправлять его в постель слишком рано или, наоборот, с опозданием. Спать он должен столько времени, как это рекомендуется соответственно его возрасту[2]. При этом важно всегда в одно и то же время ложиться спать и вставать по утрам. Только тогда будет достигнут требуемый для ребенка соответствующий ему ритм, необходимый для полноценного сна. У ребенка должно быть индивидуальное место для сна, где он хорошо себя чувствует и постоянно спит. Постель должна быть довольно жесткой, иметь легкое покрытие, одеяло, нормальную комнатную температуру (18°С), комната – хорошо проветриваться.

Родители для себя должны продумать распорядок дня ребенка.

Вспыльчивые объяснения вечером, так же как и долгое просиживание за телевизором, плохо сказываются на последующем сне ребенка. Вечера в семье не должны нести никакой эмоциональной напряженности.

Ребенок должен быть подготовлен ко сну сознанием того, что его любят, оберегают, Поэтому беседа с ребенком вечером имеет существенное значение. Из складывающихся в его сознании представлений ребенок должен всегда иметь нечто такое, что его радует, позволяет думать о чем-то прекрасном. При этом важную функцию играют так называемые «истории спокойной ночи». Родители должны рассказывать в таком случае свободно придуманные истории, или, если это им больше нравится, отрывки из ранее прочитанных детских книжек. Приятные представления вызывают также предвкушаемая радость будущих каникул, какое-то намечаемое любимое занятие, хобби, перспектива выполнения желания в ближайшем будущем. Любовь, ласка, внимание к ребенку проявляют у него то чувство защищенности, полной безопасности, которое благотворно сказывается на его общем состоянии. Тогда он хорошо спит. Тогда он счастлив.

Прекрасным методом, позволяющим преодолеть страшные сны и бороться с нарушением сна, является аутогенная тренировка, которая у детей лучше всего достигается посредством суггестивного подхода (внушения), а у младших детей – через мир фантазий.

Описание случая.

Вера жалуется на боли в ногах, которые ей не дают спать. Периодически они становятся такими сильными, что девочка плачет. Успокаивается она только рано утром. Назначение лекарств не оказывает действия.

Я посещаю ребенка, сажусь к ней на кровать, веду с ней спокойный разговор, чтобы затем начать применять к ней методы суггестивной терапии. Это предварительная ступень гипноза, являющаяся весьма действенной в детском возрасте. Как это бывает всегда, когда причинным фактором выступает болевой приступ, так и Вера очень скоро успокаивается, засыпает уже после первого же сеанса и спит всю ночь. А через три сеанса я могу закончить индивидуальную терапию, поскольку нарушения сна у нее ликвидированы. В последующем она полгода посещает группу, занятия в которой приносит ей много радости.

Вводный, а также сопровождающий терапию разговор с родителями проясняет ситуацию. Вера, их единственный ребенок, воспитывается строго, со многими запретами и приказаниями. Поднятый вверх палец здесь всегда в ходу, так что ребенка постоянно стесняют и принуждают подобным образом. Внешне Вера – смелый ребенок.

И родители понимают эти, только что мной поясненные закономерности и взаимосвязи, хорошо представляют все это в отношении своего ребенка. Через какие-то десять недель родители изменили свое поведение, что благотворно подействовало на ребенка. Вера развивается хорошо, становится свободнее, что находит выражение в значительном улучшении ее работоспособности в школе.

Описание случая.

В письме одна озабоченная мать пишет: «У нас продолжительные трудности с Клаудией, нашей 9-летней дочерью. У нее с 5 лет нарушен сон в различных фазах. Вечером она засыпает поздно. Чем позднее она идет спать, тем активнее перед сном она себя ведет. Она уговаривает себя, что ей не хочется спать, беспокоится, чтобы спали все остальные, но только не она. А потом, когда она засыпает, она часто вскрикивает и зовет меня (однако все это она делает не проснувшись до конца). Она часто видит устрашающие сновидения. Эпизодически она не может спать, потому что долгое время почесывается. Однажды после сильного насморка она долгое время громко фыркала через нос и сопела. Проведенное рентгеновское обследование полости носа и придаточных пазух показало, что все в порядке. Она долго возится вечерами в своей кровати, грызет ногти, постоянно зовет меня, чтобы я пришла к ней «в последний раз», ждет «последнего поцелуя» или постоянно стучит в дверь нашей спальни.

Мы пытались предупреждать такое поведение девочки, но с этим справиться нам не удалось. Днем можно было спокойно побеседовать с ней про вечерние горести. Она охотно спала бы со мною рядом, но понимает, что это не годится. Ночью же она опять настолько впадает в горестное состояние, что утром бывает не разговорчива. Чтобы отвлечься от такого состояния, мы советовали ей читать, если она не хочет спать. Она иногда читает до полуночи и засыпает с книжкой в руках. Когда ей не надо идти в школу, она долго спит по утрам.

Мы договорились, что она может спать на кушетке, когда вечерами никого нет в жилой комнате. Эта комната расположена рядом с нашей спальней. Ее собственная комната находится на бельэтаже рядом с комнатой ее брата Георга, с которым они хорошо понимают друг друга. В жилой комнате она засыпает немедленно.

По нашим наблюдениям, эти изменения были полезны только в течение некоторого времени, помогали в момент расстройств сна. В течение дня она была весьма активна. В школу она ездит на велосипеде и после обеда находится у друзей (преимущественно у мальчиков). Девочка много играет в футбол, много находится на открытом воздухе. Казалось бы, она должна вечером падать от усталости в постель».

Клаудия, как уже можно было представить на основании этой записи, пребывает в страхе. Ночами что-то приводит ее в беспокойное состояние. И тогда страх удерживает ее ото сна.

Клаудия – самая младшая из пяти детей. Ее все любят. Беседы с родителями, как и с самой Клаудией, не прояснили вопроса. Причина ее страха остается неизвестной.

Суть ситуации я постигаю, идя другим путем: я рассказываю ей произвольно придуманные фантастические истории в форме рассказов в состоянии бодрствования. Это ей понравилось. Итак, она выдумывает себе вечерами прекрасную историю, и ужасы ночи начинают меркнуть. Клаудия постепенно «постигает себя». Посредством приятных сопереживаний в группе, радостью пребывания в ней эти ее фазы страха и расстройства сна устраняются. Завершаются упражнения аутогенной тренировкой. Таким образом, лечение проходит успешно.

Описание случая.

Губерту 12 лет. Он воспитанный, смышленый мальчик, хорошо учился до 10 лет. Развивается хорошо, свободно и открыто держится по отношению к взрослым. Все рады и довольны им, и никто не понимает, почему Губерт неожиданно стал отставать в учебе, всегда выглядит усталым, пока его мать не обратила внимания на его постель, которая была в полном беспорядке. На вопросы своей матери Губерт отвечает односложно, совсем не с той общительностью, как это было с ним раньше.

Во время беседы с ним у меня на приеме мы узнали, почему мальчик ночами не засыпает. «Я просыпаюсь ночью и потом долго не могу заснуть. Я полон страха, что у нас что-то может обвалиться и внимательно присматриваюсь».

Этот «страх ожидания», который является причиной его ночного бодрствования, появился у Губерта благодаря информации по телевидению и радио. Детективные истории не переработаны его мозгом, у него появился страх, и мальчик не может от него избавиться.

Разъяснительная беседа, успокоительные упражнения – все это является немедленной помощью вместо таблеток для успокоения, которые просила мать Губерта. Губерт хорошо учится. Сон у него хороший. Однако такие состояния у детей могут перейти, когда им не придается значения, к длительным нарушениям сна и, кроме того, повлечь за собой разного рода другие нервные расстройства.

Агрессивность [3]

Все чаще нам встречаются агрессивно настроенные дети. Они нарушают окружающую обстановку взрослых, это тяжелые, трудные дети, к ним трудно найти подход. Их родители находятся рядом и сами не знают, что им остается делать. Их поведение меняется от твердой принципиальности до состояния по принципу «пусть будет, что будет». Их собственная неуверенность приводит к дальней шей агрессивности ребенка. «Я хотел бы видеть, что я все могу сделать» – мысленное желание ребенка в такой ситуации.

Такие дети подсознательно тоскуют по уверенному руководству, которое часто отсутствует у взрослых. И тогда накопившаяся агрессивность находит выход в различных проявлениях. Агрессивный ребенок без задержки ломает процесс преподавания на уроке в школе и старается привлечь к этому своих одноклассников. Он разговаривает во время урока и занимается посторонними делами. Все это относится к характеристике агрессивности.

Причины таких нарушений чаще всего лежат в чувстве пренебрежения, которое ощущает к себе ребенок, или шоковых ситуаций раннего детства. Корни их могут находиться также в нарушении семейных или брачных отношений.

Иногда это зависит от того, что имеют дело с единственным и избалованным ребенком или он недостаточно признан среди своих братьев и сестер. Это положение среди своих братьев и сестер имеет существенное значение. Часто нарушаются взаимоотношения между матерью и ребенком: мать оказывается слишком слабой, чтобы выступить уверенно против агрессивности ребенка, найти такие предписания, которые бы он выполнял. Я иногда вижу подобных матерей. Они мне кажутся одинокими.

За агрессивностью часто скрывается отчаяние ребенка, который ищет понимания любви. Чем больше такому ребенку запрещают, ругают его, конфронтируют с ним, не проявляя к нему чувства любви, тем более проявляются взрывы агрессивности, которые могут привести к неврозу (нарушению самообладания).

В норме все же речь идет о детской агрессивности как о крайнем проявлении. Когда к ней найдены правильные подходы, она быстро отступает. Выздоровление наступает через обретение чувства доверия и защищенности, что дает также ребенку чувство свободы и ощущение, что его оставили в покое. После этого ребенок развивается нормально.

Речь идет не о том, чтобы ребенок только в настоящий момент стал спокоен и терпелив. Речь идет о том, чтобы избавиться от агрессивности, которая мешает развитию ребенка. Конечно, у каждого ребенка есть фазы агрессивности, но они являются пограничной областью. В гармоничной обстановке, когда к ребенку относятся с заботой и вниманием, эти явления сглаживаются. Потребность ребенка в агрессивности часто выступает как открытый протест каждодневной действительности, а иногда скрывается под массой накладываемых и имеющихся ограничений. Здесь существенную помощь ребенку оказывает проведение игр с распределенными ролями, в данном случае игры с подменой родительских и детских ролей. При этом можно обнаружить и раскрыть истинное «Я» ребенка и дать ему возможность снять с себя нагрузку, душевное и физическое напряжение.

Душевная теплота и любовь к ребенку со стороны родителей дают возможность для развития его личности.

Мысли об агрессивности.

Современные дети часто увлекаются играми, отличающимися по своей неосознанной форме жестокостью. С одной стороны, это желание насильственным путем добиться своего признания, с другой стороны, внушение страха маленьким детям или одноклассникам, а иногда и взрослым. Они бывают жестоки, даже до садизма, причиняют другим боль и радуются при виде причиненной боли. И в большинстве случаев встречаются дети, не обращающие на себя ничем особого внимания, дети, которые наполнены страхом, с хрупкой душой и высокой чувствительностью. Именно на таких детях проверяются первые попытки подобного насилия. Они забиты, связаны угрозой: «Если ты что-нибудь скажешь кому-нибудь – учителям, родителям – я тебя убью».

И даже тогда, когда за такой угрозой нет никакой серьезной основы, у ребенка, которому грозили, опасение все же сохраняется Ребенок, с которым так плохо обращаются, тем не менее ни дома, ни в школе ничего не говорит о том, почему ему страшно. Из моей практики мне вспоминаются 10 таких детей, для которых (и об этом не знали ни родители, ни учителя) каждый день в школе был форменной мукой из-за охватившего их чувства огромного страха. Такой страх они испытывали перед своими жестокими одноклассниками, предпочитали оставаться с синяками и болями, чем обороняться или сказать об этом кому-нибудь. Дети с неуправляемой, чрезмерной агрессивностью, со своей жаждой мучить и разрушать это – в основном дети не любимые, не желанные, часто оставляемые одни. Они более всего характеризуются слабой контактируемостью с окружающими. Дома они не находят своего признания и не получают ни в чем ободрения. И чтобы иметь возможность быть в центре внимания, они становятся агрессивными. Неуправляемая, чрезмерная агрессивность является здесь «отдушиной», реакцией предохранительного клапана: дети причиняют другим боль, потому что сами страдают. В важные для себя периоды жизни они ощущают нехватку теплоты родительского дома, и им недостает человека, который бы о них по-настоящему заботился. Возможно, они были, как это нередко случается, сбиты с истинного пути телевизионными передачами и начитались криминальных историй. Позже, когда «игра» становится более серьезной, чем это нужно, взрослые удивляются, спрашивают себя, как же их дети докатились до такого поведения.

Ребенок, который познает жизнь вне ее динамики, характер и душа которого не находят своего выражения, а фантазия не разбужена, бывает захвачен и увлечен каждой программой. Не следует думать, что телевидение является единственной причиной. Хорошо известно, что характер и нрав таких детей оказываются лишенными многого и что в воспитании таких детей подобные внешние факторы оказывались важнее, чем гармоничная жизнь семьи.

Дети, которые подражают в своих жестоких играх программам телевидения, не могут «прижиться» в детской группе, а именно в игре с распределенными среди детей ролями, в произвольно складывающихся играх, пантомимах, а также посредством совместных, сопровождающихся приятными сопереживаниями путешествий и т. д. Возможно в каждом возрасте неправильное (ошибочное) поведение ребенка должно быть в поле зрения взрослого. И если последний сможет быстро прийти на помощь, такое нарушение ликвидируется и с точки зрения ранней профилактики психосоматическое заболевание[4] предотвращается. Если родители или семья самостоятельно не могут разрешить проблему, им следует обратиться за помощью к врачу.

Каким образом проявляют дети свою агpeссивность и как им можно в такой ситуации противостоять, показывают следующие примеры.

Описание случая.

Десятилетний Герд поймал Роземари, шестилетнюю девочку, живущую по соседству. Она, как он считает, является его заложницей. У него есть пистолет, который ему толь ко что купила тетя. Он стреляет в Роземари правда, водой, но девочка испуганно кричит, пока ее мать, которая узнает дочь по голосу, не освобождает ее из этой ситуации.

Герд сожалеет, что такая прекрасная игра, которая так его будоражит, быстро прекращается. Он терроризирует, с точки зрения родителей, всех детей из своего окружения. Он большого роста, силен и чувствует себя властелином.

Что же говорят по этому поводу родители Герда?

О происшедшей истории они узнали после обеда. Его отец и мать много времени заняты на работе, по вечерам же чувствуют себя усталыми. У них нет времени для своих троих детей, из которых Герд как самый младший часто остается дома один. Он должен один заниматься приготовлением домашнего задания, отвечать по телефону. На игровой площадке он встречает детей, которые сами не знают, чем заняться. Они пытаются проигрывать детективные истории, которые видели по телевизору, или играют в похищение самолета с заложниками. Более слабых детей они связывают, чтобы затем их поколотить, как это они видели в фильме.

Родители Герда удивляются, что мальчик стал дерзким, наглым. Он требует, чтобы они вышли из комнаты. За наказание он еще больше озлобляется на родителей. На лице его написано упрямство и агрессивность.

Георг, его друг, настоящий хулиган. Он курит с 10 лет, «организуя» сигареты из кармана костюма матери. В школе он один из вожаков, которых другие дети боятся. Он берет себе у окружающих все, что хочет. С криком: «А-а! Если ты это не сделаешь, я тебя отдую!» – он бьет и сшибает с ног другого ребенка. Кто с ним не водится, не играет, тот становится врагом и получает свое наказание.

Герд и Георг – случаи не тождественные. Многие подростки переводят свою динамичную силу в агрессивность. Они хотели бы показать свою силу взрослым и чувствуют себя удовлетворенными, когда другие их боятся.

Дети, у которых нет человека, который бы понимал их и заботился бы о них и в свои ранние годы не познали любви к себе, тепла родительского дома, такие дети часто имеют склонность к самоутверждению с помощью насилия и жестокости.

Герд и Георг не могут быть введены в терапевтическую группу. Это же относится и к школе. Для них здесь главное – разрушать, поэтому другие дети боятся их.

Воздействовать на них лично можно лишь в определенных, подходящих для этого условиях.

Описание случая.

Юргену 10 лет, у него есть 8-летний брат. Его мать живет не с отцом, а с другим мужчиной. Отец его живет по соседству с другой женщиной и тремя детьми.

У Юргена выявляется слабость концентрации внимания во время занятий, вспышки внезапного гнева и агрессивности. Из-за своего агрессивного поведения он вынужден поменять школу.

Дома братья ссорятся, как бойцовые петухи. Мать полагает, что у них это врожденное так как и ее отец в свое время бил детей. И, кроме того, Юрген настаивает на своей правоте даже тогда, когда определенно не прав.

Уже в детском саду на поведение Юргена все обращали внимание. Он, например, неподвижно часами, словно в оцепенении, сидел и смотрел перед собой, а потом, когда на него находили приступы гнева, все выбрасывал из чуланчика. Его электроэнцефалограмма (картина биотоков головного мозга) ничем не примечательна. И медицинское обследование не дает каких-либо данных о наличии заболевания. Поэтому заключение таково, что на поведение ребенка влияет семейная ситуация. Его агрессивность имеет специальную направленность – против своей матери. Мать сперва не может осознать, что изменения поведения мальчика должно исходить от нее самой: «Я не могу себя изменить, чтобы это устраивало того, кто ничего не признает, не осознает». И прошло еще некоторое время, пока Юрген после соответствующей подготовки своей матерью не начинает испытывать, что его ценят и понимают окружающие.

Описание случая.

Семилетняя Хейди приходит ко мне со своей матерью. Мать говорит мне: «Мой ребенок невозможен, я не знаю, что мне делать с ней. Я просто боюсь дочери. Она использует каждую возможность, чтобы помучить меня. Кроме того, она крепко держится за меня, одна не может сделать ни шагу. Когда я пробую идти, Хейди устраивает «театр». Мне постоянно приходится опасаться нападения с ее стороны».

У меня складывается впечатление, что у обоих (и матери, и дочери) больше к себе ненависти, чем любви. Собеседование с матерью, а затем и с отцом ясно показывает, что причина кризиса с дочерью в том, что каждый в жизни идет своим собственным путем, причем воспитание обоих детей в семье предоставляется матери.

Затруднения с Хейди, старшим ребенком в семье, начались после того, как у нее родилась сестра. Хейди тотчас же занимает агрессивную позицию по отношению к матери.

В поисках выхода из ситуации, я обращаюсь к Хейди. У меня отношение к ней, как к личности, и я завоевываю доверие ребенка. Начатая суггестивная терапия (лечение внушением) оказывает на Хейди благотворное успокаивающее влияние. После пятого сеанса терапии она резко (на следующий же день) изменяет свое поведение. Она начинает обращать внимание на свою мать. Это проявляется в том, например, что она собирает для матери цветы. В ее мысли и дела оказывается включенным и ее отец.

В данном случае необходимо также индивидуальное лечение матери с той целью, чтобы поднять ее самосознание.

После того как в течение четверти года нормализовались отношения в семье, Хейди стала нормальным ребенком. И уже нет речи о ее неуправляемой повышенной агрессивности.

Описание случая.

Дитеру 12 лет. Это резкий, наглый мальчик, «Все вздор, все бессмыслица. И поэтому я делаю то, что мне хочется!» – кричит он громко, когда оказывается у меня.

Он жалуется на нарушения деятельности желудка, часто отмечается рвота. Дома о нем заботится бабушка, так как мать занята на работе. Бабушка позволяет ему делать все, что он ни захочет. Он никогда не слышит слов «Нет, нельзя!». Мать предоставляет ему деньги сразу, как только он спросит. Его отец по работе часто бывает в отъезде и, в сущности, не оказывает никакого внимания сыну. В школе Дитер буянит, задирает окружающих. Его боятся, так как он сильно дерется. Он злится на родителей находящихся в его окружении детей, которых это и озадачивает, и смущает.

Я спрашиваю его: «Что с тобой происходит?» И без какого-либо перехода говорю громко, но спокойно: «Ну, конечно, с этим кончено!». Затем вкратце, в терминах, понятных его возрасту и развитию, я объясняю ему его положение.

С определенным ударением, но в дружеском тоне я достигаю его внутренний настрой, однако вовсе не пытаюсь чего-то требовать от него прямо. На следующий прием его приводит уже не мать, а бабушка. Дитер сообщил ей, что я его понимаю, и он хочет сделать меня своим тайным союзником. К этому мы подключаем позднее и его классного учителя, который относится к мальчику с глубоким пониманием. Наконец-то он не одинок, нашел друзей.

Так все постепенно улучшается. У Дитера, наконец, имеется человек, который, как он сам это оценивает, по-настоящему о нем заботится. Он может выразить себя как личность, становится спокойнее и сосредоточеннее в своих занятиях. Кроме того, психотерапевтическая помощь производит свое действие и для создания гармоничного соотношения в его половом развитии, что способствует устранению накопленной у него агрессивности. Из агрессивного ребенка, который не мог оставить в покое ни одного человека, он превращается в целеустремленного мальчика, который вырабатывает в себе правильные формы жизненного поведения и осуществляет их на практике с помощью окружающего его общества, в котором он активно занят делами и столь многое переживает.

Дети, которые не справляются с домашней, семейной обстановкой, у которых ввиду этого часто наблюдаются различные нарушения поведения по отношению к отцу или матери, часто реагируют отрицательно на непреодоленные конфликты[5]. Агрессивность детей следовательно, является воздействием этого страха, который базируется на семейной обстановке.

Депрессивные состояния

В детском возрасте депрессии встречаются редко, скорее всего, это депрессивные фазы развития.

У таких детей (в большинстве случаев до 8 лет) отрицательный взгляд на жизнь. У них нет уверенности в себе, они живут в страхе и заботе и на все требования к себе реагируют отрицательно. Они не справляются и с половиной того, за что уже взялись. Часто даже одаренные дети не могут использовать свои знания.

«Я просто не могу написать хорошую работу. Даже когда я хорошо подготовлен, я заранее убежден, что я с этим не справлюсь. В школе мне вообще не верят, что я что-нибудь делаю, хотя подчас я занимаюсь больше, чем значительная часть детей нашего класса», - говорит 14-летний Вольф.

И Вольф с кажущимся спокойствием сообщает, что он не справляется со своей школьной нагрузкой. В нем ощущается связанная со страхом и все далее развивающаяся депрессия. Он подавлен, боязлив. И здесь Вольф делает то, что обыкновенно делают в таких случаях многие другие. Он ищет утешения в курении и дошел уже до употребления 40 сигарет в день, которые без труда берет из родительских запасов.

Независимо от того, по какому поводу и в каком возрасте установлены эти представления, данный ребенок подавлен, угнетен, или, как еще говорят, депримирован. Эти депрессивные реакции смягчаются или устраняются личными переживаниями приятных событий в жизни ребенка, совместными играми, отдыхом. Тем не менее, ребенок до глубины души переполнен страхом. Он не справляется с жизненными ситуациями, особенно касающимися его школьной жизни.

Многие школьники в той или иной форме депримированы. Это бывает незаметно только снаружи. Им не удается выполнить то, что от них требуется, они угнетены плохими отметками и даже не верят в возможность выполнения этой требуемой работы, учебной нагрузки.

Многие дети, которых я наблюдала в своей практике по поводу нарушения концентрации внимания и снижения умственной работоспособности, чувствовали себя чрезмерно обремененными своими занятиями, скованными и были не в состоянии жизнерадостно и ясно проживать каждый день. Кто постоянно переживает отрицательные воздействия своей деятельности, а также упреки со стороны окружающих, угрозы родителей и учителей, тот с трудом находит смелость собраться с силами, настойчиво работать и полностью выполнить все требуемое от них. При этом утрачивается полностью ощущение радости от каждого прошедшего дня. Каждый школьный день для таких детей обременителен, добавляет им страха и является депримирующим.

Когда говорят о депрессивных реакциях в детском возрасте, то имеют в виду, что речь идет о депрессивной фазе в жизни ребенка, которая находит свое выражение в отрицании положительных явлений жизни.

Здесь возникают некоторые вопросы. Должна ли каждая школьная работа обязательно оцениваться отметкой или констатация числа ошибок для нас могла бы не быть столь значимым обстоятельством?

Ученики, которые плохо учатся, особенно нуждаются в одаренных учителях, работающих с радостью и любовью. Захватывающее преподавание поднимает в детях ощущение нужности представленной нагрузки. Депрессивные реакции детей находятся в тесной связи с тем, что они не справляются с классной работой, поэтому часто бывают неспособны выполнить свои работы не только в школе, но и дома. Я наблюдала нарастающую депрессию у детей, которые в материальном отношении жили хорошо. Для некоторых родите лей дать деньги своим детям менее обременительно, чем выделить соответствующее для них время, просмотреть домашнее задание поговорить с ними и вселить в них радость учения. Внимание родителей является существенным обстоятельством, оно стоит на первом месте среди всех дел. От этого зависит чему ребенок учится и как учится. Это особенно важно при переходе ребенка в другую ступень школы.

Когда родители настойчиво проверяют вы полненные задания в течение года, обсуждают их с детьми, задают отдельные вопросы беседуют с ними о школе, это все означает некую разметку пути дальнейшего развития ребенка.

Одна мать сказала: «Я в течение всего года последовательно помогала моему мальчику найти свой путь в учебе. В последующем он шел этим путем самостоятельно».

Дети, которые не получают такую помощь, утопают в хаосе требований, а потом оказываются подавленными, удрученными – депиримированными. Найдет ли ребенок собственную силу выбраться из этого моря хаоса, чтобы спастись на острове, – это зависит от его способностей, развитости и внутренней силы.

Положительная реакция на окружающую жизнь, положительное ее восприятие, в основе чего лежат совместные семейные и школьные приятные сопереживания, означает, что ребенок будет правильно относиться к требованиям каждого дня и жить ощущением радости.

Описание случая.

Мартин, которому 8 лет, представлен мне своей матерью как вялый, безрадостный, не имеющий побуждений к тому, чтобы что-нибудь делать, слабоконтактный ребенок. Она добавляет, что он, вероятно, депримирован. В школе он очень серьезен, мало говорит, интереса к учебному процессу не проявляет и не участвует в совместной работе класса. Да и вид у него какой-то печальный. Соседи рассказали его матери, что он однажды ложился на улице и будто бы сказал, что хочет умереть.

Мартин – это ребенок с отрицательными, депрессивными взглядами на окружающую жизнь. И при этом, как показал один тест (коэффициент интеллектуальности), у наго высокие показатели интеллектуального развития, так что ему под силу выполнять учебную нагрузку в школе.

От матери я узнала, что она долгое время жила в разводе со своим мужем, а сейчас возобновила с ним контакт.

Когда Мартин слышит это, симптомы его состояния ухудшаются и, как это вскоре выяснилось, у него появляется страх потерять мать в связи с изменившейся супружеской ситуацией.

В рамках групповой работы мальчику была предоставлена возможность рисовать красками вместе с другими ребятами, причем существующий конфликт получил свое отчетливое выражение в нарисованной им картине. Он является для ребенка большой внутренней нагрузкой, которую он не может вынести. Он нарисовал себя и мать большого роста и огороженными защитной стеной, а отца очень малых размеров по краю картины. Так выглядит выражение его проблемы.

Когда мы потом стали заниматься лепкой и изготовлением моделей, Мартин начал рассказывать об отце и матери. Из его рассказа явствует, что отца и вовсе нет необходимости иметь. Мать, видимо, знает все лучше.

Мартин раскрывает себя все больше и через полгода становится здоровым и жизнерадостным ребенком. Посредством применения упражнений аутогенной тренировки он успокаивается, крепнет его осознание собственного «Я» как важного звена в поступательном развитии личности ребенка.

***

Когда я думаю о всех детях, попавших ко мне на прием по поводу депрессивных нарушений, почти всегда речь идет об общей картине психолого-педагогических нарушений.

Следовательно, в частности, можно говорить не о депрессивных реакциях, а скорее о депрессивной манере, виде поведения в качестве внешнего выражения того, что дети не справляются с учебой. И хорошая отметка в классной работе не приносит радости. Правда, другие учащиеся как бы «отряхиваются» от своих отметок, реагируют на них так, как будто их вовсе и не существует. Однако более значительная часть детей думает о них, обременена этими заботами, испытывает чувство страха перед предстоящей работой, депримирована и отрицательно настроена к окружающему. Эта часть детей, как говорят в таких случаях, находится в состоянии «подпороговой сдержанности». Такая сдержанность реакции ребенка при малейшем дополнительном неблагополучии, неблагоприятном обстоятельстве приводит в действие патологические механизмы и обусловливает уже внешне выраженные изменения поведения.

Здесь создается круг взаимосвязанных явлений. Иногда в известной мере происходит так: когда ребенок не справляется с учебой, это вызывает реакцию в виде отрицательного поведения и депрессивных состояний, но также и органическое заболевание.

Такие заболевания, как язва желудка или нервная анорексия[6], резкое истощение организма, а также ожирение – все это могут быть внешние выражения непереработанной мозгом ребенка перегрузки в школе или конфликтной ситуации в семье.

Причина такого нарушения обмена веществ лежит главным образом в области душевных переживаний. Почти всегда за этим стоит отклонение, неприемлемость, протест против кого-либо, а также против факта роста и созревания организма (у девочек часто против матери).

Хотя в детском и в юношеском возрасте истинные депрессии редки, все же следует содействовать тому, чтобы предотвратить нарушения депрессивного характера, имеющие в основе много причинных факторов. Тем самым можно предотвратить так называемые ситуационные неврозы, неправильное поведение которое может развиться как своеобразная «реакция предохранительного клапана» при наличии выраженных домашних и школьных трудностей. Эти неврозы представляют собой большую помеху в воспитании ребенка на пути развития его личности и часто продолжаются значительное время, пока не будут преодолены.

Описание случая.

Аннемарии, жизнерадостной девочке, 11 лет. Она охотно ходит в школу и с удовольствием занимается. Она интересуется многими предметами, но только не математикой. Этот предмет она находит ужасным и поэтому мало им занимается. Преподаватель математики уже давно отказался от того, что ему удастся увлечь девочку математическими формулами, и у нее соответствующие оценки. Личные отношения между Аннемарией и учителем математики были вначале неплохие, но потом испортились из-за ее плохих оценок. Эти оценки написаны большими буквами также у нее дома и настойчиво подчеркивают Аннемарии ее положение.

Аннемария, обычно чувствующая себя совершенно счастливой в своих школьных делах, внутренне глубоко встревожена. И оценки по математике являются для нее тяжелым бременем.

Аннемария печальна. Она пытается исправить свои ошибки и напрягает свои усилия в столь нелюбимой ею математике. Но ей трудно понимать то, что она никак не может «схватить», Таким образом, неудачно заканчиваются и ее домашние работы по математике. Она и далее пишет по ней плохие работы и продолжает плохо заниматься по одному только школьному предмету. Однако наступает день, когда появляется новый учитель по истории, который, как она сама говорит, ей не понравился. Это приводит к тому, что она забывает перед уроками истории все выученное, и скоро, так же как в математике, оценки по истории снижаются. А не успевать по двум предметам – дело совсем неприятное. В школе обсуждается ее успеваемость. Многое из этого, вероятно, рано испытывать девочке, которая стоит практически еще только в начале своего образования.

Сейчас Аннемария должна заниматься. Время игры на флейте сокращается, и уже нет свободного послеобеденного времени для подруг, Театрализованные представления и игры в прятки в соседнем с домом лесочке прекращаются, так как Аннемар


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.