Тема. Методы оценки интеллектуального капитала — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема. Методы оценки интеллектуального капитала

2017-10-21 3632
Тема. Методы оценки интеллектуального капитала 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Сущность интеллектуального капитала

В последнее время все больше говорится об обособлении интеллектуального капитала в самостоятельный объект экономических и управленческих отношений. Интеллектуальный капитал становится основным ресурсом организации, определяющим ее конкурентоспособность и способность к развитию. Хотя термин «интеллектуальный капитал» широко используется в мировой экономической литературе, существуют различные его трактовки. Кроме того, часто применяются сходные термины: «нематериальные активы», «интеллектуальный потенциал», «активы знаний» и т. д.

По мнению одного из основоположников концепции интеллектуального капитала Т.Стюарта, «интеллектуальный капитал — это интеллектуальный материал, включающий в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность и участвующий в создании ценностей. Это — коллективная умственная энергия. Ее трудно обнаружить, и еще труднее управлять ею. Но уж если вы ее обнаружили и заставили служить себя, вы — победитель».

Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация и знания (интеллектуальный капитал).

Современная компания это прежде всего интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью собственнику. Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» представлено на рис. 6.

Рис. 6. Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы»

 

Рассмотрим состав каждого из этих понятий подробнее. Начнем с категории «интеллектуальная собственность».

Интеллектуальная собственность определяется гражданским кодексом РФ (часть 4, ст. 1225) как «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (вид) и приравненными к ним средства индивидуализации».

Таковыми являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Следующая категория — нематериальные активы (НМА), определяется как «идентифицируемые объекты без материально-вещественной формы, способные приносить организации экономические выгоды в будущем, со сроком полезного использования свыше 12 месяцев».

Таковыми являются: изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение; деловая репутация и др.

В НМА не входят, например, интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от носителей и не могут быть использованы без них. также в нМА не учитываются нерезультативные ниокр.

различные концептуальные подходы к определению сущности интеллектуального капитала предопределяют разброс мнений авторов о его внутренней структуре.

Одна из моделей интеллектуального капитала была разработана К. Свейби (рис. 7).

рис. 7. Модель интеллектуального капитала по к. свейби

 

в центре внимания модели — персонал организации как системообразующий фактор в структуре интеллектуального капитала. остальные элементы — следствие функционирования и проявления компетенций персонала. деятельность работников создает внутреннюю структуру — ноу-хау, различные системы, организационную культуру. на основе взаимодействий внутренней структуры и компетентности персонала создается внешняя структура — это и репутация компании, и ее бренды, и отношения с поставщиками и клиентами. но и эта составляющая, в свою очередь, оказывает влияние на остальные, развивая квалификацию персонала, предоставляя им опыт. таким образом, каждый элемент, составляющий интеллектуальный капитал, не является статичным и автономным.

По определению Э. Брукинга, интеллектуальный капитал — «термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать». Структура ик, по Брукингу, выглядит следующим образом (рис. 8).

 

Рис. 8. Модель интеллектуального капитала по Э. Брукингу

 

В данной модели интеллектуального капитала выделены четыре актива: человеческий, инфраструктурный, рыночный и интеллектуальный (интеллектуальная собственность). Логика функционирования модели заключается в том, что человеческие активы создают те структурные компоненты, стоимость которых можно измерить в денежном эквиваленте — интеллектуальную собственность, которая, наряду с финансовыми активами, формирует фундаментальную стоимость компании.

структурная модель интеллектуального капитала, предложенная л. Эдвинссоном и М. Мэлоуном, включает следующие компоненты:

- человеческий капитал: совокупности умственных способностей и нравственных устоев работников организации (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда);

- организационный капитал: результатов мыслительной деятельности работников, воплощенных в техническом и программном обеспечении, патентах, товарных знаках и знаках обслуживания, организационной структуре. с одной стороны, организационный капитал является накоплением опыта использования человеческого капитала, а с другой — он предназначен для повышения эффективности реализации работниками своих интеллектуальных способностей;

- потребительский капитал, который образован в результате взаимодействия с клиентами и включает информационную клиентскую базу, клиентские контракты и отношения, неконтрактные клиентские отношения (рис. 9).


 

рис. 9. Модель интеллектуального капитала

Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна

предложенная структуризация интеллектуального капитала имеет свой причинно-следственный смысл: если утрачен человеческий капитал, то автоматически теряет ценность структурный капитал компании, что немедленно сказывается на ее фундаментальной стоимости. И наоборот, при утрате структурного капитала персонал и менеджмент любой квалификации не смогут вести успешный бизнес. Это же можно сказать и в отношении организационного капитала: если низкую оценку получает один из этих двух факторов, то обесценивается и другой. в результате невысокую оценку получает весь структурный капитал и, следовательно, интеллектуальный капитал в целом.

таким образом, управление в современных организациях все больше ориентируется на использовании умственных способностей работников и их нравственных устоев, что в совокупности с результатами мыслительной деятельности работников, воплощенных в виде организационных, технических, информационных, общественных достижений и связей организации, образует интеллектуальный капитал организации.

 

Методы исследования и измерения интеллектуального капитала

интеллектуальный капитал сложно измеряем, потому что касается прежде всего качества нематериальных активов, а его измерение должно концентрироваться на исследовании того, что ожидается на предприятии в будущем. не существует до сих пор никакого действующего стандарта, касающегося измерения интеллектуального капитала.

для оценки интеллектуального капитала на сегодняшний день разработано большое количество разнообразных методов, которые различаются как по набору расчетных показателей, так и по качественным характеристикам.

для обзора всех методов оценки интеллектуального капитала следует обратиться к классификации к. свейби, который предложил разделение всех методов на четыре группы.

1. Методы подсчета очков — Scorecard Methods. Данная группа методов основывается на индикаторах и индексах, которые определяются с помощью подсчетов очков и баллов.

Главный недостаток этой группы состоит в том, что результаты оценки носят информационный характер и не позволяют дать денежную оценку стоимости интеллектуального капитала.

2. Методы рыночной капитализации — Market Capitalization Methods. Данные методы подразумевают, что разность, полученная между рыночной и балансовой стоимостью активов, является ценой интеллектуального капитала.

к недостаткам необходимо отнести условность определение интеллектуального капитала и ограничение выделения из разности между стоимостями таких факторов, как деловая репутация и партнерские связи компании.

3. Методы прямого измерения интеллектуального капитала — Direct Intellectual Capital methods. к этой категории относятся все методы, основанные на оценке отдельных компонентов интеллектуального капитала. после того как оценены отдельные части капитала, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании, а также ее работников.

4. Методы отдачи на активы — Return on Assets methods. коэффициент рентабельности активов сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. далее путем дисконтирования получаемого денежного потока можно оценить стоимость интеллектуального капитала.

данная группа методов также не лишена недостатков, в частности к недостатку можно отнести отсутствие разграничения интеллектуального капитала и различных форм нематериальных активов, таких как базы данных, программное обеспечение и т. д. но, несмотря на данный недостаток, количественная оценка интеллектуального капитала данной группы методов позволяет наиболее точно оценить как размер капитала, так и степень влияния на результаты деятельности компании.

в таблице 3 представлены наиболее часто используемые методы оценки интеллектуального капитала.

рассмотрим эти методы более подробно.

1. Коэффициент Д. Тобина данный коэффициент рассчитывается как отношение рыночной цены организации к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов) по формуле:

 

Q = рыночная стоимость объекта / стоимость замещения объекта (1)

далее производится сравнение результатов, полученных до и после организации управления знаниями. В данном случае можно произвести качественную оценку того, как организация управления знаниями повлияла на рыночную ценность организации (положительно или отрицательно).

 

Краткая характеристика
методов оценки интеллектуального капитала

Таблица 3
№ п/п Метод оценки Краткая характеристика
  коэффициент Д. Тобина Отношение рыночной стоимости объекта к стоимости замещения его реальных активов
  Метод к. свейби Интеллектуальный капитал оценивается по упорядоченной в матрице системе индикаторов, отражающих состояние интеллектуальных активов организации
  система показателей д. нортона и Р. Каплана Выделяется 4 блока показателей, характеризующих взаимоотношение с клиентами, внутренние бизнес-процессы, процесс обучения и развития персонала и финансы
  Л. Эдвин- сон Skandia Navigator Методика, нацеленная на построение картины создания стоимости в компании. подход объединяет оценку финансовых аспектов, потребительских аспектов, процессных аспектов, аспектов обновления и человеческого капитала
  Метод А. Пулика Определяет эффективность использования трех типов ресурсов фирмы: добавленной стоимости физического капитала, добавленной стоимости человеческого капитала, добавленной стоимости структурного капитала

 

к основным недостаткам данного метода можно отнести:

- действие временного фактора (эффект организации управления знаниями проявляется в долгосрочной перспективе);

- снижение коэффициента в долгосрочной перспективе может быть обусловлено значительным увеличением реальных активов, поэтому необходим дополнительный факторный анализ причин снижения;

- реальная оценка стоимости организации проявляется в момент ее покупки/продажи на фондовом рынке, а следовательно, достаточно сложно абстрактно ее оценить;

- отсутствие эффективных рынков информационно-интеллектуальных ресурсов, способных определить их реальную цену;

- несовершенство учетной политики организации, не позволяющее формально относить многие виды расходов к формированию нематериальных активов.

В случае, если определено, что коэффициент тобина, рассчитанный после организации управления знаниями, по своему значению превосходит аналогичный коэффициент до внедрения и это не связано с частичной ликвидацией материальных активов, возможно определить влияние изменения величины интеллектуального капитала на результативность деятельности организации по формуле:

 

Кизм = ΔИК / Δприбыли, (2)

где Кизм — коэффициент, отражающий влияние изменения величины интеллектуального капитала на результативность деятельности организации;

ΔИК — разница между величиной (стоимостью) интеллектуального капитала до и после организации управления знаниями;

Δприбыли — разница между прибылью, получаемой до и после организации управления знаниями (или средняя прибыль, получаемая при прежней величине интеллектуального капитала и новой величине интеллектуального капитала).

 

Основным недостатком названных методов оценки интеллектуального капитала является то, что они дают целостный взгляд на интеллектуальные активы организации и не раскрывают изменения конкретных составляющих (произошедших в результате организации управления знаниями). Для оценки этих изменений необходим анализ интеллектуального капитала в структурном разрезе.

2. Метод К. Свейби. Этот метод наиболее привлекательный из совокупности методов нестоимостной оценки знаний с точки зрения широты охвата и оценки всех составляющих системы управления знаниями организации.

Монитор нематериальных активов к. свейби представляет собой систему разнообразных индикаторов, отражающих состояние интеллектуальных активов организации. Методика определения эффективности организации управления знаниями заключается не столько в расчете конкретных цифровых значений, а именно в сопоставлении двух состояний объекта — до и после внедрения системы управления знаниями.

Данный подход привлекателен для коммерческих организаций, так как учтены такие критерии, как удовлетворенность потребителей, уровень продаж, доля крупных потребителей, частота повторных заказов, индекс приверженности производимой марке. Матрица к. свейби представлена в таблице 4.

Таблица 4 Матрица К. Свейби
Критерии показатели внешней структуры показатели внутренней структуры показатели компетенции
Показатели роста выручка · инвестиции в новые технологии; · инвестиции в развитие внутренней структуры · суммарное количество лет профессионального опыта работников; · средний образовательный уровень работников
показатели обновления/инноваций · продажи новым клиентам; · доля клиентов, поддерживающих имидж компании · доля новых продук- тов/услуг; · доля клиентов, способствующих развитию внутренней структуры компании · издержки на обучение, тренинги, стажировки; · доля клиентов, «стимулирующих рост знаний работников»
показатели эффективности использования - прибыль на одного клиента; - продажи на одного клиента · рост объемов продаж в расчете на одного административного служащего; · доля персонала, осуществляющего информационную · и техническую поддержку · прибыль на одного специалиста; · прибыль на одного работника; · доля специалистов в общей численности работников
пока затели стабиль ности/ рискован ности · доля 5 самых крупных клиентов; · частота повторных заказов; · индекс удовлетворенности клиентов; · доля постоянных клиентов · возраст компании; · коэффициент текучести административных кадров и экспертов-разработчиков; · средний опыт работы административного персонала; · коэффициент Rookie · коэффициент текучести кадров и текучести специалистов; · средний возраст всех работников; · средний уровень оплаты труда

 

 


3. Система показателей Р. Каплана и Д. Нортона система оценки интеллектуального капитала — сбалансированная система показателей — была создана в 1992 г. профессорами р. капланом и д. нортоном на основе исследовании американских компаний. сбалансированная система показателей — метод оценки деятельности организаций и их подразделений, позволяющих довести до всех подразделений ориентиры их деятельности и способствующий реализации стратегии организации.

Цель создания сбалансированной системы показателей — позволить управляющим взглянуть на свою компанию с четырех важных точек зрения (рис. 10):

 


 

- с точки зрения клиентов: какими нас видят наши клиенты?

- с точки зрения внутренних бизнес процессов: что нам следует улучшить?

- с точки зрения обучения и развития: сможем ли мы и в дальнейшем повышать ценность компании и создавать стоимость?

- с финансовой точки зрения: как мы выглядим в глазах наших акционеров?

Управляющие могут перечислить свои конкретные цели в каждой из этих областей и решить, какие показатели необходимы для отражения того, как эти цели достигаются. положительная роль сбалансированной системы показателей состоит в том, что, предлагая управляющим сосредоточиться на главных стратегических вопросах, она позволяет сократить общее число показателей деятельности, которые требуется использовать в компании. в качестве примеров можно назвать следующие показатели:

- взаимоотношения с клиентами: удовлетворение потребностей клиентов, сохранение клиентской базы, сохранение доли рынка;

- внутренние бизнес-процессы: качество исполнения заказов, сроки исполнения заказов, стоимость исполнения заказов, разработка новых продуктов;

- обучение и развитие персонала: удовлетворенность персонала, наличие информационных систем.

Другое преимущество сбалансированной системы показателей заключается в том, что ее можно полностью адаптировать к потребностям компании. Применяя сбалансированную систему показателей, вы можете видеть картину в целом, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшениях только в одной конкретной области. И поскольку предназначение данной модели состоит прежде всего в том, чтобы дать управляющим инструментарий для разработки стратегии и оценки результатов ее реализации, эта система представляет собой скорее сигнальное устройство, чем средство измерения. Вот почему данный метод идет в разрез с представлением о том, что показатели деятельности предназначены просто для контроля за процессами.

4. Л. Эдвинсон Skandia Navigator яркий след в области оценки интеллектуального капитала оставил Л. Эдвинсон. Эдвинсон начал работать над вопросами человеческого капитала в Skandia в 1991 г. он разработал матрицу, получившую название навигатор фирмы скандия (Skandia Navigator), — инструментарий, позволивший выявить и увеличить интеллектуальный капитал в подразделении. Навигатор показывает, как человеческий капитал создает финансовую ценность компании. обычно данная модель используется для планирования бизнеса. он предлагает общие перспективы на основе прошлого (ориентация на финансовые показатели), настоящего (ориентация на потребителя, процессы и человеческий фактор) и будущего (ориентация на обновление и развитие) компании.

С помощью навигатора скандия компания может представить свои цели в виде более конкретных факторов, а затем измерить эти факторы на уровне отдельных сотрудников, группы, направления деятельности и на корпоративном уровне. Изучая степень реализации каждого из определяющих успех факторов на каждом уровне, скандия может легко выявить то, что является источником финансовых показателей организации.

Эдвинсон утверждает, что капитал компании состоит из двух компонентов: капитала финансового и капитала интеллектуального. Финансовый капитал адекватно отражается в годовом отчете, который служит также его документальным подтверждением; интеллектуальный капитал, напротив, нередко образован «скрытыми ценностями», и поэтому его так трудно подсчитать.

Основанная на этих идеях модель «навигатора скандия» акцентирует внимание на пяти аспектах деятельности компании:

- Финансовый аспект — отражается в традиционном балансовом отчете компании и ее отчете о прибылях и убытках с их детальными показателями работы компании в прошлом.

- Потребительский аспект — охватывает все вопросы, касающиеся клиентов компании.

- Процессный аспект — процессы, благодаря которым компания может продолжать свою деятельность и добиваться повышения ее эффективности.

- Аспект обновления и развития — инновации, исследования и разработки, творчество и изобретательство, которые необходимы, чтобы компания могла успешно функционировать и в будущем).

- Человеческий капитал — сумма знаний и навыков сотрудников организации, их стремления к нововведениям и способностей к выполнению задач.

важнейшей предпосылкой данной модели является то, что интеллектуальный капитал образуется в результате интеграции человеческого и структурного капиталов. Человеческий капитал организации не принадлежит. Человеческий фактор имеет особое значение для любой компании, т. к. они в большей степени создают интеллектуальный капитал. таким образом, человеческий аспект служит связующим звеном между четырьмя другими.

Примеры показателей оценочной системы л. Эдвинсона:

- финансовая проекция: доля выручки от новых клиентов; прирост валовой прибыли;

- клиентская проекция: прирост клиентов; прирост «повторных» клиентов;

- процессная проекция: доля всех «сбоев» от всех посещений;

- проекция человеческого капитала: текучесть кадров; индекс квалификации.

5. Метод А. Пулика данная модель определяет эффективность использования трех типов ресурсов фирмы: добавленной стоимости физического капитала (CEE), добавленной стоимости человеческого капитала (HCE) и добавленной стоимости структурного капитала (SCE).

Расчет показателя представлен формулой 3, чем больше этот показатель, тем выше оценивается потенциал фирмы, ее способность создавать добавленную стоимость.

 

VAIC= CEE+ HCE + SCE (3)

CEE = VA/Инвестиционный капитал (4)

HCE = VA/Человеческий капитал (затраты на труд) (5)

SCE = VA — Человеческий капитал (затраты на труд) / VA, (6)

где VA — добавленная стоимость (выручка — затраты, не учитывая затраты на труд).

 

Для измерения интеллектуального капитала существует множество моделей как качественных, так и количественных. Выбор между ними необходимо делать основываясь на целях исследования, специфики компании и применимости моделей. Мы сравнили пять разных моделей измерения интеллектуального капитала: среди них две количественные (коэффициент Тобина и метод Пулика) и три качественных модели (сбалансированная система показателей, «навигатор скандия», монитор нематериальных активов). Между данными моделями есть сходства и расхождения. Все модели используя различные показатели и индикаторы. их выбор происходит экспертно в зависимости от цели компании и ее специфики. различия состоят в группировании данных индикаторов и показателей. также стоит заметить, что, несмотря на различия, все модели показали, что интеллектуальный капитал является важным компонентом компании, а также в нашем случае ее конкурентным преимуществом. управление интеллектуальным капиталом с использованием данных моделей поможет не только увидеть, где у компании проблемные места, но и поможет выявить те факторы, которые помогут увеличить как прибыль, так и стоимость компании в зависимости от целей.

 

Управление интеллектуальным капиталом

Учитывая ограничения, налагаемые условиями ведения бизнеса, отметим, что для большинства предприятий в настоящее время при создании системы управления интеллектуальным капиталом следует опираться на три основных элемента, от эффективности функционирования, которых будет зависеть как успешность создаваемой системы, так и конкурентоспособность организации в целом. К этим элементам относятся:

1. Управление «овеществленной частью» системы менеджмента знаний (базами знаний и технологиями, на основе которых они реализуются), нацеленное на накопление знаний, их документальное оформление и оптимальное использование. Этот элемент создает и систематизирует память организации.

2. Управление человеческим капиталом — основным компонентом системы знаний предприятия, нацеленное на создание знаний, их распространение внутри организации, обмен с внешней средой.

3. Создание организационной культуры, способствующей распространению, приумножению и обновлению знаний на предприятии.

Под влиянием внешней среды общий объем имеющихся у предприятий знаний имеет тенденцию к увеличению вследствие действия следующих факторов:

- повышение мобильности и институционального многообразия знаний. Возникает более сложная, общественно распределенная система производства знаний. Общественная функция производства знаний переходит от немногих «посвященных» (академических исследовательских институтов, университетов, центральных исследовательских лабораторий крупнейших предприятий) к более широкому кругу субъектов (исследовательские отделы предприятий, инжиниринговые, консалтинговые фирмы и т. п.), что расширяет круг потенциальных источников знаний для инновационных предприятий;

- рост объема «инфраструктурных», не принадлежащих конкретному предприятию или исследовательскому консорциуму, знаний в результате проведения совместных исследований. процесс создания новых знаний носит кумулятивный характер (новые знания являются результатами проведенных ранее ниокр и выступают в качестве «ресурса» — исходного материала — для будущих исследований и разработок). Поэтому, несмотря на опасения некоторых исследователей относительно монополизации новой информации, потенциально доступный обществу запас знаний (PAKS — Potentially Available Knowledge Stock) постоянно растет;

- повышение эффективности информационной инфраструктуры: новые информационные технологии (банки данных, информационные услуги в онлайновом режиме, технические журналы на CD-ROM и т. п.) позволяют эффективно использовать широкий спектр внешних источников и отбирать необходимые данные в наиболее удобной для предприятия форме.

Для повышения эффективности управления знаниями в современных условиях предприятию необходимо организовать «многоканальное» приобретение знаний из внешней среды, опирающееся как на отбор информации о созданных знаниях, так и на совместные исследования, приглашение специалистов и т. д.

Несмотря на новизну задачи построения системы управления интеллектуальным капиталом и ее тесную связь с другими функциональными подсистемами менеджмента на предприятии, следует отметить, что в мире уже созданы инструменты, позволяющие ее развивать и эффективно использовать. Наиболее распространенные инструменты для каждого из выделенных элементов системы управления знаниями представлены в таблице 5.

Инструменты системы
управления интеллектуальным капиталом

Таблица 5
управление человеческим капиталом управление техонологической базой создание корпоративной культуры
создание собственными силами групп специалистов, принимающих решения развитие специальных средств доставки информации (интернет) расширение использования нефорального общения, либерализация этических норм

 

 

Три стадии превращений интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал проходит три стадии превращений.

На первой стадии происходит превращение денежной формы капитала организации в интеллектуальные элементы производительного капитала:

- производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности, со знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;

- разрабатываются инновационные идеи с использованием знаний и навыков специалистов и создаются продукты интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии может также осуществляться заимствование объектов интеллектуальной собственности сторонних организаций с приобретением частичных или полных прав на их использование).

Кроме того, деньги расходуются на увеличение интеллектуального потенциала организации по следующим направлениям:

- обучение и переподготовка специалистов, в результате чего увеличивается объем их знаний, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;

- повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологий коллективной работы;

- мотивация интеллектуального труда, повышения творческой активности, практической значимости создаваемой интеллектуальной продукции и т. п.

На второй стадии превращений интеллектуальные элементы производительного капитала (производительные интеллектуальные активы) обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Овеществляемые в инновационной продукции предметы интеллектуального труда предопределяют совокупность свойств и качество этой продукции в целом, ее потребительскую ценность. Интеллектуальный капитал овеществляется в продукции на всех технологических этапах ее создания и производства: в материалах, из которых производится продукция, в станках и оснастке, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т. д. Овеществленный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает прибавочную стоимость, и чем выше уровень достигнутого при этом качества продукции, тем больше величина созданной прибавочной стоимости.

На третьей стадии кругооборота превращений интеллектуального капитала продукция становится товаром, в котором овеществляются маркетинговые интеллектуальные активы, еще более увеличивая потребительскую ценность товара. На этом завершается формирование рыночной стоимости инновационной продукции, которая определяется ее материальной и интеллектуальной составляющими. Реализуемый товар превращается в деньги, часть которых, пропорциональная интеллектуальной составляющей рыночной стоимости продукции, является результатом завершения превращений интеллектуального капитала.

На вырученные таким образом деньги при правильной организации бизнеса производится приумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращений капитала.

Управление интеллектуальным капиталом должно обеспечить его постоянное непрерывающееся движение через три стадии его превращений. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и не овеществленный в дальнейшем в материальной продукции интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций.


 

ТЕМА. Модели управления знаниями

Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

- создание новых знаний;

- использование имеющихся знаний при принятии решений;

- воплощение знаний в продуктах и услугах;

- передача существующих знаний из одной части организации в другую;

- обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний.

Рассмотрим две наиболее известные модели управления знаниями: модель и. нонака, Х. такеучи и модель Х. крмара, д. рехойзера.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.