Политические и Правовые взгляды С. Будного — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Политические и Правовые взгляды С. Будного

2017-10-21 668
Политические и Правовые взгляды С. Будного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет исторический

Кафедра истории Беларуси

РЕФЕРАТ

по теме: политические взгляды Симона Будного

Гапанович Антон Антонович,

студент 3 курса, специальность «Теология»

 

Проверил:

кандидат исторических наук,

А.Н. Дулов

Витебск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…. Стр. 3

Политические И Правовые Взгляды С. Будного……………………..Стр. 4-8

 

Симон Будны (примерно 1530-1593) - известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов…………………………………………....Стр. 4-6

 

Власть и граждане……………………………………………………..Стр. 6-8

 

Влияние идей Симона Будного

на законодательство и судебную практику…………………………..Стр. 8-10

 

Заключение……………………………………………………………..Стр. 11-12

 

Список использованный источников ………………………………..Стр. 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Базисным основанием любого сформировавшегося этноса служит единство его культуры как в узком смысле, подразумевающем профессиональную деятельность просветителей: философов, литераторов и т.д., так и в непосредственной социальной роли культуры в жизни данного народа, его нравах, быте и ценностях, и, наконец, - в самом широком «общемировом» контексте в смысле роли конкретной культуры в деле развития человечества, в своем, особом месте данной этнической культуры среди других стран и народов. Осознание собственного участия в прогрессе мировой культуры, в частности, выковывание ядра «носителей личностного сознания», которые становятся проводниками такого рода веяний среди основной массы населения, является важнейшей предпосылкой формирования положительной самооценки любого этноса и любой нации. В этом контексте следует отметить, что выход белорусского народа в Европу совпал с эпохой ренессансного гуманизма в ее западных и центральных странах (середина 14 - 16 вв). В 16 в. в Западной Европе также начинается широкое движение по преобразованию католической церкви в церковь национальную (Реформация). В истории и культуре белорусского этноса нашли свое отражение оба эти культурные течения. Уже само географическое положение ВКЛ способствовало сравнительно раннему проникновению новых идей в белорусскую культуру, передаваемых через представителей аристократической белорусской молодежи, обучающейся в университетах Праги, Базеля, Падуи, Кракова и т. д., а также с помощью купцов, привозивших из Европы произведения литературы и искусства, заодно и новые общественные веяния.

 

Власть и граждане

Все представители власти - великие князья, воеводы, старосты, гетманы канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.

С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться ему и назначенным им представителям закона, исполнять без пререканий все приказы и распоряжения. «Мы учим и признаем, - писал белорусский просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину - императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением».

С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве.

Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких обстоятельствах не должна выступать против власти, даже когда это тирания. Вторая обязанность, граждан - всегда просить Бога за своих господ, даже когда они не христиане. Третья обязанность граждан - своевременно вносить в государственную казну предусмотренные законом налоги, потому что и сам Христос, говорил Будный, хоть и происходил из царского рода, исправно платил их и других наставлял регулярно платить, говоря: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Четвертая обязанность граждан - без всяких пререканий отправляться на воинскую или другую службу, когда приказ отдан господином. Пятая обязанность граждан, согласно слов Симона Будного, - необходимость полного подчинения тому власть предержащему, которого Бог дал земле, и запрет силой менять его или требовать другого. В качестве подтверждения приведенного положения Будный приводил в пример поведение Апостолов и их учеников, которые никогда не требовали себе других правителей и королей, хотя и жили в непростое для Христианства время Ирода.

Будный в своих работах сформулировал то, какими должны быть правители, сформулировал этический кодекс государя, обозначил круг его главных обязанностей и прав, а так же формы управления государством.

Христианский государь, согласно мнения С.Будного должны быть богобоязненным, справедливым, милосердным; он должен защищать вдов, убогих и сирот; назначать на должности судей четных и порядочных людей и строго следить за исполнением законов, которые в свою очередь, должны основываться на Священном Писании. Монарх христианского государства, во всем должен руководствоваться не личными интересами, а выгодой всей страны, всех сословий; он не может, не имеет права начинать войну с другими государствами, только преследуя цель расширения границ своих владений.

Приверженец образования, развития гуманистических принципов взаимоотношений между людьми через образование, С.Будный призывал монархов окружать себя мудрыми и образованными личностями, которые могли бы давать мудрые советы, особенно в сложные моменты, что бы властью не причинялся вред простым гражданам.

Строгое исполнение гражданами своих обязанностей и высокая ответственность правителей, осознание ими важности своей миссии и давали, по мнению белорусского просветителя, гарантию спокойствия в государстве, создавали наиболее благоприятные условия для развития общества и личности.

О способах политического действия

Неоднозначно относился Будный к такому способу политического действия, как война. С нравственных позиций он делит войны на справедливые и несправедливые. К несправедливым войнам, которые он называл разбоем, он относил войны, которые имели целью захват чужих городов, княжеств, земель. К таким войнам он относился отрицательно.

Справедливые войны - это войны оборонительные. Их необходимо вести, чтобы не позволить завоевание страны. Ведя такие войны, король или князь должны не допускать, чтобы «враги подданных мучили, вязали, в плен гнали, женам и девушкам насилие творили, церковь уничтожали, детей оскверняли или били, города опустошали, учителей разгоняли и всяким хорошим делам вредили.».

Будный отстаивал принцип правового государства, в котором правит закон. Так, он считал, что только правительство имеет право наказывать преступников, причем на основе закона. Всякое же самовольное убийство недопустимо. Между тем он не отрицал права на самооборону при нападении на человека разбойника или другого обидчика.

Суды должны судить справедливо, руководствуясь законами и заповедями Христа. [2, с.26, 27]

Кроме разработки функций, методов государственной власти и обязанностей монархов и подданных, Будный стремился определить некоторые принципы государственной социально-экономической и культурной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У образованной части общества возникает и утверждается - не без ожесточенной идейной борьбы - понимание, что социальное и культурное развитие невозможны без ориентации на общеевропейскую культуру и общеевропейскую цивилизацию, а установка на сохранение и развитие собственной самобытности дополняет эту ориентацию не менее ясным пониманием необходимости би-ориентации - на Запад (Европа) и на Восток, т. е. на Русь (в отношении православия и традиций письменности). Эта биполярная ориентация, трансферная установка на культурном, политическом и бытовом уровнях социальных отношений, постепенно становится отличительной чертой этнического самосознания белорусов, которая в той или иной форме продолжается на всем протяжении нашей этнической истории и во многом определяет соответствующий этнокультурный облик.

Одной из важнейших идей, общих для Возрождения и Реформации, является установка на формирование национальной культуры на национальном языке (исторически, как правило, предшествующая и способствующая формированию наций). В 15-16 вв. эта идея воодушевляла первых великих белорусских просветителей (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и др.) и оказала большое позитивное влияние на формирование белорусской этнической культуры уже на этом историческом этапе (задолго до формирования нации) как культуры национально устремленной. В то же время в силу достаточно благоприятных для белорусов социальных и политических условий их бытия в составе ВКЛ до Люблинской унии такой принципиальный аспект реформационных идей, как необходимость собственно национальной государственности, не нашел своего выражения в белорусском самосознании той эпохи

Большой и сложный путь прошёл белорусский народ в своём духовном развитии, прежде чем подняться к вершинам мировой культуры. Несмотря на неблагоприятные на протяжении веков исторические условия, он создал в прошлом богатую литературу, лучшие произведения которой не утратили своего познавательного значения и эстетической ценности до наших дней. Благодаря таким личностям как Симон Будный.
Культурно-историческая, а соответственно и политическая заслуга Симона Будного состоит в том, что он одним из первых в европейской культуре открыто выступил за духовную свободу, религилзную терпимость в рамках одного общества. Он был одним из тех белорусско-польских интелигентов, которые были решительными противниками ущемления прав людей, призывали к свободному развитию национальных культур, расширению права с целью формирования справедливого общества. Конечно, вера Будного в Иисуса Христа не как в Сына Божьего, а в великого праведника для православных и католиков была ересью. Но если смотреть шире, не только с религиозных позиций, то это не был конфликт одного человека с официальной церковью, а, скорее, конфликт времени, который по разным причинам обострился в эпоху Ренесанса. Это был спор между верой и размумом, теологией и философией, догматизмом и скептицизмом. Можно сказать, что в процессе поиска моральной и религиозной правды Симон Будный вступил на небезопасную в то время дорогу вольной философии.

Идея конфессионально-религиозной толерантности в итоге стала доминирующей на белорусских и польских землях во 2-й пол. 16 в. Эта идея законодательно была закреплена в актах знаменитой Варшавской конфедерации 1573 г., а также в тексте 3-го Статута Великого княжества Литовского 1588 г. Нет сомнений, что деятельность Симона Будного непосредственным образом повлияла на создание данных документов.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет исторический

Кафедра истории Беларуси

РЕФЕРАТ

по теме: политические взгляды Симона Будного

Гапанович Антон Антонович,

студент 3 курса, специальность «Теология»

 

Проверил:

кандидат исторических наук,

А.Н. Дулов

Витебск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…. Стр. 3

Политические И Правовые Взгляды С. Будного……………………..Стр. 4-8

 

Симон Будны (примерно 1530-1593) - известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов…………………………………………....Стр. 4-6

 

Власть и граждане……………………………………………………..Стр. 6-8

 

Влияние идей Симона Будного

на законодательство и судебную практику…………………………..Стр. 8-10

 

Заключение……………………………………………………………..Стр. 11-12

 

Список использованный источников ………………………………..Стр. 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Базисным основанием любого сформировавшегося этноса служит единство его культуры как в узком смысле, подразумевающем профессиональную деятельность просветителей: философов, литераторов и т.д., так и в непосредственной социальной роли культуры в жизни данного народа, его нравах, быте и ценностях, и, наконец, - в самом широком «общемировом» контексте в смысле роли конкретной культуры в деле развития человечества, в своем, особом месте данной этнической культуры среди других стран и народов. Осознание собственного участия в прогрессе мировой культуры, в частности, выковывание ядра «носителей личностного сознания», которые становятся проводниками такого рода веяний среди основной массы населения, является важнейшей предпосылкой формирования положительной самооценки любого этноса и любой нации. В этом контексте следует отметить, что выход белорусского народа в Европу совпал с эпохой ренессансного гуманизма в ее западных и центральных странах (середина 14 - 16 вв). В 16 в. в Западной Европе также начинается широкое движение по преобразованию католической церкви в церковь национальную (Реформация). В истории и культуре белорусского этноса нашли свое отражение оба эти культурные течения. Уже само географическое положение ВКЛ способствовало сравнительно раннему проникновению новых идей в белорусскую культуру, передаваемых через представителей аристократической белорусской молодежи, обучающейся в университетах Праги, Базеля, Падуи, Кракова и т. д., а также с помощью купцов, привозивших из Европы произведения литературы и искусства, заодно и новые общественные веяния.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ С. БУДНОГО

 

1.1. Симон Будны (примерно 1530-1593) - известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов

Симон Будны (примерно 1530-1593) - известный белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник, имя которого в XVI веке было широко известно в Англии, Германии, Италии и других странах Западной Европы.

С. Будны был чрезвычайно образованным человеком. Кроме родного белорусского языка он отлично владел классическим латинским, древнееврейским, а также греческим, старославянским, польским и другими языками, что позволяло ему углублять свои знания в античных культурах, анализировать достижения Средневековья, без трудностей знакомиться с произведениями Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Жана Кальвина и других западноевропейских философов и писателей. [5]

С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации. [3]

На протяжении почти 30-летней творческой деятельности, из-под пера нашего знаменитого писателя вышли книги «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» (Несвиж, 1562), «О главных принципах христианской веры» (Лоск, 1576), сборник «О светском государстве» (Лоск, 1583), переводы Библии (1570, 1572, 1574), Апокрифов (1570) и другие.

На политические взгляды С.Будного, как и на других мыслителей 16-17 в.в., оказывали влияние протестантские движения в Западной Европе. Проникая в Беларусь, они корректировались под влиянием местной культурной традиции и политической специфики.

В культурной и политической жизни Великого княжества Литовского (ВКЛ) особенно были известны такие протестантские течения, как кальвинизм антитринитаризм.

В народном реформаторском движении на Беларуси учение Кальвина нашло свое проявление в распространении идеи социального равенства, а в среде средних и верхних слоев белорусской шляхты - идеи расширения и укрепления шляхетской демократии и свобод, в стремлении подчинить церковную власть монарху.

В 50-60-е гг. 16 в. в кальвинистсткой организации княжества выделилась группа радикалов, которые называли себя антитринитариями, литовскими братьями, арианами.

Среди антитринитариями не было единства. Одна часть их занимала леворадикальные позиции и считала, что христиане не должны занимать государственные должности, владеть поместьями и подневольными. Они отстаивали социальное равенство, выступали против национального и религиозного неравенства, конструировали утопические проекты переустройства феодального общества на примитивных коммунистических принципах, сочетая их с религиозными формами.

Другая часть антитринитариев придерживалась умеренных взглядов, не отвергая устоев феодального общества, а стремясь реформировать его, опираясь на нормы христианской морали, сделать его более цивилизованным и справедливым. Это стремление нашло свое отражение в трудах С.Будного. Его перу принадлежит специально посвященное политическим проблемам печатное сочинение «О светском государстве». Ряд политических проблем им рассматривается также в публикации «Катехизиса». [2, с. 22]

Далее рассмотрим основные политико-правовые идеи С.Будного.

О происхождении власти и её назначении

Решение проблемы сущности власти во время горячих политических дискуссий 60-80 годов XVI века имело важное значение, потому что от него зависело содержание и характер предлагаемых социально-политических доктрин.

С.Будный в отличии от своих радикально-агрессивных оппонентов, преданных сторонников утопических приверженцев полного равноправия и свободы людей, наоборот, занимал рационально-консервативную позицию. Как человек неординарный, он к тому же имел данные блестящего государственного деятеля, потому что, как никто другой из его окружения, глубоко чувствовал личную и историческую ответственность за каждое высказанное слово, за каждую мысль.

Исключительные способности позволяли ему во время выработки своей социально-политической доктрины учитывать все факторы общественной жизни, благодаря чему он достигал сбалансированности интересов разных социальных групп. В результате теоретических размышлений С.Будного и сделанных на их основе практических рекомендаций улучшения светской власти, стали наиболее эффективными и принесли оптимально возможную пользу людям того времени.

Будный считал, что всякая власть, всякое правительство и даже каждая его часть происходят от Бога, сотворенная его волей и уже потому она является неприкосновенной и необходимой, даже если находятся люди, которые думают по другому. Но Будный превзошёл традиционные представления про смысл власти, сделав заметные открытия в теории государства. Он доказал, что в случаях, когда от власти исходит зло, то виновата не власть, как таковая, а конкретные люди, которые воспользовались властью не для достижения общественного блага, а с целью удовлетворения личных амбиций. Власть ни при чем, утверждал С.Будный, когда власть предержащие превращаются в жестоких тиранов. Власть так же невиновна, как невиновно золото, которое ничтожные люди используют для злых и никчемных дел.[3]

К тому же не все служебные лица - плохие люди, среди них есть много добросовестных чиновников, которые ради выполнения служебных обязанностей даже жертвуют своей жизнью. Из его доказательств вытекает, что для усовершенствования власти необходимо повышение нравственности и ответственности лиц, которые занимаю государственные должности.

С.Будный был приверженцем просвещенной монархии и противником тирании (абсолютной власти одного человека, которая опирается на насилие). Осуждая тиранию, он между тем считал, что она не должна свергаться насильственно. «Власть - дело хорошее, нужное и полезное, она может быть в христовой церкви, если Бог дает ее. Если же не дает, то домогаться ее силой не следует, а надо довольствоваться тем представителем власти, которого Бог дал в этой стране.». Но при этом он делает оговорку, что если король или другое служебное лицо будет принуждать что-нибудь сделать против бога или его заповедей, то лучше принять смерть, чем послушаться их. Отстаивая божественное происхождение государственной власти, белорусский мыслитель не отвергал и демократические принципы занятия государственных должностей. [2, с.25, 26]

Главной целью назначения всякой власти и наивысшее её предназначение, по мнению С. Будного - достижение спокойствия в государстве, защита прав всех граждан, защита интересов каждого человека и всего общества.

Будный, как никто другой видел недостатки государства того времени, но при этом, он никогда не бросался в крайность и не требовал, в отличии от других, её ликвидации, а предлагал эволюционный путь развития и усовершенствования общества путем внесения в жизнь ряда гуманистических принципов, на которых, согласно его теории, должны были строится взаимоотношения между представителями власти и всем остальным обществом, которые были подданными Великого Княжества.

Власть и граждане

Все представители власти - великие князья, воеводы, старосты, гетманы канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.

С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться ему и назначенным им представителям закона, исполнять без пререканий все приказы и распоряжения. «Мы учим и признаем, - писал белорусский просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину - императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением».

С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве.

Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких обстоятельствах не должна выступать против власти, даже когда это тирания. Вторая обязанность, граждан - всегда просить Бога за своих господ, даже когда они не христиане. Третья обязанность граждан - своевременно вносить в государственную казну предусмотренные законом налоги, потому что и сам Христос, говорил Будный, хоть и происходил из царского рода, исправно платил их и других наставлял регулярно платить, говоря: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Четвертая обязанность граждан - без всяких пререканий отправляться на воинскую или другую службу, когда приказ отдан господином. Пятая обязанность граждан, согласно слов Симона Будного, - необходимость полного подчинения тому власть предержащему, которого Бог дал земле, и запрет силой менять его или требовать другого. В качестве подтверждения приведенного положения Будный приводил в пример поведение Апостолов и их учеников, которые никогда не требовали себе других правителей и королей, хотя и жили в непростое для Христианства время Ирода.

Будный в своих работах сформулировал то, какими должны быть правители, сформулировал этический кодекс государя, обозначил круг его главных обязанностей и прав, а так же формы управления государством.

Христианский государь, согласно мнения С.Будного должны быть богобоязненным, справедливым, милосердным; он должен защищать вдов, убогих и сирот; назначать на должности судей четных и порядочных людей и строго следить за исполнением законов, которые в свою очередь, должны основываться на Священном Писании. Монарх христианского государства, во всем должен руководствоваться не личными интересами, а выгодой всей страны, всех сословий; он не может, не имеет права начинать войну с другими государствами, только преследуя цель расширения границ своих владений.

Приверженец образования, развития гуманистических принципов взаимоотношений между людьми через образование, С.Будный призывал монархов окружать себя мудрыми и образованными личностями, которые могли бы давать мудрые советы, особенно в сложные моменты, что бы властью не причинялся вред простым гражданам.

Строгое исполнение гражданами своих обязанностей и высокая ответственность правителей, осознание ими важности своей миссии и давали, по мнению белорусского просветителя, гарантию спокойствия в государстве, создавали наиболее благоприятные условия для развития общества и личности.

О способах политического действия

Неоднозначно относился Будный к такому способу политического действия, как война. С нравственных позиций он делит войны на справедливые и несправедливые. К несправедливым войнам, которые он называл разбоем, он относил войны, которые имели целью захват чужих городов, княжеств, земель. К таким войнам он относился отрицательно.

Справедливые войны - это войны оборонительные. Их необходимо вести, чтобы не позволить завоевание страны. Ведя такие войны, король или князь должны не допускать, чтобы «враги подданных мучили, вязали, в плен гнали, женам и девушкам насилие творили, церковь уничтожали, детей оскверняли или били, города опустошали, учителей разгоняли и всяким хорошим делам вредили.».

Будный отстаивал принцип правового государства, в котором правит закон. Так, он считал, что только правительство имеет право наказывать преступников, причем на основе закона. Всякое же самовольное убийство недопустимо. Между тем он не отрицал права на самооборону при нападении на человека разбойника или другого обидчика.

Суды должны судить справедливо, руководствуясь законами и заповедями Христа. [2, с.26, 27]

Кроме разработки функций, методов государственной власти и обязанностей монархов и подданных, Будный стремился определить некоторые принципы государственной социально-экономической и культурной политики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.