Сравнительный анализ текстов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сравнительный анализ текстов

2017-10-21 809
Сравнительный анализ текстов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание № 28 сравнительный анализ текстов

Цель: развитие умения проводить стилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;.

Формируемые ОК и ПК: ОК 1-4, 6,7

Количество часов: 1 ч.

Форма контроля: Проверка выполненного задания (задач, упражнений) преподавателем.

Содержание задания: провести стилистический анализ предлагаемого текста.

Рекомендации к выполнению задания

Используя литературные источники, провести стилистический анализ текста по плану.

План стилистического анализа текста

1.Отнести текст к одному из функциональных стилей.

2. Определить тему текста и основную мысль текста.

3. Определить задачи речи.

4. Определить сферу применения текста.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.

7. Назвать стилевые черты, присущие тексту.

8. Указать стилистические языковые средства.

9. Указать жанр текста.

10. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.

Текст для стилистического анализа

(преамбула к интервью со Л.И.Скворцовым, автор Всеволод Полинин)

О Льве Ивановиче Скворцове справедливо говорят как о лингвисте от Бога. Однажды влюбившись в русский язык, он посвятил ему всю свою жизнь. Наверное, отчасти эта любовь объясняется местом рождения Скворцова - Суздалем, городом, весь облик которого ассоциируется у каждого россиянина с понятием «Родина». Да и что за родная земля без родного языка? А еще Скворцова называют патриархом отечественного языкознания. Ученик и соратник выдающихся российских лингвистов - академика В.Виноградова, профессоров С. Ожегова и А.Реформатского, он немало сделал для сохранения и развития русского языка. Спросите любого нашего лингвиста, и он скажет вам, что означают для специалиста в этой области труды Л. Скворцова: «Теоретические основы культуры речи», «Основы культуры речи. Хрестоматия», «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» и так далее. Всего же Лев Иванович написал более чем 400 работ о проблемах современного русского литературного языка, теории и практики культуры русской речи, орфографии.

 

Известный миру теоретик и мыслитель Лев Скворцов щедро делится знаниями и опытом, занимаясь преподавательской деятельностью. Профессор кафедры русского языка и стилистики Литературного института им. Горького и кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, постоянный председатель жюри уже десяти всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, действительный член Академии российской словесности, член Союза писателей России не любит делать пауз в своей научной деятельности. Совсем недавно (осенью 2008 года) 26-м изданием вышел «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова с дополнениями Скворцова. Начиная с 24-го издания, он является титульным редактором этого знаменитого словаря. Мне доводится довольно часто общаться со Львом Ивановичем, и некоторые его мысли в наших беседах, думается, будут интересны читателям «Русского века».

Основные источники:

1. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.

Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.

2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.

3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.

4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.

5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.

2.29. Ответы на вопросы по тексту

Задание № 29 ответить на вопросы по тексту.

Цель: развитие умения проводить стилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;.

Формируемые ОК и ПК: ОК 1-4, 6,7

Количество часов: 1 ч.

Форма контроля: Сдача выполненного задания на проверку преподавателю.

Содержание задания: ответить на предлагаемы вопросы по тексту.

Рекомендации к выполнению задания

Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы:

Какие новые сведения вы извлекли из данного текста?

Расскажите, как шло развитие русского языка?

Какую роль в создании русского языка сыграл Кирилл и Мефодий?

Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на все больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение, попадая под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность даже общие тенденции направляла по неодинаковым путям. Все это происходило тем легче, что язык жил в устной форме, не фиксировался, не упорядочивался: первобытные славяне не знали письменности. Различия в фонетике, словаре, грамматике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых нас интересует восточнославянский, называемый обычно древнерусским.

 

Разные языки – страшная угроза утраты кровного родства, и патриотически настроенные ревнители славянства предприняли дерзновенную попытку (не без религиозной подоплеки) восстановить взаимопонимание. 24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Идеалисты, они шли против природы и хода истории, но замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у русских, болгар, сербов и других народов. Еще удивительнее роль, которую сыграл в славянском мире закрепленный его рукотворный язык, получивший название СЛОВЪНЬСКЪ – славянский, церковнославянский, старославянский.

 

Детище мудрецов, этот книжный язык не был механической записью древнеболгарского – одного из новых славянских языков, развившегося на юге и взятого за основу, ни тем более оживлением и письменным закреплением забываемого праславянского. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие» слова из разных славянских народов, по возможности, понятных всем славянам. В ходе переводов византийско-греческих богослужебных книг они не просто передавали понятия, но, мастерски творя их, приспосабливали язык к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям.

 

Естественное и искусственное творение, этот язык был по замыслу священно- ученым. Как средство живого общения он если существовал, то весьма условно. И конечно, не объединил он славян, но своевременно и уместно напомнил им о родстве и приобщил их к богатству античной культуры. Его успех не столько в возрождении общих черт, сколько именно в устроении: ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости. Не зря чтят Кирилла и Мефодия в Болгарии, где ежегодно 24 мая устраивается фестиваль письменности и культуры – праздник в их честь и где утвержден правительственный орден их имени.

 

Восточный и другие наследники праславянского языка развивались вполне самостоятельно. Как часто бывает, каждый унаследовал разные черты родителя, приобрел собственный опыт. Роль славянской книжности в жизни древнерусского языка была значительной, будто не замечалось южное ее происхождение, но она не подавила его самобытности и даже дала ему мощный толчок. Ученые сравнивают культурную миссию книжного языка в истории природного русского языка с прививкой плодового дерева: дичок – подвой сразу стал от нее плодоносящим растением, когда привой – черенок, веточка благородной яблони срослась с ним в едином организме.

 

Комментарии к тексту:

дичок – непривитое плодовое дерево;

подвой – растение, на которое прививают часть (черенок, почку) другого растения;

привой – прививаемая часть растения (черенок).

Основные источники:

1. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.

Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.

2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.

3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.

4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.

5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.

Подготовка к контрольной работе

Задание № 30 Подготовка к контрольной работе по разделу «Стилистика»

Цель: сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе.

Формируемые ОК и ПК: ОК 1-4, 6,7

Количество часов: 1 ч.

Форма контроля: письменный опрос на уроке.

Содержание задания: повторить, систематизировать, углубить и закрепить знания, полученные в процессе обучения.

Рекомендации к выполнению задания

Используя литературные источники, подготовьтесь к выполнению контрольной работы по разделу «Стилистика»

Основные источники:

4. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

6. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.

Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.

2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.

3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.

4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.

5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.