Тема 3. Принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 3. Принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.

2017-10-21 2293
Тема 3. Принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности. 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Принцип (от латинского «основа»)- основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения или той или иной организации.

В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установку». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют чётко видеть как идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, очерчивая главные правила реализации намеченных задач.

Принципы имеют в своей основе объективные, не зависящие от желания человека, закономерности.

Закономерность – это порядок или регулярность процесса; факт наличия постоянной или необходимой взаимосвязи между явлениями; это не до конца познанный закон.

Принципы ФК - общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания и развития личности, основные требования к построению, выбору средств и методов, организации процесса ФВ и спортивной тренировки.

3Х-модульная система принципов ФК (иерархия принципов):

I. Общие принципы социальной стратегии общества (общие) или общие принципы системы ФК (названы так потому, что определяют генеральное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ и их действие распространяется на всех работников в сфере ФКиС и на все звенья системы ФВ (ДОУ, школы, вузы и т.д.):

- принцип непрерывности развития обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности на каждом возрастном этапе её жизнедеятельности, обеспечивающими освоение промежуточных задач при постепенном переходе к достижению конечной системной цели.

- принцип целостного развития обеспечивается единством телесного, интеллектуального и социально-психологического компонентов в форми­ровании ФК личности. В его основе лежат идеи формирования всесторонне раз­витой личности в процессе её деятельности, единства мышления, созна­ния и деятельности. Своим содержанием он тесно связан с общенаучны­ми принципами развития человека, отражающими необходимость единства социального и биологического, общественного и личностного.

- принцип деятельностного подхода к формированию ФК личности строится на положении о том, что, только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, мож­но осуществлять действенное формирование ФК челове­ка. Этот принцип определяет направлен­ность педагогического процесса на всестороннее развитие личности и её самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями ФК.

- принцип вариативности и многообразия содержания и форм воспита­ния личной ФК основан на индивидуализации (организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей занимающихся) и диф­ференциации (например, организация спецшкол, курсов по выбору, на уроке разные задания для однородных групп учеников) процесса ФВ с учётом состояния здоровья занимающихся, их ценност­ных ориентаций, интересов и потребностей в сфере ФК. Требует отказа от излишней стандартизации содержания физкультурных занятий, создания альтернативных программ с учётом нацио­нальных и исторических традиций, материально-технической базы и профессиональные возможности педагогических коллективов.

- принцип оптимизации определяет необходимость постоянного приве­дения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в со­ответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивиду­альными способностями, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося, внешними условиями деятельности. Реализация этого принципа предусматривает соблюдение этико-гуманистических норм при определении индивидуальных физических нагрузок, использовании спортив­ных или оздоровительных методик в соответствии с теми целями, ценнос­тными ориентациями и мотивами, которые привели человека к физкуль­турно-спортивной деятельности.

Общесоциальные принципы воспитательной стратегии общества конкретизируются в:

- принцип всестороннего развития личности;

- принцип оздоровительной направленности ФВ;

- принцип прикладности или связи ФВ с подготовкой человека к трудовой, военной, спортивной и другим видам деятельности.

II. Методические (Общеметодические) принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса ФВ и включающие принципы обучения, воспитания.

1. Принцип сознательности и активности учащегося в процессе ФВ:

Этот принцип предусматривает определение путей творческого со­трудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности.

Сознательность – способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Сущность принципа заключается в фор­мировании у человека устойчивой потребности в освоении ценностей ФК, в стимулировании его стремления к самопозна­нию и самосовершенствованию.

Принцип раскрывается в следующих требованиях:

- определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности за­нимающимся, для того, что бы формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к этим целям и задачам;

- стимулировать потребность в самооценке, самоана­лизе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспитательном процессе целенаправленные зада­ния по развитию способности к оперативному анализу состояния, умению находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей занима­ющиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорос­ти, времени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя. (Проводился эксперимент: каждому участнику эксперимента предоставлялось по 120-150 попыток для прыжка в высоту с разбега с целью овладения техникой. Затем провели опрос, чтобы выяснить, как ученики представляют себе механизм этого движения. Большинство не смогли дать каких-нибудь ясных объяснений. Лишь после его детального разбора они стали верно воспринимать и оценивать движение);

- воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к двигательным заданиям.. Существенную роль в раз­витии занимающихся играет пробуждение у них интереса к занятиям, си­стематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной компетент­ности. Опыт показывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечи­вает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения заданий.

2. Принцип наглядности

Наглядность – привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Данный принцип пре­дусматривает формирование у занимающихся точного чувственного об­раза (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физичес­ких способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц.

В процессе построения образа разучиваемого дей­ствия важную роль играет объём сенсомоторной информации, хранящей­ся в памяти индивида. Он является предпосылкой к формированию та­ких сложно дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство весла», «чувство мяча» и т.д.

Необходимо помнить, что может быть:

- зрительная наглядность, содействует уточнению пространственных и пространственно-временных параметров движений;

- звуковая наглядность, имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических параметров движений. Следует знать, что восприятие через зрительную систему идёт на трёх уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – только на уровне представление. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если оба способа передачи информации используются одновременно, человек может воспринять до 65% содержания;

- двигательная наглядность, (проведение по движению, собственно выполнение движения) наиболее специфична для ФВ. Она обеспечивает восприятие не только пространственных и временных параметров движения, но и возможность ориентироваться в динамике действующих внешних и внутренних сил, особенно инерционных.

В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа на­глядности предусматривает комплексное использование прямой и опос­редованной форм наглядности.

Форма прямой наглядности - натуральный показ двигательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и раз­бор ошибок — формы прямой наглядности).

Форма опосредованной наглядности – слово, использова­ние кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм, а также специализированных средств направленно­го воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обу­чения, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью).

Особое значение среди форм наглядности имеет слово, т.к. это сигнал всех сигналов в том смысле, что за время жизни и обучения слово связывается со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменяя» их и может вызвать все те действия, которые вызываются любыми другими раздражителями.

В ходе объяснения движения формы наглядности должны меняться, лучше использовать их комплексно. При использовании комплексных форм наглядности необходимо учи­тывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминирова­нием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственно­го или словесно-логического восприятия). Степень и характер примене­ния наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной систе­мы занимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитатель­ного процесса.

3. Принцип доступности и индивидуализации:

Предусматривает определение стимулирующей меры трудности педа­гогического задания в процессе ФВ, учитывая осо­бенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности. Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и от объек­тивных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координаци­онной сложности, чрезмерной энергоемкости, опасности. Достижение в занятии полного соответствия между трудно­стями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превы­шать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям. И наоборот, слишком легкие задания будут малоэффективными в повы­шении подготовленности занимающихся. В регулировании меры сложности заданий учитель дол­жен руководствоваться:

- программными требованиями и нормами нагрузок для каждой возрастной группы;

- результатами текущей и оперативной диагностики их состояния объективного и субъективного здоровья и подготовленности.

Границы доступного в процессе ФВ изменяются. То, что недопустимо на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. Отсюда методические условия доступности:

- преемственность физических упражнений. Новые ДУиН возникают на базе ранее освоенных. Учебный материал распределяется так, чтобы содержание предыдущего урока служило предпосылкой к освоению последующих занятий - от неизвестного к известному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому;

- постепенность в переходе от одних заданий, более лёгких, к другим, более сложным - от легкого к трудному, от простого к сложному.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса — следующее важное требование рассматриваемого принципа. Она выражается в диф­ференциации учебных заданий, норм физической нагрузки и способов её регулирования, форм занятий и приёмов педагогического воздей­ствия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрез­вычайно важно определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоёмкости выполняемых заданий. Игнорирование принципа ин­дивидуализации зако­номерно вызывает эффект «ретроингибирования» (торможение темпов адаптации накопившимися в организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умеренных физических нагрузок. Несомнен­но, что сущность принципа индивидуализации заключается в алгорит­мизации, принятии адекватных управленческих решений относительно физического воспитания конкретной личности, а не группы. Тем не менее, индивидуальный подход нельзя противопоставлять методам груп­пового управления, поскольку возможности саморегулирования орга­низма занимающихся всегда будут обеспечивать выраженную индивиду­альную компенсаторную реакцию на стандартное по содержанию для группы педагогическое задание. Несомненно, что эффективная реали­зация принципа индивидуализации обусловлена его связями с принци­пом доступности и общими закономерностями управления учебно-вос­питательным процессом.

Нужно отметить, что учитывать индивидуальные особенности – это не значит идти на поводу у них. Многие индивидуальные свойства поддаются направленному изменению. Кроме того, в процессе ФВ стоит задача не только развить врождённые данные, но и сформировать новые ДУиН, формы поведения и т.д.

4. Принцип систематичности:

Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь раз­личных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физически­ми упражнениями не сводились к проведению эпизодических, раз­розненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упраж­нениями обеспечивается при выполнении ряда условий:

- обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим;

- строгого согласования и распре­деления нового учебного материала с предыдущим;

- соблюдение целесо­образного порядка, направленности применяемых физических нагру­зок.

В этом процессе важное значение имеет учёт закономерностей возрастного развития физических способностей, а также переноса дви­гательных навыков и физических способностей. Определяя последова­тельность освоения упражнений, а также различных по характеру фи­зических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по воз­можности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленнос­ти, является многократное повторение одних и тех же заданий в от­дельном занятии, а также самих занятий на протяжении относитель­но длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведе­ния, что является объективной предпосылкой всесторон­него и гармонического развития индивида.

III. Специфические принципы ФК - отражают специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями в сфере ФВ, спортивной тренировки и физической рекреа­ции.

Принцип непрерывности

Его реализация предусматривает недопусти­мость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Даже небольшой перерыв (5-7 дней) ведёт к снижению функциональных возможностей. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. Чередование нагрузок и отдыха и обеспечивает непрерывность процесса ФВ.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.